Оригинал взят у antipa62 в Пуримский триумвират в Белом Доме
В преддверии Пурима мы с вами изучим как работает механизм метафор – на особо животрепещущем примере.
Креативные еврейские мыслители (не только я) заметили интереснейшую параллель между семейством Д.Трампа и частью Пуримских персонажей. Напомним суть. В результате Пуримских событий Царь глобальной империи Ахашверош – обзавелся еврейской родственницей (женой) по имени Эстер и еврейским главным советником по имени Мордехай. В нашей новейшей истории впервые к власти в супердержаве – США пришел президент у которого есть ближайшая еврейская родственница – дочь Иванка-Яэль и ближайший советник – муж Иванки – еврей Джерад Кушнир. Эта ситуация – не просто исторический курьез. Мы можем (по-научному) назвать эту ситуацию – метафорой (или на иврите МАШАЛЬ). То есть схема – Царь плюс еврей-советник и еврейка-родственника – это схема метафоры из Пуримской истории. А Трамп плюс Дж.Кушнир плюс Иванка – это реализация метафоры в нашем мире. Думаю, что в первом чтении все поняли суть нашего подхода. Копнем глубже. В оригинальной схеме есть еще злодей Аман, которого мы не представили почтенной публике. С одной стороны, мы можем обойтись без него. Но можем и подобрать недостающий злодейский образ. Как один из вариантов я бы предложил на роль Амана – беспардонную кампанию либералов по очернению команды Трампа. Они переходят все границы здравого смысла и раздражают нас своими выходками и поисками компромата. Есть смысл пролить свет на одну из причин затянувшегося «крикушества». Дело в том, что впервые в истории предвыборная схватка проходила под доминирующим процессом облить грязью соперника. Но процесс стартовал в рамках предвыборных батилий, а выключить «матюгальник» уже никто не может, так как оппоненты Трампа «вошли во вкус». Это напоминает анекдот про партизана, который продолжал взрывать поезда, хотя война давно закончилась. Игра на «вышибание» оппонента завершилась, но рефлекс остался. И что самое неожиданное – некому выключить эту «шарманку». Открыли ящик Пандоры оба кандидата, но Трамп оппонентов «выключить» не может, Хиллари уже не у дел, а сердитая медиа нашла себе материалы для заполнения, надо же ей что-то писать и вещать своим «жертвам». Так что если Вам нужен Аман, то его представляет команда очернителей и искателей компромата. Вернемся к главному герою. У нашей метафоры есть очень ценный ключевой смысл. Суть метафоры Пурима, что сам царь (Ахашверош) мог быть не очень умным и дальновидным. Но то что в его Пуримской команде появились два ключевых еврейских игрока – делает всю эту команду уникально сильной и важной. Переведя метафору в наши дни мы можем сказать следующее. Даже если и согласиться с оппонентами Трампа, что он не столь мудр как нам хотелось бы, мы можем рассматривать команду в-целом. Впервые в истории человечества суперлидер страны находится в еврейском окружении. Более того, Джерад и Иванка – это не либеральные евреи, проникнутые авто-антисемитизмом, а вполне даже религиозные евреи с более чем позитивной еврейской идентичностью. Также как у Ахашвероша, у Трампа есть и будут еврейские потомки. Перейдем к «третьему чтению». Религиозная суть истории Пурима состоит в том, что Б-г всемерно поддерживает подобный триумвират. И если сам Царь может не заслуживать Б-жественной милости, вместе с группой поддержки из двух благородных евреев Царь с такой командой может удостоиться благословения для себя и страны, которой он руководит. автор текста: рав Меира Брук (США)
Двигаясь ежегодно по циклу изучения Торы, мы недавно вошли снова в рассмотрение истории Исхода. Разбирая эту историю, мы можем понять, насколько глубоким является текст Торы и методы ее изучения.
Главная тема истории Исхода — тема рабства и выхода из него. Но при этом глубинные тексты содержат целую серию уровней интерпретации. Исход из рабства — это не только одноразовая история про евреев, но также и глубинная схема, которая может помочь нам понять различные процессы высвобождения. Говорят, что в человеке заложено много различных способностей. Почему же большинство из нас не раскрывают в себе эти способности? Один из ответов: эти способности находятся как бы в рабстве у нашего более «приземленного» личностного начала. Или, говоря точнее, в человеке есть разные части личности. И часто бывает так, что более «грубые» качества личности не хотят дать развернуться более «продвинутым». И тогда возможны два сценария. Или человек так и проживет, смирившись, не раскрыв свой потенциал, или преодолеет сопротивление и сможет развернуться и проявить свои скрытые «в глубине» возможности. Сюжет Торы про Исход в том числе может быть интерпретирован как символическое описание высвобождения наших глубинных способностей. Египтяне символизируют грубые силы приземленной черты характера личности, а евреи символизируют более продвинутые черты характера, которые раскрываются при правильном развитии сценария. И тогда Тора становится не просто исторической Книгой, но и Книгой, помогающей нам найти путь к раскрытию своих скрытых возможностей. Важно обратить внимание на идею о том, что в 40 лет человеку важно обратиться к изучению мистики. Или в более широком смысле — к изучению глубинных механизмов работы над собой. То есть человек не просто делает утреннюю зарядку для тела, но и находит различные теории и практики, которые развивают его глубинное начало. Противостояние фараона и Моше в сюжетах Торы символизирует сопротивление старого приземленного личностного начала и раскрытие нового глубинного начала. Глубинное начало можно «сформатировать» в 10 измерениях, связанных с системой сфирот. Сопротивление старого также может быть рассмотрено в 10 измерениях. Поэтому Тора говорит о десяти казнях, а точнее десяти «операциях» по подавлению сопротивления старого начала. Умеющие люди могут на базе истории десяти казней/операций из Торы создать систему медитаций, которые помогут нам преодолеть сопротивление и выйти на простор своих новых возможностей. Почему этими вещами важно заниматься после сорока лет? Дело в том, что до сорока лет человек ощущает силу своего физического тела, и это дает ему ощущение уверенности в себе. После сорока тело перестает быть молодым и крепким. И у человека возникает развилка в жизни: или смириться с тем, что тело начинает стареть, или включить элементы души и духа, которые в Торе символизируют Моше и Аарон. И в этом случае мы не только пробуждаем наш дух, но и помогаем нашему телу. Тело тоже может одухотвориться и ощутить себя под «новым менеджментом». И в самом теле раскрываются глубинные, скрытые силы, которые заряжают нас более тонкой энергией. В сказках это на языке метафор называлось мертвой и живой водой. Мертвая вода как бы нейтрализует саботаж старых сил, подобно десяти казням из Торы. Живая вода пробуждает и раскрывает десять аспектов духовной личности (аналогично десяти сфирот). Это вдыхает в нас новые силы и дает оптимизм жизни.
В еврейском календаре регулярно встречаются пары дат, которые создают между собой баланс.
Суровый Йом-Кипур и идущий за ним веселый Суккот.
Не заполненный мицвот таинственный Шмини-Ацерет и идущий сразу после него бурлящий радостью, танцами и лехаимом – Праздник Симхат-Тора (В Израиле они идут в один день, в диаспоре разделены на два отдельных дня).
Пост Первенцев перед Песахом.
49 (полутраурных) дней Сфират а-Омер перед возвышенным праздником Шавуот.
Пост Эстер перед Пуримом.
Пост Гедалья после Рош а-Шана.
После суровых трех недель от 17 Тамуза до 9 Ава – радостный день 15 Ава.
Сейчас мы проходим похожую пару зимних дат.
Недавно прошел восьмидневный радостный праздник Ханука. И через неделю после него мы попадаем в грустный пост 10 Тевета.
Давайте попробуем осмыслить эти связки.
Йом-Кипур и Суккот – демонстрируют идею, что очистившись в День Йом-Кипур мы в том числе демонтируем барьеры между нами и Б-гом и это впускает в нас огромную радость, идущую от Б-га и от его обновленных отношений с нами.
Шмини Ацерет перед Симхат-Торой выглядит (условно говоря) как «затишье перед бурей» веселья.
В Пост первенцев мы понимаем, что во время казни египетских Первенцев мы тоже могли погибнуть.
Или говоря более точно, если евреи, ассимилируясь, считают себя Египтянами (греками, немцами, русскими, американцами и др...), то во время Б-жьего Гнева на злодейские народа (Египтяне поработили и мучили евреев) такие ассимилированные евреи могут попасть под «горячую руку» Б-жественного Гнева.
Поэтому, «выдавливая» из себя египтянина в пост – мы рождаем в себе еврея в Песах.
49 дней сфират а-омер – мы возвышаем свои черты характеры (мидот), связанные со сфирот, чтобы удостоиться дарования Торы в Шавуот.
В Пост Эстер мы набираемся серьезности перед весельем Пурима, и также вспоминаем, что всяческие Аманы «не дремлют» и могут нас сильно напрягать.
Есть и другие варианты объяснений.
Например, есть утилитарная польза от поста Гедальи - после двух дней обильных застолий в Рош а-Шана (еврейский Новый Год) как говорится «сам Б-г велел» провести разгрузочный день (пост), но заодно и приурочить его к памяти убитого предателями Гедальи.
И наоборот – после трех летних недель ограничений и двух постов, после скорби о разрушении Храмов – мы получаем «луч света в конце тоннеля» в виде 15 Ава – «Дня Любви».
ЗИМНИЙ «БУКЕТ»
Долгая зимняя ночь – это весьма темный период, когда мало солнечного света вокруг нас.
У всех народов есть свои зимние праздники в которые люди зажигают свечи, внося Б-жественный свет в природную ночь.
У нас евреев этот выдающийся процесс в виде Хануки занимает целых восемь дней.
Восемь это выход над семеркой земного мира – в мир чудес, Высшего мистического Света и памяти о Храмовой Меноре.
Но наши мудрецы и здесь блюдут баланс и через неделю после Хануки вводят очень маленький пост. Маленький, потому что самый короткий.
Он символизирует тьму, которая сжалась в один короткий день – против восьми дней света Хануки.
Это работает такая небольшая духовная «гомеопатия» - немного тьмы, чтобы не было «перекоса» в много Света.
Когда мы постимся, мы преобразуем эту тьму, при этом мы как-бы не даем пищу этой тьме (то есть сажаем тьму на голодный паек). Как поется в песне «Щоб згинули наши вороги!»
После этого мы окрыленные смотрим вперед в Ту би-Шват, который символизирует начало пробуждения сил природы (в сокрытом формате) и Пурим – когда зима и Аман проигрывают наступающим силам весны и Эстер (а также Дню 8 Марта).
Баланс – это ключевая черта еврейского календаря. автор текста: рав Меир Брук (США)
Мы только что прошли через букет из Хануки и светского Нового года. Это дает нам хороший повод обсудить тему, совмещающую еврейские и мировые грани бытия. Я иногда в своих статьях писал о том, что еврейская мудрость может спасти человечество. Это сильное утверждение часто вызывало возражение с двух сторон.
Религиозные евреи настаивали в ответ, что евреи должны заниматься своими (внутренними) проблемами и негоже им «лезть на рожон» и спасать весь мир. Светские евреи и даже неевреи раздражались по другому поводу. Им кажется, что иудаизм — это чересчур архаичное «предприятие» и нехорошо новейшие вызовы пытаться решить с помощью «старинных» (ветхих) инструментов. Но сама Тора явно имеет другое мнение. В текущих главах говорится про еврея Йосефа, который реорганизует и спасает от голода Египет. Причем в этом сценарии явно видна воля Б-га. Сам Йосеф не был субъектом этой истории. В ее начале братья продают его в египетское рабство помимо его воли, а в конце истории Йосефа вызывают к фараону, где он получает возможность продемонстрировать свои еврейские способности во спасение государства. Более гибко мыслящие комментаторы видят в этом сюжете из Торы прототип роли еврея как кризис-менеджера государственного масштаба. Но для продвижения такого подхода необходимо научиться извлекать из еврейских ресурсов универсальные приемы, помогающие человечеству. Одним из них является талмудическое мышление. Не зря в Южной Корее Талмуд массово преподают в школах. Также многие юридические школы используют Талмуд для подготовки судебных специалистов. Одним из ключевых качеств Талмуда является обучение человека умению правильно задавать вопросы. Ключевые вопросы дают возможность видеть ситуацию с разных сторон и находить нетривиальные ответы. Очень перспективным является освоение ключевых каббалистических схем, в частности модели древа сфирот, «поиска искр» и др. Сложные системы очень эффективно анализируются именно с помощью модели древа сфирот. Сейчас мир входит в зону конфликтов между цивилизациями или большими культурами. Это и вторжение исламских беженцев в европейский мир, и конфликт украинской и российской моделей, каждая из которых содержит нетривиальные ресурсы. Мы видим два уровня анализа подобных конфликтов. Обыденное сознание тяготеет к одной из позиций, что вынуждает человека демонизировать оппонирующую позицию. Этот подход принадлежит к устаревшему мышлению. Согласно каббалистической теории «искр», любая цивилизация базируется на наборе «искр» (ценностей, моделей, подходов и др.). И согласно мнению мистиков, Всевышний в сегодняшнем мире целенаправленно создает ситуации «стычки» разных цивилизаций, чтобы заставить элиту человечества начать учиться мыслить на другом уровне. Кстати, еще одной ценностью таких «стычек» является возможность лучше понять себя — по контрасту с оппонентом. Интересно, что евразийская площадка может быть условно представлена как квадра из четырех вызовов: север — Россия, восток — Украина, запад — Западная Европа, юг — исламский мир. Этот квартет может предоставить нам четыре набора «искр», обладающих ценностью. И можно увидеть два метацентра этой квадры. Это внутренний центр в виде Израиля, который находится вблизи этих конфликтов как географически, так и ценностно. И это внешняя точка наблюдения в виде Америки, которая может наблюдать ситуацию как бы со стороны (из-за океана). Этот подход раскрывает нам доступ к новым знаниям и возможностям.