Новейшие события в истории требуют от нас создания более сложных моделей социальной организации. Очень упрощая, можно сказать, что мир делится на «сложных» и «простых» людей, которые обладают очень разным включением в жизнь. Сообщества «сложных» людей стремятся к созданию системы, позволяющей им свободно развивать свою «сложность».
Сообщества «простых» людей тяготеют к системе с авторитарным лидером, дающим им порядок, покой, стабильность и социальную защищенность. Каждая модель имеет «обратную сторону». Одиозный лидер может повести своих «простых» подопечных в сомнительном направлении. Инициатива «сложных» может стать неуправляемой и опасной.
Еврейские модели В европейском еврействе эти тенденции выражены в движении литваков и хасидов. Хасиды строят модель вокруг авторитетного лидера (цадика) и относительно простых «подопечных». Литваки стремятся дать сложному индивидууму инициативу и свободу самовыражения.
Украина и Россия Глядя с этих позиций на кризис между Украиной и Россией, мы можем глубже понять суть ситуации. Интересно, что когда-то именно в Украине появился хасидизм как еврейская версия для «простых» евреев. Но в наше время Украина решила пробудиться в направлении «сложности». Майдан стал инструментом на этом пути. Бывший президент Янукович оказался катализатором, ополчившись против которого, Украина выбрала путь системы для «сложных». Интересно, что новым президентом Украины стал человек с максимально недиктаторским подходом. Даже его бизнес производителя конфет ярко выражает противоположность авторитаризму. С другой стороны, Россия после сумбурных лет перестройки возжелала пойти по пути системы для «простых», консолидировавшись вокруг фигуры своего президента. При этом Россия создала медиа-систему, которая поставляет своим «простым» гражданам идеологию, где они себя чувствуют «в своей тарелке». Важно отметить, что обе страны лучше всего выражают суть своих устремлений, подчеркивая непохожесть. С этой точки зрения, конфликт Украины и России частично напоминает конфликт литваков и хасидов. Еще раз подчеркнем, ни в коем случае нельзя пытаться отвергать один из этих путей в пользу второго. Часть народов нуждается в авторитарном лидере, и деструктивный пример «арабских весен» показывает, что после свержения вождей эти страны не прогрессировали, но скатились в архаичный сценарий насилия. Даже при эволюции человечества обе модели будут оставаться востребованными. Каждый народ должен познать свою сущность, чтобы выбрать подходящую ему модель.
Комплексный подход Нужно понимать, что нет стран только с «простыми» или только со «сложными» гражданами. Демократия как защита прав меньшинств должна обеспечить два сценария. С одной стороны, свободу и защиту прав творческого меньшинства в авторитарной стране. С другой стороны, наличие подходящего лидера — вождя для тех жителей «творческих» стран, которые чувствуют себя адекватнее под «сильной рукой» авторитета. Картина напоминает символ инь-ян, где в белом полукруге есть черная зона, а в черном – белая. Кстати, Донбасс и Крым – это островки авторитарной модели внутри Украины. И поэтому в идеале Украина должна найти способ создать среду обитания для «простых» сограждан. В России, особенно в Москве, Питере и других крупных городах, живут много «сложных» граждан. И Путин в целом не слишком ущемляет их права, особенно если интеллигенция не идет на путь прямой конфронтации с властью. Интересно, что Трамп выглядит в том числе как вождь для «простых» в стране, претендующей на роль лидера «сложного» мира. автор текста: р. Меир Брук
2017-04-11 20:39:27
Автор текст: M. Bruk + развернуть текст сохранённая копия
Автор текст: M. Bruk Будучи религиозным евреем, я около 20 лет назад перешел с празднования своего светского дня рождения на еврейский календарь, по которому мой День рождения – 23 нисана. В диаспоре мы празднуем восемь дней Песах, и мой день рождения получается сразу после окончания последнего дня Песах — национальный праздник, переходящий в семейный.
В связи с периодом моего погружения в иудаизм я попытался уйти от светского календаря в религиозный. Но на определенном этапе понял, что это очень интересно — иметь целых два дня рождения. Частично это было связано с активизацией Фейсбука, благодаря напоминаниям которого мы стали узнавать о днях рождения друзей – и этот процесс украсил нашу жизнь международным размахом поздравляющих. И я пришел к выводу, что «Да здравствуют два дня рождения!», если их правильно осмыслить (и заодно «утешить» персонажа мультфильма, певшего песню о том, что «к сожаленью, день рожденья только раз в году»).
Две идентичности Нам очень ценно работать со своей идентичностью. Как выяснили серьезные исследователи, человек, имеющий более одной идентичности, живет более счастливой жизнью. Вообще обычно большинство людей имеют две локальные идентичности (как минимум) – на работе и дома. Так что такое состояние дел вполне естественно. Но можно иметь еще и две (как минимум) глобальные идентичности. В частности, наиболее популярные – «Я – человек» и «Я – представитель народа/этноса». Эти две метапозиции отсылают нас к универсализму (космополитизму) и к «локализации». Такая двойная идентичность может напоминать две ноги, которые позволяют нам двигаться. Особенно такой подход бесценен, когда мы сталкиваемся с кризисом, как с ситуацией «локального тупика». Если одна «нога» уперлась в препятствие, мы «включаем вторую «ногу» и движемся с ее помощью, переступая препятствие. Успех в продвижении второй «ногой» помогает «вытащить из болота» застрявшую ногу, заимствуя импульс движения у «партнерской ноги». В моем случае возникает суперценный альянс общечеловеческого и еврейского. Когда я вижу «застой» на уровне человечества, я привлекаю элементы еврейской мудрости, которая имеет могучие ресурсы (как говорится, «Б-г в помощь!»). Когда я вижу, что еврейство «буксует», я обращаюсь к общечеловеческим достижениям (перефразируя поговорку — «Мир не без умных людей»). Приведу простой, но важный пример. Изобретенный компьютер помогает мне изучать еврейские тексты. А еврейская самодисциплина — не стать рабом компьютера и заодно отдохнуть от него в шаббат. В общечеловеческий день рождения я покупаю себе в подарок книги общечеловеческой мудрости, а в еврейский – еврейские мудрые книги. Каждый народ обладает бесценным набором полезных ресурсов. Но у каждого народа есть свои «камни преткновения» и обращение к другой «ноге» из общечеловеческих ресурсов дает возможность преодолеть это препятствие.
Длинный день рождения Недавно мне подарили красивую идею. Имея два дня рождения, находящиеся относительно рядом (как в еврейском варианте), мы можем праздновать весь период времени между двумя датами. Промежуточным дням мы можем дать свое название – Холь-а моэд (так называются полупраздничные дни между началом и концом длинных праздников Песах и Суккот).
От двух к трем Наступающий Песах – это день рождения еврейского народа. И празднование его – это тысячелетиями освященная традиция. Поэтому мы, как евреи, имеем тройную точку отсчета – день рождения народа в Песах и два индивидуальных дня рождения. С чем всех и поздравляю!
Спасибо всем, кто поздравил меня с Днем Рождения, воспользовавшись любезным напоминанием в Фейсбуке. Социальная сеть – очень многоплановый феномен, она часто отвлекает, но часто помогает, напоминает, предлагает, развлекает и дает советы.
Вообще есть два типа подходов к Дню Рождения. Маленькие дети – любят дни рождения за волшебную возможность ПОЛУЧАТЬ подарки. Взрослый человек сам может себе позволить многое, и поэтому многие мои умудренные опытом знакомые «развернули вектор» - и стали придумывать – как в свой День Рождения делать подарки окружающим. Это очень увлекательное и радующее занятие – находить повод и возможность подарить что-то кому-то в свой день рождения. Я уже несколько таких подарков сегодня организовал. Ну а теперь я решил в качестве подарка подарить своим друзьям эту заметку – вокруг темы Дней рождения.
ДВОЙНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ Будучи религиозным евреем, я около 20 лет назад перешел с празднования светского дня рождения (5 апреля) на еврейский календарь по которому мой день рождения – 23 нисана. По календарю в этом году это выпадает на 19 апреля. В диаспоре, мы празднуем восемь дней Песаха и мой день рождения получается сразу после окончания последнего дня Песаха. Такой вот extension, национальный праздник, переходящий в семейный. В связи с периодом моего погружения в иудаизм я попытался уйти от светского календаря в религиозный. Но... на определенном этапе я понял, что это очень интересно иметь целых ДВА дня рождения. Частично это было связано с активизацией фейсбука, благодаря чему мы стали узнавать о днях рождения друзей – и этот процесс украсил нашу жизнь международным размахом поздравляющих... И я пришел к выводу, что «Да здравствует ДВА дня рождения», если их правильно осмыслить (и заодно «утешить» персонажа мультфильма певшего грустную песню про день рожденья только раз в году).
ДВЕ ИДЕНТИЧНОСТИ Нам очень ценно работать со своей идентичностью. Как выяснили серьезные исследователи, человек имеющий более одной идентичности живет более счастливой жизнью. Вообще обычно большинство людей имеют две локальные идентичности (как минимум) – на работе и дома. Так что такое состояние дел вполне естественно. Но можно иметь еще и две (как минимум) глобальные идентичности. В частности, наиболее популярные – «Я – человек» и «Я – представитель народа/этноса». Эти две метапозиции отсылают нас к универсализму (космополитизму) и к «локализации». Можно сказать, что такая двойная идентичность может напоминать ДВЕ НОГИ, которые позволяют нам двигаться. Особенно такой подход бесценен, когда мы сталкиваемся с кризисом как ситуацией «локального тупика». Если одна «нога» уперлась в препятствие, мы «включаем» вторую «ногу» и движемся с ее помощью, «переступая» препятствие. Успех в продвижении одной «ногой» помогает «вытащить из болота» застрявшую ногу, беря/заимствуя импульс движения у «партнерской ноги». В моем случае – возникает суперценный альянс общечеловеческого и еврейского. Когда я вижу «застой» на уровне человечества, я привлекаю элементы еврейской мудрости, которая имеет могучие ресурсы (как говорится - «Б-г в помощь!»). Когда я вижу, что еврейство «буксует», я обращаюсь к общечеловеческим достижениям (перефразируя поговорку - «Мир не без умных людей»). Приведу простой но важный хрестоматийный пример. Общечеловечески изобретенный компьютер помогает мне изучать еврейские тексты. А еврейская самодисциплина помогает мне не стать «рабом» компьютера и заодно отдохнуть от него в Шабат. В общечеловеческий день рождения я покупаю себе в подарок книги общечеловеческой мудрости, а в еврейский – еврейские мудрые книги. Каждый народ обладает бесценным набором полезных ресурсов. Но у каждого народа есть свои «камни преткновения» и обращение к другой «ноге» из общечеловеческих ресурсов дает возможность преодолеть это препятствие.
ДЛИННЫЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ Недавно мне подарили красивую идею. Имея два дня рождения, находящиеся относительно рядом (это еврейский вариант) – мы можем праздновать весь период времени между двумя датами. Промежуточным дням мы можем дать свое название – ХОЛЬ-аМОЭД (так называются полупраздничные дни между началом и концом длинных праздников Песах и Суккот).
ЧАСТЬ 2 Интересно, что не все идентичности могут быть легко привязаны к датам. Но наступающий Песах – это День Рождения еврейского народа. И празднование Песаха – это тысячелетиями освященная традиция. Так что мы как евреи имеем двойную точку отсчета – и как День рождения народа и как индивидуальный день рождения. Забавно, что в моем случае Песах «плавно перетекает» в мой еврейский день рождения..... И также мы можем использовать Шабат как еженедельный день еврейской идентичности. Остальные народы должны помочь себе найти подобные точки отсчета. Кстати, не обязательно приходить к консенсусу в выборе этих дат. Так, например, мои украинские друзья, которых впечатлил Майдан – могут отмечать годовщины победы на Майдане. И при этом они не обязаны согласовывать свой энтузиазм с теми, кто видит в Майдане негатив.
ЙОРЦАЙТЫ Еще у евреев есть даты ухода великих людей. В обыденном сознании день смерти выглядит трагично. Но очень важно понять, что для великих людей – жизнь их идей приобретает особый статус с момента перехода авторов идей в «лучший мир». Мы видим еврейские знаменитые примеры в виде Любавичского Ребе и в виде Ребе Нахмана из Браслава и других великих мыслителей. Их идеи и творчество – «живее всех живых» и влияют на умы многих людей. В семейном кругу – мы тоже имеем возможность отмечать йорцайты нащих родителей. Мы сами являемся детищем своих родителей и когда их влияние в «реальном» мире завершается (с моментом их ухода) – более тонкие и глубокие влияния функционируют по своим особым законам. Мы в рамках нашего проекта «Свет Авраама» сейчас вышли на новый виток изучения факторов семейных влияний – как продуктивных, так и деструктивных и кризисных. Так в частности полоса Холокоста и погромов Гражданской войны – до сих пор «сидит в засаде» в подсознании потомков тех евреев – то есть в нас с вами. И умение работать с этим «влиянием прошлого» - имеет чрезвычайную важность и только сейчас мы понемногу приоткрываем секреты «перезагрузки» программы «старые раны», которая тянется через несколько поколений. Неожиданно оказывается, что ключ к исцелению от большинства болезней скрывается в умении работать с этими скрытыми «травмами». При этом героизм и таланты и мудрость и доброта и другие качества наших родителей и бабушек-дедушек – сохраняют свою силу в нас (но часто в латентном состоянии).
ВЗГЛЯД ВПЕРЕД Также можно осознать, что наши накопления влияют и на наших детей. Поэтому и наши праздники – это праздники наших детей и при нашей жизни мы отмечаем дни рождения, а потом наши потомки переходят к йорцайтам. Но сейчас – мы должны выбрать свои позитивные грани бытия – и дать им еще большую силу, чтобы они проявились в этом мире. Я еще раз благодарю всех, кто прислал мне свои поздравления с моим Днем Рождения.
Желаю всем – найти свои глубинные ценные качества и ресурсы.
2017-03-22 11:09:34
Автор текста: M. Bruk + развернуть текст сохранённая копия
Автор текста: M. Bruk
На днях в украинско-еврейской газете «Хадашот» появилось интервью Иосифа Зисельса об отношениях евреев и украинцев сегодня. Эту статью легко найти в Интернете, и я всем рекомендую ее прочесть.
Автор, с которым мы знакомы много лет, подчеркивает важность конструктивных шагов и умение сделать так, чтобы историческая память о взаимных обидах не блокировала возможность новых форм сотрудничества. Эта тема очень продуктивна и к ней следует регулярно возвращаться.
Я же сейчас хочу выделить один чрезвычайно важный аспект, который сможет помочь всем нам в нашем духовном развитии. Существует важное понятие – идентичность, оно описывает, как сам человек себя себе представляет. При этом в области идентичности существует масса подвохов. Человек может неосознанно вкладывать в идентичность чрезвычайно травматичные аспекты, и это будет отравлять его жизнь. Простейший пример – человек считает себя неудачником (лузером), и это мешает ему добиваться успехов в жизни. Или же пример оптимиста и пессимиста.
Вернемся к евреям и украинцам. Евреи, которые родились и провели часть жизни в Украине, – идентифицируют себя как «украинские евреи». И при этом большинство наших земляков твердо уверены, что украинцы – не любят евреев и что, живя в Украине, мы несем на себе бремя нелюбви к нам украинцев, среди которых мы жили. Это естественно, если исходить из того букета травм и обид, которые нанесли украинцы евреям. Но… сейчас мы меняем «угол восприятия». Говорят наши мудрецы, что Б-г разбросал евреев среди разных народов, чтобы евреи почерпнули от этих народов ценные качества (на языке каббалы – искры). Когда потом евреи соберутся вместе, они принесут с собой все ценные качества, разбросанные по миру. Сейчас в Израиле, а также в Нью-Йорке и частично в Москве, можно встретить букет разных евреев, несущих в себе разные искры.
Украина – это весьма особое место для евреев. Недаром на украинских землях возникло уникальное движение хасидизма, которое почерпнуло множество украинских искр (включая музыкальные искры). И я высказываю идею о том, что когда еврей застрял на идее обиды на украинцев, он не может полноценно «раздуть огонь» из своей искры, которую Б-г ему дал, поместив среди украинцев. Чувство обиды блокирует процесс развития этой искры, и от этого в первую очередь страдает сам еврей, цепляющийся за свою обиду. Эта обида застряла в его идентичности, что неправильно. А какие же искры мы как украинские евреи почерпнули от Украины? В свое время я читал замечательную статью великого ученого из Тарту Юрия Лотмана, где он разбирал антитезу «окраина-центр». Он объяснял, что если в системе центр стремится к устойчивости, на окраинах возникает процесс вызовов и порождения нового.
Само название Украины (Окраины) подчеркивает (в том числе), что живущие на территории Украины более креативны и готовы созидать новое и оригинальное. Именно таким новым был в свое время хасидизм для иудаизма. И сейчас мы видим, как Московский Центр, стремящийся к стабильности, испугался украинского майданного порыва, устремленного к поиску новых перспектив. В современном мире – поиск и нахождение нового это жизненно важное качество.
Мы — эпоха стартапов. И мудрый еврей с украинским умением находить это новое – это наиболее востребованное сочетание для мира, ищущего новые решения насущных проблем. Отодвинув обиды на украинцев в сторону, мы должны осознанно опереться на этот Б-жественный дар, на эту «искру Б-жию» в нас и принести миру новые идеи и решения.