2017-05-03 15:57:14
... вопрос ответил рав Моше Файштейн (אגרות משה או»ח ח& ... текста: рав Моше Пантелят+ развернуть текстсохранённая копия
Chivas Regal. Вопрос с кашрутом
Незадолго до Пурима мне позвонил аврех и сказал: «В списке, который Вы вывесили на Толдот.ру, виски Chivas Regal числится, как кашерный, но стало известно, что один из компаньонов — канадский еврей, который не продает свой хамец на Песах, так что его виски запрещен. Ели хотите, дам Вам номер телефона одного человека, который работает как машгиах-кашрут — он подтвердит Вам».
Я сразу заподозрил, что речь идет об Эдгаре Бронфмане, владельце канадской компании Seagram. Он был известен в свое время как президент Мирового еврейского Конгресса, но о том, что он соблюдает заповеди и продает свой хамец, я не слышал. Все же машгиаху я не стал звонить, а обратился к специалистам по кашруту алкогольных напитков (есть такие!) и выяснил следующие факты:
Канадская компания Seagram приобрела в 1949 году часть акций шотландской компании Chivas brothers и серьезно увеличила продажи ее продукции на широком мировом рынке. На протяжении последних десятилетий многие организации, занимающиеся кашрутом в Америке и Канаде, упоминали Chivas Regal и другие продукты фирмы в списках кашерных напитков. Вопрос о продаже хамца ими не поднимался: не исключено, что участие семейства Бронфман в Chivas Regal не было известно этим организациям.
В конце 2001 года компания Seagram продала свои акции Chivas Regal (25% или 35%) другому инвестору (Pernod Ricard), не имеющему никакого отношения к евреям. Так что продукты Chivas Regal, произведенные после 2001 года, — это не хамец, принадлежавший еврею в Песах.
Однако по сей день в продаже есть двенадцатилетние и восемнадцатилетние виски, а они произведены еще до того, как семейство Бронфманов продало свою долю в компании. Кроме того, Chivas brothers производит ряд эксклюзивных Single malt виски, в том числе Glenlivet 21 года выдержки. Для тех, кто может позволить себе столь дорогие напитки, вопрос о хамце пока актуален.
Специалисты по кашруту, у которых я выяснял вопрос о Chivas Regal, прислали мне письмо рава М. Левина, который был исполнительным директором COR, Канадского комитета по делам кашрута. Вот что сказано в этом письме: «As far as I know, when I was working for the Vaad Hakashruth of Montreal, the Bronfman family, officially sold their chometz, to Rav Hendel Zt»l of Lubovitch, in Montreal. They did not close their production and they were obviously producing product during Pesach».
Таким образом, есть свидетельство, что семейство Бронфман продавало свой хамец при помощи хабадского шалиаха а Монреале, рава Генделя. Правда, производство и продажа виски шли своим чередом в дни Песах (религия — отдельно, а бизнес — отдельно); в таком случае мы сталкиваемся с серьезной алахической проблемой: действительна ли продажа хамца, если продавший его еврей продолжает, как ни в чем не бывало, пользоваться им в Песах. Действительна ли продажа хамца, если продавший его еврей продолжает, как ни в чем не бывало, пользоваться им в Песах?
На этот вопрос ответил рав Моше Файштейн (אגרות משה או»ח ח»א סימן קמ»ט): несмотря на то, что хозяин магазина торгует в Песах хамцом, который он продал через раввина нееврею, продажа не теряет силу. LOgh8111404Дело в том, что раввины предусмотрительно вставили в договор о продаже хамца параграф, гласящий: использование проданного хамца будет рассматриваться как покупка у нееврея, который его приобрел. Соответственно, если нееврей внесет деньги за купленный им хамец, нужно будет вернуть ему стоимость использованного евреем хамца. Даже если бы этого пункта не было, следовало сказать, что когда продавец забирает себе часть проданного товара, сделка не аннулируется, а все, что он взял, рассматривается как купленное или украденное у покупателя[1].
Есть правда, одно возражение: нельзя ли сказать, что пользуясь проданным хамцом, еврей доказывает, что он отнесся к продаже хамца не как к реальной сделке, а как к религиозной церемонии? А если так, то не теряет ли сделка свою силу ретроактивно? Сам рав Файнштейн отклоняет данное возражение, аргументируя это талмудическим правилом, по которому, оценивая поведение еврея, мы считаем, что все, что он может сделать разрешенным путем, не станет делать запрещенным. Стало быть, производство и продажа виски в дни Песаха не аннулируют сделки по продаже всего хамца нееврею.
Однако известно, что рав Эльяшив זצ»ל придерживался другого мнения: если еврей продолжает пользоваться или торговать проданным хамцом, то его договор о продаже стоит меньше листа бумаги, на котором он написан[2]. Если так, то продукция Chivas Regal, произведенная до 2001 года, проблематична.
Однако не будем спешить расставаться с ней. Нам предстоит разобрать еще два вопроса. Компания, производящая популярный виски, называется Chivas brothers ltd, иными словами, — это компания с ограниченной ответственностью, частью акций которой (25—35%) владело семейство Бронфман. А компания с ограниченной ответственностью — это отдельное юридическое лицо, и согласно принятому в мире законодательству, ее акционеры являются компаньонами только в отношении деления прибыли. Но нельзя сказать, что имущество компании принадлежит им. Оно принадлежит компании, юридическому лицу, но не акционерам. Если бы в 2000 году грузовик, принадлежавший Chivas brothers, помял крыло вашей машины, вы не могли бы подать иск против Эдгара Бронфмана, ибо это не его грузовик. Но если так, то и весь хамец Chivas brothers (ячмень, солод, виски) принадлежал не г-ну Бронфману, а компании! Так нужно ли было ему продавать этот хамец на Песах?
Вопрос этот совсем не прост, ибо не ясно, каков статус Общество с Ограниченной Ответственностью в алахе. Ведь в Торе, в отличие от современного законодательства, нет понятия ограниченного владения имуществом, нет и ограниченной ответственности. Либо хозяин, либо нет, либо компаньон, либо нет. И если у компаньона есть доля в имуществе компании, то он несет ответственность за деятельность компании, согласно своей доле.
chivas-regalВсе же, некоторые авторитеты еще в конце 19-ого века писали, что и с точки зрения алахи, владельцы акций не являются настоящими компаньонами в фирме, ибо не могут оказывать влияние на ее деятельность: акционерное общество управляется советом директоров, а не пайщиками[3]. На что оппоненты возражали, что как бы ни были ограничены права акционеров, они владеют долей имущества компании. Даже если их доля настолько мала, что реально они не могут определить политику компании — всегда остается теоретическая возможность объединиться с другими пайщиками и сообща повлиять на деятельность предприятия. Более современные авторы выдвигали еще одно соображение: в соответствии с принципом: “Дина демальхута дина” (т.е. закон государства есть закон, который обязывает и в алахе) следует согласиться, что акционерное общество — это отдельное юридическое лицо, не связанное с владельцами акций. Против этого аргумента тоже нашлось возражение: принцип “дина демальхута дина” не всемогущ: он может обязать платить налоги государству и т.п., но не может создать в алахе новый вид владения имуществом, которого никогда раньше не было.
Здесь стоит остановиться и спросить, действительно ли в алахе нет ничего подобного? Разве нет алахе понятия общественного имущества, которое, по определению, не является совместным? Рав Эльханан Вассерман (קובץ שעורים, ב»ב ת»ד) дал точное определение: если 3 компаньона купили на паях какое-то имущество, то у него есть 3 хозяина; каждому из них принадлежит треть. Но у общественного имущества (например, у синагоги) есть только один хозяин — общество, которое состоит из его членов. Каждый из членов общины дал свои деньги на строительство синагоги, но с того момента, как деньги были собраны, они перешли от их прежних владельцев к новому хозяину — общине. Так почему бы не отнестись к имуществу компании с ограниченной ответственности, как к общественному имуществу? Различие конечно есть: общество возникает естественным образом, когда люди с общими интересами объединяются в общину, собирают деньги и устраивают общую кассу для строительства синагоги и т.п. Но можно ли создать “общество” искусственным образом, собрав людей, не знакомых друг с другом, которых не объединяет ничего, кроме желания заработать деньги? Является ли акционерное общество обществом с точки зрения алахи — это остается неясным.
Прийти к однозначным выводам в этой дискуссии[4] не удалось. Поэтому принято, устрожая, включать в доверенность на продажу хамца акции компаний, которые производят продукты, содержащие хамец. Стало быть, г-н Бронфман не зря продавал свой хамец через монреальского раввина, беда только в том, что его фирма продолжала работать во всю мощь в дни Песаха, а это ставит под сомнение саму продажу.
Наконец, последнее соображение: Бронфманам принадлежало 25% акций Chivas brothers. Если мы опасаемся, что владение акциями равносильно владению имуществом компании, то считаем, что четверть бутылок Chivas Regal, произведенных до 2001 года, проблематичны с точки зрения алахи. Но кто сказал, что бутылка, которую я собираюсь купить, из тех, что принадлежала Эдгару Бронфману? Может быть, она как раз принадлежала его нееврейским компаньонам, а потому разрешена? Можем ли мы мысленно поделить имущество бывших компаньонов или доля Бронфмана делала всю продукцию Chivas brothers проблематичной? Талмуд говорит, что во всем, что касается постановлений мудрецов, мы можем проводить такое условное разделение, а пользоваться хамцом еврея, который не продал его на Песах, запрещено только мудрецами. Но все же это соображение требует более углубленного изучения[5].
Резюмируем: людям, которые хотят пить виски Chivas Regal, есть на что положиться:
во-первых, согласно р. М.Файнштейну, продажа хамца г-ном Бронфманом, о которой свидетельствует рав Левин, была действительной, несмотря на то, что производство и продажа виски не останавливались в дни Песаха; во-вторых, по мнению ряда авторитетов, весь хамец принадлежал юридическому лицу Chivas brothers, а не еврею-акционеру; в третьих, не исключено, что о конкретной бутылке можно сказать, что она из доли компаньонов-неевреев, которым принадлежало 75% акций.
Все же, каждый из эти “трех столпов” можно оспаривать. Поэтому мне ясно, что найдутся люди, которые, покрутив в руках бутылку Chivas Regal и выяснив, что виски в ней произведен до 2001 года, возвратят ее на полку. Пусть стоит там. А скоро на прилавках появятся бутылки, чья репутация не запятнана порочащими связями с еврейским капиталом. Можно подождать.
[1] בדבר החנונים שמוכרים חמצם ע»י הרב כנהוג והוא חשוד לעבור לסחור בחמץ בפסח ונוטל כל מה שצריך למכור בפסח מאלו החמץ שמכר ע»י הרב, פשוט שאין זה בטול על המכירה כי מצד תנאי המכירה להעכו»ם נכתב בשטר המכירה שמה שיטול יהיה כקונה אז מהעכו»ם ויצטרך לנכות מהסך שחייב לו העכו»ם וממילא אין כאן שום בטול על המכירה ומה שלא לקח הוא של העכו»ם. ובלא זה אין שייך לבטל קנין שכבר נעשה ואינו שוב בעלים על זה אלא הוא או כקונה מחדש או כגוזל, שהוא ודאי עבר על בל יראה כיון שקנה בין למקח בין לגזל אבל רק על מה שלקח בידו וקנה ולא על מה שנשאר. ואין לומר שאיגלאי מילתא שלא מכר בלב שלם אלא שהערים, דמה»ת נימא כן דאף שחשוד לעבור להנאתו כשאינו יכול בהיתר לא יעבור על מה שיכול לעשות בהיתר. ואף אם נימא שבזה»ז במדינה זו ליכא חזקה זו דבחולין דף ד», הוא רק שלא יחליף שהוא לבקש תחבולות להיתר אבל על מה שעשה בהיתר ממש, ודאי לא נימא שבלבו לא רצה בההיתר, ולכן ברור ופשוט שהמכירה קיימת וטוב עשה כתר»ה שהשתדל שימכרו חמצם.
[2] Если договор о продаже хамца нееврею составлен по всем правилам юриспруденции, так что может служить доказательством в суде, то нас не должно интересовать, что думал человек, подписавший его — относился ли он к продаже серьезно или видел в ней только религиозную церемонию. Договор есть договор, и сделка не может быть аннулирована, несмотря на несерьезное отношение продавца. Но и здесь надо оговориться: израильские суды несколько раз отказывались принимать подобного рода договоры как доказательства, утверждая, что религиозные по своей сути документы не могут рассматриваться как юридические. Тем самым был установлен прецедент, ставящий под сомнение юридическую силу любых договоров о продаже хамца. Но и в тех странах, где нет прецедентного права, положение не лучше: большинство используемых договоров о продаже хамца составлены в соответствии с правилами алахи, но не в соответствии с требованиями закона. Следовательно, по мнению рава Эльяшива, если человек, подписавший такой договор, пользовался своим хамцом в Песах, то после Песаха его хамец запрещен.
[3] מהר»ם שיק, יו»ד, קנ»ח.
[4] עיין בארוכה במנחת יצחק ח»ג סימן י».
[5] כתב בערוך השולחן (סימן תמ»ח סעיף ב»): “ישראל וא»י שיש להם חמץ בשותפות ועבר עליהם הפסח ולא חלקוהו קודם הפסח וחלקו אחר הפסח של הא»י מותר דבדרבנן קיי»ל דיש ברירה ואמרינן הוברר הדבר שזה חלקו למפרע ושל ישראל אסור ויש מי שרוצה לומר דגם חלקו של ישראל מותר מטעם דהא דבדרבנן יש ברירה הוא לקולא ולא שע»י זה יהיה חומרא שע»י זה יאסר חלקו של הישראל אלא אדרבא אמרינן דאין ברירה ואולי חלקו של הישראל אלא אדרבא אמרינן דאין ברירה ואולי חלקו של הישראל הוא ביד הא»י ושל הא»י הוא ביד הישראל [שאגת אריה סי” צ»] ואני תמה על זה דאטו ע»י אין ברירה הוה היתר ברור דאכתי ספיקא הוא ושמא תאמר ספיקא דרבנן לקולא מ»מ ממ»נ מחצה מזה אסור בוודאי ואיך נתיר שניהם עי»ז וגו» — לכאורה משמע שרק אם רוצים להתיר את כל החמץ, אסור ממ»נ, אבל אם השותפים לא היו מחלקים את החמץ ביניהם, אלא גוי היה משלם ליהודי מעות עבור חלקו, ואנחנו היינו באים לקנות חלק מחמץ זה שהיה ברשות השותפים בפסח שפיר אמרינן ברירה בכה»ג. автор текста: рав Моше Пантелят
2017-03-20 10:48:55
... в любом случае, Моше обусловил необходимость спасения ... обещания, данного праотцам Моше, ни вызвал бы ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И Моше вернулся к Б-гу, и сказал: «Страшно согрешил этот народ, сделав золотого идола. А теперь прости, пожалуйста, их грех. А если нет – сотри меня из этой книги, которую Ты написал». И Б-г ответил Моше: «Я сотру из Моей книги тех, кто грешил против Меня. А теперь иди, тебе надо вести народ, куда Я сказал…»» (Шмот, 32:31-33). О какой книге идет речь?
Вот ряд классических объяснений, которые привел рав Арье Каплан зцл в своем Пятикнижии Живая Тора: Эта аллегория означает «сотри меня из Твоей памяти» (Морэ невухим, 2:47). Или «сотри меня из всего творения» (Ральбаг). Другие понимают, как «сотри меня из книги жизни», то есть «убей меня» (Абарбанель, ср. Таргум Йонатан; Рош а-шана 16б). Или «книга» означает саму Тору (Раши). А теперь попытаемся немного разобраться в этих ответах.
УБЕЙ МЕНЯ Мнения Ральбага и Абарбанеля, мне кажется, перекликаются – убей меня. И если именно это Моше имел в виду, возникает вопрос, почему и зачем он это сказал? Возможны разные причины: Есть немало рассказов, как во время Шоа евреи не хотели спасаться без своей семьи или даже народа и выходили из убежищ, чтобы умереть вместе со всеми. А те, кто спаслись, многие годы мучились от того, что не пошли на смерть. Или Моше предлагает себя в жертву ВМЕСТО всего народа. Но он не говорит так Б-гу. Хотя так можно подумать, исходя из того, что Он отвечает: «Я сотру из Моей книги тех, кто грешил против Меня». И если так, есть здесь один очень важный аспект. Б-г говорит Моше на горе до его первого спуска к народу: «Посмотрел Я на этот народ – непреклонный (жестоковыйный) он. Теперь не пытайся остановить Меня, когда дам гневу Моему обратиться против них и уничтожить. А тебя Я потом сделаю великим народом» (Шмот, 32:9,10). И сразу после предупреждения Б-га «Теперь не пытайся остановить Меня, когда дам гневу Моему обратиться против них и уничтожить» «Стал Моше умолять Б-га, Г-спода своего: зачем, Б-же, Ты позволяешь гневу своему обратиться против народа Твоего, который вывел из Египта великой силой, явив мощь. Ведь тогда смогут египтяне говорить, что Он вывел их злонамеренно, чтобы убить в гористой стране и стереть с лица земли» (Шмот, 32:11,12). С одной стороны, эта последовательность показывает, что Б-г бросает вызов и провоцирует Моше на мольбу и веру в милосердие Б-га, несмотря на Его жесткое решение и предупреждение не просить за народ. И Моше снова доказывает, что он понимает Б-га и на все готов ради народа, что он Его истинный слуга и руководитель народа. И последний аргумент Моше «в споре» с Б-гом: «Вспомни слуг Твоих, Авраама, Ицхака и Якова, которым Ты клялся сутью Своей, что сделаешь их потоков многочисленными как звезды на небе и дашь им землю, которую Ты обещал, чтобы смогли ей овладеть навсегда. – И передумал Б-г делать зло Своему народу, как собирался» (Шмот, 32:13,14). Последнюю фразу можно понять и так, что Он не собирался «делать зло» Своему народу – уничтожать его. Но в любом случае, Моше обусловил необходимость спасения народа с двух сторон: что подумают египтяне, все люди; и как же Ты нарушишь Свое слово, данное праведникам. Теперь, говоря, убей меня вместе с ними, Моше ставит Б-га в бевыходное положение. Если бы Он убил весь народ и, оставив Моше, произвел из него новый народ, Б-г в целом не нарушил бы ни обещания, данного праотцам Моше, ни вызвал бы у египтян ощущения Своего бессилия вывести народ из пустыни. Но если Моше идет на смерть со всем народам, тогда Б-г нарушает Свое обещание и допускает хилуль АШем, плохое мнение о Б-ге в глазах народов – хотя «ради Славы Своей сотворил мир». Это очень убедительное толкование, но оно вызввает вопрос, почему Моше не сказал это прямо, а говорит о какой-то книге?
ДРУГИЕ МНЕНИЯ «Сотри меня из Твоей памяти» (Морэ невухим, 2:47). Мне это непонятно. Мы читаем в Авот, что есть наверху книга, где все записывается, и мы должны это помнить, Но что там можно стереть – Он же все помнит? И мнение Раши: сотри из Торы. Что поддерживает известное толкование, которое объясняет, что есть только один раздел Торы после первого упоминания Моше, где ни разу не названо его имя, это предыдущий раздел, Тецаве, И причина этого в том, что Творец выполнил проклятие праведника и ни разу не упоянул там его имя. Но Пятикнижие тогда еще не было написано, и почему вообще это важно и является наказанием? Вспомним, что Тора – это Тора Жизни, Древо жизни, вечной жизни. И вероятно, Моше имел в виду две вещи, два вида самопожертвования, на что указывает и его отказ вести народ в обетованную землю, если Б-г Сам не пойдет среди него, а пошлет ангела-посредника. И Тора, как нас учат – это план мира (как сказано, смотрел в нее и творил мир), то есть весь замысел мира пришлось бы преределывать, если Моше бы умер или отказался выполнять то, что на него было возложено. И потерял бы он не только эту жизнь, но и жизнь в будущем мире. Возможно, именно это имеют в виду комментаторы. Одни говорят о его жертве жизни в этом мире, другие делают акцент на вечной жизни в будущем мире. Одни говорят Книга Жизни, другие - Книга Памяти и Раши - Тора. Но ведь Тора - это книга жизни и книга памяти, может быть, и нет никакого противоречия. Как бы то ни было, Б-г спас по его словам народ, и спас за его слова его самого – он и еврейский народ обрели вечную жизнь. автор текста: Gedalia Spinadel
На протяжении столетий пиво считалось кашерным продуктом, потому что в его состав входили только ячмень, вода, дрожжи и хмель. Эти природные ингредиенты проходили ряд процессов, которые превращали их в один из самых популярных напитков в мире. Процесс пивоварения включает несколько этапов: изготовление солода, обжаривание, изготовление сусла и брожение.
Солод – это проросший ячмень. Его производят в специальных солодовнях, в которых зерна, придя в контакт с водой, прорастают. Проросшие зерна ячменя жарят. Обжаривание жизненно важно для создания конечного цвета пива и его аромата. Регулируя время обжаривания, температуру и количество ячменя, приводят к изменению цвета пива. Более продолжительное обжаривание делает ячмень более темным, более ароматным, следовательно, более темным и ароматизированным будет пиво. И наоборот, чем меньше обжаривают солод, тем более светлым будет пиво.
Ячмень Жареные зерна ячменя очищают и направляют в миксер для помола. Затем все это смешивают с водой и нагревают для того, чтобы начался химический процесс. Крахмал, находящийся в зерне, может служить пищей для ростка, но «переварить» его без посторонней помощи трудно. Поэтому зерно выделяет фермент, который расщепляет крахмал до сахаров, которые легче усваиваются. По окончании процесса через 48 часов, получается сахаристая жидкость, которую называют суслом.
В сусло добавляют хмель и варят в металлических емкостях. Так получают охмеленное сусло, из которого в ходе брожения (одного из самых процессов в природе) получается пиво. Брожение вызывается добавлением дрожжевых грибков, которые превращают сахар, содержащийся в сусле, в углекислый газ и алкоголь. Мини пивоварня Мини-пивоварня
Дрожжи для пивоварения делятся на две группы: верхового и низового брожения. При верховом брожении дрожжи скапливаются на поверхности сусла, а процесс протекает относительно быстро. Такое пиво именуют элем. Самые известные марки элей выпускают в Англии, Шотландии, Бельгии и США. Более 90% современного пива – это лагеры, которые производят низовым брожением (такое название они получили потому, что во время брожения опускаются вниз). И эль, и лагер могут быть, как светлым, так и темным, крепким или слабым, более ароматным или мягким – в зависимости от методов пивоварения.
На протяжении тысячелетий пивоварение стало искусством. Варьируя сорта зерна и хмеля, виды дрожжей, а также способы обжаривания и производства солода, пивовары разработали более 40 видов пива, каждый из которых обладает полным спектром вкуса и цвета. В эру новых технологий научные исследования показали, что добавки и вспомогательные процессы могут существенно повлиять на стабильность производственного цикла и постоянство качеств конечного продукта. Вот здесь-то и возникает вопрос, не могут ли технологические новшества повлиять на кашерность пива?
На сегодняшний день официально разрешено использование пятидесяти девяти химических добавок в пиво. Например, перекись водорода и другие щелочи могут быть использованы для ускорения прорастания солода. Натуральные энзимы (например, папаин и бромелин), или искусственные ферменты, такие как амило-1,6-глюкозидаза или аспергилус-нигер, могут усилить процесс брожения и убыстрить превращение крахмал в сахар. Вместо натурального хмеля может быть добавлен хмелевой экстракт Beta Hydrohop. Для фильтрования и осветления сваренного пива, используют различные осветлители, как естественные, так и синтетические, в том числе желатин, силикагель или поливинил (PVPP), для подкраски может быть использована карамель, и т.д. и т.п…
Пьют пивоСтавят ли эти добавки под угрозу кашерность пива? Специалисты в области кашрута утверждают, что подавляющее большинство добавок, используемых американскими, немецкими, чешскими, английскими и норвежскими пивоварами, не представляют собой проблемы с точки зрения кашрута. Скорее всего, это можно сказать и о технологиях, применяемых в России. Даже желатин и рыбий клей, традиционно используемые для осветления пива, не проблематичны, хотя они сами могут быть произведены из некашерных ингредиентов. Дело в том, что осветлители только абсорбируют «мусор», и не присутствует в конечном продукте (желатин предварительно нагревают, но его температура не превышает 45 градусов С, потом, с точки зрения алахи, он безвреден). Это разрешение было обосновано около двухсот лет назад великим алахическим авторитетом, р. Йехезкелем Ландо в его сборнике респонс «Нода бейеуда» (Йоре Деа, 26).
Вкусовые добавки и ароматизаторы, доставляющие немало хлопот специалистам по кашруту, почти не используются в традиционном пивоварении. Вместе с тем, ароматизаторы из вишни и других фруктов, а также специи используются в производстве напитков, которые, согласно действующему во многих странах законодательству, должны быть названы «ароматизированным пивом». Такое напитки, несомненно, требуют сертификации кашерности.
Так называемое «ячменное вино» – это пиво, сбродившее при помощи винных дрожжей. Оно, безусловно, требует сертификации кашерности. Другая новинка в мире пивоварения, безалкогольное пиво – безобидно с точки зрения кашрута. Технология его производства отличается от обычной только тем, что после того, как сусло сбродило, из него удаляют спирт путем кипячения или другими методами.
Резюмируя, можем сказать, что, полагаясь на большинство, можно покупать пиво без сертификата кашерности, если нет сертифицированного. Тем не менее, ароматизированные сорта пива и «ячменное вино», не имеющие сертификата кашерности, пить нельзя.
2017-02-02 14:50:06
Решил пройтись по бутикам Манхэттена в Нью-Йорке и показать подписчикам их витрины. В основном ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Решил пройтись по бутикам Манхэттена в Нью-Йорке и показать подписчикам их витрины. В основном представлен…
Делюсь а Вы решайте - что Творец этим нам раскрывает. Итак...
Часть первая.
Лечу из Тель-Авив в Киев. Скучно стою в кармане у входа в самолет. Очередь неожиданно притормозилась. Слышу и вижу справа громкий эмоциональный разговор семьи на вид туристов из Украины - «...там деньги были, документы, ключи от машины. Блиннн. Что теперь..АААА». Я мирно стою и как наш общий строй пассажиров не влезаю в их проблему, но внутри проявляется живой интерес знакомого каждому обычному человеку небезразличия. Спрашиваю - «так, шо случилось?». Парень 30-35 лет говорит, что оставил барсетку с крупной суммой долларов, документами и прочими ценными вещами на последней проверке на окне. Буквально через несколько минут вернулся, а ее уже нет. Я говорю, что изралитяне не воруют, что скорее всего передали барсетку в бетахон (безопасность по еврейски). Иди к стюардесе и проси с ними связаться. Он волнуется, что без него улетят. Я уговориваю его пойти, говорю что без вас не улетим.
Часть вторая.
Сидим в самолете, ждем вылет. Входит наш «герой» грустный и явно не получивший свои вещи. Я спрашиваю «ну шо, как дела? Нашел?» Он подавленно-грустно и огорченно говорит что «нет, ничего не нашли. На лице нет лица... Я сижу впереди самолета, а он и его семья где-то сзади. Но у меня продолжатся, а точнее усиливается интерес к этой истории. В голове заговорили одновременно Шерлок Холмс с доктором Ватсоном. Думаю и понимаю, что наверное кто-то из пассажиров прихватил «товар» по-случайности. Мне как обычному человеку неймется :) Подзываю стюардессу и прошу ее связаться с бетахоном и попросить, чтобы они по камере наблюдения посмотрели кто взял. Говорю ей, чтобы обьявили по самолету о пропаже и просьбе вернуть. Обьявили - никто не откликнулся. В бетахон не обратились - мол уже едем на вылет. В голову приходит третий помощник - Глеб Жиглов (кто не знает - Глеб Жеглов, капитан милиции, начальник «отдела по борьбе с бандитизмом» МУРа из известного кинофильма). Процесс разработки сценариев продолжается. Мне очень неймется, нейроны работают...
Часть третья Летим. Иду в туалет, при том не по нужде. Иду и думаю - шо я иду, зачем, я же не по нужде. Дошел- зашел в тамбур - помолился минху (дневная молитва каждого еврея). По дороге смотрю на пассажиров и думаю - вдруг кто-то покажется подозрительным. Вижу одного странного «типчика» с совсем не славянской внешностью. Но пока терплю:) Иду обратно и тут мне мешает пройти тележка со стюардессами-принцессами мирно «впаривающими» еду и напитки пассажирам. Остановился у тележки и кто сидит справа???? - правильно, семья потерявшая барсетку. Дочка зареванная, мама черно-серая смотрит в пол, папа ест пальцы (ногтей уже нет) и смотрит не в сторону мамы. Слева через проход оказывается неожиданно свободное место. Я думаю присесть и поговорить с парнем, ну просто поддержать, совет дать. Говорим, я распрашиваю, что было внутри, где оставил. Сообщаю о своей гипотезе, что кто-то из пассажиров случайно захватил. Предлагаю помощь в написании заявления (по моему возвращению в Израиль) о поиске. Беру его телефон и фио. Заодно пытаемся вспомнить как все было. Говорю ему - «а были кто-то, что казались подозрительными итд»? Он - «да, была пара людей, пристально смотрящих» «Лица вспомнишь?» «Да» «Таааак, иди к ним и настойчиво скажи что мол потерял барсетку, что кто-то из пассажиров случайно взял. Что все там на камеру записано и по прилету получим фотки. Если вы вдруг случайно взяли, то тихонько отдайте и мир Вам. Если нет - то сорри вери мач, хорошегополета» «Это как, так прямо подойти и спросить»? «Тебе барсетка и содержимое нужно?» «Да!» «Так вставай и иди!!!" Он встал и пошел. Сначала на ципочках, потом уверенной походкой. Я наблюдаю за первым диалогом. После пары минут идет назад грустный. Говорит, что люди не брали... «Так ты говорил, что есть еще кто-то?» «Да, какой то толи таец, толи монгол» «Я вот в туалет зачем-то ходил и видел в конце самолета одного подозрительно похожего на тайца-монгола. Иди к нему» Он пошел. Тайский могнол по-русски конечно не говорил. Позвали стюардессу - перевели как-то на его тайско-монголький английский. Он достает свою сумку и из нее вытаскивает ЧТО? Правильно- полную и закрытую барсетку! В самолете аплодисменты!!!
Хозяин барсетки в радости, а я в шоке
Таец-монголец улыбается во весь рот и что-то бормочет на своем языке. Пожимание рук, слова искренней благодарности..
Говорю парню -«у нас у евреев принято предпринимать усилия, которые в наших силах при этом не ожидать результата. Только Творец решает что будет в итоге».