2017-03-27 12:03:38
Народ давал от всего сердца, что мог, а кто владел ремеслами, изготавливал из материалов все, что ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Народ давал от всего сердца, что мог, а кто владел ремеслами, изготавливал из материалов все, что нужно было для Мишкана. Но главными были двое: вся работа шла под наблюдением Итамара. А главным «архитектором и прорабом» был Бецальэль. И что в них было замечательного? О выдающихся свойствах Бецалэля, сына Ури, сына Хура из колена Йеуды, как известно, свидетельствует его имя – בְּצַלְאֵל, «в тени Б-га». А зачем приведена такая длинная родословная? Мидраш говорит, что его дед Хур был убит бунтовщиками за то, что хотел воспрепятствовать изготовлению золотого тельца, и поэтому Б-г, мера за меру, одарил его внука выдающимися способностями. Микдаш был сооружен для исправления греха золотого тельца, и занялся этим внук того, кто пожертвовал жизнью ради славы Б-га. Мне кажется, отголосок этой истории виден в этой родословной, если обратить внимание на начальные буквы этих имен: בְּצַלְאֵל בֶּן אוּרִי בֶן חוּר לְמַטֵּה יְהוּדָה – ב א ח י. Они образуют слова אב חי – отец жив. И Итамар, сын Аарона. Младший сын исправляет оплошность или проступок отца: Аарон допустил изготовление тельца, а Итамар руководил изготовлением Мишкана. Вот, как возможно представить его имя: Корона Б-га (Э-ль) или сказал Святой – אִיתָמָר = 651 = כתר א-ל или אמר קדוש. (Говорящим оказывается и имя Оолиава, одаренного помощника Бецалэля: אָהֳלִיאָב = אב אהלי – «отец (создатель) Моего Шатра».) Колена двух изготовителей, Леви и Йеуды навсегда остались связанными с Храмами и вместе с коленом Биньямина, в уделе которого стоял иерусалимский Храм, стали основой еврейского народа.
2017-03-19 14:38:17
... Всевышнего. Назывался он Мишкан. В нем ... колена Дана. Технически Мишкан представлял собой сборную ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Отвечает рав Реувен Пятигорский
Первым святилищем, «Домом Б-га», был Переносной Храм, построенный евреями в пустыне по прямому указанию Всевышнего. Назывался он Мишкан. В нем хранились Скрижали с начертанными на них Десятью заповедями, свиток Торы, написанный рукой Моше, Менора (светильник), жертвенник и прочие святые, необходимые для функционирования Храма, вещи.
Построили его Бецалель из колена Йеуды и Аолиав из колена Дана. Технически Мишкан представлял собой сборную конструкцию; носили его и собирали члены колена Леви; службу в нем вели потомки Аарона — коэны. Освящение Мишкана («ханукат-байт») произошло первого числа первого месяца второго года после Исхода из Египта (в 2449 году после Сотворения мира). На освященный Мишкан опустилось облако, и он наполнился «славой Б-га». Облако не покидало его все годы пребывания евреев в пустыне. Когда облако поднималось вверх, евреи сворачивали шатры и шли за ним, пока оно не останавливалось в месте, где тут же разбивался новый стан, так что Мишкан оказывался в центре стана.
Еврейскому народу он прослужил 479 лет. После входа евреев в Эрец Исраэль 14 лет Мишкан стоял, выполняя все свои функции, в Гилгале — пока евреи завоевывали и делили землю, после чего его перенесли сначала в Шило, потом через 369 лет — в Нов, а через 13 лет — в Гивеон, где он находился вплоть до возведения царем Шломо Первого Иерусалимского храма. По завершении постройки последнего, так нам рассказывает Талмуд (Сота 9а), Мишкан со всей своей утварью был скрыт в подземной пещере Храма. Там он хранится поныне.