![2d83dbeba8195e7ad3bda632b2019e45_3.jpg](http://botinok.co.il/sites/default/files/images/2d83dbeba8195e7ad3bda632b2019e45_3.jpg)
![7b25a0780c22fba6d71b9f706c53c736_4.jpg](http://botinok.co.il/sites/default/files/images/7b25a0780c22fba6d71b9f706c53c736_4.jpg)
До правления Петра I реклама была устной и лубочной - то есть в картинках. Торговцы, разносчики, бродячие ремесленники наперебой расхваливали свой товар, наполняя своими криками улицы городов. Отсюда и название: от латинского reclamare - выкрикивать. По указу Петра I для рекламы начали использовать "летучие" листки, распространявшиеся по трактирам и рынкам.
![c34f03c6fbe45978425de761c82677b9_5.jpg](http://botinok.co.il/sites/default/files/images/c34f03c6fbe45978425de761c82677b9_5.jpg)
![7a608ea39e3c44d6d1d6529dd1aff2fa_6.jpg](http://botinok.co.il/sites/default/files/images/7a608ea39e3c44d6d1d6529dd1aff2fa_6.jpg)
![0dc407f807f62343668c6db238b292f6_7.jpg](http://botinok.co.il/sites/default/files/images/0dc407f807f62343668c6db238b292f6_7.jpg)
![468b96b181765c3ef86f3c919e51eaa7_9.jpg](http://botinok.co.il/sites/default/files/images/468b96b181765c3ef86f3c919e51eaa7_9.jpg)
В XIX веке господствовали два вида рекламы: печатная - календари, листки, прейскуранты и внешняя - вывески магазинов, трактиров, складов. В 1880 году в Москве появилась первая световая реклама - электрические лампочки разукрасили вывеску "Пассаж" на Кузнецком мосту.
Параллельно развивается жанр плаката, над упаковками и этикетками работают художники. Причем Россия тогда была, что называется, впереди планеты всей. Всемирная выставка торгового плаката проходит в 1897 году именно в Петербурге.
![bdd6f06b8addbb0d0dd0be532c91f0fc_10.jpg](http://botinok.co.il/sites/default/files/images/bdd6f06b8addbb0d0dd0be532c91f0fc_10.jpg)
После революции 1917 года заниматься рекламой становится модным у творческой интеллигенции. Например, Маяковский и художник Радченко в 1925 году были отмечены в Париже на международной художественно-промышленной выставке серебряными медалями за цикл плакатов (знаменитые Резинотрест, Моссельпром и т.д.)
Однако постепенно реклама из двигателя торговли превращается в агитационный инструмент. Она всюду: и в газетах, и на радио, и на улицах в виде плакатов и листовок. Лозунги советского времени спокойно без смеха часто воспринимать трудно. Достаточно сравнить плакаты времен СССР с плакатами царской России ...
![ca55668b26348d50e1ca6e1283b4ece6_15.jpg](http://botinok.co.il/sites/default/files/images/ca55668b26348d50e1ca6e1283b4ece6_15.jpg)
Галоши Резинотреста -
просто восторг.
Носит
север,
запад,
юг
и восток.
В.Маяковский
![b1635a582cdb1c736c030eab40a8fbb2_18.jpg](http://botinok.co.il/sites/default/files/images/b1635a582cdb1c736c030eab40a8fbb2_18.jpg)
"...Обычно думают, что рекламировать надо только дрянь - хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама - это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Увидев на обложке журнала знаменитое имя, останавливаются купить. Будь та же вещь без фамилии на обложке, сотни рассеянных просто прошли бы мимо.
Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи.
...Конечно, реклама не исчерпывается объявлениями. Объявления - это простейший вид. Реклама должна быть разнообразием, выдумкой.
...Думайте о рекламе!"
(В. Маяковский "Агитация и реклама" 1923 г)