Иудаизм включает в себя тексты Торы и Танаха и интерпретации мудрецов, которые создали множество комментариев к Торе, а также сборники мидрашей. Мидраш — это версия детализации событий, о которых в Торе сказано кратко.
Когда возникло христианство, оно с большим уважением восприняло Тору и Танах, считая (как и евреи) эти тексты имеющими Б-жественное происхождение. Но христиане не всегда доверяли еврейским толкователям и в результате приняли Тору Письменную (Танах), но не Устную (мидраши и интерпретации мудрецов). Многие современные секулярные евреи оказались солидарны с христианами. Они также говорят, что Тору уважают, но мудрецам доверять не готовы — «они же не Б-г». В результате гигантский еврейский опыт и мудрость выпали из мирового дискурса. Но вряд ли это правильно. У данной ситуации есть обратная сторона. Сейчас в мире появляется много выдающихся умов, которые не являются официальными раввинами, но которые созидают чрезвычайно важные и уместные идеи на базе Торы. И многие религиозные евреи, привыкшие доверять только официальным авторитетам, гнушаются этих знаний, потому что привыкли черпать знания только из «официально утвержденных источников».В итоге многие из тех, кто не являются ортодоксальными евреями, не доверяют раввинам, а многие ортодоксальные евреи не доверяют нераввинам. И это плачевно, потому что два этих мира содержат выдающиеся знания, соединив которые можно получить важные и актуальные выводы, которые помогут миру процветать, особенно учитывая ситуацию современного кризиса. Предложим работающее решение, которое помогает вместить в себя обе части мировой мудрости. Начнем с мидрашей. Это часто весьма неожиданные развития сюжетов, меняющие и углубляющие восприятие персонажей и их намерений. Мидраши — это не Тора, но они помогают постижению высшей мудрости из Торы. Основная эпоха создания мидрашей — от 3 до 5 веков, более поздние — до 10–12 веков. После этого времени классические мидраши перестали создаваться. Их очень полезно изучать, но надо осознавать, что их статус ниже, чем у Торы. Современные мудрые люди высказались следующим образом. Нормальный человек имеет врожденную способность воспринимать истину. И человек должен научиться доверять своему чувству и развивать его. Читая мудрые тексты, мы можем начать сами чувствовать, что автор «глаголет истину». Когда наше чувство становится развитым, мы можем черпать истину из разных источников — религиозных и светских, еврейских и нееврейских. Как говорила моя мама, читая подобные тексты: «Я бы сама так сказала, но не смогла сформулировать так хорошо, как автор». Чем больше мы читаем разные важные тексты, раскрывающие нам истину, тем более развитым становится наш орган ее восприятия. Если рассматривать мир с позиции духовной эволюции, то более зрелый человек — это тот, кто сам в состоянии постичь истину, полагаясь на свое внутреннее чувство. Но мир сейчас стоит перед большим вызовом в этом жанре. Политики, рекламисты, социальные медиа и другие паразитируют на менее развитых людях, вбрасывая свои сфабрикованные инсинуации под видом истины. И часто большие толпы зомбируются и начинают верить в эти информационные вбросы, и это смущает. Ситуация выглядит как раскол человечества на осознающее и продвигающее истину меньшинство (голова) и верящую в инфовбросы толпу (хвост). Как говорится в пожеланиях на Рош Хашана, желаю читателям, чтобы вы были в голове, а не в хвосте.
Современный мир постепенно нащупывает важные способы описания и изменения реальности.
Недавно я прочитал две важные статьи. В первой говорилось о том, что в мире в древности было архаическое восприятие реальности. Потом возникло модернистское. Этим термином мы можем назвать восприятие с позиции мира науки, которая вытеснила религию и стала довлеющим инструментом работы с миром. В ХХ–ХХI веках, особенно в связи с расцветом коммуникативных технологий (Интернет, смартфоны и другое), возникло более сложное постмодернистское восприятие реальности. Согласно мнению автора материала, сейчас все эти реальности активировались одновременно, и человек может жить параллельно в нескольких реальностях, переключаясь между ними. Второй материал мне недавно прислал коллега из Украины. Он написал, что там сейчас параллельно действуют четыре реальности. Во-первых, это реальность патриотов, волонтеров, реформаторов, героев, которые стремятся трансформировать Украину. Во-вторых, это реальность народа, находящегося в режиме выживания. В-третьих, это реальность светских (гламурных) тусовочных персонажей. В-четвертых, это реальность мира коррупции со взятками, откатами и теневыми сделками. Когда я анализировал эти два вывода, мне показалось, что Всевышний готовит нас к более сложному способу параллельного восприятия разных уровней мироздания. Отношения между слоями могут быть замысловатыми. Так, например, Россия активировала архаико-мифологический слой в своей гибридной войне с Украиной, и этот пласт буквально переключил сознание у простого российского человека, который стал воспринимать мир сугубо с позиции этого слоя реальности. Российские массы представляют нам пример пассивного реагирования, когда власти навязывают народу программу из определенного слоя мышления, а основная часть народа впадает в этот слой и смотрит на мир из него. Оптимизм ситуации в том, что подобный феномен указывает нам на то, что должен существовать более сложный механизм работы с разными слоями, когда человек имеет в виду сложную реальность, учится осознанно переключаться между слоями и при этом создает в своем сознании (или надсознании) точку сборки, которая умеет этими разными реальностями маневрировать. В духовных практиках существуют феномены, которые пронизывают (или сшивают) разные слои. Поучительно рассматривать еврейскую духовную жизнь с этих позиций. Еврейские праздники включают в себя разные слои — от гастрономического до метафизического. Персонажи Торы и Танаха живут в разных слоях. Ритуалы — от молитв до шаббата и кашрута — сшивают разные слои. Важно сказать о новом и уникальном понимании идеи свободы. В отличие от российских масс, которых насильно приковывают к архаико-мифологическому слою и их «заклинивает», мы должны научиться осознанно и свободно переключаться между слоями. Украинский философ Григорий Сковорода писал: «Мир ловил меня, но не поймал». Используя в том числе и еврейские ресурсы, мы учимся перемещаться между слоями, особенно когда нас пытаются зажать в зловредном слое. Кстати, слово «еврей» означает «(свободно) переходящий на другой берег» — или, можно сказать, в другой слой. Мы должны учиться использовать высшие метафизические слои, чтобы самим управлять сложным миром, уподобляясь в некотором смысле самому Господу Б-гу.
У нас в гостях Ефим Свирский. 18 сентября, в воскресенье, в 10:30 am он проведет у нас в JCBB (2915, Ocean Parkway) мини-семинар, посвященный глубинным аспектам осенних праздников
2016-09-12 12:57:41
... . также интервью "Меир Брук, лектор по ... лекциях - как рав Меир Брук, имея в ...
+ развернуть текстсохранённая копия
официальное био с сайта моей последней работы Rabbi Meir Bruk - received MA in mathematics at Kiev University and worked in the arenas of artificial intelligence and hi-tech education. He received his religious education at Aish ha-Torah and Ner Le-elef Kollel, both in Jerusalem. From 1994 until 2003, he was the director of the Aish Ha-Torah outreach center in Kiev, Ukraine. Rabbi Bruk from 1995 till 1997 was also the chief editor of Aviv, a major Jewish Russian-language magazine in FSU at that time. He gave classes for Midrasha Tzionit. He also worked for Shvut Ami, a Russian-speaking outreach organization in Jerusalem, making Gemora classes, seminars for Russian Jewish intellectuals and TV satellite classes for the Odessa Kollel. From September 2004 till now rabbi Bruk is working in Brooklyn NY, in the biggest Jewish center for Russian Jews. Rabbi Bruk is an expert in Jewish family education, psychology, Jewish mystics, Jewish philosophy, hasidic thought etc.
фрагменты неофициального био (плюс, у кого нелады с английским:)
Родился в Киеве в 1964 году в очень творческой семье. Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы. Ефим – сын знаменитого писателя, известный лектор и психотерапевт, автор
книг «Вне диалога – пропасть» , «Тора и психология» , «Перевоплощение». 1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио (Нью-Йорк 96.7FM & Москва 1503 АМ - по средам) с программой "Еврей в законе" и мн.др. С сентября 2004 года живу с женой и четырьмя детьми в Бруклине - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. С 2010 года открыл персональный сайт, см. веб-архив. (см. также принципы подбора материалов).
В "доеврейском" прошлом:
1989-1994 работал МНС в области экспертных систем в сильнейшей команде Константина Вершинина в славном киевском Институте Кибернетики, и параллельно работал СНС в киевском Институте психологии в отделе Новых Информационных Технологий Обучения в команде Ефима Машбица. 1982-1989 - учился на мех-мате Киевского Университета (с перерывом в 2 года на службу в Советской Армии). В 1979 наша семья попала в отказники... В детстве вместе с родителями прошел через увлечения оздоровительными системами, восточной философией и мистикой.
Вся эта горючая смесь (включая мн.др.) а также мое появление в однофамильном граде БРУКлине, наконец, простимулировали меня к работе не только в устном, но и письменном жанре. Занятия кабалой, хасидизмом и психологией - не дали моему пониманию иудаизма остаться в сухих рамках пересказа учителей прошлого, но включили "второе дыхание" новому пониманию классики, интересному для человека сегодняшнего дня. К сожалению, очень часто две части еврейского мира – светская и религиозная – воспринимают друг друга, как жителей разных планет. Популярная русскоязычная газета Америки «Еврейский Мир», где с 2006 года печатаются мои статьи, - один из мостов, соединяющих две «планеты», дающий светским читателям качественные знания о еврействе.
См. также интервью "Меир Брук, лектор по иудазиму, Брайтон-бич" или ищите меня в интернете здесь
P.S.: Я не раввин в классическом понимании как человек сдавший экзамен на знание еврейского закона. Я учился в двух ешивах, но не сдавал экзамены. Моя официальная должность - преподаватель. Но в Америке часто называют раввином человека который работает в кируве (приобщении светских евреев к еврейским знаниям), и иногда мое начальство подписывает меня в объявлениях о лекциях - как рав Меир Брук, имея в виду не звание, а должность.
Каждый год еврейская русскоязычная община Америки получает возможность ощутить «духовно-интеллектуальную встряску».
К нам снова приезжает Пинхас Полонский, и, как это происходит уже немало лет, он будет объезжать основные русскоязычные общины во всех частях Америки и Канады. Пинхас представляет очень важное направление, которое двигает вперед мировую творческую мысль.
В мире сейчас происходит множество событий, к которым неправильно подходить с позиций вчерашнего дня. В них заложено множество нетривиальных вызовов человечеству. Но при всей новизне оказывается, что часть ответов на эти вызовы можно найти в еврейской глубинной мудрости, если уметь увидеть взаимосвязи. Этот взгляд очень помогает и просветляет. Не всегда предлагаемые ответы воспринимаются однозначно. Но эти подходы дают импульс развитию человечества и нахождению ответов на непростые вопросы. Пинхас Полонский со своим коллегой и учителем равом Ури Шерки делают великое дело. В этом году Пинхас представит два интересных продукта — две новые книги. Первая книга — это очередной, 9-й том серии «Библейская динамика», который посвящен второй половине книги «Бемидбар» («В пустыне»). Пинхас смог найти очень актуальное прочтение этих библейских текстов. Дело в том, что согласно сюжету Торы после 40 лет странствий по Пустыне евреи подошли вплотную к земле, которую они должны будут отвоевать. И этот том Пинхас назвал «Столкновение с народами». Одна из главных тем — это различные виды войн, которые описаны в Торе между евреями и их врагами. Важно понять, что войны бывают не только кровопролитно-боевые, но и информационные, и психологические, и духовные. И глубинный анализ сюжетов войн евреев с оппонирующими им народами очень напоминает современные конфликты, когда войны переместились в пространство медиа, и это делает эту книгу очень современной и своевременной.
Второй проект Полонского и рава Шерки — это молитвенник для неевреев «Бней-Ноах». Авторы разрабатывают идею, что внутри иудаизма есть множество универсальных идей, которые применимы не только к евреям, но и к людям других народов и религий. Авторы выбрали основные элементы еврейских молитв и собрали из них универсальный молитвенник. Нашим молитвам тысячи лет, и эти тексты заслуживают внимания. Сборник молитв уже вышел в переводе на русский и английский языки и готовится перевод на другие. Важно знать, что издание этого молитвенника официально одобрили оба главных раввина Израиля (ашкеназский и сефардский) и многие другие авторитеты, чьи письма с одобрениями и благословениями напечатаны в начале сборника.
Очень важна та работа, которую делают Пинхас Полонский с коллегами. Иудаизм в прошлом был закрытой религией, доступной только для евреев. И, к сожалению, непонимание сути иудаизма другими народами являлось одной из причин антисемитизма. Ведь часто боятся того, что непонятно. И на этой почве вырастали предрассудки и негативные стереотипы по отношению к евреям. Позиция «открытых дверей» способствует распространению еврейской мудрости и помогает людям достичь взаимопонимания и взаимоуважения. Кстати, начинающим знакомиться с иудаизмом евреям тоже может быть полезен этот сборник молитв. Эта книга является как бы обзором главных молитв, адаптированных к современному читателю. У Пинхаса также есть много ответов на другие животрепещущие темы, и мы сможем услышать его творческий подход на встрече в синагоге.
Пинхас Полонский будет выступать в нашем центре JCBB (2915, Ocean Parkway) в субботу, 3 сентября. Начало программы в 1 pm.
В интернете шкафы дешевле шкафы купе на заказ о-т -ко-мп-ан-ии- О-ре-нр-афЙом Кипур – уникальный день для еврейского народа. Очень многие из светских евреев, которые не чувствуют в себе связи с нашими духовными традициями, тем не менее, в этот день постятся и приходят в синагоги.
Но, к сожалению, заканчивается Йом Кипур, и снова «разлука» на целый год.
Почему же так тяжело наладить взаимопонимание?
Суть проблемы в том, что, когда светский человек оценивает иудаизм, он не задает вопроса, для чего же он нужен, а оценивает внешнюю форму.
У любой вещи должна быть своя цель, и у нее есть внешняя форма. Когда нам в магазине предлагают незнакомую вещь, мы первым делом выясняем, для чего она может нам понадобиться.
Касательно иудаизма: светский еврей говорит, к примеру, что ему не нравится форма иудаизма, но редко задает вопрос: «А что он мне дает»?
Объясняют наши мудрецы, что цель иудаизма – совершенствование человека.
Рассмотрим один из основных аспектов.
Наша традиция объясняет, что в человеке должны быть развиты две силы – сила желания и умение им управлять.
Если у человека нет желаний, то в нем как бы нет самой жизненной силы. Кто же управляет нашими желаниями?
Желание – это как двигатель машины. Без него машина будет стоять на месте. Но нам нужен и руль, который будет направлять машину в нужную нам сторону.
Многие религии призывают к аскетизму как к идеалу. Тора говорит нам: желание это нормально, плохо если желание руководит нами, а не мы им.
Современный мир все более агрессивно пытается управлять извне нашими желаниями. Вся реклама, которой наполнены наши города, стремится пробудить в нас желание приобрести то, что выпускает заказчик рекламы. И чем более агрессивно нас обрабатывают, тем важнее нам удержать в своих руках «руль» – контроль над своими желаниями.
Объясняют мудрецы, что наша традиция воспитывает в нас умение быть хозяином своего мира желаний.
Приведем несколько примеров.
Работа большинства современных людей заставляет постоянно думать о ней. Шаббат дает нам возможность один день в неделю не думать о работе и отдохнуть от рекламной агрессии на радио и телевидении.
Когда человек хочет есть, на него начинают «давить» силы природы. А когда мы с достоинством читаем перед едой благословение и вспоминаем о Вс-вышнем, то показываем, что мы – выше природы.
Существует еще много «еврейских способов» научиться управлять своими желаниями, о них мы поговорим в другой раз.
Хочу отметить оптимистический момент: у светского человека есть два сильных природных желания – он хочет есть и не желает ходить в синагогу. И тем не менее, каждый Йом Кипур мы действуем вопреки своей природе. Этим мы демонстрируем, что в каждом еврее есть духовные силы. И если мы уделим их развитию больше внимания в течение всего года, то станем подлинными хозяевами своего внутреннего мира.