Кедр и колючка В книге Млахим II, (2, 14) рассказывается о том, как Амация, царь Иудеи, вызвал Йоаша, царя Израиля, на войну. В то время израильское государство было гораздо сильнее и могущественнее иудейского, поэтому вызов на войну в немалой мере удивил Йоаша, и он ответил притчей:
«Как-то колючка обратилась к кедру с предложением: отдай дочь свою сыну моему в жены». Но тут прошел полевой зверь и растоптал эту колючку.
Этим Йоаш желал намекнуть, что Амации нечего и думать, что у него есть хоть какие-то шансы победить в этой войне, ведь силы совершенно неравны. «Зачем тебе дразнить беду, чтоб пал ты и Йеѓуда с тобою?» – спросил Йоаш.
Однако Амация не прислушался к словам Йеоаша, и, как и следовало ожидать, иудеи были разбиты в войне с израильтянами. «Сила не вечна» ИзмененияВ продолжении стихи повествуют нам о последних днях этих двух царей: сказано уникальное для Танаха предложение: «И жил Амацияѓу, сын Йоаша, царь Иудеи, после смерти Йеѓоаша, сына Йеѓоахаза, царя Израиля, пятнадцать лет».
Почему стих считает необходимым упомянуть тут, сколько лет жил Амация после смерти Йеѓоаша?
Возможно, это связано с тем, что Йоаш проявил невероятную гордыню, когда сравнил себя с кедром, а Амацию с колючкой. В этом сравнении он допустил фатальную ошибку: он должен был помнить, что никто и ничто не вечно. Несмотря на то что в данный момент он обладает большой силой, эта сила не вечна. Кто знает, кто проживет дольше?! И, действительно, Амация прожил дольше Йоаша на 15 лет. На протяжении всех этих лет Амация мог прийти на его могилу, встать на нее, потоптать ее и сказать: «Ну, так кто тут колючка? Кого уже давно не стало?»
Обама, ау! Подобную ошибку допустил и Обама.
Известно, что, когда Нетаньяѓу встретился с ним первый раз, он объяснил ему политическое положение на Ближнем Востоке. Обаме не понравилось, что Нетаньяѓу считает себя равным и разговаривает с ним на равных. «Я глава государства, в котором живет более 300 миллионов человек, а ты глава государства, в котором живет только 8 миллионов человек», – сказал он.
Он не задумался над тем, что его политическая сила не вечна. Он должен был подумать: быть может, придет время, и я уже не буду президентом, а Нетаньяѓу все еще будет главой правительства. Как мы видим, так и произошло – Нетаньяѓу и сейчас глава государства, а политическая жизнь Обамы закончилась. Если, к примеру, сейчас Обама обратится к Нетаньяѓу с просьбой встретиться с ним в Израиле, тот не только не будет обязан встретиться с ним, но даже и каким-либо образом отреагировать на обращение.
Нет ничего вечного И эту важную истину каждый из нас должен помнить всегда: нет ничего вечного, все меняется: сегодня ты на высоте, а твой приятель внизу, а завтра все может перемениться. И эти мысли помогут человеку верно видеть суть вещей и отдалиться от гордыни даже в тот час, когда он находится на высоте.
В Талмуде (Санедрин, 7 б) мы читаем, что так поступал великий мудрец Рав: когда евреи собирались для изучения Торы, они брали его на плечи и переносили из одного места в другое. Чтобы не возгордиться и не почувствовать себя выше других, он постоянно шептал себе стих из книги Мишлей (27, 24): «не навеки мощь». источник: www.imrey.org