... используется «
» ...
знаний, опыта, личностных качеств и т.п. То, что создал, всегда уникально, потому что отражает неповторимый внутренний мир.
Любые поиски – например, определение ответа на мучающий вопрос.
При всем этом каждый из нас знает: чем больше у человека знаний, тем лучше и ценнее свой продукт размышлений.
Методы поиска мыслей можно разделить на две составляющие.
Первая – это поиск ценных, важных сведений среди всего того сумбура, который происходит в голове. Сюда можно отнести логику ума.
Логические способы выявления важных мыслей
Метод когнитивных карт. Подходит для систематизации данных, определения главных и второстепенных факторов, их взаимосвязей.
Я этот метод использую так: в свободной форме (как больше понравится) рисую на бумаге несколько главных составляющих своей задачи. Далее все второстепенные отношу к какому-либо главному блоку. Новые главные составляющие добавляю в виде отдельных блоков. Далее между всеми факторами рисую взаимосвязи (в виде стрелочек). В результате получения взаимосвязей рисую новую оптимальную схему. Такой способ мне неизменно помогал в написании книг: все главы и подглавы легко «раскладывались по полочкам».
В коллективах часто используется «мозговой штурм». Но этот вариант эффективен с несколькими участниками.
В логических способах полезно на бумаге «разложить все по полочкам». И чем подробнее раскладка, тем точнее будет результат. Здесь хорош анализ и синтез собственных знаний, имеющихся данных о ситуации. Очень важна четкая формулировка вопроса или условия задачи. Иногда достаточно перед собеседником (или перед зеркалом) сформулировать ясный вопрос, как тут же сам понимаешь ответ.
Исчерпывающе все логические методики изложены в теории решения изобретательских задач.
Вторая составляющая – это в чистом виде выявление среди «неизвестных». В данном случае речь идет о работе с подсознанием, интуицией и всем тем, что связано с правым полушарием. Способы, которые рассматриваются здесь, являются универсальными. Подходят для удачного разрешения абсолютно всех вопросов. Но здесь важно овладеть методиками. Это можно сделать путем многих практик. Нужно научиться слушать и слышать себя. Такое умение позволяет найти нетривиальные решения, выходы там, где их не видно. Удачливые люди успешно пользуются свойством чувствовать ситуацию.
Методы «правого полушария»
Основаны на отсутствии мыслей. Здесь балом правят ощущения, внутренние неоформленные знания. А мысли являются конечным результатом «продукта».
Медитация и расслабление. Медитация – это состояние «не ума», пустота, полное отсутствие мыслей. «Пустота есть состояние, в котором внутреннее душевное давление полностью растворено» (Сэкида Кацуки «Практика Дзэна»).
«Медитация – это созерцание.
Идеальным состоянием ума считается, когда «ум подобен зеркалу». Если перед зеркалом появляется объект, оно отражает его полностью и до конца. Когда объект исчезает, зеркало снова становится пустым. Отражения в зеркале не задерживаются, иначе оно перестало бы быть зеркалом.
Таким кристально чистым и ясным станет ваш ум и ваше сознание, если вы дадите себе шанс регулярно сидеть неподвижно, просто сидеть, ничего не делая, позволяя мыслям свободно протекать сквозь себя» (В. Жикаренцев «Медитация энд концентрация»).
В медитативных практиках естественным образом приходит расслабление.
Все остальные методы правого полушария являются производными от медитации и расслабления.
Способ выбора (принятия) удачных решений. Подходит, когда мучают сомнения.
1. Необходимо достичь состояния полного спокойствия.
2. Представить ощущение от удачного решения. Запомнить его и отпустить.
3. Вспомнить все варианты действий, которые есть. В каждом из вариантов поймать ощущение результата (не представление, не фантазию, а ощущение).
4. Выбрать тот вариант, в котором ощущение результата совпадает с ощущением удачного решения (которое вспомнили во 2-м шаге). Далее устраивающие результаты можно перевести в мысли, в слова.
Решение творческих задач. К творческим можно отнести все задачи или вопросы с неявной постановкой условия или с большим количеством неизвестных. «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – типичная творческая задача (из русских народных сказок).
Данный способ я применяю в работе над собой, при поиске причин, взаимосвязей и возможностей освобождения от своих реакций, моделей поведения, болезненных чувств.
В творческих задачах поиск ответа возможен только при отключении сознания. Закладываешь в себя знания, никак не анализируешь их, расслабляешься, забываешь о проблеме. Потом опять закладываешь знания, медитируешь (без цели найти ответ здесь и сейчас!). Это может продолжаться долго. Иногда очень долго. Но однажды, при должной настойчивости, ответ приходит. Он приходит тогда, когда приходит. Невозможно спланировать, вычислить, знать, когда это произойдет. Просто в один прекрасный момент получаешь знание. И понимаешь, это то, что искал, принимаешь свое знание и радуешься ему.
Удачи вам в познании себя!
... получится - буду устраивать
штурмы еще, думать ...
Раз уж нас тут много, и все самые умные, предлагаю присоединиться к моим размышлениям, которые должны дать свой плод - как помочь новичку, который зарегистрировался и попал в свой дневник, понять - а что же ему теперь с ним делать?
Итак, проблема: новичок после регистрации остается наедине с нашим складным швейцарским ножом, где куча кнопочек и возможностей и можно конечно пробовать использовать все по очереди и создавать собственное использование для дневника, но лучше ведь ему помочь?
Вопрос: Что именно и где конкретно надо написать, показать, в какой форме подать информацию и какую информацию, чтобы помочь новичку понять, что дневник ему нужен, он может прямо сейчас использовать его так, в будущем развивать его так и в конце концов он будет у него вот так и так полезен?
Ответы пишем и обсуждаем в комментариях.
Если эксперимент получится - буду устраивать мозговые штурмы еще, думать есть очень много о чем.
штурм появился в ...
штурм появился в ...
... по порядку.
штурм: за стол ... , так не свойственной
Хотите научиться генерировать сотню креативных идей, всего за 30-40 минут без использования супер силы или волшебного зелья ? :)
Встречайте:
brainwriting -потрясающая штука для создания идей, особенно когда у вас в штате нет методиста или игротехника. Эта техника не требует его присутствия.
Данный метод еще называют 6-3-5, переводится как шесть человек, по 3 идеи за 5 минут. В итоге получится 108 идей. Не понятно? Давайте все по порядку.
мозговой штурм: за стол садится 6 человек, четко ставится задача или описывается проблема, которую нужно решить. Каждому дается разлинованный листок:
|
Скачать бланк в формате Word. |
Засекаем 5 минут, в первой свободной строчке вписываем свое имя и пишем три идеи относительно поставленной задачи. Как время истекло - меняемся листочками по кругу (т.е. свой отдаем соседу слева, и забираем листочек у соседа справа.) И снова засекаем 5 минут. Теперь ваша задача придумать 3 идеи основываясь на последних трех записанных вашим соседом. Т.е. идеи вашего соседа должны вас натолкнуть еще на какие-то новые мысли, ассоциации.
В результате когда к вам вернется ваш первый листок в нем будет 3*6=18 идей, и по 18 идей у остальных участников. Итого 18*6=108 идей за 30 минут.
Но всё прекрасно только в теории. На практике такой подход редко прокатывает достаточно хорошо. Я рекомендую немного "допилить" этот метод.
Brainwriting +Начнем с количества человек. Можно не ограничивать себя в количестве человек, ограничьте количество обменов листочками. Если участвует всего 3 человека или чуть больше, то листки можно прогонять до двух кругов, а если больше 7 , то делайте не полный круг (т.е. ваша бумажка к вам уже не вернется.) Для ориентира запомните, на выходе должно получиться не менее 100 идей (каждый напишет шесть раз по три идеи).
Теперь немного изменим начало. На моей практике, первые идеи пришедшие в голову - самые банальные, и не интересные. Встает вопрос :"Так зачем их развивать остальными участниками?"
Предлагаю при заполнении первой строчки дать задание придумать не менее 6 идей, а улучшать только три лучшие. Этот ход позволит на старте сразу же попытаться выскочить в зону сильных решений. Однако учтите, что даже в мышлении люди не любят перенапрягаться, и при задании придумать шесть идей, а вписать только три лучшие - он почти наверняка ограничатся первыми тремя. Чтобы не было соблазна используйте вот такой формат разлиновки:
|
Скачать бланк в формате Word. |
Теперь о пяти минутах на три идеи. Пусть вас не смущает, что в первую пятиминутку нужно выдать сразу 6 идей. Это нормально, к тому же 2-3 из них уже автоматически появятся в головах после оглашения задачи. Но после третьего обмена листочками лучше добавлять к пяти минутам каждый раз еще по одной .
Увеличенное время позволит лучше продумать идеи и позволит прочесть все предыдущие в таблице. Читать все идеи не нужно, но участники будут это делать. В конце концов уже не важно какие идеи из списка натолкнут человека на новые три, так что не стоит ограничиваться последними тремя.
Будет не лишним предупреждать за минуту об окончании времени, чтобы не получилось, что время вышло, а человек только дописывает первую идею. Так же можно просто поставить большие часы или таймер на мониторе или планшетнике.
Отбирать можно голосованием,но оно затянется при таком количестве идей. Лучше модератору отобрать самые вменяемые и провести голосование только среди них. Если сложно отобрать лучшие из лучших - то просто удалите однозначно худшие.
Теперь о плюсах и минусах.Минусы в том, что идеи хоть и переваливают за сотню, в них очень много повторов или откровенно пустых мыслей. Порой сложно разобрать чужой почерк и приходится просить перевода у автора идей.
Плюсов больше. Метод прекрасен тем, что легко осваивается и не требует специально обученного ведущего. Несмотря на большой поток идей, всегда остается конкретный автор у каждой идеи, а это позволяет блеснуть умом, и не затеряться среди остальных. Модератору удобно проверять и отбирать лучшие идеи ( просто обведя их другим цветом). И еще один интересный момент - это то, что сессия протекает практически в абсолютной тишине, так не свойственной мозговому штурму.
Чернов Дмитрий© 4ernov.ru
p.s не забываем жать на кнопки внизу, если понравилось =)