И это то, что сказали наши мудрецы, да будет их память благословенна: «Этот мир подобен коридору, ведущему в будущий мир», а средства, которые помогают нам добраться до желанной цели, – это заповеди, которые заповедовал нам Господь, да будет Его имя благословенно. И место, где возможно выполнять заповеди, – это наш мир.
Коридор в будущий мирНам нужно понять, почему мудрецы не уподобили этот мир, к примеру, улице, которая ведет от одного дома к другой, или внешней комнате, через которую проходят во внутреннюю комнату, а именно коридору?
Улица, помимо того, что она служит проводником от одного дома к другому, имеет и другие функции: по ней гуляют, на ней продавцы ставят ларьки и продают свой товар.
Так и с внешней комнатой: помимо того, что она через нее можно пройти во внутреннюю комнату, у есть, разумеется, и свои собственные функции.
У коридора же есть лишь одна функция – он является переходом в комнату и никаких собственных функций не имеет.
Зачастую коридор красив, но эта красота не служит тому, чтобы человек в нем задерживался и рассматривал его красоту, эта красота нужна только для того, чтобы человеку приятно идти по нему в несравненно более красивую комнату.
Этот мир подобен коридору: его единственная функция – дать возможность пройти в будущий мир. В нем, конечно же, есть и красота, и удовольствия, и они важны, но их единственное предназначение только в том, чтобы человеку было легче, приятнее и радостнее идти в Будущий мир, прекрасный мир, предназначенный для получения настоящих удовольствий и блаженств.
Человек всегда должен помнить, с какой целью он находится в этом мире, и постоянно продвигаться с помощью заповедей и добрых поступков по направлению к ней. источник: www.imrey.org
2016-12-20 23:05:58
... jpg" alt="" title="">«Месилат Йешарим» – это своеобразный ... изучать всю книгу «Месилат Йешарим», ведь ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«Месилат Йешарим» – это своеобразный духовный путеводитель, который обучает нас, каким образом постепенно, шаг за шагом, продвигаться в духовном самосовершенствовании. Рамхаль начинает свою книгу с начальных стадий духовной работы и завершает самыми высочайшими уровнями, поднявшись до которых, человек приобретает пророческий дух и даже возможность оживлять мертвых – возможность, которую Г-сподь дает только людям, максимально приблизившимся к Нему.
Тот, кто находится в самом начале духовной работы, может подумать, что у него нет необходимости изучать всю книгу «Месилат Йешарим», ведь он в настоящее время не собирается становиться пророком и уж тем более оживлять усопших. Он полагает, что ему достаточно изучить начальные главы этой книги, которые обращены к человеку, находящемуся на начальном этапе духовного подъема.
Однако Рамхаль поясняет, что это совершенно не так: даже находясь на самых начальных стадиях духовной работы, человек должен знать цель и идеал, к которым он должен стремиться; это поможет ему выбрать верное направление и не сойти с него.
И так сказали наши мудрецы: «Обязан каждый человек спросить себя: когда мои поступки будут подобны поступкам праотцев, Авраама, Ицхака и Якова?» Из этого мы видим, что даже самый обычный человек должен стремиться к тому, чтобы в конечном счете уподобиться в поступках величайшим праведникам, когда-либо жившим на земле
Известно высказывание Наполеона: «Солдат, который не стремиться стать полководцем, не является полноценным солдатом». Человек, который не стремиться достичь наивысочайших духовным высот и ограничивается тем уровнем, на котором пребывает сейчас, никогда не сможет полноценно выполнять духовную миссию даже своего нынешнего уровня.
И куда следует, чтобы обратил он свой взгляд и свое направление во всем, над чем он трудится все дни его жизни.
Прояснение для человека своей обязанности в этом мире приведет к тому, что он обратит свой взгляд к желаемой цели, что, в свою очередь, приведет к тому, что он повернется в ее сторону и начнет шагать по направлению к ней.
Дорогие читатели!
Хочу предложить вам следующий вопрос:
Представьте себе, что черепаха и бегун соревнуются в беге. Кто, по вашему мнению, быстрей достигнет финиша?
На первый взгляд ответ очевиден: «Конечно же, бегун, ведь он бежит гораздо быстрее черепахи».
Однако в действительности ответ на этот вопрос далеко не так неоднозначен – он во многом зависит от того, знают ли участники забега, где находится финиш.
Если они оба знают, где финиш, либо бегун знает, а черепаха нет, бегун, несомненно, достигнет желаемой цели гораздо быстрей, нежели черепаха.
Однако если черепаха будет знать, где финиш, а бегун нет, то, даже двигаясь маленькими шажками с малой скоростью, черепаха в конце концов достигнет финиша, тогда как бегун, с какой бы скоростью он не бежал, будет все время убегать от цели и вероятность того, что он придет когда-нибудь к финишной черте чрезвычайно мала.
Для того чтобы достичь финиша, самое важное знать, где он, постоянно смотреть в его сторону и продвигаться в его направлении.
Поэтому фундаментом и корнем для служения Творцу является знание цели, взгляд, постоянно обращенный к цели, и продвижение в ее направлении.
Талмуд рассказывает о великом праведнике, рабби Пинхасе бен Яир, который никогда не ел у других евреев. Вот как объяснял свое правило сам рабби Пинхас: «Евреи – святой народ; есть среди них такие, у кого недостаточно пищи и для себя, но несмотря на это, угощают других; а есть такие, у которых достаточно пищи, но они делятся с неохотой».
У первых – не имеющих достаточно пищи – рабби Пинхас бен Яир не ел по понятной причине: он не желал оставлять их без еды. Рамбам пишет: кто ест трапезу хозяина, и известно ему, что хозяину недостает трапезы для себя, тот считается как грабитель, даже если хозяин его угощает.
У вторых – имеющих достаточно пищи, но дающих ее неохотно – рабби Пинхас бен Яир тоже не желал есть: ведь хозяин не хочет делиться пищей и угощает только потому, что ему стыдно. О таком царь Шломо сказал (Мишлей, 23, 6): «Не вкушай хлеба скупого и не возжелай яств его, ибо как он думает в душе своей, таков он и есть: «Ешь и пей!» – скажет он тебе, а сердце его не с тобою».
Тосфот задает вопрос: почему рабби Пинхас бен Яир называет святыми даже тех, кто дает с неохотой?
И отвечает на него следующим образом: из того, что эти люди ощущают чувство стыда, не угостив ближнего, – мы видим, что они понимают, насколько важно угостить ближнего, и, следовательно, в них есть элемент святости.
Рамхаль построил свою знаменитую книгу «Месилат Ешарим» («Путь праведных») на высказывании рабби Пинхаса бен Яир о том, как человек может достигнуть истинной святости. Тот, кто изучает эту книгу, видит, насколько большое значение придает рабби Пинхас бен Яир чистоте мысли и намерений! Но это не мешает ему относиться благожелательно к каждому еврею и ценить каждое положительное качество другого, сколь малым оно ни казалось бы нам.
И здесь есть над чем задуматься и что выучить:
Человек должен относиться предельно критично к себе и к своим поступкам, но других судить «лехав-зхут» – с благосклонностью – и ценить каждый их добрый поступок и достоинство, какими бы незначительными они нам ни казались.
И такова природа всех праведников: искать в других достоинства. Грешники же, наоборот, ищут в ближнем только отрицательные качества и недостатки. И об этом сказал царь Шломо: «Когда торжествуют праведники, велика слава, но, когда возвышаются нечестивые, будет изыскан человек». Объясняет Рабейну Йона: «Праведники возвышают и почитают людей за каждое достоинство, которое у них есть, грешники же ищут недостатки людей и их ошибки, чтобы унизить их, и это – несмотря на то, что те уже оставили свои дурные поступки и сделали тшуву».
Основа праведности и корень беспорочного служения Творцу заключается в том, чтобы прояснилось и несомненно выяснилось у человека, каков его долг в его мире
Это утверждение Рамхаля бесспорно для каждого трезво мыслящего человека.
Возьмем, к примеру, работника на заводе. Несомненно, что прежде всего ему следует выяснить, в чем заключается его работа, какая миссия возложена на него.
Если работник приступит к работе, совершенно не зная, что от него требуется, он не только не принесет пользы, но и, вполне вероятно, причинит немало разрушений и убытка, как бы прилежно и расторопно он ни работал. Залог успеха работника заключается в его четком знании, что от него требуется.
Подобно этому залог успеха еврея в его служении Творцу, в его духовном продвижении является четкое прояснение для себя, с какой целью Господь привел его душу в этот мир, какая задача возложена на него Создателем.