"узниц совести", которое им присвоила Amnesty International, полагают в международной правозащитной организации. Обоснование - девушки подверглись преследованию за использование своего права, дарованного Конституцией. К тому же ничего уж слишком страшного они не сделали, уверены правозащитники. Насколько с ними готовы согласиться россйиские власти, пока не ясно, но многие политики и общественные деятели уже высказываются за отказ от применения к ним наказания по всей строгости закона.
Мария Алехина(на фото крайняя слева), Екатерина Самуцевич(на фото в центре) и Надежда Толоконникова
"Наша организация считает, что девушки были задержаны за мирную реализацию своего права на свободу самовыражения, - заявил "Известиям" директор Amnesty International по программам Европы и Центральной Азии Джон Далуйсен. - То, что они сделали, - без сомнения, шокирующе и даже оскорбительно, однако они не нанесли материального ущерба, вели себя миролюбиво и покинули храм, когда их оттуда попросили. Их послание было вполне законным. Серьезное уголовное обвинение в хулиганстве - это неадекватный ответ на их действия".
Присуждение активисткам высокого звания многие в России восприняли критично. Как сформулировал профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, признание Pussy Riot узницами совести - это профанация и попрание светской правозащитной святыни, "потому что узник совести - это очень серьезно". "С тем же успехом можно присвоить Алле Пугачевой звание Героя Советского Союза. Это будет профанация замечательного звания, которое кровью омыто", - полагает протодиакон.
Член Общественной палаты Владислав Гриб заявил, что решение Amnesty International может стать прецедентом для новых посягательств на религиозные ценности, на веру, в том числе и в западных странах. По его мнению, "это как открыть ящик Пандоры".
"Для такой солидной организации поставить на один уровень выдающегося ученого и правозащитника Андрея Сахарова, который также был назван узником совести, и девчонок, осквернивших своим поведением храм, это понизить свой авторитет", - заявил он РИА "Новости".
Другой член Общественной палаты Николай Сванизде полагает, что решение Amnesty - это отражение того, что "ситуация зашла в тупик". "Мало кто сочувствует тому, что (Pussy Riot) сделали, но многие сочувствуют тому положению, в котором они оказались, - сказал Сванидзе в разговоре с BBC. - Жесткая позиция РПЦ, я считаю - избыточно жесткая, на их хулиганские действия, и то, сколько их держат в камере, привели к тому, что теперь им сочувствуют. Так как получается, что они страдают за убеждения".
"Это парадоксально и противоречит принципам права. Получается, что я имею право оскорблять, шокировать и унижать достоинство других людей", - прокомментировал ситуацию министр юстиции Александр Коновалов.
Глава Миюста как юрист вступился за Pussy Riot, как христианин - осудил
Как бы то ни было, правозащитники считают, что Pussy Riot готовы встать в один ряд с Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, ранее признанными узниками совести. "Полагаем, что Pussy Riot и впрямь были наказаны за антиправительственное содержание своего послания. А такое самовыражение не может быть наказуемым", - заявил "Известиям" представитель Amnesty Джон Далуйсен.
Он полагает, что акция в храме Христа Спасителя не тянет на то, чтобы считаться "хулиганством" - а именно по этой статье УК РФ сейчас ведется разбирательство в отношении Pussy Riot и, в частности, троих арестованных участниц группы. Девушкам грозит наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.
С мнением правозащитника в данном случае согласен глава Минюста. И это несмотря на то, что министр имеет богословское образование - он заочно учился в Свято-Тихоновском гуманитарном университете.
"Как юрист, я готов оценивать это трезво и рационально. Не думаю, что они заслуживают сурового наказания. Просто наказания заслуживают, судимости, наверное, да. Вряд ли - реального лишения свободы", - сказал Коновалов в среду, выступая на Восьмых сенатских чтениях в Петербурге.
При этом Коновалов все же добавил, что ему "как практикующему христианину" акция Pussy Riot была неприятна: "Было неприятно, что несколько молодых тетенек устроили шабаш в главном храме страны".
"У нас важнее позиция патриарха, чем позиция Международной амнистии"
Статус "узниц совести" может помочь активисткам избежать сурового наказания, полагают в Amnesty. "Объявление кого-то узником совести обычно привлекает дополнительное внимание к делу и усиливает давление на власти со стороны международного сообщества. Однако в первую очередь мы пытаемся воздействовать на общественное мнение внутри самой страны, в данном случае - России. Давление изнутри является наиболее эффективным генератором перемен, - заявил Джон Далуйсен. - Эффект зависит от страны, конкретного уголовного дела и многих других обстоятельств... Сами узники рассказывают, что поддержка Amnesty и письма, которые они получали от нас в тюрьме, подбадривали их и помогали улучшить отношение со стороны надзирателей. Да и вообще, мы не работаем в одиночку - наши инициативы часто подхватывают другие правозащитные организации".
Впрочем, российские правозащитники не разделяют оптимизма зарубежных руководителей организации. Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев заявил РИА "Новости", что заявления правозащитников едва ли сломят позицию РПЦ по данному вопросу. "И если мы не слышим вот этих слов (прощения) от патриарха, то конечно, это является сигналом для нашей судебной репрессивной машины. Мне кажется, их не выпустят. У нас важнее позиция патриарха, чем позиция Международной амнистии", - сказал правозащитник.
"Вряд ли на суд повлияет решение Международной амнистии. У нас и Ходорковский, и многие другие, попавшие в список политзаключенных граждане российские являются, по определению Международной амнистии, узниками совести. К сожалению, это на их судьбу не повлияет", - сказала глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева.
Однако теперь в планах Amnesty - вывести кампанию по поддержке Pussy Riot на международный уровень. В чем это пудет заключаться, пока не уточняется.
При этом правозащитники спешат заверить,что не намерены оказывать давление на суд. "Называя какого-то узником совести, мы, конечно же, не оказываем никакого давления на суд, потому что мы всегда исходим из того, что суд является независимым и беспристрастным. Мы как эксперты в области защиты прав человека говорим, что наше мнение следующее. Уже дело суда - принять во внимание это или не принять во внимание", - сказал РИА "Новости" директор российского представительства Amnesty International Сергей Никитин.