«По деянию земли Египетской, на которой вы проживали, не совершайте, и по деянию земли Кенаан, куда Я веду вас, не совершайте, и по законам их не поступайте… Никакой человек ни к кому близкому по плоти не приближайтесь, чтобы открыть наготу. Я – Г-сподь» (Ваикра, 18:3,5).
Прелюбодеяние – один из самых суровых грехов в Торе. Оно относится к одному из тех запретов Торы, которые не позволяется нарушить даже в случае опасности для жизни.
Из комментария Маараля на Пиркей Авот (1:2) видно, что тяжесть преступления прелюбодеяния заключается в абсолютном погружении в материальное и в полном отдалении от разума. Показывая, что разврат считается действием скотским, а не человеческим (противоположностью разуму, духовности), Маараль цитирует слова Талмуда (Сота, 14а): женщина, которую муж заподозрил в измене, обязана принести минху (мучное жертвоприношение) из ячменя. Все же остальные виды мнахот (приношений) — из пшеницы: «Как дела её подобны делам скотским, так и приношение её — из корма скота». Маараль приводит дополнительную цитату из Талмуда (там же, 3а): «Развратники не развратничают, пока не войдёт в них дух безумия».
Причина того, что разврат считается абсолютно материальной «деятельностью», возможно, заключается в следующем. Человек состоит из двух основ — материальной (тело) и духовной (душа), и Всевышний вложил в мужчину «материальное» стремление к женщине (а в женщину — к мужчине), чтобы это помогло ему, в конечном счёте, соединиться с женой духовно (т.к. главное в браке — сближение душ). А тот, кто использует эту силу для соединения с человеком, с которым невозможно соединиться духовно, показывает, что все его стремления — только к материальному.
Изложенное выше поможет нам понять слова Рамбама (Исурэй Биа 22, 21): чтобы избавиться от мыслей о разврате, человек должен освободить себя «и свои мысли для слов Торы, и расширить своё сознание мудростью, потому что мысли о разврате одолевают только сердце, свободное от мудрости». Поскольку Тора — абсолютно духовна, она является противоположностью разврата, и поэтому только её изучение может уберечь человека от мыслей о разврате. автор текста: Михаэль Низовский
И говорил Господь Моше после гибели двух сынов Аарона, когда они, приблизившись пред Господом, погибли. И сказал Господь Моше: Говори Аарону, брату твоему, чтобы он не входил во всякое время в Святилище, за завесу, пред покрытие, которое на ковчеге, чтобы не умер… (ВаИкра, 16:1)
В прошлый раз мы писали о трудности человека выполнять волю Г-спода, когда он видит удачу грешников и о пути устоять перед этой трудностью. Есть ещё один важный путь устоять: задуматься о том, что только смотря поверхностно грешники выглядят счастливыми. Стоит посмотреть на вещи более глубоким взглядом, мы убедимся, что их счастье только внешнее и мнимое. Приведу на это следующий пример:
Приведу Вам вымышленный пример, чтобы схематично проиллюстрировать: не каждый человек с большими деньгами является богатым и счастливым.
Корреспондент некой газеты, решил сделать статью, в которую войдут интервью с очень счастливым человеком и с очень несчастным человеком. После небольшого раздумья о том, где их искать, корреспондент решил убить двух зайцев, взяв билет на любой рейс большого самолёта. Естественно, человек, который будет сидеть на самом лучшем месте в первом классе, будет счастливым, а на самом худшем в эконом-классе, — несчастным.
Корреспондент поднимается на борт самолёта, заходит в первый класс и видит: на лучшем месте сидит, несомненно, очень богатый человек. Вокруг него крутятся стюардессы, приносят лучшие блюда, напитки, у него лучший ноутбук и т.д. Корреспондент, вдохновлённый удачей, подходит к богачу, думая: «Какая замечательная идея меня посетила! С таким, действительно, было бы непросто встретиться где-либо в другом месте».
Он представляется и просит богача рассказать о своём счастье, своей удаче. «Моё счастье? — удивляется богач. — Никогда не думал, что у меня есть какая-то удача, какое-то счастье». Корреспондент понял, что некорректно поставил вопрос. «Расскажите мне тогда, что Вы делаете в самолёте, куда летите, конечно, если это не секрет».
«О-о-о, конечно, не секрет! Садитесь, я всё расскажу», — воскликнул богач с радостью человека, у которого появилась возможность рассказать о наболевшем. Корреспондент подсел к богачу, и тот начал рассказ: «Слушайте, у меня всё есть, я богатый человек. У меня несколько красивых домов. Казалось бы, должен быть счастливым, но есть одна проблема. Моя жена — страшный человек. Куда я от неё ни пытаюсь бежать — она за мной. По некоторым причинам не могу с ней развестись. Единственное место, где она меня не может достать, — на борту самолёта. Вот я и решил провести свою жизнь на борту самолёта. Лечу из одного места в другое, оттуда в третье. Так, по крайней мере, я свободен от супруги». Богач собирался продолжить рассказ, но корреспондент, будучи разочарован в неудачном выборе, не хотел слушать дальше его сетования.
Тогда корреспондент сказал себе: «Самого счастливого в этом самолёте не удалось найти, поищу хоть самого несчастного». И отправился в эконом-класс. Зашёл туда, присмотрелся к пассажирам и обрадовался удаче. Он заметил странного человека, у которого, по всей видимости, даже места не было. Тот всё время проводил в уборной. Когда кому-то надо было зайти, он выходил, а затем снова возвращался на своё место. Корреспондент набросился на бедолагу: «Уважаемый, не могли бы вы рассказать мне о своих несчастьях?» «Мои несчастья? О каких несчастьях вы говорите?» Корреспондент, вспомнив свою методику, переключился и спросил несчастного, какова цель его путешествия, если не секрет.
«Я с удовольствием вам расскажу, — ответил тот. — Я всегда хотел разбогатеть. Чем только ни занимался. Но ни разу не преуспел ни в чём серьёзном. И вдруг получаю сообщение, что если через 24 часа буду в Нью-Йорке, смогу заключить сделку на миллионы. Долго не раздумывая, остановил первое попавшееся такси и сказал водителю: “Гони! Я заплачу большие деньги, только езжай на самой большой скорости!” Мне повезло, попалась хорошая машина, и мы со скоростью 200 км/час помчались в направлении аэропорта. Мы добрались успешно, если не говорить о полицейской машине, которой пришлось гнаться за нами, чтобы нас остановить. Приехали в аэропорт, подхожу к кассе: “Мне надо билет вон на тот самолёт, который вылетает через час”. А кассирша: “Доброе утро, молодой человек, где вы были раньше? Все билеты закончились!” Я умоляю: “Я заплачу большие деньги, только продайте билет!” Она: “Что я могу сделать, они же закончились!” Я: “Мне неважно, где, хоть в туалете!” “Хорошо, — сказала кассирша. — Я Вам это устрою”. Я поднялся на борт, и самолёт тут же вылетел. Я просто счастлив. Какая разница, что у меня нет места, если я знаю, что через несколько часов буду миллионером и у меня, может быть, даже будет свой самолёт, на котором я вернусь?»
Сначала корреспондент был очень смущён: «Неужели такая неудача? Не только самого счастливого в самолёте, но и самого несчастного не нашёл». Но потом решил: «Напишу статью, только поменяю их местами. Самым счастливым будет тот, кто без места, а самым несчастным — тот, кто летит первым классом». автор текста: Михаэль Низовский
Это будет учением о прокаженном в день очищения его… (ВаИкра, 14:2)
Есть люди, которые привыкли давать «рациональное» объяснение заповедям. По их утверждению, все законы Торы не более, чем гигиенические и медицинские советы для здоровой жизни.
Также и законы о проказе они объясняют как медицинские советы и гигиенические установления для борьбы с заразными болезнями. Тора, по их мнению, повелевает поражённым проказой подвергнуться карантину, а коэны — это медики или врачи, которые призваны излечить эти недуги.
Однако же рав Рафаэль Шимшон Гирш в своём комментарии на недельную главу утверждает, что «ни одна часть Б-жественного Закона не может служить столь действенно для развенчания иллюзии относительно «гигиенических целей Моисеева законодательства», как эта глава, которая имеет дело с צרעת («признаками» проказы или «поражениями»)».
На это он приводит множество доводов. Так, к примеру, существует закон, что, если «проказа» покрыла все тело человека, «с головы до ног» (стихи 12 и 13), он становится чистым. Также Тора не требует рассмотрения тех частей тела, которые непосредственно видны глазу коэна. Какой смысл есть в этом законе с точке зрения санитарных правил? «Прокажённый» должен был изгоняться только из тех городов, которые были окружены стенами к тому времени, когда израэлиты впервые овладели страной (даже если эти стены были позднее разрушены). «Прокажённому» позволялось свободно передвигаться по открытой местности и во всех тех городках и городах, которые не имели стен или вокруг которых стены были возведены после пришествия евреев. Почему в этих местах не существовало карантина для защиты людей от инфекции, которая, как предполагается, распространяется «прокажёнными»?
Пишет рав Гирш: «Эти и подобные соображения делают совершенно невероятным предположение о том, что эта глава занимается правилами гигиены или профилактическими мерами против болезни или что мы должны рассматривать наших коэнов (которых, кстати говоря, мы нигде в этой главе не видим раздающими лекарства или производящими другие процедуры) как государственных служащих национального «министерства здравоохранения». Поэтому необходимо категорически отвергнуть как чистый и незатейливый миф любое толкование законов о признаках проказы в духе «санитарных правил»».
И он заключает: «Если мы взглянем на законы о признаках проказы в целом, мы увидим в них самый замечательный институт самого непосредственного Б-жественного Провидения, которое наблюдает за каждым и воспитывает каждого. Мы видим, как в еврейском государстве, основанном на Б-жественном Законе, антиобщественные проступки выявляются для того, чтобы быть наказанными и исправленными. В других (социальных) системах такие грехи, как высокомерие, фальшь, жадность и клевета неподсудны человеческому трибуналу, но в еврейском государстве, управляемом Б-жественным Законом, Сам Б-г выступает обвинителем и свидетелем обвинения. Так комментирует Торат коаним (Ваикра 14:35): «Придет владелец дома и известит коэна, сказав. (Что значит) сказав? Коэн скажет ему слова порицания: Сын мой, следы проказы появились лишь в результате таких грехов, как злые сплетни и т.д.» автор текста: Михаэль Низовский
«И повелит священнослужитель взять для очищаемого двух живых чистых птиц и (щепку от) дерева кедрового, и червленую нить, и иссоп». (Ваикра, 14:2,4)
Каждый человек должен осознавать свою важность и существенность его действий, и это никак не противоречит требованию к каждому еврею быть скромным, поскольку истинная скромность заключается в том, чтобы человек осознал, что все его величие и важность – от Творца. Осознавая это, человек не будет кичиться своими достоинствами, ведь он понимает, что они не являются его заслугой, а даны ему Творцом.
Думаю, что важно добавить к этому, что, чем больше человек будет осознавать важность и величие, которые были даны ему Творцом, тем больше он принизит себя перед Ним, тем более скромным он будет. Ведь понимая великую значимость, дарованную ему Г-сподом, он осознает, какую великую милость Создатель сотворил ему, не смотря на всю его ничтожность.И так сказал царь Давид: «Что (есть) человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нем? И Ты умалил его (всего) немного перед ангелами, славой и великолепием увенчал его. Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, всё положил к ногам его!»
Талмуд в трактате Хулин (89а) говорит, что различие между праведником и грешником особенно заметно в час, когда Всевышний посылает величие. Праведники в это время «умаляют» себя. Так было, когда Всевышний даровал величие Аврааму. Авраам сказал: «…я прах и пепел» (Берешит, 18:27). Когда Всевышний даровал величие Моше и Аарону, они сказали: «…а мы что?» (Шмот, 16:7). Даровал величие Давиду, а Давид сказал: «Но я — червь, а не человек…» (Теилим, 22:7).
Грешники же, утверждает Талмуд, когда Всевышний возвышает их, исполняются гордости. Фараон сказал: «Кто Господь, чтоб я послушал голоса Его?..» (Шмот, 5:2). Санхерив сказал: «Кто из богов всех этих стран спас страну свою от руки моей, чтобы спас и Г-сподь Иерусалим от руки моей?» (Млахим II, 18:35). И Невухаднецар: «Взойду я на высоты облачные, уподоблюсь Всевышнему» (Йешаяу, 14:14).
Это различие связано с тем, что праведники рассматривают всё, происходящее с ними, как милость Всевышнего. И чем больше милость, тем «меньше» кажутся они себе, тем менее достойными этой милости. Поэтому и «умаляют» себя. И таков же текст благословения, которое произносит тот, кто удостоился чуда: «Благословен Ты, Всевышний, Царь Вселенной, Воздающий добром — недостойным этого, Который послал мне благо». Грешники же рассматривают любое благо, которое посылает Б-г, как положенное им по праву, поэтому и возвышают себя. автор текста: Михаэль Низовский
2017-03-12 16:59:31
Благодаря десятилетнему опыту общения в социальных сетях, мною наработаны определенные навыки ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Благодаря десятилетнему опыту общения в социальных сетях, мною наработаны определенные навыки ведения дискуссий. Смею поделиться своими наблюдениями о том, как в ходе диалога понять, что оппонента не интересует суть обсуждаемого вопроса, а только самоутверждение, и в каких случаях целесообразно прекратить бесполезный спор.
Признаки манипуляций в разговоре:
1. Безапелляционное утверждение, будто всё вами сказанное неверно, «всё не так». Для доказательства могут приводиться ссылки на серьёзные источники, цитаты авторитетных специалистов, упоминания мнения большинства, в которых, как на поверку оказывается, никакого «всё не так» не говорится. Лично я советую уже на этом этапе прекратить всякое обсуждение.
2. Если первого не достаточно, то, как только вы увидите, что собеседник переходит с обсуждаемой проблемы на вашу личность в обвинительном тоне, то такой признак уже точно служит «красной линией», через которую не стоит переходить. Он сам при этом зачастую говорит, что именно вы его обижаете.
3. Применяется также метод перескока с одной темы на другую и «забалтывание» собеседника отступлениями от главного в незначительные, на многочисленные детали.
4. Кроме того, выбирается какое-либо ваше слово или утверждение и доводится до абсурда с целью перечёркивания главной вашей идеи. Тоже часто используемый приём.
5. Ни в коем случае не попадайтесь на удочку, когда вам якобы доверительно будут говорить плохое о другом человеке, противопоставляя его вам. Это ловушка, поскольку ту же самую обструкцию он устроит потом и вам.
6. Следует очень настороженно отнестись, если человек самого себя хвалит. Судить о нём необходимотолько по его поступкам.
7. Как правило, такой человек намеренно провоцирует конфликт, вовремя почувствуйте это и не включайтесь в него.
8. Обычно эгоистичные люди свои грубости выдают за «просто шутки», тем самым оставляя за собой право отпускать отвратительные комментарии и сохраняя при этом невинное спокойствие. Но стоит вам только разозлиться на грубые, неприятные замечания, как они тут же обвинят вас в отсутствии чувства юмора. Таков распространенный прием при словесных оскорблениях.
9. Провокатор попытается публично пристыдить собеседника с намерением ущемить его чувство собственного достоинства.
Резюмируя, всем советую держаться подальше от разного рода деструктивных личностей и самим стараться не уподобляться им. Иногда сам замечал за собой, что пытался использовать те же нечестные правила. И прежде всего , это в себе надо исправить. Помните, что первостепенное значение в общении имеет не Истина, а уважение к собеседнику. Буду рад, если мои нехитрые рекомендации помогут людям стать ближе друг к другу и избежать ненужных ссор и долго заживающих обид.