Микаэл Леонович Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тбилиси. В семье он был долгожданным и единственным ребенком. Поэтому Сато Григорьевна – мама Микаэля – всю себя посвятила сыну, даря главное, что сформировало его восприятие мира и его характер – любовь. В своей книге «Я просто живу» Микаэл Леонович сказал: «Всему, что было во мне хорошего, я научился у моей матери. А все плохое – это то, чему я не смог у нее научиться».
Всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в Государственном музыкально-педагогическом институте им.Гнесиных в классе композиции А.И. Хачатуряна и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за два месяца до смерти, он провел в Москве.
Ученик Хачатуряна, он дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории – его романсы исполнила прославленная камерная певица Зара Долуханова. С его оперы «Кто ты?» начинался Камерный театр Покровского. А комическая опера «Граф Калиостро» до сих пор одна из самых репертуарных опер этого знаменитого театра. В кинематографе Таривердиев дебютировал в 1958 году с музыкой к фильму «Юность наших отцов».
Пик популярности Микаэла Леоновича приходится на 1970-е годы. Именно тогда появляются самые знаменитые фильмы с его музыкой – «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы». Кроме того, он написал музыку к 132 кинофильмам. В творческом наследии Таривердиева – авторство 4 балетов, 4 опер, органной музыки, более 100 романсов, инструментальных концертов, камерных вокальных циклов на стихи Вознесенского, Ахмадулиной, Цветаевой и многого другого.
Музыка Таривердиева, независимо от жанра, в каком она написана, всегда отмечена его неповторимой интонацией, она имеет свое лицо. Микаэл Леонович находился в постоянном движении, он все время придумывал для себя что-то новое, ставил новые задачи. Он композитор необычной судьбы. А помимо этого он еще был спортсменом, фотографом, вел телепрограммы…
Таривердиев является лауреатом 18 международных премий, Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола и Народным артистом России. Он трижды был лауреатом премии «Ника» за лучшую музыку к фильму года, возглавлял гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России со дня ее основания, был художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена».
Умер Микаэл Таривердиев 25 июля 1996 года в сочинском санатории «Актёр» и был похоронен на Армянском кладбище Москвы. В 1997 году вышла книга композитора «Я просто живу».
15 августа знаменитому композитору исполнилось бы 80 лет
Одним из главных увлечений в жизни Таривердиева были водные лыжи. В книге он рассказывает, что единственным его знакомым, которого он так и не научил на них кататься, был Эльдар Рязанов.
«Король-олень», «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром» - музыкальные темы и песни из этих фильмов знает вся страна. Их автор, Микаэл Леонович Таривердиев, в середине 90-х взялся за мемуары. Но закончить не успел - 25 июля 1996 года его не стало. Завершила и подготовила к печати книгу его вдова Вера Таривердиева. «Комсомолка» публикует отрывки из воспоминаний «Я просто живу», которые выходят в издательстве «ЭКСМО».
О «СЕМНАДЦАТИ МГНОВЕНИЯХ ВЕСНЫ»
...Штирлиц - герой собирательный, такие люди существовали, их было трое, тех, кто работал в высших эшелонах немецкой власти. Двое были раскрыты и погибли, один остался жив. Так что же должен чувствовать этот человек? Ну, конечно, меру ответственности, чувство долга. Но что главное? Мне казалось, что он должен чувствовать тоску по дому. А что такое тоска по дому? Это тоска по людям, по жене. Это очень романтично, но что-то не то. А может быть, все-таки тоска по небу, по своему небу?..
Мы долго говорили на эту тему с Лиозновой. И она тогда к этому небу - это была моя идея - добавила журавлей, для которых нет границ, даже несмотря на войну. Вот так написать о ностальгии. И если я это сделаю, то решение картины есть. Ничего другого не надо - остальное сыграют актеры.
На песни (из «Семнадцати мгновений весны». - Ред.) пробовались многие певцы. Муслим Магомаев даже записал их. Но когда стали ставить в картину, не понравилось. И мы стали переписывать их заново, уже с Иосифом Кобзоном. Он приезжал ко мне каждый день в течение месяца к десяти утра, и я с ним занимался, делал песни. Спел он их блестяще. И в отличие от многих других, с кем мне приходилось работать над голосом, над интерпретацией, Иосиф не забыл уроков. Он не только в течение многих лет исполнял эти песни на том же замечательном уровне, на каком они были записаны, но и тот Кобзон, манеру которого знают миллионы людей, во многом проявился тогда, на этой работе. Он настоящий профессионал. А Магомаев обиделся на меня тогда страшно.
Кстати, отношения с Лиозновой в конце концов тоже были испорчены. Случилось так, что, когда работали над фильмом, я подружился с Юликом Семеновым. Уже на самом последнем этапе работы Лиознова решила вставить себя в титры в качестве сценариста. Я в этом ничего особенного не видел, тем более что какие-то сцены переделывались, и переделывались основательно, как всегда бывает в кино. Но Семенов встал на дыбы. Не из-за денег. Просто из принципа. И вот они обратились ко мне как к третейскому судье, я был приятелем обоих. И я сказал Лиозновой: «Таня, ты не права». Она пришла в дикую ярость. Отношения наши были испорчены на много лет. Но Семенов не дал поставить ее фамилию рядом со своей.
О РЯЗАНОВЕ И «ИРОНИИ СУДЬБЫ»
С Эльдаром Рязановым я познакомился в Пицунде. Столовая в Доме творчества в Пицунде была устроена, как все заведения такого рода. И стоял там «овощной стол», на который ставили здоровенные миски со всякой свеклой, морковкой и прочей зеленью. Эльдар исправно подходил к этому столу и наполнял свою тарелку. Через несколько дней ему это надоело. И проблему он решил просто: подставил стул к этому столу и устроился со своей тарелочкой поближе к миске. Ясное дело, что нашлись люди, у которых это вызвало негодование: «За путевку все платят одинаково, а едят по-разному». Для большинства же это стало темой для подначек, на которые Эльдар реагировал весело и очень изящно. Он стал уверять, что так он худеет, сидя на овощной диете. Хотя обед он свой съедал все равно.
Кстати, уже в Москве Эльдар лежал то ли в Институте питания, то ли где-то еще действительно с целью похудения.
Звонит он мне как-то и говорит:
- Мика! Можешь ко мне завтра приехать?
- Могу, - отвечаю я.
- Привези мне тогда батон колбасы и батон хлеба.
- Эльдар! Ты же худеешь!
- А у нас завтра выходной.
Вот так он худел.
Эльдар - человек экстравертный, и вокруг него всегда собирается масса народу, он рассказывает разные истории, байки. И вот иду я однажды к столовой. А на приступочке сидит Эльдар и напевает песенку: «На Тихорецкую состав отправится, вагончик тронется, перрон останется». И говорит, что песенка эта народная, автора у нее нет. И она войдет в его новый фильм «Ирония судьбы».
- Что это за разговоры! - возмутился я. - Это песня не народная, и у нее есть автор. Эта песня моя.
Тогда Эльдар мне сказал:
- Я хочу тебе дать почитать сценарий фильма. У меня есть такая идея. Мне нужно, чтобы в фильме было шесть-семь шлягеров, песен, которые сразу запомнят все, которые будут петь. А так как ни один нормальный композитор не может написать шесть шлягеров, я хочу, чтобы их написали разные композиторы. Вот Андрея Петрова нет (а он действительно тогда работал на совместной советско-американской картине «Синяя птица»), одну напишешь ты, другую Ян Френкель, еще кого-нибудь позовем.
Честно говоря, я был смущен:
- Эльдар, я плохо себе это представляю.
- Ну я пришлю тебе сценарий.
И прислал. В этот сценарий уже были частично вставлены стихи. В частности, Цветаева, Евтушенко - «Со мною вот что происходит». Думаю, дай я попробую. Стал рыться в стихах, взял сборники Цветаевой и Ахмадулиной и написал двенадцать песен. Предложил показать их группе. Они послушали, выбрали шесть из них - остальные были действительно хуже. И разговор о других композиторах отпал.
О ПУГАЧЕВОЙ И ПОП-МУЗЫКЕ
Когда только начались съемки «Иронии судьбы», мы стали искать певицу. Я пробовал очень многих. Была такая прелестная певица Валя Пономарева - она пробовалась, кто-то еще. Это было хорошо, но все же не подходило. Тогда я попросил Раису Александровну Лукину, замечательного музыкального редактора, найти Пугачеву...
Начали мы с ней работать. Работали много, около месяца. Хотя, казалось бы, поет всего четыре романса. Вообще, конечно, ей трудно с нами было. Эльдар требует от нее одного, я - другого. Совсем замучили ее. На каждую песню было сделано по тридцать дублей. За целый день писали по одному романсу. В итоге она записалась замечательно. <...>
Когда фильм вышел, прошло буквально несколько месяцев, нас пригласили на телевидение, где Пугачева должна была спеть романс из фильма не под фонограмму, а вживую. Я должен был ей аккомпанировать. И вдруг она стала петь совершенно по-другому. Она пела жестко, очень жестко - «Мне НРАВИТСЯ, что вы больны не мной». Я не мог заставить ее спеть, как три месяца назад, в фильме. Я уговаривал: «Алла, тебе же не нравится, что «вы больны не мной», у Цветаевой именно этот смысл. А ты сейчас поешь, что тебе нравится... Она-то хочет, чтобы были больны ею, а говорит другое - и возникает глубина». Я был раздражен и поэтому не прав. Мы с ней поссорились. Потом Пугачева совсем ушла в поп-культуру, хотя, мне кажется, могла бы стать звездой другого плана, типа Барбры Стрейзанд. Но она выбрала свой путь. Я понимаю, что она даже выиграла от этого. Вот только мне это уже было совершенно неинтересно. Жаль, конечно, что в итоге мы поссорились. Через год или два, на каком-то фестивале в Сочи, она подошла ко мне и сказала: «Микаэл Леонович, мне НРАВИТСЯ, что вы больны не мной». Повернулась и ушла. По-моему, больше я ее никогда и не видел. Но когда показывают «Иронию судьбы» и я слышу ее пение, то вспоминаю, как это было очаровательно. Какая в ней была тонкость, нежность и ранимость. И как жаль, что все это ушло. Или спряталось, что не имеет значения. Однако народу-то нравится!
2011-07-21 21:21:00
... .jpg" title="Мгновенная карта Приватбанка" ... ;">Держателей карты «Мгновенная», которые планируют ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Карта «Мгновенная» – это пластиковая карта мгновенного выпуска для клиентов, которым СРОЧНО нужна карта. «Мгновенной» можно рассчитываться в торгово-сервисной сети, снимать наличные в банкомате или кассе банка.
Оформление и использование
После получения поданной заявки Банк контактирует с Вами и определяет отделение, наиболее удобное для получения «Мгновенной». Карта «Мгновенная» выпускается без фотографии и не эмбоссируется, т.е. на ней отсутствует ФИО владельца. Выпуск карты «Мгновенная» - 25 грн / 5$ /5 EUR.
Дополнительные преимущества и сервисы
Карта «Мгновенная» - подходящий продукт для тех людей, которые отправляются в отпуск, путешествие, командировку, а также для тех, кто только начинает пользоваться карточными продуктами и желает получить качественно за доступную цену.
Internet сервис Приват-24 позволит иметь круглосуточный доступ к карточному счету и не выходя из дома осуществлять такие операции, как: перевод средств, погашение кредитов, пополнение мобильной связи, открытие и пополнение депозитов, оплату коммунальных платежей, заказ билетов и многое другое.
Карта «Мгновенная» - незаменимый помощник при выезде заграницу, так как средства, вывозимые на карточном счете, не декларируются, карта является подтверждением платежеспособности клиента при оформлении документов на выезд.
Льготы при снятии наличных
Держателей карты «Мгновенная», которые планируют обналичивать крупные суммы денег с карты, ждет приятный сюрприз – по карте действует дифференцированная комиссия на снятие наличных. При единоразовой сумме снятия собственных средств в кассе Банка:
Читаю толстенную и невероятно стильную книгу "Домоводство", издательство Сельхозгиз, год издания - 1958. Книга обстоятельная, с картинками и даже цветными вкладками, иллюстрирующими моду 50-х, со всеми этими узкими талиями, пышными юбками и белыми перчаточками. Всё очень мило и атмосферно...
Но мне другое заметилось и меня другое поразило, а именно - уровень автономности человека того времени. Мы сейчас привыкли к магазинам и постоянному присутствию товаров - вышел, прошёл 100 метров и купил. А в то время даже ещё не все вещи были изобретены, и потому приходилось делать их самостоятельно. Многие ли сейчас смогут, не прибегая к помощи прилавков и продавцов, сделать крем для лица, средство для мытья пола, или детскую присыпку? Или с нуля, а не опираясь на молочные смеси и овощные пюре в баночках, приготовить для маленького ребёнка несколько разнообразных блюд? Или сделать вещь для дома своими руками - что женщины, что мужчины?
Конечно, это очень хорошо, что в магазинах всегда есть товары, что они разные, что можно не напрягаться, производя весь процесс, скажем, приготовления обеда, с нуля, а купить практически готовое, и сотворить обед не за 5-6 часов, а за 20 минут, тратя минимум сил и свободного времени. Это действительно здорово. Но вот случись что - я не знаю, какое-нибудь отключение глобальное электроэнергии, из-за которой встанут все магазины (помните, несколько лет назад такое произошло?) - и как мы будем выходить из положения? Не окажемся ли беспомощными без полуфабрикатов и готовых вещей?
В общем, я за то, чтобы время от времени изучать такие книги, и всегда иметь их под рукой. Тогда, если что-то и произойдёт, из-за чего окажутся недоступными магазины - вы всегда будете знать, как выйти из положения своими силами.