Победа и искры
2015-05-06 11:28:17
Автор: M. Bruk
06.05.2015 02:09
Мир отмечает 70-летие Победы над германским ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор: M. Bruk
06.05.2015 02:09
Мир отмечает 70-летие Победы над германским нацизмом. Тема эта многократно обсуждаемая. Постараемся добавить света в осмысление этой темы, а также «обезвредим» некоторые из «теневых происков», которыми эта тема обросла. Одновременно мы сможем увидеть еврейские методы осмысления, которые мы должны научиться применять не только к сугубо внутриеврейским темам, но и к важным мировым событиям.
Еврейские подходыМы представим три главных — «фирменных» — еврейских инструмента.
Во-первых, это глубинный интеллект, взращенный на поле изучения Талмуда, но применяемый к разным жизненным вызовам.
Во-вторых, это антитеневая защита, которая должна уметь обезвреживать демагогов и манипуляторов, которые злоупотребляют и активируют зло.
И в-третьих, это умение видеть мистические измерения событий, что превращает нашу жизнь из плоско-обыденной в глубинно-значимую.
Напомним, что на языке каббалы теневые оппоненты называются «клипот» (в переводе с иврита — скорлупа), мистические смыслы называются «искры». Один из самых опасных в мире процессов на языке каббалы называется «пленение искр силами клипы».
Дело в том, что зло никогда не вешает на себя вывеску «силы зла». Зло находит важную искру и «реквизирует» ее себе на службу (пленяет). Благодаря этой искре множество людей притягиваются к силе зла (как бабочки, летящие на свет), и это дает злу силу.
Интеллектуальный еврейский путь включает в себя процедуру «бирур» (разгребание), когда мы отделяем искры от клипот, давая возможность высвободить искру из плена клипот. Это главный инструмент в спасении мира.
Искры и историяМы отмечаем 70 лет Победы. 70 лет — чрезвычайно важное число. Срок жизни многих «одноразовых» проектов — около 70 лет. Так, Советский Союз существовал примерно 70 лет. Он прожил тот период, который Всевышний отводит для таких процессов. В советской системе функционировали важнейшие искры, плененные теневыми силами.
Искры нацизмаБыли ли искры в германском нацизме? Были и очень важные. И при этом опасные при их «пленении» злоумышленниками.
Ключевой искрой была идея (развиваемая философом Ницше) о том, что существуют более развитые народы, которые могут стать локомотивом цивилизации. Германия была одним из самых передовых народов в первой половине ХХ века (кстати, не без помощи немецких евреев). Но эту искру «изнасиловали». Правильным подходом должна была быть ответственность великого народа и проявление благородства и лучших качеств. Лучший народ должен стать примером другим и помогать им.
Преступлением гитлеровской системы было то, что из идеи о том, что немцы — выдающийся народ, была порождена преступная идея, что остальные народы недоразвитые. Была притянута идея из дарвинизма о «законе джунглей», которая породила монстра нацизма, считавшего, что можно грабить и уничтожать всех тех, кто ниже. Вместо великодушного лидера на свет Б-жий породили кровожадного монстра, напавшего на весь мир. В итоге дикий монстр задвинул развитого интеллигента в угол и стал творить безобразия. А дикости в людях хватает, особенно после того, как Гитлер целенаправленно «выпустил зверя из клетки» и создал условия для озверения великой нации.
Важно осветить последствия ситуации.
К несчастью, Гитлер опорочил идею о том, что народы могут быть на разных ступенях развития. Испугавшись, современный либерализм «смешал всех в кучу». И демократия, когда каждый человек имеет один голос, привела к тому, что сейчас невозможно выбрать достойного лидера, так как массы выбирают на основе популизма.
Из-за того что в результате травмы фашизма люди боятся осознавать, что уровни развития людей разные, во многих странах значительное количество незрелых избирателей не дает шанса на серьезный прогресс. И мы имеем в политике то, что мы имеем.
Высвободив искру развития цивилизации, мы сможем придать миру новый и продуктивный импульс. Но при этом мы должны защитить мир от злоупотребления, так как зрелый народ должен в первую очередь нести в мир свет и добро.
Интересный шанс есть у Украины попытаться стать зрелым народом, выбрав правильный путь развития.
В идеале евреи должны стать тренерами народов мира, которые помогают народам расти и одновременно защищают их от ситуации пленения искр, расчищая путь к прогрессу.
Тэги:
брук,
евреи,
искры,
меир,
мир,
победа,
рав
Духовные реки
2015-04-28 20:27:03
авторт текста: р.
Меир Брук (США)
< ...
+ развернуть текст сохранённая копия
авторт текста: р. Меир Брук (США)
Еврейская традиция может быть очень консервативной, но в то же время может быть и очень творческой.В области законов есть освященный веками подход, который разрабатывали наши мудрецы. Но мы говорим, что наша традиция очень живая, и это означает, что в ней есть место новым идеям и подходам. В частности, есть очень важное понятие в иудаизме — кавана. Оно означает содержание нашего сознания при выполнении заповедей, в медитациях и в обычной жизни.
Так, например, есть заповедь надевать тфилин. А есть задача, в то время когда на нас надет тфилин, думать о возвышенных вещах и идеях. Важно не просто машинально надеть тфилин и продолжать думать о будничной рутине. Не менее важно при этом включить свое сознание и воображение. Можно сказать, что мы совмещаем классическую форму с творческим содержанием.
Недавно мы с моим коллегой равом Тамиром Зальцманом сформировали интересный набор идей. Он совмещает подходы классических мудрецов, а также каббалистов и наши «вариации» на разные темы, в том числе связанные с современностью.
Подчеркну, что это необычный и непривычный жанр, но он может быть полезен и интересен многим читателям.
На головном тфилине есть мистические знаки. С одной стороны на нем изображена буква «шин», которая похожа на русскую букву «Ш» с тремя «головами». А с другой стороны на этом же тфилине изображена «четырехголовая» буква «шин».
Мудрецы говорят, что ленты тфилина в том числе символизируют реки, спускающиеся с гор.
В самом начале Торы есть сюжет о четырех реках, вытекающих из Райского сада (Берешит, 2:10–14). Каббалисты уже в древности давали разные толкования этих рек. Одно из толкований связывает три из четырех рек с Нилом, Тигром и Евфратом, которые протекали в местах, где жили древние евреи. Так как империи, в которых жили древние евреи, простирались «от Индии до Эфиопии», то четвертую реку мы можем определить как Ганг. Таким образом, реки Нил, Тигр, Евфрат и Ганг описывают ареал расселения и влияния древних евреев.
Эти четыре реки соответствуют «четырехголовой» букве «шин» на тфилине.
С другой стороны мы можем подобрать три реки, связанные с современным еврейством, соответствующие «трехголовой» букве «шин».
Мы предложили следующий список. Главная река Западной Европы, вокруг которой жили еврейские ашкеназские общины, — это Рейн в Германии. Главная река Восточной Европы, связанная с еврейством, это может быть Днепр. Кстати, есть средневековое каббалистическое предание, соединяющее реку Днепр с мистической рекой Самбатион. И наконец, последняя волна ашкеназских евреев переселилась в Америку, и главная река, вокруг которой живет множество евреев, — это Гудзон.
Итак, три ключевые реки, связанные с современным еврейством, — это Рейн, Днепр и Гудзон. А две кожаные ленточки, спускающиеся с головного тфилина вниз, — это символ двух «комплектов» рек — древне-исторических и современно-исторических.
Жанр, который мы сейчас использовали, называется «духовная география».
Когда-то мы разбирали подобный подход, описывая четыре святых города в Израиле и их связь с четырьмя стихиями: Иерусалим — огонь, Тверия — вода, Цфат — воздух, Хеврон — земля.
Каббалисты говорят, что человек имеет физическое и духовное измерения. И так же планета Земля имеет физическое и духовное измерения. И великие реки имеют свои духовные корни. Поэтому Тора говорит, что река, идущая из Райского сада, разделяется на четыре реки, чтобы подчеркнуть духовные корни ключевых рек.
Эту схему можно использовать и в жизни. Те, кто надевают тфилин на молитву, могут медитировать на эти семь рек и представлять, что с помощью тфилина духовная энергия этих рек пробуждается внутри нас. Это особенно хорошо делать перед началом утренней молитвы, надев тфилин. В этом случае возникает резонанс между тфилином и нашим духовным миром, и это оживляет наше внутреннее состояние и молитву.
Но и без тфилина (в частности, женщины) можно медитировать на это «семиречье», пробуждая свое глубинное «я».
Также евреи в Америке, прогуливаясь или проезжая возле Гудзона, а евреи Украины вдоль Днепра, могут включить духовный процесс «оживления» и поблагодарить Всевышнего за возможность духовного роста с помощью этих рек.
Это наполняет нас духовной энергией и возвышает, исправляя прошлое, актуализируя настоящее и озаряя будущее.
Тэги:
брук,
каббала,
меир,
тфилин
Структура личности и Тора
2015-04-17 22:48:28
автор текста: р.
Меир Брук (США)
< ...
+ развернуть текст сохранённая копия
автор текста: р. Меир Брук (США)
Проект "Свет Авраама" представляет:Структура личности и Тора.
Тора – очень важный текст в том числе и для изучения структуры полноценной личности.
Тора представляет нам знания о человеке через нарратив – через выстраивание сюжетов и прописывание характеров персонажей, которые действуют в этих сюжетах.
Но чтобы правильно понять подход Торы, нужно иметь адекватный опыт и знания.
Недавно я читал в Интернете вполне интересный и толковый текст одного автора (интеллигентный нееврей) в котором он дает интерпретацию некоторых еврейских идей.
И вперемежку с разумными концепциями он вбросил несколько моментов, которые меня «зацепили». Он в частности написал, что Сара была «суровым самодуром». Понятно, откуда у автора могла возникнуть подобная интерпретация. Сара в частности требует от Авраама выгнать из дома Агарь с Ишмаэлем, что (для неподготовленного наблюдателя) выглядит актом чрезмерной жестокости.
Другой автор обвинил Яакова в чрезмерной любви к женскому полу исходя из того, что у него было четыре жены.
Мы видим, что поверхностный взгляд может увести читателя от правильного понимания посланий Торы.
Прольем свет на структуру личности через ключевые идеи и сюжеты.
Наши два первых Праотца символизируют качества хесед и гвура.
Хесед – это желание сделать максимум добра, помочь максимуму людей, повлиять на весь мир.
Аврааму удалось реализовать эту роль, он стал живым воплощением хеседа.
Но мы знаем, что чрезмерный хесед может быть опасным. Есть такое выражение «сесть на голову», когда добротой человека злоупотребляют.
Поэтому рядом с таким человеком должен быть очень «жесткий» партнер, который «отсеивает» и отсекает тех, кто не заслуживает потока хеседа или злоупотребляет им.
Поэтому фигура Сары выражает идею жесткого контроля, который должен поддерживать и сопровождать хесед, чтобы он мог успешно функционировать.
Второй Праотец Ицхак – символизирует гвуру. Этот термин имеет множество «оттенков», но главный из них – это жесткое следование закону, выстраивание правил.
Это – очень полезное качество, особенно в мире страдающем «разболтанностью».
Но и в таком качестве есть проблемность.
Не всегда мир оптимально управляется только жестким законом.
Недаром часто суд изображают в виде Фемиды с завязанными глазами.
Кстати, как и Ицхак, которого Тора называет плохо видящим или даже ослепшим.
Более того, часто система с жестким управлением закрыта к внешнему контакту с другим мнением.
Поэтому для балансирования такой системы Тора представляет нам его жену Ривку и ее главное достижение, выражающее суть тактики балансирования жесткой гвуры.
Ривка разрабатывает очень хитрый и точный план как Яакову «переиграть» отца и получить благословение.
Суть сюжета не в обмане и не в коварстве, а в том, что миру в добавление к гвуре необходим для оптимальной жизни механизм который компенсирует «оборотную сторону» чрезмерной жесткости (называемый гибкость).
Ситуация с Яаковом и женами – другая. Яаков – представляет качество тиферет, которое является умением сбалансировать и сгармонизировать хесед и гвуру.
Но Яаков также представляет систему, которая работает параллельно в нескольких разных областях.
Гармоничный человек должен уметь реализовываться в материальном мире. И он должен полноценно взаимодействовать с духовным миром. И также в этих мирах есть главные и второстепенные «проекты».
Четыре жены Яакова (в том числе) воплощают идею разностороннего применения качества тиферет в реальном мире.
Мы знаем, что по-настоящему талантливые люди успешно реализуют себя сразу в нескольких областях. Им «тесно» в одной области.
Приведу пару интересных примеров.
Очень многие каббалисты также являются талантливыми музыкантами или поэтами или художниками.
Много лет назад наша семья организовала в Киеве выставку «Ученые рисуют» и я был знаком с талантливо рисующими академиками (физики и лирики в одном человеке).
Все вышеупомянутые качества – как основные, так и балансирующие – ценно воплотить внутри нашей личности и иметь в виду при поиске спутника жизни.
Углубляясь в детали сюжетов Торы можно узнать и более тонкие механизмы искусства жизни.
При этом важно осознавать, что хотя Тора писалась несколько тысяч лет назад, ее сюжеты выражают вечные и универсальные аспекты бытия.
Тора также помогает строить мосты между родителями и детьми, если родители смогут научить детей с помощью Торы искусству полноценной жизни.
Тэги:
брук,
меир,
психология,
тора
Гордость или обида
2015-04-16 11:40:00
Автор текста: M. Bruk
16.04.2015 03:14
< ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор текста: M. Bruk
16.04.2015 03:14
По просьбе коллег мы решили вернуться к теме Украины. Поводом явилось окончание первого этапа проекта «Новая мифология Украины».
Это очень важный проект. На первом этапе группа профессионалов-культурологов в Украине сформировала рабочие тезисы с ключевыми идеями. Сейчас эти тезисы разослали ведущим экспертам, чтобы нарастить тезисы интересными творческими наработками. Я недавно получил эти тезисы и теперь готовлю предложения для развития проекта.
Введение в мифологиюМифология — это очень серьезное по влиянию производство смыслов. Ни в коем случае нельзя путать мифы с детскими сказками.
Мифы активно используют для создания образа врага, чтобы сплотить народ, а также воспользоваться этим для различных манипуляций. Этим фактором активно пользуется Россия, которая смогла из братского украинского народа слепить образ фашиста. Кстати, не случайно, что Россия включилась в эту злобную игру сразу после Олимпиады. Олимпиада (включая церемонии открытия и закрытия) настраивает подсознание на мифологический лад, чем злоупотребил Гитлер в 30-е годы, а теперь Путин.
Но с помощью мифов можно вести людей в светлое будущее, заряжать оптимизмом, чувством гордости, и, вообще, миф — это очень сильное оздоровляющее средство для общества, если уметь им правильно пользоваться.
Злобные мифы строить легко, так как образ врага легко лепится из предыдущих узнаваемых обрывков, да и превращать реальные вызовы в мифологические враждебные — очень «увлекательная» задача для низменных, теневых сил, которые прислуживают режиму.
Позитивные мифы требуют огромного таланта, чувства такта, высокого духовного уровня, и они вызревают постепенно — при объединении творческих сил.
Подарок из ТорыНедавно я сделал любопытную находку, которую мудрецы прошлого не могли сделать.
У Ноаха было три сына. Самый «одиозный» сын по имени Хам (имя выражает сущность). У Хама было четыре сына. Три сына — Куш, Мицраим и Кнаан — активно расписаны в комментариях как основатели проблемных течений. А вот еще на одного сына раньше никто не обращал внимания. А звали этого сына — Пут! (Бр. 10:6). Идеальный мифологический прототип для Путина.
Плодородная почва для новой мифологии (займемся этим позже).
Евреи и народы мираУ евреев есть одна проблема. В идеале мы должны стать «светом для народов мира», и для этого нам нужно выработать здоровое отношение к этим народам. Ведь мы можем многому научить народы, и это будет выражением Б-жественного плана.
Но во многих странах у евреев была травматичная история, и евреи уезжали из этих стран под давлением этих «травм». В результате евреи, выезжая из страны, культивировали в себе обиду на эту страну, что также помогало психологически оправдать свой переезд. Если на новом месте было тяжело, человека грела его обида к старому месту.
Эта обида к месту рождения является огромным камнем преткновения, мешающим нашей миссии. Но часть нашей идентичности связана с местом рождения, и в итоге эта обида отравляет наш внутренний мир, потому что мы как бы сами выстреливаем себе в ногу, создавая дисфункциональную идентичность.
Мифология и идентичностьИдентичность часто базируется на мифоресурсах. В истории всегда есть силы, которые трансформируют факты в мифы, подобно повару, выделяющему часть продукта и посыпающему специями, чтобы изменить вкус.
Мы никогда не работаем с реальностью, но с ее обработанной версией. Более того, сюжеты, вызывающие обиду, имеют повышенную «липкость», и они могут отравлять наше восприятие слишком назойливо и не желая «отлепиться».
А вот благородные сюжеты, к сожалению, очень часто оказываются со слабой «пиар-поддержкой», и про них знает узкий круг знатоков.
Многие светские евреи не знают, что родина хасидизма находится на территории Украины. Украина — родина огромного количества талантов как еврейских, так и многих других народов, питавшихся духовно-творческой энергией архетипа этой земли. Украинцы и евреи — выходцы с Украины во всем мире могут активировать в себе это творческое качество.
Мы должны научиться защищаться от деструктивных мифов теневых сил. И мы должны с помощью позитивной мифологии выразить здоровую приязнь к этому месту, находя источники света, которые будут нас подпитывать через нашу идентичность.
Работая с этими процессами, мы помогаем себе, миру и нашей миссии в мире.
Тэги:
брук,
гордость,
меир,
обида,
россия,
украина
Свобода — откуда и куда?
2015-04-15 17:44:47
... > рав
Меир Брук
+ развернуть текст сохранённая копия
автор текста: рав Меир Брук
Песах в разгаре, и мы продолжим тему свободы. Свобода бывает в двух аспектах — от чего и к чему. Важно иметь цель работать с обоими аспектами свободы.
Свобода от чего — связана с теневыми силами, которые стремятся отобрать у нас свободу и впрячь в работу на эти силы. Обычно теневые силы имеют свои интересы и виды на нас.
Бывают грубые и тонкие теневые силы.
Грубые теневые силы не скрывают факта порабощения нас. Мы (условно говоря) можем увидеть кандалы, которыми они нас сковали.
Тонкие теневые силы искусно скрывают факт порабощения. Этот механизм называется «двойное сокрытие». У нас отбирают свободу и одновременно маскируют этот факт.
Незнание — это одна из самых коварных форм рабства. Человек связан своим незнанием. Например, мы говорим, что у человека есть душа. А от кого-то это скрывают.
Душа отражает высшие интересы человека. Юнг использовал для обозначения души термин, который по-английски пишется как Self (с большой буквы). Кстати, в русском языке нет полного аналога этому слову. Так что иногда бывает, что язык с помощью отсутствия термина скрывает от нас нечто и этим порабощает нас.
Язык, в котором есть множество жизненно важных терминов, — иврит. Мы также называем его Святым языком.
Кстати, в прошлые эпохи евреи пользовались «гибридным» языком. Для бытовых целей служил идиш, но внутрь него были встроены термины иврита.
Так, например, в иврите есть слово «кавана». Его невозможно перевести одним словом на другие языки. В английском языке оно частично переводится двумя словами — attention и intention, которые имеют один корень. В русском языке это же переводится как «внимание» и «намерение». В частности, кавана — это то, о чем думает человек, выполняя заповедь. То есть кавана — больше чем отдельно внимание и намерение, и поэтому, овладев этим словом, мы можем помочь организовать свое сознание.
Во многих ивритских «спецтерминах» есть глубинные смыслы, которые раскрывает каббала. Поэтому с помощью мистического знания мы можем зарядить слова мощными смыслами.
Напомним, что мы говорили о свободе и рабстве. И человек, не владеющий этим аппаратом иврита, находится в рабстве своего незнания. А знаток находится на свободе — владения и знания.
Мы говорили в начале статьи о слове «душа» и его некотором аналоге в английском языке — Self. Но в иврите есть несколько уровней души — нефеш, руах, нешама, хая, ехида.
Мы должны освоить цепочку: сначала узнать о наличии уровня души, потом пробудить его (другими словами — оживить или активировать), а затем развивать с помощью тех ресурсов, которые мы тоже должны узнать.
Важнейшими понятиями являются сфирот — качества, которые имеют проекции в проявлениях Б-га, это касается характера человека и еще многих сфер.
В еврейской традиции есть период Сфират а-Омер — между Песахом и Шавуотом, когда в течение семи недель мы стремимся как минимум узнать семь сфирот, а как максимум сильнее развить их в себе. При этом каждая сфира имеет внутри себя семь измерений (сфира в сфире), и мы можем каждый день узнавать и развивать в себе один из семи аспектов одной из семи сфирот.
Таким образом, мы переходим из несвободы незнания сначала в свободу знания, а потом в свободу освоения этого знания. Мы получаем двойную свободу, освобождающую от двойного сокрытия.
Знание преодолевает незнание (один барьер). Осознанное действие преодолевает бездействие (второй барьер).
Современные науки разработали также многие важные слова — например, слова «латентный» (спящий, скрытый режим работы), «эмпатия» и «ассертивность» (мы их часто расшифровывали в статьях).
Также есть освобождающие метафоры, которые процесс «раскрытия сокрытого» расписывают в метафорической форме. Бывают и терапевтические метафоры, которые влияют не только на сознание, но и на подсознание и надсознание, производя процесс раскрытия и трансформации.
Интересно, что часть этих подходов была известна и в древности, и в еврейской классике присутствуют эти механизмы (например, в Пасхальной Агаде и во многих сюжетах Торы). Другие механизмы пришли в наш мир в новейшее время. Соединив древнее с самым новым, мы можем во всеоружии преодолеть двойные барьеры рабства и выйти на просторы свободы — самореализации, духовного роста, групповой динамики, трансформации своей личности.
Пусть нынешний Песах будет успешным на этом пути!
Тэги:
брук,
меир,
песах,
свобода