Бенедиктинский мужской монастырь в Мельке - это уже Нижняя Австрия, хотя ехать меньше 100 км от Вены. Под лозунгом «Ora et Labora» (молись и работай) его обитатели, начиная с 11 века, пережили все австрийские династии, несколько епископов и аббатов, чуму, пожары, церковный раскол, разрушения и обновления - и всегда были в центре политической, культурной, а теперь и туристической жизни. Монастырь - усыпальница Бабенбергов (первая династия) и Святого Коломана, центр бенедиктинской реформы, огромная библиотека и, конечно, шедевр архитектуры, несмотря на бесчисленные перестройки и переделки. В средние века был в прямом смысле образцовым, когда ректор венского универститета, а потом аббат Николаус Зойрингер, лично взялся за дисциплину, прилежание и повышение культуры монахов, которые расслабились до безобразия. В монастыре работали известные австрийские зодчие, оформители и художники. Сейчас там очень своеобразный музей, каждый зал посвящен разной тематике и оформлен в разном стиле вплоть до световых инсталляций.
Католики опять обрадовали креативным подходом к религиозным символам - композиции из костей святых в рамочках на стене и подарки императоров - мумии "неизвестных святых" в парадных одеждах, выставленные в церкви. Очень эффектно. Австрийские ангелы не менее жирны, чем немецкие, боюсь представить себе, как это летает :)
На фотографии внутренняя терраса монастыря - вид на Дунай.
парадный вход. С погодой нам "повезло" - в Вене все 4 дня сияло солнце, а стоило отъехать от столицы в любую сторону - везде стеной шли дожди. Поэтому на фотках будут дождь, люди с зонтиками и мы, упакованные до ушей :)
Императорский ход - двухсотметровая галерея с портретами австрийских императоров из династий Бабенбергов и Габсбургов. Здесь же находятся покои императора.
Краткое художественное изложение сути реформы монастыря. На первой картинке то, что было. Руководство, занятое пьянками-гулянками-охотой, монахи, развлекающиеся самоудовлетворением от нечего делать и черти, уносящие души этой братии по прямому назначению.
А вот то, что после реформы - и аббат, и монахи заняты делом, чертям места нет
Художественное оформление костей святого - висит на стене, что видно на следующей фотографии. Это - крупный план
Австрийские представления о прекрасном - ангелы...
К сожалению, я забыла фамилию художника, но его непередаваемый стиль забыть или не узнать невозможно. Хотя фотографировать со всеми этими окнами и стеклами тяжело, все бликует и расплывается, но всмотритесь в те лица, что удалось снять. Мне страшно представить себе, КАК жить с таким уровнем мизантропии. На первой картине позади Христа в левом углу Понтий Пилат... Да-да, вот так художник видит людей... ВСЕХ.
Мраморный зал был задуман как место празднования и пиршеств - в монастыре ведь часто бывали высокопоставленные гости, императоры являлись со всех сторон. Двери сделаны из мрамора, над ними надпись а ля "гости должны быть встречены, будто сам Христос" и "всем должна быть отдана соответствующая честь". Мотивы фресок - мифы и легенды Древней Греции, это как-то символически переплетается с династией Габсбургов - и Геракл, убивающий адского пса, и Афина.
Терраса. Вид на Дунай и город
Святой Колеман во внутреннем дворике
Вход в библиотеку и церковь
Монастырская церковь Мелька Святых Петра и Павла — символ города, она считается одной из самой красивых в Австрии, построена в стиле барокко, отделана золотом и мрамором.
А вот и грандиозный подарок церкви от императрицы Марии-Терезии - скелет неизвестного святого, названного Фридрихом. Прелесть, правда?
Часы работают!