Судан. Самая большая страна африканского континента и одно из самых бедных государств на Земле. Большую часть страны занимает пустыня, желтые пески которой хранят под собой много тайн. Через весь Судан несет свои воды могучий и великий Нил, распадаясь на Белый и Голубой возле столицы страны — Хартума. Все реки Судана входят в бассейн Нила. Нил несет не только воду, он несет с собой жизнь. Это вторая по протяженности река нашей планеты. Испокон веку люди селились на ее берегах. Ее обожествляли и в честь нее складывали гимны. У Нила долгая память. Он видел египетских фараонов и ассирийских царей, он помнит персидские полчища и гоплитов Александра Македонского. Нил знаком с римскими легионами и армиями праведных халифов. Нил был велик и славен тогда, когда Афин не существовало еще и в помине, а Вавилон был кучкой жалких развалин на берегу никому не известной реки.
Давайте перенесемся в конец девятнадцатого века и спустится по Нилу в самый центр современного Судана. Путешествие не покажется Вам скучным. Именно здесь появился тот, кто объявил себя мусульманским мессией — Махди Долгожданным. Этот человек осмелился бросить вызов Британской империи, единственной сверхдержаве того времени. Вдохновленные его речами толпы, одними копьями и мечами победили армию, вооруженную карабинами и винтовками. Созданное Махди государство просуществовало около семнадцати лет, находясь в противоборстве с туманным Альбионом.
История восстания Махди удивительна. В ней все имело место. Религиозный фанатизм и противостоящий ему здравый смысл. Оружие древнего мира столкнулось в нем с винтовками и пулеметами. Именно в этих событиях самый знаменитый суданец вступил в единоборство с одним из величайших англичан. Это рассказ о фанатизме и величии, о храбрости и самопожертвовании, о чести и верности, о лютой жестокости и неприкрытом зверстве. Это история восстания Махди.
I
Население тогдашнего Судана представляло собой странного образа помесь арабов с неграми, коренными жителями африканского континента. Арабы принесли с собой свою веру и свой язык. Здесь практически не было сельского хозяйства в виду чрезвычайной засушливости страны. Только на побережье Нила земля хоть как-то возделывалась человеком, имело место охота и скотоводство, благо местная фауна очень богата. Но урожаи редко бывали обильными, поскольку земледелие вещь не простая, оно требует знаний и умений. А о каком урожае можно говорить возделывая землю даже не плугом, а мотыгой? Время и элементарный технический прогресс обошли эти земли стороной. И хотя на дворе уже стоял девятнадцатый век, Судан по-прежнему жил в эпоху каменного.
Основная масса населения занималась работорговлей, важнейшим источником дохода для суданцев того времени (к слову сказать, работорговля сохранилась там и по сей день). Одни племена нападали на другие, пленных обращали в рабов и продавали любому, кто готов был их купить. На вырученные деньги покупалось оружие и предметы первой необходимости, привозимые из Египта. Не будет преувеличением сказать, что территория страны жила в состоянии войны всех против всех. Любой отморозок собравший отряд вооруженных бандитов был царь и Бог в том месте, докуда мог доскакать его отряд. При этом на подопечной земле он творил все, что его левая пятка пожелает. Так длилось из года в год, из десятилетья в десятилетье, из века в век. Люди рождались и жили с одной целю: схватить побольше себе подобных и выгодно продать. Затем придут другие, схватят и продадут нас, ну что ж, на все воля Аллаха, а Он, как говорят мусульмане, знает лучше.
С начала девятнадцатого века на земли Судана положил глаз Египет. Ничего удивительного в этом нет. Рядом лежит ничейная территория населенная дикарями, так почему бы не прибрать к рукам бесхозное имущество? Ни власти, ни армии, ни государства, ну кто от такого подарка откажется? Египетская экспансия началась с 1819 года. Северный сосед постепенно захватывал одну область за другой, практически не встречая никакого сопротивления. Да и о каком сопротивлении можно было говорить? Люди живут по принципу: белые придут — грабят, красные придут — грабят, все равно деваться некуда.
В 1822 году египтяне основали город Хартум, что в переводе с арабского означает «хобот слона». Город стал основным центром их дальнейшего продвижения на юг. Суданцы сделали из этого единственный практический вывод: Хартум быстро стал одним из крупнейших невольничьих рынков Африки и объем работорговли резко увеличился. Со временем большая часть территории современного Судана была захвачена и вошла в состав Египта на правах генерал-губернаторства Египетский Судан. Правление египтян ни чуть не улучшило условия жизни людей. По своей сути оно сводилось к максимальному выжиманию соков из населения. Назначаемые Каиром генерал-губернаторы, смотрели на выделенные им земли только как на источник личного обогащения. Их абсолютно не интересовала жизнь местных жителей. Не предпринималось никаких усилий что бы дать стране элементарный порядок и законность. Назначаемые Египтом наместники менялись с ошеломляющей быстротой и требовали только уплаты непомерно высоких налогов, причем их размер каждый генерал-губернатор устанавливал по своему собственному усмотрению. Представляете что творилось? Жаловаться некуда, ибо на вверенной ему территории генерал-губернатор был и суд, и закон, и Господня воля.
Ну а что бы народ не противился новым властям, Египет разместил во всех сколь либо значимых населенных пунктах военные гарнизоны. Вы наверное уже догадались, что их содержание также ложилось на плечи местного населения тяжким бременем. Естественно, солдаты грабили и обирали жителей сколько было их душе угодно. Малейшее недовольство подавлялось так, что оставшиеся в живых еще полгода зубами щелкали от страха. Словом, жизнь суданцев под правлением египетских наместников можно охарактеризовать выражением: надо бы хуже, да некуда.
Очень скоро реальная власть над Суданом перешла в руки Зубейра, одного из самых жестоких и известных работорговцев Африки. Соединив вооруженные отряды охотников за рабами воедино, он фактически прибрал работорговлю в свои руки и стал полноценным хозяином страны. После чего Зубейр отказался платить египетскому генерал-губернатору налоги (чего зря деньги переводить?), а посланные против него карательные отряды попросту уничтожил. Более того, сознавая свою силу работорговец потребовал у Каира титул Паши и Египет был вынужден согласится.
Но пришла беда — отворяй ворота. На Египет свалилась другая проблема: страна практически утратила независимость, оказавшись в сильной зависимости от Британской короны. Английское влияние в стране фараонов и пирамид резко усилилось с момента открытия Суэцкого канала (1869 год). Его стратегическое значение невозможно переоценить. Морской путь в Индию, жемчужину Британской империи, сократился более чем на восемь тысяч километров! Естественно что англичане, руководствовавшиеся принципом: «зона интересов Короны — весь мир», не могли оставить такой объект в руках какого-то мелкопоместного туземного князька.
К 1875 года Египет оказался на грани банкротства в результате «мудрой» экономической политики своего правителя Исмаила-Паши (Англия путем хитроумных операций начисто обрушила мировые цены на хлопок, главный экспортный продукт тогдашнего Египта. Затем предоставила ему крупные займы, благополучно разворованные правительством страны. Потом наступило время возврата долгов. А платить их было нечем). В Итоге Исмаил-Паша продал контрольный пакет акций Суэцкого канала англичанам. С этого момента их влияние в Египте стало доминирующим.
Египтяне пожаловались своим новым хозяевам: мол, рядом Египетский Судан беспредельничает. Вроде бы и наша земля, да сидит там разбойник Зубейр, правит страной как хочет, а денег не платит. Британцы, хозяйственно осмотрев соседнюю территорию обещали помочь, при условии, что на должность генерал-губернатора Судана будет назначен их человек. У правителя Египта (он носил титул Хедива), не было другого выбора. Новым генерал-губернатором стал Чарльз Гордон.
Об этом человеке просто необходимо рассказать подробно. У него было много имен. Как его только не называли — генерал Гордон, Гордон Китайский, Гордон Хартумский, Гордон-Паша. В его честь сочиняли оды, его подвиги изображали на картинах, он один имел успех там, где терпели поражения целые армии. Он гордость Соединенного королевства, сияющий брильянт в его короне, человек — легенда. Можно смело утверждать: пока английская земля могла рождать таких людей как Гордон, Великобритания правила миром.
Чарльз Джордж Гордон родился в Англии, в 1833 году. Молодым офицером он участвует в Крымской войне с Россией, ранен при штурме Севастополя. Затем Гордон уезжает в Китай, где в ходе Опиумных войн демонстрирует свои выдающиеся качества как в качестве военного, так и в качестве администратора. В ходе восстания Тайпинов в Китае (потрясшего страну до основания), Гордон совершает невозможное: собрав разбитые мелкие правительственные отряды воедино, молодой англичанин в пух и в прах разбивает многократно превосходящие силы мятежников. Это стало первым поражением повстанцев. Китайский император по достоинству оценил его заслуги, назначив талантливого британца на должность главнокомандующего армиями Поднебесной. За всю историю Китая Гордон стал единственным европейцем занявшим столь высокую и ответственную должность. Участь мятежников была решена. Огромные полчища бунтовщиков были уничтожены и восстание Тайпинов потерпело поражение. Англия, значительно усилив свое влияние в Китае, ликовала, присвоив своему герою почетное прозвище «Китайский».
Получив пост генерал-губернатора Судана, Гордон снова совершает чудо: ему удается покончить с работорговлей в стране. По его совету Зубейра-Пашу приглашают в Каир, где содержат в качестве почетного гостя. Сын Зубейра-Паши, Сулейман, оставленный присматривать за «хозяйством», решает идти вызволять отца силой оружия. И тут англичанин демонстрирует какое-то безумное, не человеческое, не укладывающееся в голове бесстрашие. Один, совершенно безоружный, он приезжает в лагерь Сулеймана и требует от мятежников сдаться. Кажется невероятным, но увешанные с головы до пят оружием работорговцы действительно разошлись! Через некоторое время Сулейман опомнился от своего неслыханного позора и снова принялся за старое. На этот раз Гордон действовал куда жестче. С небольшим отрядом он вновь явился в банду Сулеймана, арестовал его, произвел над ним суд и тут же повесил. И никто из бандитов даже не пикнул, видя казнь своего главаря!
С горсткой египтян Гордон значительно расширяет территорию своего губернаторства, именно при нем Судан достиг своих нынешних границ. С работорговлей ведется беспощадная борьба. Виновных ожидает короткий суд, покаянная молитва и длинная веревка на ближайшем дереве. Его энергия невероятна (суданцы всерьез утверждали, что он никогда не спит). Гордон беспрестанно разъезжает по Судану изо всех сил пытаясь навести хоть какой-то порядок. На него смотрят с благоговейным ужасом, работорговцы дрожат при упоминании его имени. Конечно будет преувеличением сказать будто Гордон полностью покончил с работорговлей в Судане, но без сомнения он нанес ей страшный удар. Пораженный такими успехами египетский Хедив, присвоил Гордону титул Паши, а захлебывающиеся от восторга английские газеты нарекли его новым прозвищем «Хартумский».
Так продолжалось около пяти лет. В 1879 году Правительство Ее Величества решило перебросить деятельного генерала на другой участок работы. Его как пожарника бросали во все «горячие» точки империи, над которой никогда не заходило солнце. Гордон вновь уехал защищать английские интересы в Китай.
Новый генерал-губернатор Египетского Судана назначенный из Каира, вернулся к прежней системе управления и к старым порядкам. То есть к тотальному грабежу страны, беспрестанным обирательствам и надругательствам над ее жителями. Эта перемена вызвала недовольство всех слоев населения Судана. Вот тут то на сцене и появляется главный герой нашего повествования. Его полное имя Мухаммед Ахмед ибн ас-Сайид абд-Аллах. Именно он объявил себя Махди Долгожданным.
II
Точная дата его рождения неизвестна, но историки считают, что будущий основатель суданского государства появился на свет между 1844 и 1845 годом. Он родился на берегу Нила, неподалеку от маленького городка Донгола, в семье плотника-корабела. Мальчик рано потерял отца и остался совсем один в жестокой стране, какой был тогдашний Судан. Детство сироты-бедняка не было приятным. Уверен, мальчишка порядком хлебнул горя. Но беды и невзгоды одних людей ломают, а другим напротив, закаляют характер. Наш герой бесспорно принадлежал ко второй категории. Видимо, он имел природную предрасположенность к религии и духовным исканиям, что и определило его жизненный путь. В Хартуме Мухаммед Ахмед получил мусульманское религиозное образование и стал дервишем.
В самом общем виде дервиш в мусульманстве представляет собой некий аналог христианского монаха. Он не вправе иметь никакой собственности, даже одежда на теле не принадлежит ему. Дервиш беспрестанно странствует по стране, питаясь подаянием и неся слово Пророка всем, кто пожелает его слушать. Это облаченный в лохмотья аскет со странническим посохом в худой руке, с бледным изможденным лицом и горящими фанатичными глазами. Дервиши могли объединятся в некие общины для совместных постов и молитв под началом шейха — духовного руководится. В одну из таких общин руководимую известным подвижником шейхом Мухаммедом Шерифом, и вступил герой нашего повествования.
Молодой дервиш ведет жизнь крайнего аскета, во всем подражая Пророку: скудная еда, короткий сон, беспрестанные посты и молитвы. Земные блага абсолютно не интересны, вся его жизнь — постоянное служение Богу. Он утешает и успокаивает всех, кто нуждается в утешении и приходит за советом, он готов отдать последние лохмотья нищим и поделится с ними единственным куском хлеба. В общине его жизнь является образцом для подражания. Слухи о благочестии и святости Мухаммеда Ахмеда быстро распространились за пределы общины. Постепенно у него появляются собственные ученики и последователи.
Известно, что в результате какого-то конфликта, шейх общины изгнал своего лучшего ученика. Причина ссоры достоверно не установлена, но принято считать, будто Мухаммед Ахмед выступил против нарушения шейхом неких установлений Корана. Скорее всего, так оно и было. Разъяренный шейх изгнал из общины строптивца, наговорив ему перед этим немало грубых и обидных слов. Но правда была на стороне Мухаммеда Ахмеда, ибо он открыто выступил против безнравственности и нарушения религиозных заповедей. Такая история значительно способствовала росту его популярности. По стране ширилась молва о молодом дервише стремившимся очистить веру и смело добивающемуся полного соблюдения всех канонов ислама. На проповеди Мухаммеда Ахмеда собираются тысячи людей, его выступления имеют фантастический успех. Бесспорно, он блестяще владел словом и обладал огромной харизмой, ибо такие качества обязательно присущи любому проповеднику способному увлечь за собой толпу.
Кроме того, у будущего мессии появился помощник, взявший на себя заботы о сугубо земных делах. Этого человека звали Абдаллах ибн аль Саид Мухаммед. Он был одним из сыновей местного муллы, семья которого тяжело пострадала от произвола чиновников-египтян. Абдаллах дал себе слово изгнать наглых захватчиков из своей Родины. Явившись к Мухаммеду Ахмеду, Абдаллах заверил его в своей преданности и через очень короткий промежуток времени стал его правой рукой и первым помощником.
К тому времени социальная обстановка в стране накалилась до предела. Чиновники Рауф-Паши, египетского генерал-губернатора Судана, выжимали из народа все соки, не брезгуя открытым грабежом. Жалобы на действия властей открыто игнорировались самими же властями. Египтян ненавидели лютой ненавистью и нужен был только повод для того, что бы ярость угнетаемых выплеснулась наружу. А по землям северного Судана упорно распространяются слухи о грядущем и скором явлении великого и долгожданного Махди, который вернет исламу его сияющую чистоту и освободит простых людей от страданий. И неудивительно: человеку всегда свойственно верить в то, во что ему хочется верить. Так было раньше, так будет и впредь.
Здесь нужно сделать небольшое отступление и пояснить, как ислам представляет фигуру Махди. Дословный перевод этого слова с арабского означает «ведомый» (по пути Аллаха). Это своего рода некий мессия, предшествующий близкому концу света. При этом о Махди в Коране нет ни малейшего упоминания, но мессианские идеи очень широко толкуются в хадисах. В исламе суннитского толка, который как раз исповедуют в Судане, Махди является неопределенным лицом (в отличии от шиитов), это прямой потомок Пророка призванный объединить всех мусульман и воздать всем по делам их.
История мусульманства знает несколько примеров того, когда те или иные люди объявляли себя Махди. Такое случалось как до описываемых нами событий, так и после. Но если Вы читаете эти строки, значит ни один из них не был подлинным Махди, поскольку конец света так и не наступил. Пока, во всяком случае.
Проповеди Мухаммеда Ахмеда постепенно приобретают антиегипетскую направленность. Он указывает на конкретных виновников бедствий народа. Это египтяне, нагло обирающие страну и отшатнувшиеся от истинного ислама. Они предали заветы Пророка, пойдя в услужение к неверным — англичанам. Судан будет процветать только тогда, когда на его земле установится истинный ислам, очищенный от скверны и торжествующий в своей первозданной чистоте. Но захватчики и их неверные хозяева скоро будут выброшены прочь. Скоро начнется Великая война — Джихад! Лучше тысячи могил, чем один пиастр дани, говорит он, и скоро этот лозунг подхватывает вся страна.
Его первый помощник Абдаллах, грамотно занимается организацией предстоящего выступления. Во все концы Судана доставляются послания нового духовного лидера, идет скрытая подготовка вооруженных отрядов.
Никто не знает чем руководствовался Мухаммед Ахмед перед тем как наречь себя именем Махди. Скорее всего, как и все успешные проповедники, он сам искренне верил в свою избранность. Истории не известна точная дата этого события. Но совершенно точно, что весть о появлении Долгожданного молнией облетела Судан и вызвала неслыханный религиозный подъем. Семя упало на благодатную почву. Забитые и измученные люди очень ждали Его. Они верили в Его приход. И Он пришел. Это случилось в 1881 году.
Продолжение истории восстания Махди, читайте в блоге автора