... вторник кушать —
, а не ... , конечно же,
засчитывается только тому ... , что это
. И для ...
В преддверии Йом киппур нам вменено в обязанность — из Торы — есть и пить. То есть, в этот вторник кушать — мицва, а не просто полдник.
И, конечно же, мицва засчитывается только тому, кто имеет в виду, что вот сейчас выполняет волю Творца. А кто забыл, тот не выполнил. Абыдна.
Поэтому есть смысл сделать себе напоминалочку, или в телефоне, или на бумаге, чтобы в глаза бросалось.
Эта заповедь не дана в Торе прямым текстом, она учится Талмудом из противоречия: в одном месте Тора велит поститься 9 и 10 тишрея, а в другом — только десятого. И решается это противоречие так: тот, кто ел девятого, говорит Талмуд, тому засчитывается, как-будто он постился девятого и десятого! То есть, наша еда девятого равноценна посту!
Это сложно понять; что, Тора нас так мотивирует, чтобы обязательно покушали перед суточной голодовкой? Тора — первая «а-идише мамэ» «Ещёложечку»? В принципе, у нас и своей мотивации через край.
Подумалось мне, что здесь таится нечто большее. Что эта еда девятого тишрея не только равноценна, но и сама ТОЖЕ ПОСТ. ...У евреев же всё особенное, вот и пост у нас может быть в виде еды без ограничений. Почему пост? Ну, судя по описаниям того страха перед грядущим Судным днем, какие можно прочитать в мемуарах евреев живших сто-двести лет назад, вполне можно представить себе, насколько девятого тишрея «кусок не лезет в горло» от страха. И еда не в радость, даже в тягость. ...Ясен пень, мы уже далеки от таких эмоций, увы, но были, были раньше другие евреи.
Этим же можно объяснить и требование Талмуда исповедоваться в грехах (Б-гу, не раввину) перед специальной девятитишрейной трапезой. Талмуд пишет, что это из опасения, что, мол, есть шанс подавиться во время еды (человек же пребывает в страхе перед ЙК, помните?), и еврей, не дай бог, умрет не покаявшимся. Объяснение непонятно: тогда стоит каяться каждый день перед сном, да и вообще почаще; а то неровен час... Однако, если вот эта еда — сама считается постом, становится понятно: раскаяние — неотъемлемая часть поста Йом киппура, а девятое, таким образом, его первый день из двух!
...Есть мнение, что в этот день так мало слихот, чтобы напомнить нам об обязанности есть и пить. Такие напоминалки встречаются в алахе. К примеру, в рош ходеш к чтению свитка Торы выходят четверо, хотя, казалось бы, все работы разрешены, как в будни. (Чем больше работ запрещено в этот день, тем больше количество вызываемых) И Йаавец пишет, что это дабы напомнить мужчинам о том, что у женщин есть обычай не работать в рош ходеш. И т.п.
Короче, кушайте, пейте, помните о том, что это мицва. И для женщин, по части мнений. (С одной стороны, связано со временем, но с другой — поститься же всем надо в ЙК)
... побывала на бар-
- не на праздничной ... дня, "хатан бар-
", в обычной жизни ...
Первый раз побывала на бар-мицве - не на праздничной вечеринке, а на торжественной церемонии в бейт-кнессет, куда надо было прибыть к семи утра. Герой дня, "хатан бар-мицва", в обычной жизни изрядный шалопай, зачастую с очередным немыслимым коком на голове, в драных по моде майках и шортах и неизменных шлепанцах на босу ногу, был аккуратно умыт, причесан, сверкал шелком черных брюк и крахмалом белоснежной рубашки. Несмотря на наложенный тфилин, не отрывался от новенького айфона и презрительная гримаска все-на-свете-повидавшего циника и нигилиста была привычно приклеена к лицу. Но когда он, вдруг обнаружившимся приятным тенорком, нараспев прочитал положенный отрывок из недельной главы и бережно понес обернутый в богато расшитый пурпурный бархат свиток Торы, привычная маска треснула и сквозь нее проглянул обычный веснушчатый и вихрастый мальчишка, чрезвычайно взволнованный важностью момента и лопающийся от гордости просходящим, на миг замерший, чтобы переступить порог взрослости.
Дальше
... о праздновании "бар-
" родителями сына, относящимися ...
Уважаемый ГЗ, но регулярно поносимый властными структурами 10 Канал израильского ТВ, в рамках субботнего "Магазина" рассказал о праздновании "бар-мицвы" родителями сына, относящимися к "среднему классу": производители конфекции, (из мелких) проживающих в Ришон ле-Ционе. Хотелось бы поделиться впечатлением, поскольку мероприятие обошлось в 500.000 шекелей. Зал торжеств на юге Страны был оформлен наемным стилистом в стиле древне-римского триклиния.
Дальше