Вы готовы встать, посмотреть каждому в глаза и сказать: "Я добьюсь этого"?
Голливуд оказал нам большую услугу, позаботившись о том, чтобы всем было известно имя самого известного в истории евреев лидера. Евреи и представители других национальностей во всем мире считают Моше рабейну человеком, который вывел еврейский народ из неволи к свободе.
Но в кинофильмах не говорится о личностных качествах Моше, которые сделали его уникальным кандидатом для этой роли. Примечательно, что в зародыше эти качества есть в каждом из нас. И если их развивать, то они могут помочь нам реализовать свой лидерский потенциал. Сила эта дремлет, сокрытая в каждом человеческом существе, и ожидает, чтобы мы ею воспользовались и осуществили свои мечты.
Чтобы всецело понять требования лидерства, мы возьмем в пример Моше и ненадолго вернемся в прошлое. ЖИЗНЬ ВО ДВОРЦЕ
Моше вырос во дворце. У него было богатство и власть. Ему были доступны все материальные блага, которые можно только придумать. В понимании Древнего Египта, Моше добился успеха. Но что же он сделал?
Моше … вышел к братьям своим и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.
В древнем повествовании скрыт секрет современного лидерства. СЕКРЕТЫ ЛИДЕРА
Способность отождествлять себя с другими – первое важное качество лидера.
Моше вышел к братьям своим [еврейскому народу]. То есть, он отождествляет себя со своим народом. Он не обязан был идти к ним, возвращаться в трущобы. Он уже добился многого и жил во дворце. На самом деле это был смелый поступок, прежде всего для него самого. Никто бы не стал упрекать его, поступи он иначе. Ведь он мог продолжать вести комфортный образ жизни, будучи своим в окружении фараона. Но он пришел к своим братьям и сестрам, чтобы быть с ними.
Если вы относитесь к своим коллегам или подчиненным, как к реальным людям с их реальной жизнью, вы добьетесь гораздо большего. Перестаньте считать их препятствием или, наоборот, средством для достижения вашего личного успеха. Если они чувствуют вашу заботу, то, по всей вероятности, смогут при необходимости совершить сверхусилия для достижения вашей цели.
В мотивирующей книжке из серии «Куриный бульон для души» есть один рассказ, который не может оставить вас равнодушным. В нём начальник становится случайным свидетелем разговора одной из новеньких сотрудниц, молодой матери, которая объясняет своему малолетнему сыну, почему она не может купить ему бейсбольную перчатку. На следующий день он дарит ей перчатку и повышает в должности.
Отправившись к своему народу, Моше демонстрирует еще одну важное качество лидера – скромность.
Отождествлять себя с угнетенным народом, когда вся власть у твоих ног, и ты живешь во дворце фараона, может только скромный человек. Власть может привести к высокомерию. Моше побеждает собственное эго, когда покидает дворец. В долгосрочной перспективе эффективным лидером может быть только по-настоящему скромный человек, который способен прислушиваться к другим, а не руководствоваться исключительно личностными желаниями или интересами.
Осознайте важность труда каждого человека. Прислушивайтесь к вашим коллегам. В случае успеха, отдавайте им должное. Будьте чутким к другим, и вы получите от них пользу в ответ. Вы не проиграете. Босс или равный вам коллега, который смотрит на других свысока, никогда не добьется успеха. Отвергнутый и презираемый в коллективе, он будет малоэффективен.
Следствием скромности является то, что вы верите тому, что говорится, а не тому, кто говорит.
Это делается не ради самопродвижения. Это делается ради других. Это делается для обучения других. Это делается, чтобы помочь другим реализовать свой потенциал. Это делается для миссии.
В этом заключалась сила Рональда Рейгана. Как бы вы не относились к Рейгану и его политике, никто не отрицал его талант вселять в американцев патриотизм и веру в свою страну. Почему? Потому что он искренне верил в то, что говорил. Чтобы стать естественным лидером, вы должны научиться говорить сильно и правдиво.
Моше увидел тяжкие работы братьев своих. То есть, Моше сопереживал им. Их боль была его болью.
А теперь давайте сравним вашу реакцию на плач поранившегося ребенка соседа, и когда такое происходит с вашим ребенком. Вы чувствуете разницу? Возьмем еще пару примеров. С работы увольняют вашего коллегу или, собственно, вас. Это ведь не одно и то же? Повышение получил ваш коллега, а не вы. Порадуетесь за него, как за себя?
Но для Моше их радость была его радостью.
Способность сопереживать – ключ к сильному лидерству. Для каждого важно, чтобы его слышали, понимали и ценили. Нельзя вести за собой людей, которые вам чужды, и которые знают, что они для вас безразличны. Не получится стать настоящим лидером, если в вашем шкафу сотни пар обуви, тогда как другие умирают от голода. Лидером может быть только такой человек, который сочувствует и сопереживает окружению.
Моисей посмотрел по сторонами увидел, что нет никого. Этим своим действием он проявил прагматизм, но, что еще более важно, также взял на себя ответственность.
Прагматизм, несомненно, является одним из важнейших качеств лидера. Если поразмыслить, здесь в тексте сокрыт более глубокий смысл: При благоприятных обстоятельствах не упускайте возможность взять на себя ответственность.
В «Этике наших Отцов» говорится: «В месте, где нет людей, старайся быть человеком».
Лидером не обязательно должен быть человек, который имеет все необходимые качества и способности для выполнения текущей задачи. Лидером следует считать того, кто видит цель и начинает действовать, кто понимает важность задачи, которую никто другой не пытается решить. ДА БУДЕТ ТАК
В своей статье в деловом журнале «Fast Company» Сет Годин связывает застойные явления в ряде компаний с «отсутствием храбреца, который будет готов встать, посмотреть каждому в глаза и сказать, что он добьется перемен».
Он не сказал, что не хватает гениев от бизнеса, выпускников Уортона или кого-нибудь с особым управленческим даром. В действительности нам не хватает людей, готовых взять на себя ответственность.
Отличительной чертой любого лидера является готовность проявить инициативу и принять удар на себя.
Таким человеком был Моше. О нет, он не был совершенством. У него не было опыта. Он даже заикался. Но когда он увидел страдания своего народа, увидел цель, которую надо было достигнуть – он начал действовать. Рискуя жизнью, он взял на себя ответственность. Поэтому Господь Всемогущий выбрал именно его. В этом не было волшебства или чего-либо сверхъестественного. Вам не нужна харизма. От вас требуется всего лишь сделать выбор.
Через действия мы доказываем важность тех или иных вещей самим себе, нашим родителям, детям, друзьям, коллегам или обществу. Всё зависит от нас. Мы можем реализовать этот скрытый потенциал. Подумайте об этом. Чем вы готовы рискнуть? Какие важнейшие задачи необходимо решить? Не жди. Действуй.
«И было: когда услышал Лаван весть о Яакове, сыне сестры своей, выбежал он ему навстречу, и обнял его, и поцеловал его, и ввел его в свой дом». (Берейшит 29:13)
Какое необыкновенное гостеприимство демонстрирует, на первый взгляд, Лаван! Какая дружелюбность и сердечность!
Однако наши мудрецы видят поведение Лавана в совершенно ином свете. И так комментирует Раши, основываясь на словах мудрецов, поведение Лавана: «выбежал он ему навстречу — думая, что деньгами он гружен; и обнял — не видя при нем ничего, подумал: «Быть может, он принес с собой золотые монеты, и они у него на груди?»; поцеловал его — подумал: «Быть может, он принес с собой жемчуг, и он у него во рту?».
Нам необходимо понять, почему же наши мудрецы не желали видеть поведение Лавана в положительном свете, так, как оно выглядит по-простому из описания Торы?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, задумаемся над похожим поведением Лавана по отношению к Элиезеру, рабу Авраама, когда тот пришёл к Лавану в поисках невесты для сына своего господина, Ицхака. После того, как Лаван услышал о приходе гостя, он выбежал к нему и сказал: «Войди, благословенный Г-сподом, зачем ты стоишь на улице? Я же очистил дом и место (подготовил) для верблюдов» (Берейшит 24, 29—30). Тут также Лаван проявляет, на первый взгляд, необыкновенную учтивость и редкое гостеприимство.
Однако, если будем читать стихи Торы вдумчиво, то сможем обратить внимание, что в стихах, описывающих это гостеприимство, добавлено одно замечание, которое, на первый взгляд, не имеет какого-то особого значения (Берешит 24, 30-31): «И когда он увидел кольца и браслеты на руках сестры своей… сказал: войди, благословенный Г-сподом». Наши мудрецы обращают внимание на эти слова и делают вывод: увидев украшения, подаренные Ривке, Лаван понял, что Элиэзер богат, и возжелал его имущества, поэтому и выбежал ему навстречу. Поскольку Лаван выбежал навстречу Элиэзеру, желая завладеть его имуществом, мудрецы полагают, что и навстречу Яакову он выбежал по той же причине.
Этим наши мудрецы обучают нас важному правилу: необходимо с большой осторожностью относиться к любезностям грешника и не соблазняться его учтивостью. Этим следуют мудрецы наставлению царя Шломо, который говорит (Мишлей 21:12): «Наблюдает праведник за домом нечестивого, склоняет грешника ко злу». Объясняет Рабейну Йона: праведник задумывается над дорогами грешников и понимает их злые замыслы, поэтому даже поступки, кажущиеся, на первый взгляд, положительными, он «склоняет к злу».
2016-11-13 20:47:41
Мы обязаны наслаждаться в этом мире + развернуть текст сохранённая копия
Мы обязаны наслаждаться в этом мире
5 вещей в иудаизме, которые Вас удивятИерусалимский Талмуд говорит, что Творец «спросит с нас» за разрешенные удовольствия этого мира, которые мы не позволяли себе намеренно (Кидушин, 4:12). Всевышний не создавал наслаждения этого мира для того, чтобы просто искушать нас. Наслаждайтесь прекрасным деликатесом, но делайте это внимательно, словно знаток, получая удовольствие от каждого кусочка. Именно в таком случае Вы сможете контролировать свое физическое тело, а не оно контролирует Вас.
рав самсон гиршВ конце своей жизни Рав Шимшон Рафаэль Гирш, величайший раввин Германии 19-го века, попросил своих учеников составить ему компанию в путешествии по Швейцарским Альпам. Он хотел быть уверенным, что в тот момент, когда ему предстоит предстать перед Творцом, на вопрос: «Шимшон, видел ли ты великолепие моих Альпийских гор?» — он ответит утвердительно.
Отречение от материального не соответствует еврейскому идеалу. В действительности, полная святость достигается именно благодаря правильному использованию материального мира. Задумайтесь о словах на иврите, имеющих отношение к слову КДУША (святость): КИДУШИН – брак мужчины и женщины, объединяющий их, КИДУШ на вино, ШАББАТ КОДЕШ, святой день Шаббат, в который заповедано есть прекрасные блюда и даже поспать немного подольше. Все эти заповеди сосредоточены вокруг физический действий. В соответствии с мировоззрением иудаизма, святость достигается именно с «возвышением» физического, а не отрицанием его. В Иудаизме есть Рай и Ад
Но, вероятно, не так, как вы себе это представляете.
рай и адГрядущий мир — это выражение отношений с Творцом и духовный мир, которые мы создали и развили в этом, физическом мире. То, как каждый из нас предстанет в Будущем мире, во многом зависит от того, как мы к этому готовились. Каждое решение, сделанное в этом мире, трансформирует нас и создает связь с грядущим миром, либо разрушает ее.
Представьте, что двое людей слушают концерт. Один из них изучал музыку, читал о композиторе и знаком с тем, как была написана эта симфония. Для него этот концерт невероятно содержателен и несет новую глубину восприятия и понимания. Другой человек попал случайно. Он ненавидит классическую музыку. Для него концерт скучен, и даже неприятен.
Один и тот же концерт, и такое разное понимание и впечатление.
концертНаша сущность не подвергается тотальной трансформации после того, как мы покинули этот мир. Как раз наоборот. Наша суть наиболее полно выразится и реализуется в грядущем мире. Боль от разрыва с грядущим миром, глубокое осознание того, кем мы могли бы стать, если бы сделали другой выбор, вот в чем особенность еврейского видение Ада. Не обязательно быть евреем, чтобы попасть в Рай. Кавчег, Глава Ноах Ковчег
В противоположность мнению антисемитов и просто незнающих людей, по Торе, не еврей может стать высокодуховной личностью, и так же заслужить место в грядущем мире.
Но обязанность соблюдать все заповеди Торы возложена только на евреев. Не евреям Тора предписывает соблюдение лишь 7 заповедей. Маймонид утверждает, что «Каждый из народов мира, соблюдающий 7 заповедей в служении Творцу, становится праведником, обретая свой удел в грядущем мире». Основа иудаизма – практичность и здравый смысл
Первая заповедь из 10 заповедей – ЗНАТЬ, ЧТО ЕСТЬ ТВОРЕЦ.
5 вещей в иудаизме, которые Вас удивятНекоторые религии требуют слепой веры, подтверждая свои убеждения лишь эмоциональными аргументами в правдивости своей веры. Тора учит нас выстраивать рациональный фундамент для веры. Верить в Бога потому, что Вы имеете достаточное количество исчерпывающих аргументов в подтверждение того, Творец реально существует. Используйте разум, а не сердце.
Вы можете иметь вопросы и сомнения или никогда не достигнуть 100% знания, но заповедь «ЗНАТЬ, ЧТО ЕСТЬ ТВОРЕЦ» учит нас тому, чтобы мы не довольствовались лишь верой. Ищите ответы на свои вопросы, вносите ясность, укрепляйте фундамент Вашей веры новыми знаниями и фактами. ЗНАЙТЕ, что Творец есть, а не слепо следуйте этому высказыванию. Следить за здоровьем заповедано нам Творцом
Чтобы жить полноценной духовной жизнью, нам требуется и полноценная физическая жизнь. Маймонид, великий философ и врач, писал в Мишне Тора: «В связи с тем, что поддержание здоровья в нашем теле заповедано Творцом, постижение и понимание Творца в состоянии болезни neневозможно. Обязанность человека избегать всего, что приносит вред телу, культивируя и развивая привычки, укрепляющие здоровье и жизненную энергию человека.»
Он также был активным сторонником спортивных упражнений. «Когда человек тренируется, нагружает свое тело и не переедает, то он не будет страдать от болезней и будет сильным… Однако, если не упражнять тело и не тренироваться, то даже здоровая пища не поможет… боль и страдания будут преследовать во все дни жизни его, а сила будет угасать.»
Так что не стоит доедать остатки ужина. Отправляйтесь лучше на пробежку. Ваше тело скажет вам спасибо. И точно также поступит Ваша душа.
Перевод с английского языка на русский сделан Аркадием Кодрянским и посвящается моим горячо любимым родителям: Татьяне и Александру Кодрянским; а также моим детям: Анне Каролине и Леону Кодрянским.
«Приучи юношу идти по пути его, и в старости он не уклонится от него». (Мишлей)
Объяснение
Виленский Гаон же дает следующий комментарий: ребёнка следует воспитывать в соответствии с его характером («путь его»). Если его поведут тем путём, который ему подходит, он и в старости не сойдёт с этого пути. Если же заставлять его изменить свою природу, свой характер, он, может быть, в данный момент и послушается — из страха. Но позже, когда «его шея освободится от ярма», обязательно сойдёт с этого пути, потому что он не может переломить свою природу. 2. Как правильно делать детям замечания?
«Есть два вида упрекающих: есть те, кто говорят сурово и строго и срамят слушателей, и поэтому их слова не принимаются. Но мудрец говорит добрыми, утешающими словами и приближает людей к Торе» (Виленский Гаон)
Объяснение
Эта цитата подробно объясняется в статье «Как повлиять на других?» 3. Важность воспитания
«Каждый, кто не обращает внимания на то, что делают его жена, дети и домочадцы, не предостерегает их и не следит за их поступками постоянно, пока не убедится, что они совершенны и свободны от всякого греха и проступка, – сам является грешником» (Рамбам)
Объяснение
Эта цитата подробно объясняется в статье «Сколько усилий надо приложить, чтобы воспитать детей?» 4. Изучение – не в тягость
«(Обрати внимание), чтобы изучение Торы было детям не в тягость, а только с добрым настроем: ведь выученное остается у человека в памяти лишь тогда, когда он умиротворен и спокоен». (Из послания Виленского Гаона жене)
Объяснение
Человек в состоянии понять и усвоить только те вещи, которые ему интересны и которые он любит. Поэтому важно, чтобы учеба не была детям в тягость, а изучаемый материал был им интересен. 5. Будь лаконичным!
«Когда человек обучает других, следует, чтобы его речи были предельно лаконичны». (Псахим, 3 б)
Объяснение
Раши объясняет, что лаконичный, четко сформулированный материал запоминается учениками гораздо легче. По этой причине преподаватель должен формулировать излагаемый материал с предельной лаконичностью.
Подробнее о важности быть кратким читайте в статье «Краткость – сестра таланта. Есть ли в Талмуде что-то подобное?» 6. Создать у детей желание получать
«Вовеки левая рука должна отталкивать, а правая приближать». (Сота, 57а)
Объяснение
Мы обязаны давать ребенку много тепла и заботы. Но для того, чтобы он ценил их, они не должны быть в его глазах само собой разумеющимися. Поэтому вначале мы должны сформировать в нем желание получить те блага, которые мы намерены ему дать, чтобы он ощутил в себе их недостаток. Этот эффект недостатка наши мудрецы образно называют левой рукой, которая вначале отталкивает.
После того как мы вызвали у ребенка сознание недостатка благ и желание их получить, мы можем уже восполнить ему недостаток. Этот эффект восполнения недостатка наши мудрецы образно называют правой рукой, которая приближает.
Проще говоря, ребенок должен испытывать потребность в тех благах, которые мы намерены ему дать.
В любом случае, следует не забывать, что правая рука сильней, чем левая, поэтому приближать нужно с большей силой, чем отдалять. 7. Индивидуальный подход
«О четырех детях говорит Тора: праведнике и грешнике, мудром и простаке». Пасхальная Агада
Объяснение
Этими словами мудрецы обучают нас важному принципу: каждому ребенку следует объяснять вещи по-разному, в соответствии с его интеллектуальным и духовным уровнем. Информация и метод ее подачи, которые подходят мудрому, не подходят человеку недалекого ума. Информация и метод ее подачи, которые подходят высокодуховному человеку, не подходят человеку, который пока еще далек от Творца.
Как-то ко мне обратилась подруга жены, школьная учительница, с просьбой помочь в подготовке материала для урока. Она читала когда-то мидраш, который желала бы рассказать ученицам в классе, но совершенно не помнила его источник и попросила меня его разыскать. Она знала, что у меня есть компьютерная программа, которая находит авторов высказываний – достаточно ввести в поиск содержание высказывания или цитату, и компьютер сообщает точный адрес цитаты: книгу и ее автора. Вот содержание мидраша, который ее интересовал:
Иногда случается, что за оленем гонится волк. Хитрый хищник гонит оленя в густую лесную чащу, зная, что олень запутается своими роскошными рогами в ветвях деревьев и станет легкой добычей волка. Что же делает олень в таких случаях? Видя, что его чудесные рога стали для него ловушкой, он сбрасывает их. Олень теряет прекрасные рога, которые выращивал несколько лет, но спасает жизнь. Так и еврей, говорит мидраш, если он видит, что запутался в обстоятельствах, он всегда может «сбросить» их и начать все заново, с чистого листа. Видя, что его чудесные рога стали для него ловушкой, олень сбрасывает их
Как я ни бился, я не смог с помощью программы найти этот мидраш. В конце концов я оставил это занятие, попросил жену сообщить подруге, что я не смогу ей помочь, и отправился в бейт-мидраш, учиться. Когда я пришел в бейт-мидраш, там было пустынно, только два молодых человека вели какую-то беседу. Проходя мимо, я услышал окончание фразы:
– …это подобно оленю, который скидывает рога, чтобы спастись от преследователя.
– Что это за мидраш?! Где источник этих слов?! – спросил я.
– Это не мидраш. Это пишет рав Йосеф-Юзл Горовиц, Саба из Новардока, в своей книге «Мадрегат Адам» («Уровень человека»), – с этими словами молодой человек подошел к полке, взял книгу, раскрыл ее в нужном месте и показал мне.
Я немедленно позвонил жене, сообщил ей источник этого изречения, а также рассказал о чудесном способе, с помощью которого мне стал он известен. Жена, в свою очередь, сразу же позвонила подруге и сообщила ей источник этого изречения, а также рассказала ей о чуде, благодаря которому я узнал этот источник. Подруга жены на следующий день начала свой урок с того, что рассказала девочкам всю эту чудесную историю.
Я часто думаю: «Не просто так Всевышний послал мне ответ через этого юношу. Эти слова должны мне запасть в сердце, и я должен постоянно помнить важное правило, которое сообщает нам Саба из Новардока: У любого еврея, даже самого грешного, всегда есть возможность раскаяться и выбраться из той духовной бездны, куда он упал, и выйти из того тупика, в который он зашел».
Интересно, что Всевышний показал мне не раз, насколько это правило верно: я встретил различных людей, которые были настолько далеко от Г-спода, что не было никакой возможности поверить, что они смогут когда-то порвать со своим грешным прошлым и начать новую, праведную жизнь, наполненную страхом перед Небесами.
Откуда у них эти силы?
Ответ на этот вопрос дает рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува»: «И проясняется (в Торе), что поможет Г-сподь возвращающимся к Нему в то время, когда их природа им это не позволяет». Выходит, что это сила у них от Творца.