Женщины полноценнее мужчин Так пишет Маѓараль («Друш аль а-Тора»), опираясь на слова Талмуда в трактате Брахот (17а). Подробнее об этом читайте в статье «Плохо быть женщиной?» Женщины доминантнее мужчин Влияние жены на мужа больше, чем влияние мужа на нее
Это мы видим из слов Мидраша («Берешит Раба» 17,7) и «Пиркей де-рабби Элиэзер» (40-я часть). Подробнее об этом читайте в статье «Насколько важно выбрать праведную жену?»11-1
Женщины проницательнее мужчин Так утверждает Талмуд в трактате Нида (44б). Талмуд учит это из стиха в Торе. Женщина разбирается в гостях лучше, чем мужчина
Так утверждает Талмуд в трактате Брахот (10б). субботняя трапеза, суббота
Женщины милосерднее мужчин
Талмуд, трактат Мегила (14б)
Женщина создана для красоты Так сказано в Талмуде, трактате Таанит, 31а. Об отношении иудаизма к женской красоте читайте статью «Как иудаизм относится к женской красоте?» Самыми знаменательными событиями в еврейской истории мы обязаны женщинам
В Пурим евреи спаслись в заслугу Эстер, в Хануку в заслугу Йеѓудит, а про выход из Египта сказали наши мудрецы: «в заслугу праведных женщин вышли евреи из Египта»
Женщины не грешили
Женщины не принимали участие в так называемом «грехе разведчиков». По этой причине они не были наказаны смертью в пустыне. Мидраш выводит это из слов Торы: «И не осталось из них ни единого мужа (при входе в Землю Израиля), кроме Калева, сына Йефуне, и Йеѓошуа бин Нуна». Из слов «ни единого мужа» следует, что при входе в Землю Израиля не осталось только мужчин (из тех, кому было больше 20-ти лет во время греха разведчиков), женщины же остались.
Женщины также не участвовали в грехе золотого тельца (Танхума, ки-Тиса). Они не согласились дать свои украшения на его изготовление. И это не было из-за жадности, ведь на постройку Мишкана они передали свои украшения первыми (рав Шимшон Рафаэль Гирш).10 особ
Природа сына больше уважать мать, нежели отца Так утверждает Талмуд, трактат Кидушин, 31а. В Талмуде сказано, что по этой причине Тора, повелевая уважать отца и мать, упоминает отца первым «Почитай отца и мать твою», чтобы сын, который по природе своей уважает мать больше, не забыл о важности почитания отца. Талмуд поясняет это тем, что обычно мать с большим вниманием относится к детям, нежели отец.
Женщины легкомысленнее мужчин Так утверждает Талмуд, трактат Шаббат, 33б. На первый взгляд это может показаться недостатком. Однако, в действительности, это не только не недостаток, но и большое достоинство, как проясняется в статье «Женщины легкомысленны?» источник: www.imrey.org
Кедр и колючка В книге Млахим II, (2, 14) рассказывается о том, как Амация, царь Иудеи, вызвал Йоаша, царя Израиля, на войну. В то время израильское государство было гораздо сильнее и могущественнее иудейского, поэтому вызов на войну в немалой мере удивил Йоаша, и он ответил притчей:
«Как-то колючка обратилась к кедру с предложением: отдай дочь свою сыну моему в жены». Но тут прошел полевой зверь и растоптал эту колючку.
Этим Йоаш желал намекнуть, что Амации нечего и думать, что у него есть хоть какие-то шансы победить в этой войне, ведь силы совершенно неравны. «Зачем тебе дразнить беду, чтоб пал ты и Йеѓуда с тобою?» – спросил Йоаш.
Однако Амация не прислушался к словам Йеоаша, и, как и следовало ожидать, иудеи были разбиты в войне с израильтянами. «Сила не вечна» ИзмененияВ продолжении стихи повествуют нам о последних днях этих двух царей: сказано уникальное для Танаха предложение: «И жил Амацияѓу, сын Йоаша, царь Иудеи, после смерти Йеѓоаша, сына Йеѓоахаза, царя Израиля, пятнадцать лет».
Почему стих считает необходимым упомянуть тут, сколько лет жил Амация после смерти Йеѓоаша?
Возможно, это связано с тем, что Йоаш проявил невероятную гордыню, когда сравнил себя с кедром, а Амацию с колючкой. В этом сравнении он допустил фатальную ошибку: он должен был помнить, что никто и ничто не вечно. Несмотря на то что в данный момент он обладает большой силой, эта сила не вечна. Кто знает, кто проживет дольше?! И, действительно, Амация прожил дольше Йоаша на 15 лет. На протяжении всех этих лет Амация мог прийти на его могилу, встать на нее, потоптать ее и сказать: «Ну, так кто тут колючка? Кого уже давно не стало?»
Обама, ау! Подобную ошибку допустил и Обама.
Известно, что, когда Нетаньяѓу встретился с ним первый раз, он объяснил ему политическое положение на Ближнем Востоке. Обаме не понравилось, что Нетаньяѓу считает себя равным и разговаривает с ним на равных. «Я глава государства, в котором живет более 300 миллионов человек, а ты глава государства, в котором живет только 8 миллионов человек», – сказал он.
Он не задумался над тем, что его политическая сила не вечна. Он должен был подумать: быть может, придет время, и я уже не буду президентом, а Нетаньяѓу все еще будет главой правительства. Как мы видим, так и произошло – Нетаньяѓу и сейчас глава государства, а политическая жизнь Обамы закончилась. Если, к примеру, сейчас Обама обратится к Нетаньяѓу с просьбой встретиться с ним в Израиле, тот не только не будет обязан встретиться с ним, но даже и каким-либо образом отреагировать на обращение.
Нет ничего вечного И эту важную истину каждый из нас должен помнить всегда: нет ничего вечного, все меняется: сегодня ты на высоте, а твой приятель внизу, а завтра все может перемениться. И эти мысли помогут человеку верно видеть суть вещей и отдалиться от гордыни даже в тот час, когда он находится на высоте.
В Талмуде (Санедрин, 7 б) мы читаем, что так поступал великий мудрец Рав: когда евреи собирались для изучения Торы, они брали его на плечи и переносили из одного места в другое. Чтобы не возгордиться и не почувствовать себя выше других, он постоянно шептал себе стих из книги Мишлей (27, 24): «не навеки мощь». источник: www.imrey.org
Тот, кто хоть немного следил за избирательной кампанией в США, не мог не обратить внимания, насколько победа Дональда Трампа была неожиданной и непредсказуемой. С самого начала предвыборной кампании и до самих выборов практически все аналитики были единодушны: у Трампа нет шансов стать президентом. И, все же, вопреки всем прогнозам, он был избран.
Мы явно видим тут руку Провидения. Милосердие Творца
Как известно, у Дональда Трампа — произраильские взгляды. Это особенно ценно для нас сейчас, когда Европа становится все более антиизраильской. В этом мы можем видеть особое проявление милости Творца и благодарить Его за это. В Танахе не раз находим: когда Всевышний желает проявить милосердие к Своему народу, он ставит над Сверхдержавой царя, который благосклонно относится к евреям. Молитва
Талмуд в трактате Брахот (55а) говорит: три вещи «нуждаются в милосердии Творца». Комментаторы объясняют, что имеется в виду следующее: несмотря на то, что на престол вступил царь, который хорошо относится к еврейскому народу, нужно продолжать молиться, чтобы этот царь и дальше так относился. Понятно, что и о новом президенте США надо продолжить молиться, чтобы он и в дальнейшем благосклонно относился к нашему народу. Надежда на Творца
Каким бы замечательным ни был тот или иной царь, император или президент, мы не должны забывать, что надеяться и уповать можем только на Творца. Пророки не раз предостерегали нас: нельзя надеяться ни на кого, кроме Него. И сказано (Ирмияу 17, 5): «Так сказал Б-г: проклят тот человек, который полагается на человека и делает плоть опорой своей и чье сердце удаляется от Б-га». «Сестра у нас в доме царя»
Некоторые из нас выражают радость по поводу того, что зять Трампа — еврей, что его дочь прошла гиюр и, значит, «у нас там протекция». В Талмуде, в трактате Мегила, обсуждается вопрос: почему царица Эстер пригласила на свой пир Амана — ненавистника евреев? Одно из мнений: она сделала это для того, чтобы евреи не говорили: «Сестра у нас в доме царя» — значит, царь будет к нам милостив в любом случае. Эстер поступила так, чтобы евреи не «полагались на человека», а надеялись только на Всевышнего. Также и нам не следует надеяться ни на кого и ни на что – только на нашего Создателя. источник: www.imrey.org
В статье «Секрет мудрости в иудаизме» мы привели отрывок из Талмуда, в котором рассказывается, что Александр Македонский задал старцам Негева ряд вопросов, на каждый из них старцы дали неожиданный, оригинальный ответ. Мы привели ответ мудрецов на вопрос «Кто мудрый?» В данной статье постараемся разобрать ответ на дополнительный вопрос. Кто богатый?
Дополнительный вопрос Александра Македонского был: «Кто богатый?» Обычно под словом «богатый» подразумевается человек, который владеет большим капиталом. Однако, как и в других ответах, в ответе на этот вопрос наши мудрецы выразили оригинальный взгляд. Их ответ был следующим:
Тот, кто рад своей доле.
Поясним ответ наших мудрецов.
Деньги для денег
Одна из самых больших страстей человека – постоянно умножать свое денежное состояние. Но не всегда это состояние воистину принадлежит ему.
Если, скажем, у человека есть десятки миллионов долларов, которые лежат в банке на его счету и он ими абсолютно не пользуется, чем они принадлежат ему? Только тем, что он может заказать в банке распечатку, на которой будет цифра из многих нулей. Считается ли такой человек воистину богатым?!
В книге «Философия успеха» Эраст Иосифович Матаев привод историю о том, как один начинающий бизнесмен «удостоился» навестить Рокфеллера. Он увидел довольно простой дом, увидел, какую простую пищу тот употребляет, и с удивлением спросил великого богача: «Так зачем же тебе столько много денег?» «Как зачем? Что бы с их помощью «делать» еще деньги!»
Можно ли считать такого человека богатым? Для него деньги – это просто орудия труда для достижения дополнительных денег.
Деньги для умножения имущества
дорогая машинаЕсть же люди, которые пользуются деньгами, чтобы умножить свое имущество – построить красивые дома, купить престижные машины или эксклюзивные яхты. Либо – чтобы удовлетворить свои многочисленные страсти. Но большинство из них не может получить от всего этого истинное удовольствие; в погоне за имуществами и вожделениями они испытывают чувство постоянного недостатка и, следующего вслед за ним, неудовлетворения и раздражения. Таких людей тоже вряд ли можно считать богатыми, ведь их деньги не приносят им ни счастья, ни радости. О них сказал царь Соломон (Коелет, 5, 12):
Тяжкий недуг видел я под солнцем, – богатство, хранимое на беду своему владельцу!
Так кто же воистину богат?
белочка с орешкамиКто же богат? Только тот, кто рад своему уделу. Даже если имущества такого человека весьма скудны, он воистину богат, ведь они приносят ему настоящую радость и удовлетворение.
И так сказали наши мудрецы в трактате Пиркей Авот:
Кто (воистину) богат?
Тот, кто рад своему уделу. источник: www.imrey.org
Одним из основополагающих принципов еврейской веры является убежденность в том, что Бог в конце концов вознаграждает добро и наказывает зло. В Торе в связи с этим говорится: «Твердыня, совершенно Его деяние, ибо все пути Его правосудны; Б-г верный, и нет кривды, праведен, и прямо это. (Дварим 32:4).
Однако в силу того, что мир существующий (Олам аЗе) должен служить средой для испытаний и достижений, и в силу этого вмещать в себе зло, местом для вознаграждения он служить не может. Поэтому Бог создал другое измерение, будущий мир (Олам аБа), совершенно не похожий на этот мир, преисполненный добра, и именно он является местом для вознаграждения.
Таким образом, мир, в котором мы живем, по сути представляет собой коридор, или же место для подготовки, в котором человек должен заслужить свою награду, а будущий мир – это место получения окончательной награды.
Хотя основная награда за добро ожидает человека не в этом мире, Бог все же дарует определенные блага и здесь, чтобы поощрить праведных, показывая им, что добро вознаграждается. Царь Давид, молясь о таком поощрении, сказал: «Сотвори для меня знамение к добру, увидят ненавидящие меня и устыдятся, ибо Ты, Г-сподь, помог мне и утешил меня.» (Теилим 86:17). Точно так же Бог карает в этом мире нечестивых, что служит предостережением и для них, и для тех других, кто мог бы поддаться искушению и последовать их примеру. Бог вознаграждает человека, создавая ему такие условия, в которых он сможет совершить больше добрых дел.
Зачастую Бог вознаграждает людей за добрые дела, создавая им условия, в которых они смогут творить больше добра. Иногда с этой целью Он увеличивает материальное благосостояние такого человека. Если после этого человек с умом использует свои блага, они могут возрастать еще и еще, до тех пор пока он не будет в состоянии достичь добра и в этом мире, и в следующем…
Все награды, получаемые праведниками в этом мире, — это безусловный дар, как процент за совершаемые ими дела. Поэтому они никоим образом не уменьшают его будущую награду. Истинное вознаграждение праведных находится в Будущем мире, и уменьшить его не может никакая сила на земле…
Человеку не дано знать, получит ли он свою награду за добрые дела в этом мире или же в последующем, ведь решение этого вопроса всецело в руках Бога. Точно так же нельзя просить награды для себя исходя из справедливости, так как Бог ничего не должен никому из людей за творимое ими добро. Достаточной наградой человеку за все его благие дела служит уже тот простой факт, что Бог дает ему жизнь и заставляет солнце светить над ним … Добро и зло не исключают друг друга
Окончательная награда за добро – бесконечна, а наказание за зло – временно. Из-за такого несоответствия совершаемое человеком добро ни в коем случае не компенсирует собой то наказание, которого он заслуживает за свои злые дела.
Поэтому нас учат, что Бог не примет подкуп в виде добрых дел ради уменьшения наказания. Даже если человек поспособствует тому, чтобы добрые дела совершали многие, его все равно ждет наказание за грехи. Тем не менее добрые дела могут отсрочить наказание, чтобы дать ему шанс раскаяться, или уменьшить его страдания, если он уже раскаялся.
И наоборот, зло не сводит на нет добро, и даже очень нечестивый человек все равно получит награду за совершённое добро, если он его совершал. Лишиться награды за добрые дела может лишь тот, кто сожалеет о том, что их совершал, как сказано: «А если отступит праведник от праведности своей и станет совершать несправедливость, делая все те гнусности, какие делает нечестивый? И будет он жив? Все благие дела его, которые он совершил, не будут вспомянуты; за вероломство его, с которым предал, и за грех его, которым согрешил, – за них умрет. » (Йехезкел 18:24). Не наказание, а последствия
Точно так же, как Бог создал самоподдерживающуюся систему законов физики, Он создал и самоподдерживающуюся систему духовных законов. Бог сотворил мир таким, чтобы благо для человека совершалось не как награда за его дела, а как непосредственный результат его дел. То же относится и к злу, настигающему человека. Поэтому сказано: «Правда хранит идущего непорочным путем, а нечестие губит грешника» (Мишлей 13:6)…
Обычно Бог делает результат соответствующим деянию, но в противоположную сторону. Так, к примеру, человеку, ищущему почестей, часто бывает в них отказано, а тот, кто сторонится признания, будет в почете у окружающих. Поэтому сказано: «Высокомерие человека унижает его, а смиренный духом стяжает честь» (Мишлей 29:23).
Так же, как Бог наказывает человека в соответствии с его грехами, Он проявляет и милосердие, соответствующее его наказанию, показывая тем самым пример, как следует исправлять причиненный вред. Поэтому наши мудрецы учат нас, что Бог исцеляет тем же, чем поражает… Божественное происхождение
Изучение Торы чрезвычайно важно для выживания еврейского народа. Пренебрежение ею может привести к краху. Поэтому Бог сказал своему пророку: «за то, что оставили они Тору Мою, которую Я дал им, и не внимали голосу Моему, и не следовали ему» (Йирмиягу 9:11-12).
С другой стороны, изучение Торы служит для защиты еврейского народа, как поодиночке, так и всех вместе, ведь сказано: «Древо жизни она для придерживающихся ее, и опирающиеся на нее счастливы» (Притчи 3:18).
Цели Бога при сотворении мира были исключительно альтруистическими: безусловно дарить свое бесконечное добро. В самом деле, так как ни одно существо, имеющее свои пределы, не может заслуживать такой доброты за одни лишь собственные достоинства, это было целиком и полностью деяние любви и милосердия. Поэтому сказано: «Мир милостью устроен» (Теилим 89:3). Все же замысел Бога даровать свою доброту безусловно уравновешивается Его желанием, чтобы человек мог наслаждаться этой добротой через удовольствие от собственных свершений, то есть в качестве награды за добрые дела.
Так как абсолютное милосердие делало бы доброту Бога бессмысленной, а неуклонная справедливость делала бы ее осуществление невозможной, Бог сделал так, чтобы Его вселенная основывалась на правилах как справедливости, так и милосердия. И все же во всех случаях Его милосердие имеет преимущество перед Его справедливостью, как видно из Писания: «Справедливость и правосудие – основание престола Твоего; милость и истина пред Тобой» (Теилим 89:15).
Любое наказание, налагаемое Богом, совершается с мудростью и любовью. источник: www.imrey.org