В этом году исполняется 140 лет со Дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова - композитора, дирижера, одного из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 вв. Мы все любим его произведения и восхищаемся его творчеством, но что мы знаем о нем, как о человеке, о личности? Как он жил, как творил, что его волновало, мучило, кого он любил... Предлагаю вашему вниманию документальниый фильм, снятый по идее Андрея Кончаловского к 135-летию композитора. «Музыка Рахманинова – океан. Его волны начинаются так далеко и так высоко, что вы не видите их границ. Вы чувствуете только дыхание, которое не свойственно ни одному русскому композитору», - говорит Андрей Кончаловский в начале фильма.
(продолжение ниже - Ю.К.)
ЗАГАДКА РАХМАНИНОВА - ПОЧЕМУ ЗА 3-х МИН. ПЬЕСУ
ВСТРЕЧАЛИ ЕГО НА ПРИСТАНИ В ЛОНДОНЕ С ОРКЕСТРОМ
========================================
он сформировался в мышлении на детских импровизациях
чтобы понять Рахманинова...
надо и слушать и читать его книгу о себе
и главное помнить что он пережил - в детстве
Рахманинов сам этого видимо не осознает
и не понимает мне кажется
т.к. он не обсуждает нигде свое детство
а только констатирует и только
что же было в его детстве?
в чем тайна прелюда до диез минор из-за которого
его встречали на пристани с оркестром
как он сам рассказывает в своей книге?
он воспитывался у бабушки с дедушкой
и дедушка играл Черни и Шопена а гости хлопали
мальчику тоже хотелось радовать людей
он открывал крышку и бренчал по клавишам
и о чудо бабушка не прогнала его:
иди к дедушке он научит - вот тогда играй
т.е. все что делают со всеми детьми в любом доме
с ним не совершили его - не прогнали: иди учись сначала!
и он играл не зная нот и гармонии
и свершал свои эксперименты со звуками
чем же он мог наполнить свои пьесы?
не зная Черни и Шопена по нотам
он сам конструировал то что получалось
по своему разумению - вот где сформировалось
его уникальное музыкальное мышление
и он играл свои сочинения или импровизации
лукаво объявляя гостям:
"e;а сейчас я вам сыграю последнее сочинение Шопена!"e;
и публика не знала естественно что сочинил последнее композитор
и радовалось что он сочинил нечто необычное
вот почему за его пьесу трех-минутную
его встречали с оркестром в Лондоне
как он пишет это был популярный номер
"e;и его можно было услышать по радио
даже в любой негритянской деревне в Африке"e;
не случайно он со слезами уехал из консерватории
куда его привезли - педантизм и наукообразность ему были чужды
и когда он окончательно сформировался в 14 лет
его опять привезли в Консерваторию
но она была уже ему не опасна
может ли она быть опасной?
"e;Дебюсси состоялся не благодаря
- а вопреки Консерватории"e;
- писал Артур Онеггер в книге "e;Я композитор"e;...
Прокофьев гениально тоже играет Рахманинова
Рахманинов играет Шопена - сколько глубины
в заежанной обычной сладости Шопена
опять прелюд до диез минор в исполнении Рахманинова
и еще что-то...
Рахманинов играет "e;32 вариации Бетховена"e;
(это шедевр шедевров из Бетховенских сочинений
я люблю их больше его сонат)
как это у него поулчается - это ему близкая музыка
и даже Лист в исполнении Рахманинова иной...
и все-таки меня это не увлекает
Шумана из под руки Рахманинова любопытно слушать
он дает какую-то свою интонацию
вдруг которая оказывается глубокой -
а как могло быть по другому?
и Дебюсси в руках Рахманинова то здвучит как джаз а то
с Рахманиновской калейдоскопической картинностью
"e;2-й Концерт для фортепьяно с оркестром"e; - сколько
боли за Россию в огне бандитизма революционеров
и все кто присоединился к "e;русскому бунту"e; которого "e;нет ничего страшенее"e;
как говорил Пушкин изучавший деяния Пугачева
"e;3-й Концерт для фортепьяно с оркестром"e;
как он небрежно тороплив зачем-то -
но в этой небрежности - есть и трогательность
и неумолимость драмматического ощущения прошлого...
.
=========
мой привет будущим музыкантам
===
продолжение
Историю жизни Сергея Рахманинова рассказывают историк Борис Никитин и писатель Владимир Крутов. Биография композитора осмысливается в контексте сложных исторических перипетий русской жизни начала XX века и музыкальной жизни России, Америки и Европы. Отдельные главы фильма посвящены взаимоотношениям Рахманинова с П. Чайковским, А. Скрябиным, С. Танеевым, Ф. Шаляпиным. В фильме Рахманинов представлен не только как популярный пианист и дирижер, которому всегда сопутствует успех, но и как неуверенный в себе, мятущийся творец. «Искусство никогда не изменяет, по крайней мере, тем, кто его любит. Исключением из этого правила являюсь только я один. Между нами произошло какое-то недоразумение. Но я думаю, Бог даст, искусство и надо мной скоро сжалиться и пошлет те блага, которые даются согласием с ним», - писал композитор.
И еще совсем коротенький сюжет о "e;Сенаре"e;. Недалеко от Люцерна, на берегу живописного озера расположилась вилла Сенар. Здесь обрел свою вторую родину великий русский композитор С.В.Рахманинов. Именно здесь он попытался воссоздать атмосферу своего родового имения Ивановки, оставленного навсегда в России после революции 1917 года. «Сенар» - такое название они придумали вместе с женой. В нем соединены их имена «Сергей и Наталья Рахманиновы».
Вы нас не знаете... Другу
Ты вновь пьяна Любовью Страстью и печалью...
Ночь. Тишина. Балкон...