Есть места затерянные на большой карте и в большой истории. Из их числа город Купино, чья история начинается в конце XIX-го века, как небольшой деревни в Кулундинской степи.
Первый качественный скачок населенного пункта связан с развитием железнодорожного сообщения. Участок дороги, соединивший Купино и Татарск, через который уже шла Транссибирская магистраль, был запущен в 1915 году. Этот факт послужил началом промышленного освоения будущего города. Население стало увеличиваться за счет оседавших местных степняков и переселенцев из центра и западных окраин России. В 1936 году село получает статус рабочего поселка, а уже в 1944 — города районного значения.
Целинное освоение Кулунды сформировало аграрно-промышленное лицо этого края Западной Сибири, где одно из ключевых мест заняло Купино.
В 1954 году принял первое зерно новый элеватор, к 70-м годам ставшим одним из крупнейших в своем роде сельхозпредприятием, принимающим до 130 000 тонн зерна.
Другим неофициальным рекордом является высота рабочей башни — 71 метр! По данным, имеющимся у сотрудников зернохранилища, это самой высокий элеватор у нас в стране и второй по высоте в мире, самый высокий где-то в Канаде…
Надо заметить, что проект нового элеватора начал реализовываться еще в 50-м году, и поскольку в сталинские времена всё делалось осмысленно и с расчетом на будущее, можно предположить, что для Купина предполагалась какая-то особая роль. Но вероятно многие проекты в последствии были свернуты и остались для нас неизвестными.
Подтверждением стратегического значения этого места для страны является разворачивание под городом военной части: 849-го истребительного авиационного полка. 849-й ИАП был дислоцирован с 1962 года, расформирован в конце 1990-х, сильно повлияв на жизнь сельского городка шумом реактивных двигателей и чудесами высшего пилотажа в небе.
Авиагородок жил своей отдельной, во многом закрытой для других горожан, жизнью, и у некоторых коренных жителей, более близких к сельскому быту, на этом фоне даже развивался некоторый комплекс, что Купинград является городом ровно настолько, насколько здесь расквартирована воинская часть…
Но были и те, у кого такое соседство вызывало гордость: согласно местным легендам здесь базировались экипажи, которые выполняли боевые задания во время войны во Вьетнаме, где валили американских стервятников в джунгли и на дно океана. Возможно, где здесь бывал и героический летчик Ли Си Цын…
Но время идет, и город оставил в прошлом тяжелые годы постсоветского развала и перешел от выживания к развитию. Действительно, Купино уже не такое, как 20 или 30 лет назад…
Добро пожаловать в Купинский район.
Дорога через Кулундинскую равнину. Справа железнодорожная ветка.
Для местного рельефа характерны относительно узкие и вытянутые возвышенности, которые называются гривами или гривками. Они разделяют обширные равнинные участки, в проседании которых образуются многочисленные озера и болота, как постоянные, так и пересыхающие. Иногда болота отступают, иногда разрастаются и поглощают всё вокруг до чего дотянутся.
Купинский железнодорожный вокзал и немного местного графического дизайна.
Паровоз-памятник, как символ значимости железной дороги для развития Купина.
Памятник и мемориальный комплекс "Героям фронта и тыла" на привокзальной площади. Открыт в 1978-м году.
Монументальная боевая техника на службе военно-патриотического воспитания. Более позднее дополнение к мемориальному комплексу.
Здесь же с 2014 года работает обновлённый краеведческий музей Купинского района. Архив и экспозиция расширяются, но и уже впечатляют.
МиГ-21. Самолёт-памятник на территории бывшего военного городка.
Заброшенный объект Министерства обороны.
Опустевшие объекты военного аэродрома 849-го ИАП.
Купинская "промгорка". Вид со стороны бетонки, ведущей из военного городка на бывший аэродром. За озером (или всё-таки болотом) Галютиха на гривке расположены основные агропромышленные предприятия города. Слева возвышается эпичный элеватор, справа — трубы молочно-консервного комбината.
Вероятно самый высокий в России элеватор — 71 метр. Самый узнаваемый и известный промышленно-архитектурный объект в городе.
Центральная площадь в будний день. Здания администрации района и зала бракосочетаний в стиле советского классицизма. Между ними неизменный Ильич на страже государственных и семейных ценностей.
Дворец культуры после реконструкции. Построен в 1966 году.
Бывший раймаг сейчас называется иначе, но торговый профиль сохранен. Тоже историческое здание, построено в 1956 году.
Памятник святым Петру и Февронии Муромским в центральном парке. Примета нового времени.
Храм во имя святого Апостола и Евангелиста Луки. Первое освящение храма произошло в 1900-м году. В советское время здесь находился дом пионеров. Здание восстановлено и возвращено епархии в 2006 году.
Интересно, что хоть улица Ленина — одна из исторических улиц города, она не центральная. Главной артерией города, на которой находятся основные объекты внимания, является улица Советов, которая одно время называлась именем Сталина, а до того — Крестьянская...
А это улица Ленина.