... в Амстердаме является
Ван Гога – его ...
— это мир интересных ... рекомендацией и посетить
на голодный желудок ...
Столетние юбилеи побед Г. А. Потёмкина и его созидательной государственной деятельности на юге России, широко отмечавшиеся во второй половине XIX века, нашли выразительное отражение в монументальной пластике той эпохи. Для увековечивания этих событий служили скульптурные конкурсы и создававшиеся после их проведения величественные монументы Императрице Екатерине Великой и её сподвижникам в главных городах Новороссии и южных губерниях страны. Памятники в Екатеринославе (Днепропетровске), Симферополе, Ростовена-Дону, Одессе, Екатеринодаре (Краснодаре) и других городах возводились по моделям выдающихся ваятелей, художников и зодчих, свидетельствуя о высочайшей художественной культуре тех лет. Примечательно, что образ Г. А. Потёмкина занимал второе по значимости место почти во всех монументах, где главенствовала фигура Императрицы.
Традиция увековечить деяния эпохи в образе повелительницы России была положена ещё самим Григорием Александровичем в период подготовки знаменитого путешествия Императрицы на юг страны. К приезду Екатерины II в Берлине была заказана её бронзовая статуя, авторами которой стали «скульптор Мейер, литейщик Наукиш и чеканщик Мельцер», о чём гласила латинская надпись, выбитая на бронзовом монументе. По мысли создателей, он был призван увековечить роль Императрицы в создании Екатеринослава (Новороссийска, Днепропетровска), который по плану Потёмкина становился русским культурным центром на юге страны. Там предполагалось основать университет, академию художеств, консерваторию, а запроектированный храм мог сравниться по своим размерам разве что с собором Св. Петра в Риме.
Статуя была готова в 1788 году, но попала в Россию гораздо позже. Она была установлена в самом центре города в 1846 году по просьбе екатеринославского дворянства, о чём свидетельствовала надпись: «Императрице Екатерине II от благодарного дворянства Екатеринославской губернии в 1846 году». До наших дней этот великолепный памятник, представлявший весьма показательный пример позднего немецкого рококо, не сохранился.
Возводившиеся во второй половине XIX века монументы Екатерине II, при всём их художественном разнообразии, в той или иной степени опирались на талантливый образец – монумент Императрице в Санкт-Петербурге. Автором идеи художником Михаилом Осиповичем Микешиным был найден удачный композиционный приём, вдохновивший авторов многих других памятников. На пьедестале, у подножия величественной фигуры Императрицы, были установлены статуи полководцев и государственных деятелей: Г. А. Потёмкина, П. А. Румянцева, А. В. Суворова, В. Я. Чичагова, А. Г. Орлова-Чесменского, Г. Р. Державина, Е. Р. Дашковой, А. А. Безбородко, И. И. Бецкого. Это была первая крупная работа молодого скульптора Александра Михайловича Опекушина, прославившего русское ваяние талантливыми монументальными произведениями, большинство из которых не сохранилось. Автор статуи Екатерины II Матвей Афанасьевич Чижов впоследствии работал над образом царицы для памятников в Ростове-на-Дону, Ирбите и других городах.
Центральное место на постаменте у ног Императрицы занимает фигура Потёмкина. Тем самым авторы стремились подчеркнуть выдающуюся роль Григория Александровича в царствование Екатерины II.
История памятника на этом не завершилась. Возникла идея расширить галерею современников Императрицы. С этой целью в 1880–1881 годах, благодаря новому императорскому заказу, монумент предполагалось дополнить шестью скульптурными группами, каждую из которых должны были составить статуя и три бюста её ближайших помощников. Весьма интересным оказался выбор наиболее значимых современников Императрицы, которые должны были послужить моделями для скульптурных изображений в полный рост. В Русском историческом обществе таковыми считали А. И. Бибикова, А. А. Вяземского, С. К. Грейга, Н. И. Панина, Н. В. Репнина иД. И.Фонвизина. Над галереей статуй и бюстов исторических личностей XVIII века работали самые известные и талантливые скульпторы: А. Р. фон Бок,П.П. Забелло, Н.А.Лаверецкий, А. М. Опекушин, И. И. Подозеров, М. П. Попов, М. А. Чижов, И. Н. Шредер и другие.
Несмотря на то, что создание скульптурных групп в Александровском сквере курировал сам президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович, проект так и не был осуществлён. Более целесообразным признали создание памятников не только в столице, но и в провинциальных городах, история которых была связана с эпохой Екатерины II. В связи с этим Академия художеств стала инициатором проведения первого конкурса на лучший проект памятника Императрицы в Симферополе. С тех пор именно Императорская Академия художеств играла ведущую роль в создании монументов Императрице и другим российским самодержцам.
В 1882 году был объявлен всероссийский сбор пожертвований на сооружение памятника. «Комиссия, избранная таврическим дворянством для сооружения памятника Императрице Екатерине II, доводит до всеобщего сведения, что Государь Император Высочайше соизволил разрешить всеподданнейшее ходатайство дворян Таврической губернии о сооружении памятника в г. Симферополе Императрице Екатерине II в ознаменование столетнего юбилея принятия Тавриды под скипетр Русской Державы, а также открытие повсеместной подписки по России. Лица, желающие принять участие в сооружении памятника незабвенной Монархине, благоволят присылать деньги в г. Симферополь, на имя таврического губернского предводителя дворянства. О всех пожертвованиях будет ежемесячно опубликовано в газетах. По открытии памятника комиссия опубликует подробный отчёт о всех пожертвованиях и расходах по сооружению», – говорилось в издании «Неделя строителя» за 1882 год.
Конкурс на лучший проект памятника был объявлен уже в следующем 1883 году. Из одиннадцати поступивших в Академию художеств проектов тремя первыми премиями были отмечены модели известных мастеров фон Бока, Лаверецкого и Чижова. Премированные работы представлялись на Высочайшее рассмотрение, и Император Александр III отдал предпочтение модели Лаверецкого. Выбор монарха не был случаен: именно этому скульптору принадлежала композиция, изображавшая Императрицу Екатерину II и коленопреклонённого князя Потёмкина во фризе памятника Тысячелетию России в Великом Новгороде.
Осенью 1890 года памятник был торжественно открыт в городском саду. Это событие вызвало отклик в художественной печати. Например, в журнале «Художественные Новости» сообщалось: «Согласно сделанному заранее предположению, в Симферополе, 18-го октября, состоялось торжественное открытие монумента Екатерине II, сооружённого по подписке стараниями бывшего предводителя таврического дворянства В. П. Попова и нынешнего В. В. Оливы, по проекту профессора скульптуры Н. А. Лаверецкого. Монумент красуется на расчищенной в городском саду площадке и лицевою стороною своею обращён к Бульварной улице. Общий вид его производит прекрасное впечатление: на архитектурно-расчленённом пьедестале возвышается бронзовое изваяние Императрицы, изображённой во весь рост, в полном царском облачении, в правой руке она держит скипетр и развернутую хартию, а левую руку простёрла вперед, как бы принимая под своё покровительство всю окрестную страну.
У подножия статуи помещены, с лицевой стороны, статуи двух главных сподвижников Екатерины по присоединению Крыма к России, кн. Г. А. По- тёмкина-Таврического и кн. В. М. Долгорукова-Крымского, а с боковых сторон – бюсты дипломата Я. И. Булгакова и полководца А. В. Суворова. Задняя сторона пьедестала украшена барельефом, изображающим депутацию крымских мурз и беев, которая склоняется перед Императрицей. Ниже этого барельефа подпись: “Сооружён таврическим дворянством при участии всей России, в память столетия присоединения Крыма. 1783–1883”. Надпись эта окружает барельефный герб Таврической губернии. Под вышеупомянутыми статуями и бюстами сподвижников Екатерины – надписи, обозначающие имена этих лиц; наконец, на лицевой стороне – ещё надпись золочёными буквами: “Екатерине II в царствование Императора Александра III”.
Пьедестал и ступени памятника сделаны из серого и красного сердобольского гранита, а все его украшения – из бронзы. Монумент окружён невысокой чугунной решёткой изящного рисунка, по углам которой возвышаются четыре фонарных столба, каждый о пяти канделябрах. Обширная площадка, в центре которой помещается памятник, опоясана фигурным каменным барьером и засажена зеленью; тут же расставлено до 20 садовых скамеек […] Работами по сооружению памятника управлял архитектор А. Вольф. Расходы по сооружению простираются, приблизительно, до 104 000 рублей».
В 1890 году Санкт-Петербургское общество архитекторов по предложению Городской думы Нахичевани-на-Дону объявило конкурс на проект памятника Екатерине II. «Цель постановки памятника, – отмечала газета «Неделя строителя» за 1890 год, – передать будущим поколениям о благодеяниях и заботах Императрицы, выражавшихся: а) в переселении крымских армян в Россию и избавление их от татарского ига; б) основании города Нахичевани и пяти окружающих селений и в) даровании переселенцам особых прав и привилегий». Там же объявлялись и пожелания к конкурсным проектам. Статуя виделась организаторам конкурса во весь рост стоящею или сидящею, причём высотой около 4 аршин. Материалом статуи должна быть бронза, пьедестала – гранит. Желательным предполагалось изображение сподвижника Императрицы архиепископа И. Аргутинского -Долгорукого, портрет которого хранился в Академии художеств, герба Нахичевани, года основания города и надписи “Великой Императрице благодарные армяне”.
С 7 по 13 ноября 1890 года в залах Академии художеств (в те годы Общество архитекторов располагалось в этом здании) были выставлены все 17 конкурсных проектов. По описанию журнала «Художественные новости», «в трёх скульптурных моделях Екатерина представлена сидящею на троне или в величественной позе, или задумавшейся и подпирающей свою щёку рукою […] Из моделей, изображающих Императрицу стоящей, располагают в свою пользу две под девизами: “Один ум хорошо, а два лучше” и “Справедливость”. В первой Екатерина, в андреевской ленте и императорской мантии держит в левой руке свиток, а в правой, протянутой вперед, – скипетр […] На выступе лицевой стороны его помещён бюст Иосифа Аргутинского. В проекте под девизом “Справедливость” особенно удачна […] фигура Императрицы, также во весь рост. Недурён также проект под девизом: “Быть или не быть”, именно, в главной своей части – фигуре Императрицы, напоминающей собою екатерининский монумент, только что поставленный в Симферополе; но пьедестал его так орнаментирован и настолько заполнен барельефами, воспроизводящими эпизоды переселения крымских армян в Россию, что для своего выполнения потребует, несомненно, расхода, превышающего сумму, ассигнованную для сооружения памятника».
Авторитетное жюри, состоявшее из признанных мастеров – архитекторов А. И. Томишко и Г. И. Котова, скульптора М. В. Харламова, владельцев бронзолитейной фабрики К. А. Берто и мраморных изделий – Г. Ф. Руджиа, остановило свой выбор на проектах академика скульптуры М. А. Чижова и его сына, также академика архитектуры М. М. Чижова (первая премия), профессора скульптуры А. Р. фон Бока (вторая премия) и академика скульптуры П. П. Забелло (третья премия).
Памятник с лентой ордена Св. Андрея Первозванного представлял Императрицу со свитком указа в левой руке, правая была несколько отведена вперёд, как бы даруя особые права и привилегии. На лицевой стороне пьедестала шла надпись: «Императрице Екатерине Второй благодарные армяне», на противоположной – «В царствование Императора Александра III, в 1894 году». На правой грани пьедестала был расположен медальон с барельефным изображением архиепископа И. Аргутинского-Долгорукого, а на левой – герб города Нахичевани и год его основания – 1779-й. Торжественное открытие монумента состоялось 17 сентября 1894 года.
В начале 1890-х годов областное Кубанское правление обратилось с Микешину с предложением о создании памятника Екатерине Великой в Екатеринодаре. По замыслу скульптора, «памятник Екатерине должен выразить собою глубокий исторический смысл и передать в отдалённое потомство не только благодарную память Кубанского казачества своей великой основательнице, но на этом же памятнике, как на скрижалях, должна быть выражена вместе с тем и рыцарская доблесть самого казачества». «Такой памятник, – говорил он, – будет вместе с тем и наглядною историею Кубанского войска от его начала до наших дней».
Художник поставил себе целью создать «не только памятник в общем государственном смысле, но и в смысле местных народных идеалов, воскресить в памяти казачества его былых героев, ввести их в простой прямодушный народный эпос, и дать рапсоду, – как говорил сам Микешин, – возможность зажечь патриотический энтузиазм в сердцах многомиллионного племени южно-руссов на всём пространстве от гор Карпатских до Черного моря, где слышится всюду малорусский говор».
Весной 1893 года модель памятника была представлена на высочайшее рассмотрение и получила одобрение Императора. Свойственная творческому почерку художника идея царственности нашла воплощение и здесь. Императрица, обращённая лицом на север, изображена в порфире, со скипетром и державой в руках. От её ног к основанию сложнопрофилированного трёхгранного в плане постамента спускается свиток с полным текстом императорской Жалованной грамоты черноморскому (кубанскому) казачеству 30 июня 1792 года.
Как и в других памятниках Императрице, центральное место на постаменте было отведено художником князю Потёмкину, «кумиру казачества, записанному в Васюринский курень Запорожского войска казаков». В качестве иконографической модели для статуи Светлейшего князя послужил портрет кисти придворного живописца Д. Г. Левицкого. Композицию пьедестала дополняли три фигуры предводителей Кубанского казачьего войска. Здесь войсковой судья Антон Головатый, читающий текст грамоты; первый кошевой атаман Сидор Белый, сжимающий булаву – знак атаманского достоинства, и осеняющий себя крестным знамением командующий конницей есаул Захарий Чепега. С обратной стороны пьедестала художник разместил фигуру сидящего слепого кобзаря и мальчика-поводыря.
Постамент украшали надписи: «Императрице Екатерине II в царствование Императора Николая II». Ниже, под картушем: «От благодарного и верного Кубанского казачьего войска 1896 года». Слева – «1792 год милостей Императрицы Екатерины II», справа – «1889 год милостей Царя Миротворца Александра III».
После смерти Микешина в 1896 году сооружение памятника заканчивал скульптор Б. В. Эдуардс. Модель статуи Императрицы по рисунку Микешина была выполнена скульптором М. П. Поповым. Открытие монумента состоялось 6 мая 1907 года. Несколько лет назад разрушенный монумент был восстановлен.
Подобная же судьба ожидала и монумент Екатерине II в Одессе. По инициативе Одесского городского общественного управления в 1893 года был объявлен конкурс на проект памятника в честь 100-летия основания города (1894). Первая премия была присуждена проекту под девизом «Одесса – порт» академика архитектора Ю. М. Дмитренко.
В правой руке Императрица держала указ об основании города, а левой, широко открытой, указывала на расстилающуюся перед ней панораму Екатерининской улицы. Ногами она попирала турецкое знамя. Все четыре фасада цилиндрического постамента занимали статуи сподвижников Екатерины. Центральное место на главном фасаде занимала бронзовая фигура князя Г. Потёмкина-Таврического. Боковые фасады были отведены для статуй графа П. А. Зубова и адмирала И. М. де Рибаса. Сзади располагалась статуя строителя порта инженера Ф. де Волана.
Создание монумента растянулось на семь лет. К 1896 году были завершены фундаментные работы. В журнале «Строитель» отмечалось: «На том самом месте, где будет воздвигнут грандиозный памятник, установлен деревянный силуэт, размеров проекта. На нём изображены мелом все линии, изгибы и впадины, а также величественная фигура Императрицы. Этот силуэт сделан архитектором Ю. М. Дмитренко». В следующем году тот же журнал свидетельствовал, что «работы по сооружениюи постановке памятника близятся к концу».
Много времени заняла отливка бронзовых фигур. Статуя Императрицы создавалась по модели скульптора М. П. Попова, ушедшего из жизни в 1898 году. Этот труд, как и завершение статуй на пьедестале, лёг на плечи Эдуардса. Две из них были полностью выполнены скульптором. Из них до наших дней сохранилась статуя де Рибаса.
Шестого мая 1900 года благодарные одесситы открыли памятник основательнице города. С этого времени монумент стал одной из наиболее посещаемых достопримечательностей города, но был разрушен в послереволюционные годы и недавно восстановлен.
Краткий очерк о памятниках благоустроителям юга России можно дополнить сведениями о неосуществленных планах. Возведение монумента Екатерине II предполагалось, например, в Харькове. Этот замысел возник в 1885 году и должен был увековечить столетие «Жалованной грамоты городам» (1785). Установка монумента предполагалась на Воскресенской площади и мыслилась как завершение проекта строительства нового здания Городской думы (1885–1886). Как упоминалось в «Неделе строителя» за 1885 год, памятник планировалось возвести за четыре года. На его создание думой предлагалось ассигновать 20 тысяч рублей.
Среди памятников, возводившихся в России в последней четверти XIX – начале ХХ века, выделялась монументальная программа по увековечению присоединения Крыма и Новороссии, призванная запечатлеть мирное благоустроение этих земель. Инициаторами создания монументов становилась местная муниципальная власть, а профессиональная оценка конкурсных проектов и моделей возлагалась на Императорскую Академию художеств. Окончательное решение по выбору модели принималось Императором Александром III – лучшим покровителем национальной художественной школы.
Над монументальным образом Екатерины Великой работали самые талантливые русские ваятели. В эти годы была создана обширная скульптурная иконография Императрицы, которая состояла не только из установленных памятников, но и включала многочисленные проектные модели, бюсты и скульптуру малых форм. Вторая почётная роль в композиции монументов всегда принадлежала монументальному образу князя Потёмкина-Таврического, чем подчеркивались его заслуги в процветании Новороссии.
Литература и источники: 1. Булгаков Ф. Н. Наши художники. Т. 1–2. СПб., 1890.
2. Добровольский О. М. Микешин. М., 2003.
3. Кривдина О. А. Ваятели и их судьбы. СПб., 2006.
4. Микешин М. О. Описание проекта памятника Императрице Екатерине II. СПб., 1896.
5. Одесса: Иллюстрированный путеводитель. Одесса, 1900. С. 41–43.
6. Памятники времён утверждения русского владычества на Кавказе / под ред. генерал-лейтенанта Потто В. А. Тифлис, 1909.
7. Савельев Ю. Р. Исчезнувшие памятники российским императорам // Адмиралтейство. СПб., № 2. 2001. С. 40–43.
8. Савельев Ю. Р. Памятники Екатерине Великой второй половины XIX – начала ХХ века // Три искусства. СПб., 2001. № 1. С. 24–26.
9. Савельев Ю. Р. Памятники императорам в творчестве российских скульп- торов // Художник. М., 2001. № 1. С. 50–53.
10. Савельев Ю. Р. Царственные символы эпохи. Памятники российским Императорам в градостроительстве 1880– 1910-х гг. // Зодчий – 21 век: вестник. СПб., 2003. № 2 (10). С. 60–69.
11. Савельев Ю. Р. Монументальная скульптура в городской среде второй половины XIX – начала ХХ века. Памятники императорам и их заказчики // Градостроительное искусство. Новые материалы и исследования. Вып. 1: Памяти Т. Ф. Саваренской. М., 2007. С. 263-281.
12. Савельев Ю. Р. Власть и монумент. Памятники державным правителям России и Европы. СПб., 2011.
13. Савинов А. М. О. Микешин. М., 1971.
14. Семеновский А. Памятник Тысячелетию России, воздвигнутый в Новгороде 8 сентября 1862 года. Новгород. 1893.
15. Сокол К. Г. Монументальные памятники Российской империи. М., 2006. Ю. Р. Савельев, доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств.
Журнал “Русская История”
ertata