... до конца.
нежная, трогательная ... последней ноты
открылась для ... . Знакомая
и будто ...
А программки я покупаю не просто, чтобы прочитать. кто поёт и кто дирижирует. Во-первых, можно посмотреть на афише. Во-вторых, можно и на лица артистов посмотреть. Хотя нынешнюю молодежь я знаю, честно признаться, уже не очень хорошо.А покупаю их для того, чтобы тут же, не выходя из зала, записывать свои впечатления. И не только не выходя из зала, но и не отрывая глаз от сцены. Для этого ручка нужна очень легко пишущая, но потом, конечно, приходится заниматься расшифровкой.
Я не стала мои вчерашние записи превращать в полноценную рецензию - нет такой задачи. Вчера я просто восхищалась и немного грустила. Я прощалась с театром. Так что этот текст, скорее, про меня.
Помните начало "Фауста"? Старый доктор взывает вначале к Богу, затем отрекается от него и зовёт сатану, тот, в свою очередь, эффектно появляется.Что же мы видим здесь? Сатана поднимается из постели, где только что был сам Фауст, он выглядит точной его копией - лицо, прическа, одежда! Великолепная метафора того, что тёмные силы спят в каждом из нас, но просыпаются лишь когда мы отвергаем светлые силы Всевышнего.По сути, главный герой идёт на поводу у самого себя, поддавшись отчаянию, слабости, гневу... Для меня это стало очень неожиданным режиссерским ходом и прямо-таки откровением.
И вот Сатана (или Фауст, задаем мы себе вопрос?) в образе доктора наук на студенческой вечеринке. Он на кафедре, стало быть, он главный и его слушают, не подвергаю сомнениям содержание его страшной песни (помните всем известную басовую арию "На земле весь род людской..." и так далее). Не смущают их даже слова "Сатана там правит бал".
И вот он уже в буквальном смысле дирижирует ими всеми!
А под звуки хора "Вот крест святой, он нас спасет от ада..." постепенно уходят люди, а не сатана. Он остается там, где был. Надо сказать, #Аскар_Абдразаков в этой партии чрезвычайно привлекателен даже несмотря на образ старца.
Зибель приносит цветы Маргарите ... на могилу? Я сидела во втором ряду партера и видела, что на могильной плите было написано "Гретхен". Что это? Метафора того, что всё уже предопределено и вскоре она погибнет? Здесь для меня по-прежнему загадка, и как было бы прекрасно посетить эту постановку снова, чтобы сделать для себя ещё открытия!
Во время сцены дома у Маргариты, я вспомнила, что пока сама не написала для Лёни несколько колыбельных, пела ему балладу о короле из "Фауста" ("В Фуле жил когда-то король..." и песню Любаши из "Царской невесты" Римского-Корсакова. Странный выбор, не правда ли? Но сыну нравилось и он отлично засыпал. Максим, надо сказать, и вовсе песню о Щорсе ему пел. И тоже действовало :)
Отлично был исполнен комический дуэт Марты и Мефистофеля. Вот ни убавить, ни прибавить! И послушать, и посмотреть - всё в радость. Правда, фраза "Эта старая красотка даже черту не находка" в данном случае была сложно применима к стройной красавице Елене Соммер, исполняющей партию Марты.
В этой постановке убрана вся "Вальпургиева ночь", но, по правде сказать, она меня никогда не радовала. Я не очень люблю большие вставные балетные сцены в операх.
Зато добавлена прежде исключенная сцена, и насколько же она красива! Юный Зибель (в данной версии не друг, а подруга, н это не суть) приходит к беременной и брошенной любимым Маргарите, приносит цветы, заботится о ней, успокаивает. Это единственный человек, который любит, не предал, остаётся с ней до конца. Музыка нежная, трогательная до слёз! Как жаль, что я не слышала её раньше. Захотелось найти ноты и разучить.
Но настоящий шок я испытала при видя сцены возвращения Валентина, брата Маргариты, с войны. Увидев позор сестры, он не то что не проявляет сочувствия, он бьёт её, всячески показывает своё презрение и даже получив смертельный удар от её любовника, он не прощает, а проклинает сестру, тем самым обрекая её на ещё большие мучения. Т.е. по сути именно он является виновником её смерти - родной человек, который мог бы спасти и помочь встать на ноги. Мы слышим голос хора - "Валентин, опомнись! Прости её и будешь сам прощён!" Но он умирает с проклятием на устах.
Удивительно, как знакомая от первой до последней ноты музыка открылась для меня совершенно по-новому, заиграла иными красками. Знакомая музыка и будто бы совершенно новый сюжет. Ощущение неизвестности и того, что с каждым тактом меня ждёт открытие, поглотило всё внимание. И удивительно, что я всё же смогла хоть что-то записать.
Я люблю оперу. Я люблю Мариинский театр. Именно там я сформировалась как личность - в зрительном зале с самого раннего детства, в буфете, где в 17 лет я мыла посуду, чтобы только иметь возможность каждый день слушать музыку, в 20 лет, когда выходя на сцену, считала, что счастливей моментов у меня не было и не будет. И, знаете, их было действительно не так уж и много, чтобы вот такой силы.
Я уезжаю и теперь уже совсем не знаю, когда вернусь.
Выходя из зала, я погладила рукой край ложи...
Русский шансон. Настройся на лучшее. Сборник 12