2016-10-27 19:29:14
унижающие других, если унижающее заявление правдиво, оно считается лашон ара — злословием. Если оно ...
+ развернуть текстсохранённая копия
унижающие других, если унижающее заявление правдиво, оно считается лашон ара — злословием. Если оно лживо, то перед нами клевета», из книги "Хафец Хаим"
Мы снова подошли к важному рубежу — празднику Симхат Тора. В этот день все евреи, которые синхронно изучают недельные главы Торы, очередной раз заканчивают последнюю главу — «Зот а-браха» и сразу же заходят на следующий круг, начиная читать первую главу Торы — «Берешит».
Этот процесс всенародной синхронизации уникален. Я не знаю других народов или групп, которые бы имели такой же механизм синхронизации — через изучение глубинных текстов. Но в целом цивилизация подает признаки взросления. Если вспомнить эпоху Раннего Средневековья, то в то время простым христианам было запрещено иметь дома текст Библии. Ее могли читать и разъяснять только священники, которые обучались этому искусству. Остальные слушали проповеди, а также рассматривали иллюстрации к библейским историям в виде фресок и мозаик на стенах церквей. Протестанты совершили важную революцию, переведя Библию на доступные языки и сделав ее настольной книгой. Но в христианстве не было столь развито искусство интерпретации текстов, как у евреев. Интересно, что искусство глубинной интерпретации получило развитие в светском мире в XIX и особенно в XX веках. Этот жанр приобрел системный и научный подход. Кроме того, анализ текстов может быть и искусством, или искусствоведением, когда находка нового смысла в тексте является проявлением таланта исследователя и его умения соединять в уме разные идеи и находить параллели и ассоциации. В каком-то смысле можно сказать, что человечество постепенно дорастает до более взрослого умения работы с глубинными текстами. Отметим, что этот жанр работы с текстами не является массовым в обычном мире. Его можно назвать элитным. Но евреи уже много веков приучаются к работе с текстами и поэтому могут считаться элитой мира — в том смысле, что они владеют этим элитным сплавом науки и искусства в работе с текстами. Интересно, что в русскоязычном интеллектуальном пространстве сейчас происходит новый всплеск интереса к «текстоведению». Стоит обратить внимание на контекст. Политические процессы в России перемещают сознание большинства в направлении примитивизации сознания. Но можно высказать важную гипотезу. Видимо, существует закон самосохранения интеллектуального потенциала народа. Если некие силы тянут народ в примитивизацию мышления, то в элитной части народа активизируется стремление к более зрелому развитию сознания. Многие мои друзья, живущие в России, обращают внимание на процесс «умудрения» интеллектуальных элит, которые создают новые и важные теории и модели познания мира. Работает механизм «головы» и «хвоста». «Хвост» растет количественно (с помощью психообработки масс), а «голова» растет качественно (с помощью интеллектуальных усилий). Кроме того, современные коммуникационные технологии позволяют более легко и эффективно обмениваться находками и различным опытом работы. Еще один ценный фактор — умение задавать вопросы к тексту. И здесь классическое еврейское образование помогает развить эту черту. Кстати, вопросы могут помочь развернуть анализ текста в новую и неожиданную сторону, раскрыв «сокровища» смыслов, подобно месторождению, найденному геологами. Согласно нашему календарю мы снова входим в процесс изучения начальных глав Торы. Существует загадочный механизм настройки жизни на смысловые процессы, заложенные в Торе. Если мы погрузимся в ее изучение, то будем меньше зависеть от политических и экономических процессов и больше получать от Всевышнего благословений на процветание, мудрость и взросление.
Еврейский календарь — это многослойная форма. В ней есть и очень простые слои, и очень продвинутые. На самом простом уровне праздник — это в большинстве случаев выходной день и повод сесть за праздничную трапезу. Это позволяет приобщить к празднику самых простых людей и детей. Постараемся раскрыть глубинные средства системы праздников.
Если мы нарисуем круг, обозначающий годичный цикл, то сможем поместить на него все важные даты календаря. При этом мы можем предложить два типа доступа к ресурсам праздника — последовательный и параллельный, или одновременный. Это напоминает разницу между кассетой и диском в аудиосистемах. Кассета проматывается последовательно, а к информации на диске мы можем сразу добраться в любой его точке. Календарь тоже имеет два варианта доступа. Двигаясь по времени и по жизни, в течение года мы последовательно проходим все праздники один за другим согласно календарю. Но у нас должен быть более продвинутый (и не один) режим доступа, который можно назвать, используя еще одну метафору, «накрытым столом» (на иврите «Шулхан Арух», что также является названием знаменитой книги — классического свода еврейских законов). Наша задача — представляя перед собой этот накрытый круглый стол из праздников, научиться создавать доступ к любому из них по нашему желанию. Можно размышлять о праздниках, а можно и медитировать на них. Для простоты и эффективности доступа мы можем использовать для обозначения праздников образы (images), напоминающие нам о них: Песах — маца, Шавуот — скрижали, Рош Хашана — шофар, Суккот — сукка, Симхат Тора — танцы со свитком Торы, Ханука — восьмисвечник-ханукия, Пурим — маски. Есть проблема с имиджем для Йом Кипура: для него нет классических образов в еврейской традиции. Мы предлагаем современный имидж, опираясь на знакомую многим метафору. Йом Кипур — это день очищения человека от блоков, заслоняющих нас от Б-га. Те, кто имеют компьютеры и смартфоны, знают о волшебной процедуре перезагрузки, когда зависший компьютер как бы самоочищается от мусора в памяти и начинает работать с чистого листа. Это напоминает идею Йом Кипура. И мы можем в качестве метафоры изобразить кнопку с надписью RESET, которая перезагружает и очищает память. Практика
Можно предложить серию упражнений по развитию внутреннего мира с помощью еврейских ресурсов. А) Мы можем последовательно фокусироваться на каждом из образов на картинке стола, активируя в своем сознании и надсознании каждый из праздников. То есть мы как бы прорабатываем весь годичный цикл праздников по очереди, но в один присест. Б) Еще более продвинутое упражнение. После предыдущего упражнения мы смотрим на имиджы одновременно и представляем, что нам доступны параллельно все ресурсы, которые эти праздники несут в наш мир. Кстати, согласно психологии, человек может активировать одновременно от 5 до 9 каналов внимания. А главных праздников у нас восемь. Этот режим восприятия является весьма продвинутым и может нам очень помочь в развитии, но при этом он использует очень простую образную схему праздничных символов внутри круга. Вы можете поупражняться в этих медитациях, например, во время сидения в сукке. При этом каждый праздник — многомерный концепт, и чем больше мы знаем о глубинной сути праздника, тем сильнее будут наши внутренние ощущения от выполнения упражнений. Кстати, Симхат Тора построена по похожему принципу, когда мы накладываем линейный текст Торы на круг из 52 недель года, совмещая линейность с цикличностью и получая спираль своего развития.
2016-10-11 00:31:49
Оригинал взят у + развернуть текст сохранённая копия
Оригинал взят у meirbruk в ТЕРРОРИЗМ КАК ИГРУШЕЧНАЯ ВОЙНА
Меня всегда интриговало – как Б-г сможет реализовать в наше время пророчества про Мировую войну и одновременно не стартовать большую «мясорубку». Думаю что этот вопрос касается всех – большинство из нас не хочет попасть в «мясорубку» войны, особенно если мы являемся потомками тех, кто на себе испытал тяготы Второй Мировой Войны и психологически эта травма в нас имеется в наличии... =-=-=-=-=-= Как говорит народная мудрость «Пути Господни неисповедимы» - что означает, что нам невозможно самим предсказать шаги Вс-вышнего по реализации Его Сценария. Но что мы можем и должны – Мы обязаны распознать ЕГО Сценарий, то как Б-г формирует реальность, при этом соответствуя Древним Пророчествам. =-=-=-=-= Итак, наш первый постулат – война может принимать самые разные формы и нашей задачей будет распознать суть каждой из форм. =-=-=-=-= Согласно глобальному сценарию, в планы мировой истории входит версия (третьей) мировой войны между миром Запада и Арабским миром. И все более или менее про этот сценарий «в курсе дела». Но... в отличие от Второй Мировой Войны – когда столкнулись две гигантские мощные военизированные Империи – сейчас соотношение сил между двумя Игроками (Западом и Арабами) – очень уж разное. =-=-=-=-= Более того, статус мировой войны не обязан включать в себя фактор «мясорубки». Мировая – не обозначает, что весь мир поголовно страдает от тягот войны. Мировая – может обозначать, что в некоем интеллектуальном и психологическом дискурсах – война присутствует как довлеющий элемент мирового масштаба. =-=-=-=-= И мы обязаны понять – как устроена нынешняя война, вполне законно претендующая на статус Мировой, но без «мясорубного» элемента. =-=-=-=-= Атакующей силой на данном этапе в этой войне – является Арабский Мир. Но... его оружие весьма неканонично. Его оружие – это террористические точечные выпады. =-=-=-=-= Как писали эксперты, теракт – это оружие бедняка. =-=-=-=-= Но – тут в силу вступают два ключевых фактора. Гораздо более важной силой в этой войне являются не сами теракты, а феномен масс-медиа, который в буквальном смысле «раздувает» информационную «ударную волну» вокруг каждого теракта. =-=-=-= Давайте осознаем! Масс-медиа, которая обладает всей мощью Западных информационно-коммуникационных технологий – является ключевым ПАРТНЕРОМ (!) Арабских террористов. Именно Западные масс-медиа – бесплатно (!) для террористов – обеспечивают информ.поддержку, или как сегодня модно говорить являются «информационным спонсором» террористов, делая им бесплатный ПиаР. =-=-=-= То есть мы имеем гениальную по парадоксальности ситуацию. Запад участвует в войне, но на стороне Арабского мира, обеспечивая дешевым терактовым технологиям – дорогую информационную поддержку. =-=-=-=-= =-=-=-=-= А что мы можем сказать – по поводу психологического измерения войны? И здесь – все тоже работает слаженно и эффективно. «У страха глаза велики». Страх перед терактом состоит в том, что от теракта невозможно спрятаться или защититься. Теоретически террорист с бомбой на поясе может оказаться в любом вагоне метро или автобуса, бомба может лежать в любой урне и т.д. =-=-=-=-= Поэтому паранойя боязни теракта – легко может распространяться по миру, не требуя никаких усилий от Арабов, кроме минимальных усилий по созданию точечных терактовых событий И «ЗАРАЖАЯ» обывателей во всем Западном мире. =-=-=-=-= Задумаемся, никакая система ПВО (противовоздушной обороны), стоящая миллиарды долларов – не может защитить от одинокого сумасшедшего... =-=-=-=-= =-=-=-=-= Кстати, террористы вполне могут вербоваться из сумасшедших, коих в наше время в мире более чем достаточно. =-=-=-=-= При этом - существуют эффективные манипуляционные технологии, которые действуют на сознание «ходячих бомб» лучше любых пультов управления. =-=-=-=-= Сочетание неустроенной жизни в этом мире, обещание благ в загробном мире и пропаганда ненависти, построенная на примитивных инсинуациях – и в распоряжении организаторов терактов – неограниченное количество «живых бомб». =-=-=-=-= =-=-=-=-= Возникает вопрос – может ли война из данной стадии развиться в нечто более угрожающее? Наиболее вероятный ответ – вряд ли. Любое расширение масштабности – резко уменьшит уязвимость сценария теракта и может быть подавлено властями стран Запада - и поэтому более одиозные формы войны – скорее всего не появятся. =-=-=-=-= =-=-=-=-= ПОЛЕЗНОЕ СРАВНЕНИЕ СЮЖЕТА С ПУТИНСКИМИ НАХОДКАМИ
Мы конечно видим сейчас два Сценария путинского варианта войны – крымский и донбасский. =-=-=-=-= Как они сработали и могут ли они быть пересажены на Европейскую почву? (1) Крымский вариант сработал (в том числе) за счет того, что крымское население легко проглотило наживку «перебраться из бедной Украины в богатую (нефтедолларами) Россию». Это называется «заманить» обывателя. =-=-=-=-= Конечно Арабский мир тоже стоит на нефтедолларах. Но трудно представить область Западного мира – которая позарится на присоединение к Арабскому миру, да и самим Арабам этот сценарий не выглядит привлекательным. Так что сценарий Агрессивно-коварного захвата (типа крымского) – в Мировом масштабе нам вряд ли грозит. =-=-=-= (2) Донбасский вариант – сработал (в том числе) на мобилизации масс люмпенов – в «мясорубку». Россия – является огромным резервуаром неустроенных и неуравновешенных персонажей, которые привлечены перспективой – или заработать денег на мясорубке или сгинуть в ней. =-=-=-= Важный фактор – наличие границы Украины и России – позволяющий осуществить массовую переброску этой оравы для дестабилизации ситуации. =-=-=-=-=-=-= Далее – была выбрана зона «поражения» – в которую произвелся массовый вброс этой оравы при ситуации неготовности Украины эффективно контролировать эту территорию. В итоге Путин создал в буквальном смысле «котел» с «мясорубкой» - в которой все это безобразие переваривается и перемалывается – а Украина не имеет сил глобально ликвидировать все это безобразие и оно оказывается элементом войны. =-=-=-=-= В утешение можно сказать, что вне самой зоны «АТО» котел не очень напрягает местное население. Более всего страдают местные жители «котла» , которые массово бегут – кто в Россию кто в Украину. =-=-=-=-= =-=-=-=-= Может ли такой же сценарий повториться в войне Запада с Арабами? =-=-=-=-= И тут есть напрягающий нас вариант. (А) массовый наплыв беженцев может превратиться в подобную воинственную толпу. (Б) есть еще и пятая колонна – в виде мусульманских граждан стран Запада, которые не чувствуют большой благодарности к Западному Миру и могут стать местным «расходным материалом», примкнувшим к беженцам. =-=-=-=-= Кстати в самом Донбассе – также имеется в наличии – фактор местного персонала, то есть в «КОТЛЕ» «варятся» две категории – местные и привозные. =-=-=-=-= =-=-=-=-= Может ли все же орава пришельцев вместе с местными партнерами – запустить сценарий «котла» в Европе? =-=-=-=-= Теоретически – представить такой сценарий возможно. Но.... в чем отличие Донбасского котла от нашей ситуации? =-=-=-=-= Украина была действительно слишком слаба, плюс этническое различие между русскими и укранцами очень незначительно, особенно в Донбассе где эти границы размыты. В Донбасском котле смогло найтись достаточно местных жителей, которые соорудили подобие местной власти, которая изобразила желание независимости, чтобы осложнить картину. =-=-=-=-=- Также ключевым фактором была нестабильность в Украине в тот переходный момент. =-=-=-=-= =-=-=-=-= Что же с Европой? (А) страны Европы не граничат с Арабским миром, чтобы организовать мост оружия, которым могли бы вооружаться «котлисты». (Б) учитывая опыт Донбасса – возможные откровенно сепаратистские провокации в Европе могут и должны быть пресечены полицией и властями на ранних этапах. =-=-=-=-= Можно сказать, что Европа должна научиться на ошибках Украины – и не допустить появление «котла» на своих территориях... =-=-=-=-= То есть сценарий котла-мясорубки (имени Донбасса) – организовать в Западном мире – нереально. =-=-=-=-= Но – котел-мясорубка – сформировался в Сирии, где подобные процессы имеют место быть, отягощенные бомбардировками и др. =-=-=-=-= =-=-=-=-= Дабы не замучать читателя – мы этот анализ параллелей приостановим. =-=-=-=-= Приведем первый вывод. Мировая война Запада с Арабским миром – с максимальной вероятностью – ограничится точечными сериями терактов. =-=-=-=-= При таком сценарии – эта война может подпасть под статус Мировой, но без массовых безобразий. Что может внушать сдержанный оптимизм в жанре «могло быть и хуже». =-=-=-=-= =-=-=-=-= ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ – ПСИХО-МЕНТАЛЬНАЯ. А что же делать нам, «зрителям»? Попытаемся найти некоторые разумные рекомендации. =-=-=-=-= (А) психологический климат, распространяемый терактами – напоминает «заразную болезнь», когда страх распространяется – не имея разумных сдерживающих барьеров. (А1) но – у нас появляется свобода выбора: «Бояться или не бояться?» Статистически вероятность попасть в категорию жертв теракта минимальная. В авариях погибает во много раз больше людей. Поэтому стоит не поддаваться на провокации и «сохранять спокойствие». (А2) если у нас есть конкретная возможность помочь жертвам терактов – то мы можем это сделать. Но если мы не можем сделать конструктивные шаги – не стоит искать надуманные поводы проявления надуманного сочувствия – в виде тотальной ненависти ко всем мусульманам.... (А3) можно предложить классическое средство против паранойи «не читайте газет», то есть не загружайтесь слишком глубоко в шумиху вокруг терактов, если мы понимаем, что кроме эмоциональной заразы – это ничего не принесет. (А4) гораздо более продуктивным является следующее отношение к ситуации: А4.1 – Да, я понимаю, что сейчас разворачивается сценарий мировой войны. А4.2 – Я осознаю, что теракты являются формой выражения этого сценария. А4.3 – Я проявляю «сдержанный оптимизм», осознавая, что Вс-вышний гениально организовал сценарий таким образом, чтобы выполнить программу мировой войны, при этом сведя жертвы к минимуму.... (один мой коллега искренне порадовался , что в одном из самолетов, которые использовали террористы во время теракта 11 сентября была всего лишь 20% загрузка рейса, то есть погибло гораздо меньше людей, чем если бы не дай Б-г самолет был полностью загруженным). А4.4 – Если идти по религиозной линии анализа, то можно сказать, что при всей парадоксальности такого подхода можно сказать, что Вс-вышний милосерден – тем что свел глобальный сценарий войны к столь локальному проявлению. =-=-=-= (А5) – можно не просто постараться перестать бояться или выключить свое сознание из этого дискурса. Есть выражение «В окопах не бывает атеистов». Смысл его в том, что когда человек боится смерти – он начинает верить в Б-га (если раньше не верил). Почему бы тем из нас, которые упорно отказываются верить в Б-га – не поменять свою внутреннюю программу – и не начать верить в Б-га. (А5.1) В этом случае – у нас появляется следующая стратегия. Мы верим, что Б-г не позволит сделать плохое с нами. Но если он сделает – и мы можем пострадать, то .... на это есть Б-жья воля. Но.... это не мешает поддерживать минимальную, но разумную осторожность и благоразумность. (А6) Например, можно записаться на разумные курсы самообороны, навыки которых пригодятся ... или могут пригодиться..... в том числе при встрече с каким-нибудь местным сумасшедшим. Я, например, уже более года хожу на уникальную программу самообороны, разработанную гениальным евреем... о чем как-нибудь напишу отдельный материал... =-=-=-=-= (Б) Вопрос интеллектуальной защиты. (Б1) Очень важно воспитывать осознанность в нас, чтобы мы понимали – как нам воспринимать материалы о терактах в масс-медиа... (Б2) В качестве полу-иронии, я бы предложил после заметок о терактах писать дополнение «Минздрав предупреждает! Принимание близко к сердцу данной информации – может быть вредно для Вашего психического здоровья». (Б3) Но если медиа не пойдет на такой шаг (что можно легко предсказать)- то можно предложить каждому из читателей обзавестись «переносной» закладкой для чтения с подобным предупреждением – и класть ее рядом с текстами, если уж мы не хотим не загружать в себя эту информацию». =-=-=-=-= (Б4) Если Вам тяжело прожить не зная о том какие теракты происходят вокруг – то по крайней мере сделайте себе выходной хотя бы раз в неделю. Для этого прекрасно подходит суббота (Шаббат) – как день, когда мы можем «угостить» себя здоровой атмосферой, не омраченной – неуместными в Шабат новостями с «фронта». =-=-=-=-= В-общем, тема эта весьма интересная – с творческой точки зрения. Хотя в ней есть «кровавый след» и нужно быть тщательным и уместным в жанре анализа подобных явлений. =-=-=-=-= Один из самых важных выводов, который мы хотим подчеркнуть в заключении. Есть «одноходовый» взгляд на проблему терактов на современном этапе истории. И этот взгляд весьма пессимистический. Все мы хотим жить в мире и спокойствии, которого мы не видим. =-=-=-=-=-= Но – очень важно уметь вписывать ситуацию в глубинный контекст и находить в ней перспективные аспекты. =-=-=-=-= В данном случае видится позитивный аспект. Мир находится (согласно «графику») в стадии отработки этапа мировой войны. Кстати, идея гибридной войны говорит о том, что нас ждут много интересных аспектов в этом жанре, включая психологические, ментальные, духовные и мистические. =-=-=-=-= Но на буквальном уровне – война вписалась в весьма любопытный формат, будучи максимально локализованной, создавая фактор войны – но максимально нетотальный, исходя из того, что этот сценарий является фактором мировой войны. =-=-=-=-=-= Также интересно обратить внимание, что Западные медиа как бы играют «в свои ворота», раздувая инфо-шум вокруг каждого локального события и пугая своих же. =-=-=-=-= В науке это называется кооперативное поведение, когда оба игрока действуют кооперируясь, хотя и относятся к разным «командам». =-=-=-=-=-= И здесь напоследок интересно озвучить два взгляда на роль медиа. С одной стороны, поведение медиа выглядит глупым, так как «льет воду на мельницу» оппонента. Но с другой стороны, возможно таким образом медиа отрабатывает локальность физического сюжета. Возможно, что если бы не было бы инфо-поддержки сюжета с помощью медиа, этот жанр не мог бы называться мировым. И тогда Вс-вышнему пришлось бы применять более болезненные способы, чтобы сохранить особенность жанра – «Мировой войны». Поэтому – медиа – создают масштаб «мирового» уровня – для этих сюжетов и это является частью «правил игры». =-=-=-=-= Но что важно! С точки зрения психологической экспансии милитаристских психо-комплексов – каждый из нас получает свободу выбора. Выбор – попасть под «инфо-взрыв» и стать «инфо-жертвой» - или «отойти в сторонку», оставшись в роли «бесстрастного зрителя», который не гробит свою нервную систему а вместо этого – может даже в какой-то степени насладиться режиссерским замыслом Вс-вышнего, вписавшим столь глобальный замысел в столь локальный формат...
2016-10-04 21:54:55
автор текста: M. Bruk 04.10.2016 13:17 + развернуть текст сохранённая копия
автор текста: M. Bruk 04.10.2016 13:17
Двенадцать лет назад, в 2004 году, как раз в период осенних еврейских праздников, в Нью-Йорке высадился «еврейский десант» из трех русскоязычных религиозных семей, приехавших из Израиля.
Можно сказать, что высадились мы на еврейскую Малую Землю. Большой Землей еврейство должно называть Израиль. Хотя он по размеру не столь крупный, но по значению для евреев он действительно «великий и могучий». Но мы должны не забывать и о других евреях. Так случилось, что серьезная концентрация русскоязычных евреев сформировалась в районе Брайтон-Бич, и Всевышний в лице руководства синагоги Jewish Center of Brighton Beach направил мою семью и семьи моих коллег в американо-еврейскую Малую Землю.
Направляясь сюда из Израиля, мы понимали, что глобально поднять все еврейство — задача неосуществимая. Слишком уж сильно на наших соотечественников повлияла советская ментальность. Плюс американский деловой подход, когда человек ощущает себя вечно занятым и спешащим, не помогает ему вернуться к себе. «Не объять необъятного». Поэтому мы поставили цель «захватить плацдарм» и «закрепиться на нем». Наш плацдарм — это уютное здание нашего Еврейского центра, которое принимает евреев в свою общину, чтобы наши еврейские души могли расцвести. Важно, что мы имеем программы под эгидой «Бейт Авраам» и для молодежи, студентов, и для людей зрелого возраста. Еврейский Новый год — это повод включиться активнее в позитивную еврейскую самоидентификацию и постараться ликвидировать свои антиеврейские комплексы. Шофар пробуждает нас, включая в жизнь нашей души. «Пожелательный» элемент праздника — яблоко с медом. Яблоко не только сладкое и круглое. Еще одна его характеристика — оно гладкое, что символизирует пожелание гладкой жизни, чтобы у нас было в следующем году меньше ухабов и препятствий на пути к нашим целям. Мед не только сладкий. Он входит в список сакральных пищевых жидкостей вместе с оливковым маслом, вином, молоком и водой.
Праздники и жидкости
Эти символические жидкости имеют тесную связь с циклом праздников. Оливковое масло — символ Хануки. Вино — символ Пурима. Молоко можно связать с Шавуотом, когда мы едим молочную пищу. Мед в Дни Суда (от Рош Хашана до Симхат-Торы) символизирует пожелание доброго, позитивного (сладкого) Суда Б-га по отношению к нам. Вода присутствует в молитвах на праздники Песах и Суккот. Вода выражает питательный фактор для земли, на которой растут плоды. В Песах мы читаем молитву о росе (микро-мокро-питание земли), в Суккот — молитву о дожде (макро-мокро-питание земли).
Запутать Сатана
Есть обычай весь предшествующий Новому году месяц элул каждое утро трубить в шофар. Но в последний день перед Рош Хашана мы в шофар не трубим. Одно из символических объяснений — чтобы запутать Сатана (обвинителя). Недавно мы заметили интересную идею. Когда человек делает глупый поступок, он иногда говорит «бес попутал», как бы сваливая вину на зловредные силы. У нас же мы сами можем «запутать беса». Переведя эту символику на факторы из жизни, можно сказать следующее. Обычный человек регулярно становится жертвой разных манипуляционных сил — от политиков до рекламщиков. И когда человек поддается влиянию этих сил, ситуация является аналогичной выражению «бес попутал». При этом «бес» действует как субъект, а человек — как объект. Задача еврейского сознательного человека — самому стать субъектом и даже перехитрить своих оппонентов. Это делает нас не жертвой, но хозяином — и мы желаем вам стать хозяином в наступающем году.