Люди издревле интересовались возможностью измерять интеллект. Еще в древнем Китае в 7ом веке чиновники проходили обязательное тестирование, которое позволяло выявить способность освоить конфуцианское учение. По результатом такого тестирования будущие чиновники попадали в 3 различных класса: чиновник общей службы (1 из 100 претендентов), мандарин (1 из 100 чиновников), инспектор (1 из 100 мандаринов).
Обширное внимание ученых, тестирование как таковое начало получать с 30ых годов прошлого века. В это время во Франции Альфред Бине начинает разрабатывать тестирование для школьников. Основной задачей которого было выявление возможных проблемных учеников. Бине не пытался создать тест по измерению IQ, он пытался выявить тех учеников у которых могли возникнуть трудности при дальнейшем обучении в школе. Он пытался разработать тесты которые подходили бы для всего класса целиком. Очень простые или очень сложные тесты не годились, т.к. либо весь класс с превосходством справлялся, либо всем скопом проваливал тестирование, поэтому приходилось каждый раз разрабатывать тесты индивидуально для каждого класса. Особенностью тестов Бине была не только классификация детей на способных и проблемных, но и возможность прогнозировать дальнейшую успеваемость в школе.
Исторически IQ был обозначен как отношение умственного развития к хронологическому возрасту помноженное на 100. Сегодня IQ измеряется другими способами но все по той же шкале в 100 баллов со стандартным отклонением в 16 единиц.
Тест IQ даже спас жизнь человеку. В США в 1916 заключенного приговорили к смертной казни. Перед казнью было решено предоставить ему возможность пройти тестирование. В результате его IQ был настолько низок, что суд постановил, что детский ум не позволяет ему отличать плохое и хорошее. И вместо электрического стула его отправили в санаторий на лечение. А с 1917 года IQ тестирование стали применять в армии для классификации солдат.
Развитие тестирования в США.Американские ученые решили переработать тесты Альфреда Бине. Именно они решили измерять общий показатель интеллекта и разработали концепцию IQ со следующими представлениями IQ и о том что ни измеряют:
1. Эти тесты гораздо большее чем простые показатели успеваемости в школе. Они измеряют фундаментальные интеллектуальные способности.
2. В основе этих способностей лежит обобщенный фактор. Этот фактор - общее развитие интеллекта.
3. Общее развитие интеллекта передается генетически. Повторные измерения могут давать различные показатели из-за влияния случайных факторов (настроение, стресс, ошибки при тестировании...). Но теоретически абсолютно правильные изменения в одинаковых состояниях должны давать один и тот же результат.
4. Индивидуальные и групповые различия всегда четки и неизменны. Различия в учебном опыте могут показать на показатель измерения, но не на сам интеллект.
5. Интеллект - это не просто статистический показатель академических достижений, это их источник. Это объясняет почему ученики не достигают спрогнозированных результатов с помощью тестов IQ, скорее всего такие ученики просто работают не в полную силу.
Значение результатов IQ.Средним значением IQ является цифра 100. Она означает что правильно решена половина задач, за отведенное время. Теоретически правильное решение всех задач должно дать цифру в 200 единиц. Такого результата еще не выдавал никто. Средняя статистика IQ в мире примерно такова: 60% людей имеют показатель от 90-110. Всё что ниже - является низким, а все что выше, соответственно - высоким. Цифры больше 150 единиц считаются очень высокими. Причем в среднем IQ мужчин несколько выше чем IQ женщин. Еще интересны различия IQ между рассами. IQ европеоидов выше чем у негроидов; монголоидная расса превосходит европеоидную. Внутри расс так же имеются различия. Считается что евреи превосходят многие другие национальности. За опубликование подобной статистики в 90ых прошлого века, профессора подвергли публичному "остракизму" (осуждению) и заставили публично оправдываться и принести свои извинения. Несложно догадаться, дело было в США.
Размышление об интеллекте.Как было отмечено одним ученым, в том, как мы думаем об интеллекте, есть примечательный парадокс. Допустим некто строит прекрасный мост через реку, пользуясь полученными академическими знаниями, часто такой виртуозный архитектор воспринимается нами как интеллектуал. Однако люди, которые преуспевают без спец. знаний, тоже считаются интеллектуалами. Таким образом мы приписываем наличие высокого интеллекта людям у которых знания есть и тем у которого его нет.
В любом случае на деле IQ не считается статичной величиной. Ученые заметили, что он склонен меняться вместе с развитием человека. Все зависит от его деятельности.
За последние более полувека существования теста IQ у него появилось не мало сторонников и противников. Главным аргументом противников данного тестирование является невозможность измерения интеллекта( чего-то сложного и неопознанного) достаточно простым тестом. К тому же существует очень много нареканий к результатам тестирования. Так повторное прохождение теста позволяет увеличить результат на 10-20 процентов, а количество интеллекта за это время просто не могло так увеличиться. По этой причине в последнее время наблюдается некий спад на IQ тестирование. Так же его уже отменили при приеме на работу. Многочисленными исследованиями уже неоднократно доказано, что показатель IQ не панацея. Его показатель не является гарантом успешности индивида. Среди успешных людей показатель IQ высокий и низкий разделен примерно поровну. Средний показатель IQ среди нобелевских лауреатов обычно не превышает 150.
Таким образом, если у вас высокий IQ - радуйтесь и старайтесь его увеличить, решая творческие задачки, а если IQ низкий - не огорчайтесь, его можно поднять, решая творческие задачки =)
И напоследок предлагаю скачать бесплатно IQ тесты. Если у вас есть еще, присылайте, я добавлю их в архив.
Чернов Дмитрий© chernov.pro