+ развернуть текст сохранённая копия
ПРОЕКТ "СВЕТ АВРААМА" ПРЕДСТАВЛЯЕТ:(статья для газеты "Еврейский Мир")После Йом-Кипура приходит Суккот.
Ключевая тема этого праздника - тема радости.
Поговорим о радости и о том, чему мы можем научиться из концепций Суккота.
Поводы к радости это очень разнообразная тема, разные люди могут радоваться разным вещам.
Есть простые виды радости – еда, отдых и др.
Тема Суккота подскажет нам более нетривиальные (ВЗРОСЛЫЕ) идеи радости.
Суккот входит в две связки:
Песах-Шавуот-Суккот.
Рош аШана-Йом Кипур-Суккот.
«ЭЛИТНЫЕ» РАДОСТИПервая связка может быть раскрыта через три ценности:
Свобода(Песах)-Мудрость(Шавуот)-Радость(Суккот).
Чему это нас учит?
Есть радость, требующая мудрости (или опыта).
Например, чтобы радоваться классической музыке - нужно в ней разбираться.
То же самое относится к живописи, к литературе и др.
Мудрость это те знания, которые помогают нам оценить "высокое искусство" и другие ценные вещи, например духовные аспекты бытия и умение радоваться им.
Какая роль свободы в этой связке?
Дело в том, что большинство людей не могут СВОБОДНО ВЫБРАТЬ для себя путь постижения "высокого искусства".
Их приземлённая часть личности будет сопротивляться и бунтовать.
Эти люди принадлежат к миру "массовой культуры".
Они не хотят "напрягаться" и "мучать" себя мудростью, так как масс-культурные радости доступны и понятны БЕЗ УСИЛИЙ.
То есть приземлённый человек находится в рабстве своей приземленности и путь через мудрость к высокой радости для них не свободен.
Как говорил классик "Рожденный ползать летать не может".
Добавим «штрих» к теме.
Раньше "высокое искусство" было также и почти недоступным для массовой аудитории.
Интернет создал уникальную ситуацию.
В бесплатном доступе через Интернет находится возможность приобщиться к «взрослым» формам искусства и духовности.
В youtube есть музыкальные и театральные материалов, оцифрованы картины музеев и тексты классиков.
Есть доступ к комментариям на Тору и к каббалистическими текстам (даже в переводе).
И поэтому оправдания про отсутствие доступа у людей сейчас нет и в самом маленьком городке можно смотреть и слушать, читать и изучать, радоваться и наслаждаться "высокими" радостями.
РАДОСТЬ ОТНОШЕНИЙВторая связка праздников может быть "расшифрована" следующим образом:
Осознание отношений(Рош аШана)-Очищение отношений(Йом Кипур)- Радость от исправленных отношений(Суккот).
Важной формой получения радости являются наши отношения: любовь, дружба, сотрудничество, партнёрство с другими людьми.
Триада праздников выражает идею ОТНОШЕНИЙ с Б-гом.
В Рош аШана - мы говорим "Б-г с нами" - как Царь, как Родитель, как Партнер.
Мы осознаём наличие отношений.
Но..... В отношениях существуют "подводные камни".
Мы нередко попадаем в конфликты в отношениях - и не "разруливаем" их.
Возникшие обиды (и другие вредные качества) "падают" на уровень подсознания и отравляют отношения помимо нашего осознания.
Расчистив эти «баррикады», мы получаем новый уровень радости в отношениях.
Иудаизм выстраивает эту модель по отношению к Б-гу.
Но мы должны научиться проработать эту модель в трех измерениях: к Б-гу, к Себе (что тоже важно), к другим людям.
Итак, мы имеем на базе Суккота две идеи освоения «продвинутых» форм радости жизни.
И этот опыт уместен не только для евреев, но является ценностью для всего человечества, даром евреев народам мира.
Желаем читателям в наступающем году приблизиться к освоению «высокой» радости и «очистить» и возвысить свои отношения с ближними.
авор текста: р. Меир Брук (США)
Тэги:
брук,
еврейский,
календарь,
меир,
мир,
суккот
Наш календарь
2015-09-24 14:51:13
... :
рав Меир Брук
+ развернуть текст сохранённая копия
автор статьи: рав Меир Брук (США)
Мы приблизились к апофеозу еврейского календаря — празднику Йом Кипур.
Наш духовный календарь структурируется двумя способами. Шаббаты и рош-ходеши делят год на одинаковые фрагменты — на недели и месяцы. При этом сам период может по-разному соотноситься с выделенным днем. Так, например, есть три системы отсчета. По одной из них (самой популярной) — шаббат завершает неделю. Он как бы подводит итоги, позволяя нашему подсознанию «упаковать» недельный опыт в единый «блок».
Кстати, это немного напоминает сон, когда мозг не занят делами и освобождается для переосмысления прожитого дня.
В шаббат мы не работаем, и это дает подсознанию возможность осмысления. Вторая система расчета рассматривает шаббат как начало недели. Мы заряжаемся в шаббат духовной энергией и потом расходуем ее в течение недели. И наконец, есть третья система, по которой неделя начинается в среду, после трех дней шаббат становится центром недели, и потом проходит еще три будних дня после шаббата.
Это мы говорили о регулярных делениях календаря. Но есть и второй формат — специальные дни.
Есть пять основных дней из Торы — Рош Хашана, Йом Кипур, Песах, Шавуот и Суккот. Они делятся на два блока, причем Суккот входит в оба блока. Каждый праздник многомерный и в зависимости от зрелости и духовного уровня человека раскрывается несколькими измерениями.
Треугольник Песах — Шавуот — Суккот в «первом чтении» символизирует триаду: свобода — мудрость — радость. При этом все три категории очень многослойны, и мы можем ежегодно осваивать их более продвинутые версии.
Кстати, эти три концепции праздников связаны.
Свобода нужна для чего? В том числе для возможности свободного доступа к мудрости. Мудрость нужна для чего? В том числе для получения мудрой радости в жизни. Кстати, современные манипулятивные технологии создают очень мощные «лишатели» свободы — на ментальном уровне, загоняя человека в очень жесткую клетку восприятия реальности.
Многие советские евреи внутри себя содержат механизм, отталкивающий их от еврейской мудрости на основе накопленных стереотипов, предрассудков, и этот фактор также является несвободой. Как говорилось в перефразированном лозунге, Let my people know.
И наконец, интересующая нас триада праздников: Рош Хашана — Йом Кипур — Суккот. Кульминацией ее снова является Суккот и идея радости. Но уже в другом аспекте.
Мы рассматриваем Всевышнего как особо любящего нас и поэтому желающего нам радости. Но большинство людей имеют конфликты с Б-гом. Нам может помочь лучше понять это метафора. Сравним Б-га с родителем. У нас нередко бывают конфликты с родителями. Родитель хочет счастья своему ребенку, но мы, дети, не хотим принимать от них любовь к нам. Здесь похожая ситуация с Б-гом.
Первый праздник — Рош Хашана — это family reunion, первая «встреча» с Б-гом, и шофар знаменует эту встречу. Это напоминает сюжет картины «Возвращение блудного сына». Но, вернувшись к контакту, мы еще сохраняем в себе внутренние барьеры на психологическом и духовном уровнях.
«Зачисткой от баррикад» занимается Йом Кипур. Мы «пробиваем» барьеры и заторы, «разбираем баррикады», «проливаем свет» на «теневые происки». Кстати, «Изкор» в Йом Кипур — это параллель между памятью о родителях и связью с Б-гом. И как результат — мы не только ощущаем встречу с Б-гом, но и испытываем в праздник Суккот радость, которая вливается в нас из Источника Радости. Сука — это место радости встречи с Б-гом.
Сознательное проведение Йом Кипура — это очищение, трансформация и одухотворение еврея, восстановление связи с душой, и мы желаем читателям удостоиться этого.
Тэги:
брук,
еврейский,
йом,
календарь,
кипур,
меир
Мифология
2015-09-09 19:33:24
Автор: M. Bruk
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор: M. Bruk
В современном обществе, построенном на рациональном мышлении, слово «миф» воспринимается как почти ругательное или по крайней мере детское и несерьезное. По-еврейски это бы назвали «бобэ майсес», то есть «бабушкины сказки» — для детей.Миф означает множество разных объектов и часть из «мифологических» объектов является очень мощным и серьезным инструментом влияния на сознание и подсознание.
Каждый человек сталкивается впервые с мифом в раннем детском возрасте, и миф является аналогом слова «сказка».
У этой ситуации с мифом есть два ключевых момента.
Во-первых, маленький ребенок (до 7 лет примерно) не обладает критичностью по отношению к услышанному, поэтому он не может отличить реального персонажа от вымышленного и охотно верит в Деда Мороза и любой сказочный объект. Таким образом, родители могут населить вымышленный мир ребенка самыми экзотическими персонажами — от Бабы-яги до марсиан.
Во-вторых, миф и сказка могут иметь ценный назидательный эффект, обучая детей. При этом ребенка не заставляют впрямую поступать особым образом. Но, слушая сказку/миф, он запоминает сюжеты, и это участвует в формировании его оценок, подходов, действий и др.
В школьном возрасте ребенок приобретает критичность, и жанр мифа «выключается из игры», а ребенок учится мыслить рационально.
Миф во взрослом миреВажно осознавать, что тем же словом «миф» ученые называют тексты для влияния на взрослых. Часто человек не имеет доступа к реальному знанию, и миф играет роль формирователя знания в отсутствие прямых данных.
Приведем несколько примеров.
Антисемитизм в большинстве своем проявлялся в мире не из-за реальных плохих евреев, а из-за мифов (включая миф о маце, в которую якобы добавляют кровь христианских младенцев), которые распространялись в головах неевреев. Более того, сами евреи жили закрыто от окружающих народов. «Свято место пусто не бывает». Отсутствие ясного знания и понимания образа жизни и ценностей евреев компенсировалось мифами и предрассудками. И даже сейчас, в эпоху тотального доступа к знаниям, очень многие неевреи не знают, в чем суть еврейского образа жизни.
Второй пример — миф как оружие массового поражения.
Во время противостояний народов нередки случаи, когда одна из сторон сочиняет мифы о противнике и вбрасывает их через массмедиа в головы своих граждан. У этих мифов вполне прикладной смысл — например, обозлив своих граждан, можно усилить эффект военных действий. Противостояние России и Украины переполнено мифами, которые входят в стратегию «гибридной войны».
Мифы могут не только озлоблять, но и вдохновлять. Через миф влияет и эффект плацебо, когда человек верит в то, что данная ему таблетка поможет, и это укрепляет защитные силы самого организма.
Религия активно использует мифы в разных формах. При этом миф — это необязательно неправда, это скорее информация, принимаемая на веру, и это может быть полезная информация. Например, когда человеку говорят, что «Б-г в него верит», человек может воспрянуть духом, может выйти из депрессии, может совершить подвиг.
Миф может стать ценнейшим инструментом для взрослых, но может оказаться и опасным оружием. Это характерное сочетание для важных и взрослых ресурсов, в них сочетаются возможности и опасности.
На образном языке — возможности мифа обозначают словом «свет», а негативные аспекты словом «тень» или «тьма».
В преддверии Рош Хашана мы желаем читателям в следующем еврейском 5776 году больше света и меньше тени.
Тэги:
брук,
меир,
миф,
свет,
тьма
Миссия евреев и образ Яакова
2015-09-02 11:45:34
+ развернуть текст сохранённая копия
Согласно концепции, развитой равом Куком, каждый народ живет, чтобы развить особый опыт. Идеальный вариант сценария состоит в том, чтобы мудрые евреи осмыслили опыт народа, очистили его от негатива (клипот) и усовершенствовали. В результате евреи соберут вместе опыт народов, и человечество выйдет на уровень более счастливой, полноценной и интересной жизни.
Внутри сюжетов Торы скрываются ключевые схемы Бытия, закодированные в виде взаимодействия знаковых персонажей. Но, чтобы расшифровать схему из Торы, надо знать, что и как искать.
Мы увидим нашу схему в сюжете про Яакова и Эсава. Эсав — это народы мира, Яаков — это евреи. Наша схема состоит из пяти этапов/сюжетов.
1. Рождение братьев.
Эсав выходит на свет первым, но Яаков следует за ним, ухватив его за пятку.
Расшифровка: Эсав = народ осваивает какую-то идею/схему/проект. Яаков = евреи ухватывается за этот процесс, включаясь в его осмысление/освоение.
2. Передача первородства.
Яаков берет первородство у Эсава.
Расшифровка: освоив идею, внесенную Эсавом, Яаков захватывает первенство, так как, очистив и усовершенствовав процесс, он становится лидером в нем. Первородство — это первенство, лидерство.
Комментарий: евреи часто осваивают процессы лучше, чем народы, среди которых они живут.
3. Взятие благословения.
Отец братьев Ицхак хочет дать благословение Эсаву, но Яаков перехватывает инициативу и получает главное благословение. Эсав получает вторичное благословение.
Расшифровка: так как евреи могут очистить процесс от клипот и усовершенствовать его, то на их деятельность приходит благословение, то есть успех и процветание.
4. Борьба Яакова с ангелом Эсава и новое имя.
Яаков встречает ангела Эсава и борется с ним. В финале он получает новое имя Израиль, что означает «прямо к Б-гу».
Комментарий: ангел — это (в том числе) тонкие/глубинные/внутренние процессы в каждом проекте. Борьба с ангелом Эсава означает глубинное исследование процессов и «выпрямление» их, чтобы они шли только к добру, а не кормили паразитные теневые силы/клипот. Проработав глубинные уровни, Яаков удостаивается «титула» Израиль — «прямо к Б-гу». То есть евреи (в образе Яакова) осваивают не только поверхностные, но и глубинные структуры, прикладывая к этому усилия (борьба с ангелом). Проработав глубинные процессы, они переходят от первоначальной версии (1.0) к еще более совершенной версии (2.0), которая обладает «титулом» «прямая связь с Б-гом».
5. Встреча братьев.
После взаимодействия с ангелом происходит встреча братьев, на которой они обнимаются.
Комментарий: в идеальном сценарии народы мира (Эсав) понимают и оценивают ту ключевую роль, которую сыграли евреи в очищении и развитии проектов народов мира. Евреи (Яаков) понимают и ценят роль народа, чью миссию они очистили и развили для общечеловеческого блага. Поэтому оба брата (партнера-побратима) обнимаются, радуясь тому, что их совместная работа увенчалась успехом.
Эта схема теоретически стала понятна благодаря разработкам рава Кука.
Сейчас приходит время перейти к осознанной практике.
Спонтанно эти процессы происходили многие века, но оба «брата» вовлекались в процесс неосознанно, и поэтому финальной сцены «объятий» мы еще не удостаивались видеть. В схему вмешивались помехи из-за неумения контролировать процесс.
Всевышний внес в современный мир множество вызовов/кризисов, которые могут быть решены с помощью реализации данной схемы.
Дай Б-г нам удостоиться увидеть «объятия братьев».
____
6 сентября, в воскресенье, с 10:30 аm до 1 рm, в JCBB (2915, Ocean Pkwy) состоится встреча с Ефимом Свирским.
Тэги:
брук,
евреев,
евреи,
меир,
мир,
миссия,
эсав,
яаков
80 лет со дня ухода рава Кука
2015-08-27 13:24:39
В еврейской традиции принято после смерти человека отмечать не день рождения, а день ухода. 3 элула ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В еврейской традиции принято после смерти человека отмечать не день рождения, а день ухода. 3 элула (в этом году 18 августа) исполнилось 80 лет со дня ухода одного из величайших людей, мудреца и общественного деятеля рава Авраама Ицхака Кука.
Еврейская традиция имеет две модели самореализации. Одна модель утверждает, что евреи и иудаизм — замкнутая группа, которая заботится о своей внутренней еврейской жизни. Вторая модель утверждает, что иудаизм — это мировая религия, а еврейский народ — это «сотрудники Б-га» по исправлению и улучшению самых разных аспектов жизни всего человечества.
До середины XIX века евреи жили в гетто и местечках, были изолированы от мира культурно и политически. И первая модель (изоляционизм) преобладала. В связи с этим и еврейская мудрость развивалась в замкнутой среде. Когда в XIX веке мир начали сотрясать перемены во всех сферах, евреев это коснулось в значительной мере. Евреи раскололись. Часть сохранила изоляцию. Другая часть устремилась исправлять и возделывать большой мир.
Классический иудаизм не был приспособлен к такому формату. И еврейские активисты, выбрав большой мир, отказались от связи с еврейской системой знаний. Произошел раскол. Но ситуация раскола не является нормальной.
В иудаизме заложены механизмы как анализа мировых проблем, так и их решения (диагностика и терапия). Но для подобного развития необходимо было появление человека, который бы создал теорию и систему, позволяющие глубинно изучать большой мир сквозь еврейскую мистическую призму. Роль такого «первооткрывателя» трудно переоценить. И этим гением оказался рав Кук.
Его отец был литвакский раввин, из классических знатоков еврейской учености, которые известны своим дотошным вниманием и к каждой детали иудаизма, и ко всему его строению в целом. У него рав Кук перенял аналитические способности. Мать рава Кука происходила из хабадской семьи, и от деда по материнской стороне он воспринял хасидские концепции эмоциональной связи с Б-гом и миром, а также концепции связи со всяким евреем независимо от его степени учености. Дядя рава Кука принадлежал к «маскилим», движению сторонников современной светской образованности. И рав Кук в юности, приехав в гости к дяде, открыл шкаф с полным набором книг по немецкой культуре и философии и все их прочел. Его старшие братья активно участвовали в сионистском движении, и семья была сторонником создания еврейского государства в Стране Израиля.
Соединив весь этот уникальный сплав, рав Кук создал теорию, которая трансформировала иудаизм в развивающееся учение, открытое к восприятию искр из самых разных систем (от духовных до научных). И при этом в недрах этой развивающейся модели иудаизма можно находить ответы на сложные вызовы современного мира.
Модель рава Кука активно использует каббалистические подходы, а также сюжеты и модели из Торы. Чем сложнее ситуация в мире, тем важнее использовать систему рава Кука для нахождения эффективных решений.
Для выживания мира жизненно необходимо развивать подходы рава Кука и готовить новые кадры лидеров, которые, владея методологией рава Кука, смогли бы находить принципиально новые решения и механизмы.
Еще более ценно работать с этой моделью в ситуациях конфликтов, когда каждая из сторон обладает своим набором искр (ресурсы) и своим набором клипот (антиресурсы). И если уметь отбрасывать клипот и собирать вместе искры, то вместо конфликта будет появляться система нового уровня.
30 августа, в воскресенье, в JCBB (2915, Ocean Parkway) с 12 до 2 рm состоится семинар М. Гитика.
Тэги:
брук,
кук,
меир,
рав
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...