Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «мефодий»
К сегодняшнему дню 2016-05-24 21:49:06
... с Кириллом и Мефодием. Почему только кириллица ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Вот жители Нагасаки говорят: "Тяжело попасть под атомную бомбу. Ещё тяжелее попасть под неё вторыми". Если Хиросима стала словом почти нарицательным, то бедняги нагасакцы практически в тени забвения. То же самое с Кириллом и Мефодием. Почему только кириллица? Отчего забыт вклад второго товарища? Надо "кирилло-мефодица", или как-то в том же роде. Настроение сейчас - удивлятельскоеВ колонках играет - Симпсоны
Тэги: азбука, заметки, кирилл, манжетах, мефодий, нагасаки, хиросима
...культуры и письменности 2015-05-24 22:34:46
... современники Кирилла и Мефодия, которые и в ... , раз Кирилл и Мефодий были христианами-проповедниками ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Нынче – День славянской культуры и письменности. В новостях рассказывали, что на сцене шоу, устроенного по этому случаю, участвовали сами "древние славяне", но при этом праздник преподносится так, что у наших предков до христианства не было ни культуры, ни письменности. Как будто культура у славянских народов появилась и начала развиваться исключительно с появлением византийских пришельцев. Ну ладно, когда так думали современники Кирилла и Мефодия, которые и в самом деле считали, небось, что едут просвещать варваров, не ведающих истинного света. Но сегодня-то, когда вполне известно, что всё у славян было, что существовала самобытная цивилизация, отнюдь не дикарская, как обычно описывают кровожадных язычников – всё сосредотачивать исключительно на привнесённой культуре – значит по меньшей мере обеднять самих себя. Конечно, можно сказать, что, раз Кирилл и Мефодий были христианами-проповедниками, то и какой же должен ещё быть праздник; но тогда зачем говорить о славянах в целом? А раз говорится именно о славянах, а не о "дне христианской культуры и письменности", давайте отдавать должное тому, что придумали мы сами в древности, и что христианская культура безжалостно губила, насаждая себя. Настроение сейчас - плечамипожимательскоеВ колонках играет - разные негромкие звуки
Тэги: византия, день, жизнь, итсория, кирилл, культуры, мефодий, письменности, религия, славяне, славянской, такова, христианство
Славянский славный день 2013-05-24 10:00:02
... святых Кирилла и Мефодия — создание в ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Славянский славный день Подвиг святых Кирилла и Мефодия — создание в 863 году славянской азбуки — дало нам не только письменность, но и возможность совершать богослужения и читать Священное Писание на родном языке. Само становление русской государственности совпало с рождением славянской азбуки. Кирилло-Мефодиевские Автор: Елена Лебедева Дальше
Тэги: весь, искусство, история, кирилл, культура, лингвистика, литература, личность, мефодий, мир, мыслитель, политика, религия, россия, русский, язык
Кирилл и Мефодий 2013-05-24 08:00:01
... 1100-летие преставления Мефодия, Мефодия отмечался болгарской ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В 1863 году Российский Святейший Синод определил, в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая. В 1987 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности». 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности». Столицей праздника каждый год становился какой-нибудь новый населенный пункт России. Впервые в СССР День славянской письменности был проведён в Мурманске - это было 24 мая 1986 года История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по ст. стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми ещё в конце IX века. В отдельности память святого Кирилла отмечается 14 февраля, святого Мефодия — 6 апреля, в дни их смерти. Общий праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки. Этот праздник выражал духовное стремление к церковной независимости, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры болгар. Праздник отмечался не только в болгарских землях, но и среди эмигрантов в России и Румынии, болгарских студентов за границей, заключенных в турецких тюрьмах. Празднование памяти святых братьев ещё в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году в России было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю). Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия — учителей словенских. Как известно, святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий происходили из знатного и благочестивого рода и проживали в греческом городе Солуни. 24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами и славянскую азбуку создали в греческом монастыре. Ученые считают, что славянская письменность была создана в IX веке, примерно в 863 году. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени одного из братьев, Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий. Кирилл, который с малых лет проявил большие способности и в совершенстве постиг все науки своего времени, а также изучил многие языки, на основе греческой создал славянскую азбуку. Он существенно изменил греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки — глаголица и кириллица. Кроме того, братья-греки перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтырь. источники:ВикипедиЯ Calend.ru ©SBlavat™ |
Тэги: весь, искусство, история, кирилл, культура, лингвистика, литература, личность, мефодий, мир, мыслитель, политика, религия, россия, русский, язык
Монастырь Сазава 2013-05-06 16:34:00
... братьев Кирилла и Мефодия, просветителей Великоморавского ... дела Кирилла и Мефодия, выбрал славянскую ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Чехию принято считать католической страной, однако так было не всегда. Первый мой рассказ будет о Сазавском монастыре и святом Прокопии. | Вид на монастырь со стороны реки Сазава |
Просмотреть увеличенную карту Сазавский монастырь имел необыкновенное значение в наиболее ранний период развития чешской культуры. Доминанту всего ансамбля составляет башня, замыкающая южный боковой неф незаконченного готического храма, в сам архитектурный ансамбль входят приходская церковь, перестроенная в 17 веке из прежней алтарной части, и дворец, возникший в семидесятые годы 19 века в результате перестройки бывшего главного монастырского корпуса в стиле классического неоренессанса. | Главная башня | С историко-архитектурной точки зрения этот выдающийся памятник прошлого вызывает целый ряд пока еще неразрешенных вопросов. Может быть, нам многое объяснят проводимые в настоящее время археологические исследования.
Сазавский монастырь имел глубокую культурно-историческую связь с Русью, с ним связаны жизненные эпизоды некоторых российских государственных деятелей. Монастырь был заложен в 1032 г. в местах, где примерно за 30 лет до этого возник поселок, в котором жили отшельники, возглавляемые монахом Прокопием. С течением времени эта первоначально вольная община, благодаря стараниям Прокопия, превратилась в организацию с твердым монастырским уставом, члены которой продолжали традиции славянской культуры, проникшие сюда из Великоморавской державы. По сравнению с другими монастырями раннего средневековья, значение Сазавской обители состояло в том, что ее братия сохраняла в богослужебных обрядах и в письменности славянский язык и алфавит. Это помогало ей укреплять христианское учение среди широких народных масс. Таким образом, монастырь, по прошествии двух столетий, продолжал дело салоникских братьев Кирилла и Мефодия, просветителей Великоморавского княжества, создателей славянской письменности, почитаемых как святых не только православной, но и католической церковью.Святой Прокопий Сазавский был совершенно реальной исторической личностью. Он родился в Чехии между 970 и 990 годами, получил образование в Велеграде (ныне – город Угерске-Градиште), где в свое время преподавали Кирилл и Мефодий. С личностью Прокопия в чешской культуре связаны многие легенды, он почитается как один из покровителей Чешских земель. | Св.Прокопий Сазавский. Православная икона | Решив вести отшельническую жизнь, Прокопий пришел именно в эти места, которые, по мнению некоторых историков, принадлежали его семье. Легенда гласит, что выбирая место для себя, Прокопий наткнулся на пещеру в лесу, в которой жили черти. Эти черти ни за что не хотели уступать Прокопию пещеру, но он был так силен в своей вере в Бога, что смог не только выгнать чертей, но и заставил работать на себя: запрягал в плуг и пахал на них. Местные жители утверждали, что видели, как Прокопий вспахивал поле на чертях. Недаром, встречаются изображения Прокопия, где он в руке держит плуг с запряжёнными в него чертями.Почему Прокопий выбрал именно славянское богослужение для своего монастыря? Здесь нужно вспомнить, а что же творилось в мире в это время? Еще не произошел Великий раскол христианской церкви на восточную, православную и западную, католическую. Еще не был основан Киево-Печерский монастырь (это будет примерно через 20 лет), недавно официально крещена Русь, христианство проникло еще далеко не во все уголки Европы. Прокопий был волен выбирать и, как продолжатель дела Кирилла и Мефодия, выбрал славянскую литургию не случайно.Покровителем Сазавского монастыря был лично князь Олдржих, которого Прокопий встретил в здешних лесах, когда тот охотился. Разговорившись, Олдржих поверил в святость Прокопия и попросил стать его духовником. Прокопий, в свою очередь, попросил Олдржиха о помощи в создании монастыря. | Встреча князя Олдржиха со св. Прокопием. Художник Й. Матхаузер | Перед своей кончиной Прокопий завещал своему племяннику Виту стать настоятелем Сазавы однако, при этом предупредил его, что монастырь ждут трудные времена. Так и случилось. После кончины Прокопия в 1053 г. в судьбе Сазавского религиозного центра наступили драматические перемены, отражавшие тогдашнюю политическую обстановку. Крепнущее раннефеодальное государство Пржемысловичей начинает опираться на латинскую культуру и ориентируется на западную политическую систему.В 1055 г. князь Спитигнев II удаляет из Сазавы придерживающегося славянских традиций настоятеля Вита и его братию. И здесь в истории Сазавы появляется первый «русский след». Монахи были вынуждены уйти, и уходят они ко двору венгерского короля Андраша I. Все дело в том, что женой Андраша была никто иная, как дочь Ярослава Мудрого Анастасия Ярославна, известная своей набожностью. Анастасия с радостью принимает сазавских монахов, которые и в венгерских землях продолжают свою просветительскую миссию. По всей видимости, именно тогда и наладились связи сазавской братии с монахами уже основанного к тому времени Киево-Печерского монастыря, также привечаемыми Анастасией.Венгерское изгнание было недолгим.Чешский князь Вратислав II, взойдя на престол в 1061 году, торжественно возвращает сазавскую братию в монастырь, который после этого переживает непродолжительный период своего расцвета.Почему Вратислав так поступил? Вероятно, здесь есть и второй «русский след». Женой Вратислава II была дочь Анастасии Ярославны, Адельхейда, воспитанная матерью в славянских традициях.Около 1090 г. игумен Божетех начинает строительство каменной, по всей вероятности, трехнефной базилики, которая, однако, не была закончена. Главный корпус был расширен и достроен лишь в середине 12 века. Романский храм стоял, по-видимому, на возвышенной площадке нынешнего парка к северу от церкви, о чем свидетельствует несколько сохранившихся фрагментов. Весь ансамбль, в том числе и жилые здания, принадлежавшие владельцам сазавского поместья – мирянам, был обнесен крепостными стенами с амбразурами и рвом. Должно быть, Сазавский монастырь продолжал поддерживать в это время связь с Киевской Русью. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что при освящении оратория (в русских монастырях он называется молельней) в 1095 г. в одном из боковых алтарей были помещены мощи первых русских мучеников, Бориса и Глеба.К памятникам церковнославянской письменности, возникшим, видимо, на Сазаве, относятся, во-первых, так называемые «Пражские фрагменты» (два пергаментных листа 11 века), во-вторых, евангельские тексты 11 века (16 листов). На этих евангельских текстах необходимо остановиться чуть подробней. Среди историков бытует мнение, что именно эти листы, писанные по-славянски св. Прокопием, легли в основу так называемого «Реймского евангелия», на котором французские короли приносили свою клятву при коронации аж до самой Великой французской революции 1789 года. Единого мнения по этому вопросу нет, хотя, в пользу этой версии говорит тот факт, что эти тексты были в свое время приобретены чешским королем и императором Священной римской империи Карлом IV «где-то в Венгрии». Как мы помним, сазавские монахи жили там с 1055 до 1061 года. | Фрагмент Реймского евангелия |
Краткому господству славянской литургии положил конец в 1097 г. князь Бржетислав II, изгнавший славянских монахов и на их место призвавший бенедиктинцев из Бржевнова. На Сазаве утвердилась литургия латинская. Однако, в последствии, это не помешало королю Пржемыслу Отакару I ходатайствовать перед римским папой о причислении Прокопия к лику святых. В 1204 году Прокопий был официально канонизирован.
Еще один эпизод, связанный с Русью, произошел в 13 веке, вероятно, в 1253 году и связан он с личностью русского князя Даниила Романовича Галицкого. В это время Даниил Галицкий участвовал в венгерско-чешских войнах за австрийское наследство, видимо желая отблагодарить венгерских друзей за ту помощь, которую они оказали ему в борьбе с татаро-монголами. По условиям договора, Даниил должен был вторгнуться со своим войском в Чехию и занять Прагу. Практически подойдя к стенам Праги, Даниил решил заехать в Сазаву, чтобы поклониться святым местам. Доподлинно известно, что после посещения Сазавского монастыря Даниил свой поход продолжать не стал. Что же явилось причиной такого резкого изменения планов Даниила? |