Я – существо асоциальное. Не слишком болтлива, не слишком общительна. Социальные сети меня не затягивают. Но вдруг, как-то бездумно, примерно год назад «вступила в ряды» Facebook, исходя из того, что «все уже там». Забыла умную мысль насчет «всех», которую один мой бывший коллега любил повторять младшим товарищам: «А если все будут головой об стену биться, ты тоже это будешь делать?»
Мы недавно разобрали идею, что Мошиах — это не один человек. До прихода Мошиаха бен-Давида — в мире действовали разные люди, объединенные концепцией Мошиах бен-Йосеф.
Каждый из этих людей совершал важное действие, приближавшее приход Мошиаха.
Мошиах — это «мудрый Царь». Он совмещает в себе мудрость и власть, возможность своей мудростью влиять на мир.
Талмуд в трактате «Авода Зара» говорит, что 6000 лет еврейской истории делятся на три эпохи по 2000 лет.
Первая эпоха называется эпоху тоhу — хаоса, вторая — эпоха Торы, третья — эпоха Мошиаха.
Началась третья эпоха в 4000 году по еврейскому исчислению или в 240 году — по современной системе отсчета времени.
Это было время, когда в еврейской традиции произошла одна из самых больших революций.
Была записана Устная Тора, то есть был отменен один из ключевых запретов — на Запись Устного Учения.
Автором Мишны — первой версии записи Устной Торы был уникальный в своем величии человек — раби Йегуда а-Наси.
Мы сейчас уделим особое внимание этой личности.
Никогда в истории — после царей Давида и Шломо — не было еврея, объединившего в своих руках все области бытия.
Он был величайшим мудрецом.
Он был Наси — главой всего народа в политическом смысле.
Он был богатейшим евреем своей эпохи.
И он был ближайшим другом римского императора Антонинуса, который в то время командовал всем Западным миром. То есть — через связи с Антонинусом раби Йегуда — имел влияние и на весь остальной мир.
Эта уникальная позиция — делала его одним из главных участников Мошиахальной команды.
= - =
Рассмотрим несколько ключевых аспектов его деятельности.
Мы знаем, что 9 Ава мы скорбим по разрушенному Храму. При этом 9 Ава — День рождения Мошиаха. Говорят мидраши, что когда в один из лет правления раби Йегуды — 9 Ава совпадало с Шабатом он хотел полностью отменить траур и объявить праздник на этот день.
(сейчас мы в этом случае переносим пост на следующий день).
Но мудрецы его эпохи настояли на том, что человечество еще не готово к такому развороту событий.
Объясняют комментаторы, что рабби Йегуда — чувствовал, что началась эпоха Мошиаха, но мудрецы чувствовали, что человечество еще не созрело.
= - =
Вторым важным рассказом, проливающим свет на Мошиахальные процессы — была история, также описанная в трактате Талмуда «Авода Зара» - о дружбе рабби Йегуды с императором Антонинусом.
В этой истории можно многие детали — интерпретировать в мистическо-символичесокм ключе.
Перескажем важные детали этой истории.
В то время центр израильской духовности был в городе Тверия. Рабби Йегуда имел там свою резиденцию. Недалеко от нее находился дворец римского императора. Секретно был прорыт подземный ход между двумя дворцами.
По этому подземному ходу император тайно ходил во дворец к рабби Йегуде.
Они обсуждали многие темы. И даже несколько раз император побеждал в споре рабби Йегуду и рабби соглашался, что мнение Антонинуса более правильно, чем его собственное.
Так как император не имеет права по своему статусу ходить в одиночку (без эскорта), то император брал с собой в подземный ход двух рабов.
Подходя к подземному входу в резиденцию рабби он оставлял одного раба снаружи дверей а со вторым рабом заходил в коридор. Там он убивал второго раба.
На обратном пути он шел вместе с другим рабом. Подходя к своей резидеции — он убивал другого раба и таким образом он ликвидировал свидетелей своих походов и никто кроме рабби и императора не знали об этих встречах.
Однажды когда император зашел в дом к рабби, он увидел, что рабби сидит не один, а со своим учеником.
Император начал гневаться. И тут рабби принимает уникальное решение. Он говорит императору, что это не человек его посетил, а ангел.
Император был человеком чрезвычайно умным и в его голове родился гениальный план — как проверить этого новоявленного ангела.
Он говорит ему (ученику-ангелу) — «у меня в коридоре стоит мой слуга. Приведи его ко мне».
Ученик выходит и видит убитого раба. Он понимает, что просто вернувшись и сообщив об этом императору, он разделит судьбу убитого раба.
И тогда происходит чудо и ученик оживляет раба и приходит с ожившим рабом к императору.
Видя такое чудо, император улыбается и говорит рабби Йегуде - «Да, я вижу, что твои ученики подобны ангелам. Я его прощаю. Но больше, чтобы незванных гостей я не видел».
= - = - =
Вот такая глубинная история.
Понятно, что все персонажи этой истории несут глубинные мистически-символические смыслы.
Постараемся раскрыть часть этих смыслов.
Подземный ход, соединяющий дворцы рабби и императора — говорят о единстве еврейского мира и мира народов мира. Император Римской империи — правил всем миром. И то, что он преклонился перед авторитетом рабби — говорит о том, что влияние рабби распространялось на весь мир.
Но — мир не был готов к такой связи. И поэтому она шла через скрытый — подземный ход.
С другой стороны, подземность — смивол подсознательного скрытого влияния.
И возможно это означает, что влияние евреев на народы мира — должно использовать подсознательные скрытые уровни.
Здесь стоит сделать важное замечание. З.Фрейд совершил «медвежью услуг» человечеству — редуцировав подсознание до низменных животных рефлексов.
Это — конечно самое мощное влияние и весь ХХ век силы пропаганды и рекламы — полным ходом эксплуатировали открытие Фрейда и манипулировали человечеством с помощью скрытых подсознательных механизмов.
Апофеозом этого «безобразия» были две империи — Сталина и Гитлера, построенные мастерами пропагандистских манипуляций. Эти империи ввергли мир в катастрофу мировой войны.
Это было вершиной реализации открытия Фрейда.
И с тех пор — люди очень боятся подобных техник. При этом цивилизация продолжает развивать этот процесс, совершенствуя как политические методы (победа на выборах Обамы и Египетская революция — последние достижения мастеров этого жанра). А реклама — продолжает развиваться на все новых технологических ресурсах.
Но — важно подчеркнуть, что существует не только подсознание, но и надсознание.
Интересно, что в отличие от еврея Фрейда, открывшего «ящик Пандоры» подсознания, помощь пришла от нееврея К.Юнга, который ввел надсознание — и духовные каналы влияния в наш мир.
При этом мы видим, что евреи успешно владеют обоими каналами.
Два главных архитектора победы Обамы — евреи Аксельрод и Эммануэль работали на Фрейдовских технологиях. Это евреи «без стыда и совести», оторвавшиеся от духовных корней, но обладающие еврейскими талантами.
Наши праведники обладают способностью надсознательного влияния на мир. Они спускают благословение по «своим каналам» и помогают миру двигаться к свету.
Поэтому — подземный ход между рабби и императором — использовался для «влияния света», которое шло в мир через связь рабби и императора.
Далее начнется еще более интересное.
Кто такие на символическом уровне — два раба, которые сопровождали императора.
Это — низшее животное начало, которое император, благодаря связи с рабби — сделал рабом.
Подчеркнем, сейчас речь идет о языке символов. Царь — это тот, кто свое животное начало подчиняет себе.
При этом один процесс подчинения подавления — происходил, когда император приближался к духовному источнику (рабби Йегуде). Второй процесс происходил — когда император возвращался от духовного источника — к своему дворцу — к своему «месту работы».
На языке каббалы — это называется «рац ве-шув» - бежать (к источнику духовности) и возвращаться (в рабочий режим).
Существует два режима работы с животным началом — для духовных систем.
Первое - «умерщвление плоти», которое обычно используется неевреским миром, уходящим в аскезу.
И «трансформация плоти», когда животное начало не ликвидируется, а оживляется на более высоком уровне. Как сказано, что на «финишной прямой» Мошиахального времени человечество научится одухотворять тело, которое «имеет корень в более высоких мирах, чем душа» (в частности разобрано в книге «Тора Ор, глава Ноах», но и многих других).
И мы видим второй сценарий в самой экзотической части мидраша.
Ученик рабби — назначается на роль «ангела-оживителя».
Он направляется к умерщвленному рабу — оживляет его и приходит вместе с ним — к императору.
На языке символов это означает, что одна из вспомогательных ролей Мошиаха (напомним, что оживлял не сам рабби, а его ученик) будет в оживлении и трансформации — животного начала, ко торое будет идти вместе с ангелом — к своему хозяину.
В этих историях можно найти еще множество глубочайших смыслов.
Подведем итог.
Наша история — содержит в себе поучительные сюжеты.
Мы можем искать в них не только «пшатные» детали — идущие от буквального понимания, но и глубинные смыслы и идеи.
Следующим интереснейшим персонажем является следующая ключевая фигура — Баль Шем-Тов в жизни которого происходили не менее глубинные сюжеты.
Только сейчас мы можем увидеть многие смыслы в старых и известных историях.
Когда мы проанализируем роли всех членов команды Мошиаха, мы получим открывшуюся картину нашего этапа «финишной прямой» и это даст нам в руки «карты» этого маршрута.
Настолько жарко, что я даже не буду сейчас копаться в энциклопедиях, чтобы проверить насильственно или в незатейливой непросредственности стянуты в один узел, как гласит сия рекламная фотореплика (см.ниже), два события из жизни Бялика. Вернее, одно уже как бы и не совсем из жизни. Одно событие - из главы, которую обычно читают в конце. 77 лет назад, в Вене, умер Хаим Нахман Бялик. Вена 1934 года сулила, видимо, неведомые медицине Тель-Авива той же поры, волшебства (Грубая ошибка прорицателей)... Второе событие – 120 лет написания и опубликования первого стихотворения Бялика "К птичке".