2011-07-20 19:51:53
Красной Армии в Баку в ночь с 22 на 23 марта 1920 года в Нагорном Карабахе вспыхнуло вооруженное ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Красной Армии в Баку в ночь с 22 на 23 марта 1920 года в Нагорном Карабахе вспыхнуло вооруженное восстание. Анонимный автор Vesti.az, считает, что этот мятеж был инспирирован Советской Россией, чтобы "заставить Азербайджан для подавления восстания стянуть свои войска в Карабах и тем самым оголить северный фронт, чем немедленно воспользовалась бы стоявшая на границе с АДР 11-ая Красная Армия". Но против кого и во имя чего выступали восставшие армяне Карабаха? Дело было в том, что 13 августа 1919 года седьмой съезд армян Карабаха принял решение, по которому Нагорный Карабах до окончательного решения вопроса на Парижской мирной конференции временно считал себя находящимся в границах Азербайджанской Республики. Это означает, что этот мятеж был все же инспирирован Ереваном, пытающимся отсечь большевиков от дальнейшего проникновения вглубь региона. Кстати, позже ЦК РКП (б) определенное время отвергал идею советизацию Армении, а "бакинские товарищи" получали предупреждения, чтобы они "своими действиями не срывали компромиссы, и не настаивали на присоединении к Азербайджану тех территорий, которые постановлено занять нашими силами...".
Москва знала, что Запад готовит Севрский мирный договор. Он действительно был подписан 10 августа 1920 года между султанским правительством Турции и победившими в Первой мировой войне 1914-1918 союзными государствами. От имени Республики Армении договор подписал А. Агаронян. С точки зрения международного права, Республика Армении, как соучастница договора, признавалась де-юре со стороны всех другие подписавших договор государств. В основу Севрского мирного договора были положены условия соглашения Сайкс-Пико 1916 года и решения конференции держав в Сан-Ремо в апреле 1920. Согласно условиям Севрского мирного договора, Турция отказывалась от контроля над Фракией, от островов в Эгейском море, Кипра, Египта и арабских провинций. Греция должна была управлять Смирной и ее окрестностями и могла аннексировать этот район. Азиатская Турция урезывалась до пределов Западной Анатолии, Хиджаз получал независимость, а Египет, Палестина, Сирия и Месопотамия (Ирак) передавались Лигой Наций под мандаты Великобритании и Франции. Раздел Севрского мирного договора, озаглавленный "Армения", включал статьи от 88-й по 93-ю. Турция признавала Армению как "свободное и независимое государство" и обе стороны соглашались подчиниться президенту США по арбитражу границ в пределах областей Трапезунд, Эрзрум, Битлис и Ван, принять его условия относительно доступа Армении к морю. А взаимные границы Армении, Грузии и Азербайджана должны были определяться прямыми переговорами между этими государствами. В случае, если этим странам не удастся достичь согласия, то союзные державы должны были решить проблему с помощью специальной комиссии для определения границ на месте. Севрский договор очень серьезно менял геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке, что и заставляло большевиков изыскивать политико-дипломатические ресурсы для налаживания диалога с Арменией.
10 августа 1920 года между Арменией и РСФСР было подписано соглашение. Приведем фрагментарно текст этого документа: "Вводная часть: 1920 года августа 10 дня РСФСР в лице Полномочного представителя Б.В. Леграна, с одной стороны, и представителей Республики Армения А. Джамаляна и А.Бабаляна, с другой стороны, исходя из признания независимости и полной самостоятельности Республики Армения, заключили настоящее соглашение в следующем:
Ст. 1. С 12 часов 10 августа 1920 года военные действия между войсками РСФСР и Республики Армения считаются прекращенными.
Ст. 2. Войска Республики Армения занимают следующую линию: Шахтахты - Хок - Азнабюрт - Султанбек и далее линию севернее Куки и западнее Базарчая (Базаркенд). В Казахском же уезде - линию, занимаемую ими 30 июля с.г. Войсками РСФСР занимаются спорные области (обратим на это особое внимание - С.Т.): Карабах, Зангезур и Нахичевань, за исключением полосы, определенной настоящим соглашением для распоряжения войск Республики Армения.
Ст. 3. Занятие советскими войсками спорных территорий не предрешает вопрос о правах на эти территории Республики Армения или Азербайджанской Социалистической Советской Республики. Этим временным занятием РСФСР имеет в виду создать благоприятные условия для мирного разрешения территориальных споров между Арменией и Азербайджаном на тех основах, которые будут установлены мирным договором между РСФСР и Республикой Арменией в скором будущем".
Итак, это означало, что большевистская Москва признала независимость дашнакской Армении, и то, что в тот момент урегулирование проблемы Карабаха было отнесено только к прерогативе взаимоотношений только между Москвой и Ереваном, а не Баку и Ереваном. Однако обещанное Армении "скорое будущее" вылилось в неожиданный сюжет: 14 сентября 1920 года советская делегация во главе с Борисом Леграном предъявила армянскому правительству требования:
1. Отказаться от Севрского договора.
2. Разрешить советским войскам пройти через Армению для соединения с частями Мустафы Кемаля.
3. Пограничные споры с соседями решать при посредничестве Советской России.
Армения после продолжительного размышления отказалась от первого пункта, а по остальным выразила согласие. Тогда был и составлен проект договора от 28 октября 1920 года. Это тоже по-своему уникальный документ, который следует подробно процитировать:
"Ст. 3. Государственная граница между Арменией и входящей в состав Российской Советской Федерации Азербайджанской Социалистической Советской Республикой будет определена на конференции представителей Республики Армения и Азербайджанской Социалистической Советской Республики при участии представителей РСФСР. Конференция созывается немедленно по подписании настоящего договора. Если на конференции не будет достигнуто соглашение- вопрос решается референдумом.
Ст. 4. Россия признает безусловно входящими в состав государства Армении нижеследующие губернии и области бывшей Российской империи: Эриванскую и Карскую со всеми составляющими их уездами и округами, за исключением Нахичеванского уезда, а также южную часть Казахского уезда Елизаветпольской губернии - с городами Каравансарай и Дилижан. Государственная принадлежность спорных между Арменией и Азербайджаном областей - так называемых Карабаха, Зангезурского и Нахичеванского уездов - при отсутствии непосредственного соглашения определяется референдумом".
Однако этот договор между Москвой и Ереваном так и не был подписан. Почему? Об этом в следующий раз.
2011-07-18 01:33:53
Яшар Алиев направил письмо протеста в американскую газету The Washington Post в связи с последними ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Яшар Алиев направил письмо протеста в американскую газету The Washington Post в связи с последними публикациями о нагорно-карабахском конфликте, которые были подготовлены московским корреспондентом этой газеты Уилом Ингландом. При этом автора обвинили в том, что использовал в своих материалах топонимические наименования Степанакерт вместо Ханкенди, и Арцах вместо Карабах, что, по мнению азербайджанского посла, "является искажением исторических фактов". В то же время посол считает, что в статье приведена армянская интерпретация событий 1921 года, "когда Сталин решил "присоединить" Нагорный Карабах к Азербайджану". По мнению Яшара Алиева, "на самом деле это означало лишь сохранение Нагорного Карабаха в составе Азербайджана". "Мы надеемся, что в будущем издание будет уделять равное внимание позиции Азербайджана", - отмечается в письме.
Вообще, для Азербайджана становится типичным делить журналистов на "армянских" и "своих". Первые часто объявляются "фальсификаторами" новой национальной азербайджанской истории, хотя уровень исторических познаний у части азербайджанской политической элиты выглядит сомнительным даже при первом приближении. Но прежде всего отметим, что корреспондент газеты The Washington Post Уил Ингланд имеет право использовать удобные для него топонимические наименования, что вовсе не означает признание независимости Карабаха. Что касается истории, как "Сталин присоединил Карабах к Азербайджану в 1921", то она в действительности выглядит следующим образом.
Дело в том, что за время так называемого независимого существования в 1918-1920 годы Азербайджан (Азербайджанская Демократическая Республика, АДР) был признан международным сообществом только де-факто, а не де-юре, а территория Карабаха считалась "спорной". В январе 1919 года азербайджанская делегация отправилась на Парижскую мирную конференцию, рассчитывая уговорить Лигу наций признать независимость АДР, принять в состав организации. Но этот вопрос так и не был решен. Все закончилось тем, что 28 апреля 1920 года Баку был бескровно сдан большевикам. Недавно азербайджанский историк Шахин Мустафаев обнаружил в библиотеке университета Индиана в США комплект номеров общественно-политического журнала "Кавказ", который издавался в Париже в 1930-х годах группой эмигрантов. В одном из номеров "Кавказа" было опубликовано в переводе на русский язык письмо лидеру младотурок Энверу-паше, написанное 13 июня 1920 года бывшим заместителем председателя парламента АДР (1918-1920) доктором Хасанбеком Агаевым. "Весной 1920 года среди азербайджанских тюрков велась энергичная пропаганда о том, что будто на основании состоявшегося между Вами и Советским правительством соглашения - армии договорившихся сторон, соединившись в Анатолии, поведут войну против Антанты за освобождение мусульманского мира и, в частности, Турции, - говорится в письме. - В этих слухах самым основным и важным представляется следующее: русская армия проследует через Азербайджан, не заходя в Баку, по направлению Карабах - Армения в Анатолию. Это движение возглавляли турецкие офицеры - Халил-паша, Баха Саид, доктор Фуад и Бахаэддин".
Более того, как следует из мемуаров бывшего министра обороны АДР, генерала русской службы Мехмандарова, в это время основные силы азербайджанской армии были переброшены в Карабах, который находился под контролем дашнакской Армении. 29 апреля 1920 года комиссар иностранных дел Азербайджана Гусейнов направил ноту правительству Армении: "Рабоче-крестьянское правительство Советской Республики Азербайджан в лице ревкома требует вывода ваших войск с территории Карабаха и Зангезура".
После победы в Азербайджане большевики взяли курс на советизацию Армении и разыгрывающей "картой" в этой комбинации являлся Карабах. Москва обещала Еревану оставить эту территорию в составе Армении, но только при условии отхода там от власти дашнаков. В этом просматривалась и геополитическая задача Москвы: прорваться в Анатолию на соединение с армией Ататюрка. В мае 1920 года, когда греки начали наступление в Турции, Мустафе Кемалю Ататюрку пришлось сражаться на два фронта: против греков и англичан. Именно в этот сложнейший для Мустафы Кемаля период РСФСР оказала ему военную помощь: 6 тысяч винтовок, 5 миллионов патронов, 17.600 артиллерийских снарядов, а также 1 миллион рублей золотом. Одновременно разрабатывался план ввода в Турцию советских войск.
В 1921 году появляется постановление Кавбюро РКП(б) о дальнейшем статусе Карабаха: "Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в городе Шуше, входящем в состав автономной области". В августе 1921 года Энвер-паша перебрался в Батум, поближе к границам с Турцией, чтобы оттуда начать вторжение в Анатолию в случае поражения Кемаля на западном фронте. Там же Энвер провел съезд так называемой "Народной советской партии", на котором было заявлено о готовности стать "авангардом социалистической революции на Востоке, итогом которой будет образование Советской Турции". Однако 13 сентября 1921 года Мустафа Кемаль в битве при Закарии одержал победу над греческой армией.
Ситуация на Ближнем Востоке резко изменилась, но статус Карабаха в составе советского Азербайджана уже никто не пересматривал. Так что Уил Ингланд в статье в The Washington Post не допустил искажений принципиального характера относительно причин включения Карабаха в состав Азербайджана. При этом он игнорировал аргументы, которыми ныне используются Баку. Но это - уже проблема азербайджанских историков и политиков, а не журналистов.
Одним из первых акцию фонда «Город без наркотиков» поддержал екатеринбургский телевизионный интернет-портал E2-E4.tv, разместив ролик, в котором редактор проекта Ольга Чебыкина рискнула раздеться, для того чтобы примерить патриотическую футболку. «Ты бы надел такую? Мы уже надели!», - гласит слоган ролика.
Ранее жители Екатеринбурга уже высказывали свою позицию по поводу сагринских событий: на улицах города были замечены люди в футболках с надписью «русские не сдаются», а на некоторых остановочных комплексах были развешаны объявления «Выйду замуж на сагринца. Маша», «Вскопаю огород сагринцу. Нина», «Свяжу свитер сагринцу. Таня».
Тема событий в уральском поселке продолжается оставаться самой горячей и обсуждаемой не только на свердловских форумах, но и на федеральных сайтах информационных агентств: на днях тему Сагры подробно освещало радио «Эхо Москвы». Бойня на въезде в поселок Сагра, в которой в общей сложности принимали участие более 30 человек, произошла в ночь на 1 июля. Ей предшествовал конфликт жителей Сагры с цыганской семьей Красноперовых, поселившихся в поселке и, как утверждают местные жители, начавших торговать наркотиками. За день до трагедии селяне поставили приезжим ультиматум: немедленно покинуть Сагру. После этого к населенному пункту подъехали около 15 машин, в которых находились, в том числе, выходцы из Азербайджана. Отстаивать свой родной поселок вышли местные жители Сагры.
Как следует из материалов дела, у участников конфликта при себе имелись палки, цепи, ножи, а у некоторых при этом еще было огнестрельное оружие. Во время разборки завязалась перестрелка, в результате которой и был убит азербайджанец Фаиг Мусаев.
На данный момент «по следам» инцидента в Сагре возбужден ряд уголовных дел, одно из которых в отношении начальника ОВД по Верхнепышминскому и Среднеуральскому городским округам Свердловской области Марата Халимова. Силовик подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 УК РФ «Халатность», ему вменяют непринятие мер по урегулированию конфликта. По делу были задержаны несколько человек, среди которых жители Сагры и соседнего поселка Исеть, участвующие в конфликте, а также жители Екатеринбурга, причастные к организации конфликта, – 27-летний Магомед Беков, 21-летний Артем Рабаданов, Виталий Слатимов, Вячеслав Лебедев, а также цыган Сергей Красноперов.
Как сообщает сайт Лента.ру 16 июля со ссылкой на сайт Следственного комитета РФ Двое подозреваемых в массовой драке в поселке Сагра освобождены под залог. Накануне суд выпустил из СИЗО под залог в 500 тысяч рублей Виталия Слатимова и Артема Рабаданова.
Третий задержанный по делу о групповом хулиганстве с применением оружия, Магомед Быков, в ходе конфликта получил огнестрельные ранения и находится на лечении. Суд пока не избирал ему меру пресечения.
Массовая драка в Сагре произошедшая вечером 1 июля, по версии следствия, стала следствием конфликта между жителями поселка и неким «Сергеем-цыганом», известным также как Сергей Красноперов. Следователи утверждают, что его настоящее имя — Вячеслав Лебедев, и он на протяжении 16 лет находился в розыске за хулиганство и применение насилия в отношении представителя власти.
Как считают следователи, «Сергей-цыган» завербовал группу жителей Екатеринбурга (предположительно, задержанные Быков, Слатимов и Рабаданов не только участвовали в нападении, но и помогали в вербовке других участников) для угроз жителям Сагры. В результате завязавшейся драки погиб один человек, кто именно убил его, пока не установлено.
События вызвали широкий общественный резонанс. Лебедев был помещен под арест. Выяснилось, что он проживал в Сагре по поддельным документам. В связи с этим дело о халатности было возбуждено в отношении начальника ОВД Верхнепышминского и Среднеуральского городских округов Свердловской области Марата Халимова.