... ; самое первое из
транспортных предприятий сообщило ...
Или уходящий год по гороскопу негативно влиял на взаимооношения чиновников и перевозчиков в регионе, ...
... 187; в
временно приостанавливаются ... образования город
с представителями ...
... о планах руководства
аэропорта открыть в ...
... музея СФ в
В ЗАТО Североморск продолжается реконструкция Краснознаменной подводной лодки Северного флота "К-21", филиала военно-морского музея СФ в Мурманске. Во время Второй мировой войны наши крейсерские дизель-электрические подводные лодки типа «К» (серия XIV) - те самые, которые моряки ласково называли «катюшами», наводили страх на гитлеровский флот.
Серия XIV вообще была уникальной и с точки зрения вооружения (каждая лодка несла 20 торпед, 20 мин, два 100-миллиметровых и два 45-миллиметровых орудия), и с точки зрения комфорта - впервые на лодках были установлены душевые для экипажа и холодильные установки для хранения продуктов.
Инженер-контр-адмирал Михаил Рудницкий, бывший с 1937 года главным конструктором этой лучшей в мире подлодки того времени, лично принимал участие во всех её испытаниях. Он ещё на стадии проекта заложил огромную по тем временам энерговооружённость субмарины, что позволило лодке «К-56» совершить в Ленинграде в январе 1942 года гражданский подвиг - лодочные дизели заменили вышедший из строя насос центрального водопровода, и хлебозаводы города не остались без воды, а жители блокадного Ленинграда - без хлеба. В годы войны особенно отличились экипажи гвардейской «К-22» во главе со своим командиром капитаном второго ранга Виктором Котельниковым и краснознаменной «К-21» под командованием капитана второго ранга Николая Лунина, потопившей 17 фашистских транспортов и боевых кораблей.
Командир подводной лодки К-21 Н.А. Лунин у перископа.
Подводная лодка «К-21» в боевом походе. Северный флот, июнь 1942 г.
Командир подводной лодки «К-21» Герой Советского Союза Н. А. Лунин с экипажем. Северный флот, 1942 г. 5 июня 1942 года подлодка «К-21» атаковала гордость германского флота - линкор «Тирпиц», предотвратив тем самым выход врага на разгром «РО-17», союзного конвоя из 34 транспортов, несущих 200 тысяч тонн военного груза, которого было достаточно для экипировки целой армии. В тот день вблизи острова Ингей в Норвежском море подводная лодка «К-21» получила шифровку, в которой сообщалось, что мощная немецкая эскадра вышла на перехват конвоя «РО-17» и, несмотря на чрезвычайный перевес в силах в пользу противника, вышла на торпедную атаку. Живой свидетель боевого подвига советского экипажа лодки «К-21» капитан первого ранга в отставке Алексей Федорович Котов вспоминает: «Когда возвратились на базу, то узнали, что после нашей атаки взорвался и затонул один из эсминцев охранения, а сам «Тирпиц», получившим повреждение, вынужден был отказаться от выхода на курс союзного конвоя «PO-17». Англичане, правда, попытались представить нашу атаку безрезультатной. И это понятно. Они, как только до них дошла весть о выходе в море «Тирпица», бросили на произвол судьбы конвой, фактически лишив охранения. А мы, не страшась смерти, остались верны флотскому закону: сам погибай, а друга выручай».
После войны в течение двадцати лет «К-21» служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть.
В 1981 году решением Военного Совета Северного флота в канун 50-летия Северного флота было принято решение в память о мужестве и героизме подводников-североморцев в годы войны поставить легендарную «К-21» на вечную стоянку в Североморске в качестве мемориала и филиала музея Северного флота.
В декабре этого года «К-21» исполняется 76 лет, и лодка начинает новую страницу своей истории.
В июле 2013 года стартовал уникальный проект по ремонту корпуса лодки-музея и её пирсовой зоны. Работы ведутся на благотворительные средства силами морской инженерно-строительной компании «Баренц Марин Инжиниринг», в составе которой присутствуют и водолазные станции, и проектное бюро, и парк специализированного оборудования, без которых трудно было бы решить многочисленные нестандартные задачи проекта. В целом, предприятие специализируется на подводно-технических, водолазных работах, гидротехническом строительстве и проектировании.
Восстановительные работы такого уровня на подлодке «К-21» проводятся впервые за 30 лет.
До начала ремонтных работ было обследовано состояние прочного и лёгкого корпусов, переборок лодки, а также пирса, в результате чего стало очевидно, что восстановить корпус в его первоначальное состояние, используя стандартные технологии, неэффективно и дорого, так как встанет необходимость замены всей металлической оболочки. Но и обычной зачистки и покраски будет недостаточно - ржавчина привела лодку в аварийное состояние.
Из-за коррозии лёгкого корпуса грунт засыпки причала стал проникать внутрь цистерн главного балласта лодки. Наружная облицовка пирса из железобетонных блоков, изготовленных из обыкновенного, не сульфатостойкого цемента, также подверглась значительному разрушению. Вследствие этих факторов внутри причала образовались пустоты, которые привели к провалу асфальтового покрытия. Носовая оконечность, так красиво выдававшаяся в море, оказалась наиболее «слабым звеном». Обшивка лёгкого корпуса ниже ватерлинии прокорродировала и была оборвана прибоем практически на 100 %. Обнажившийся прочный корпус также начал стремительно ржаветь. Даже торпедные аппараты прогнили насквозь, морская вода просочилась в первый отсек сквозь неплотные внутренние крышки торпедных аппаратов. По всей длине лодки стало иметь место явление активной коррозии - во время ежеполусуточных четырёхметровых приливов вода приходила в межкорпусное пространство и уходила оттуда два раза в сутки, создавая благоприятную среду для коррозии в переменном поясе «вода-воздух». По полученным данным, прочный корпус 22-миллиметровой толщины стал тоньше наполовину. Кроме этого, в последнее время работниками музея было замечено раскачивание носовой части подлодки. Вероятно, это происходит из-за действия тех же приливов и отливов, когда массивная конструкция на «малой» воде провисает вниз, а потом, на «большой» воде, начинает водоизмещать и стремиться «всплыть». Трюма под музейной палубой неоднократно были затоплены через различные неплотности (сгнившие заклёпки, забортную арматуру, коррозионные отверстия и т. п.). Создавшийся там микроклимат стал угрожать сохранности музейной экспозиции.
Инженеры ООО «Баренц Марин Инжиниринг» разработали уникальную технологию восстановления музейного комплекса, представляющую из себя компиляцию различных методик, взятых как из судоремонта, так и из гидротехнического строительства. Некоторые решения были позаимствованы из современного стеклопластикового судостроения.
Стеклопластик - это новое слово для подобных объектов, которые не эксплуатируются по прямому назначению, но имеют высокие требования к внешнему виду и небольшие бюджеты для его текущего поддержания. Этот материал отвечает всем требованиям - он эстетически выгодно смотрится, долговечен, прочен, не подвергается коррозии и не требует ежегодной зачистки и покраски. Вся видимая верхняя часть лёгкого корпуса «К-21» будет покрыта слоем стеклопластика.
Подводная и «подземная» части лодки будет упрятаны в «саркофаг» из специального гидротехнического бетона, залитого между лёгким и прочным корпусами. Это решение позволит одновременно решить целый ряд задач: защитить от дальнейшей коррозии, обеспечить гидроизоляцию, укрепить корпус в отсыпке причала, предотвратить вымывание грунта из тела пирса.
Под нависающей носовой оконечностью будет сооружён огромный кильблок - специальная железобетонная опора, передающая нагрузку от корпуса лодки через свайное основание на скалу, которая находится под трёхметровым слоем насыпного грунта.
Специфика местоположения музея создала дополнительные сложности для производства: подводные работы соседствуют с наземными, и в течение суток несколько раз должна меняться их технология в зависимости от того, «сухой» ли корпус или он находится под водой. Северная капризная погода, приближающееся межсезонье, морской берег, «закрытый» город, военно-морская база с её частыми учениями и другими мероприятиями, ограничивающими доступ к объекту. Все это также не облегчает жизнь строителям.
И конечно, музей, как место паломничества большого количества людей должен обладать соответствущей инфраструктурой, и невозможно будет обойтись без ремонта близлежащей территории, создания парковки для автомобилей, прогулочной зоны и кафе. Но это уже задачи следующих периодов.
Планируется, что обновлённый памятник боевой славы советским морякам-подводникам примет первых посетителей в 2014 году в День защитника Отечества.
ertata