О НАБОЛЕВШЕМ — «КАТЕГОРИИ ПАССАЖИРОВ МЕТРО» ВЕТЕРАНЫ БРОУНОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ Самый распространённый тип пассажиров, которые могут двигаться во все стороны одновременно, что делает их обгон в час пик практически нереальным. Это люди, способные изменить направление, скорость и любящие внезапно остановится, чтобы опять ломануться в произвольную сторону. Обычно лицо озадаченное, движения нервные, пугливы и внезапны. Любят обходить ...
Московский философ Максим Горюнов заинтересовался, как различаются между собой по смыслу ...
Московский философ Максим Горюнов заинтересовался, как различаются между собой по смыслу фундаментальные понятия современности – «вор» и «бродяга».
Поводом к интересу послужил разговор двух угрюмых личностей, подслушанный философом в привокзальной разливайке. Одна личность наставляла другую, что слова эти разные, хоть и близки по смыслу. Вот только не объяснила, как именно.
Расскажу, как сам вижу разницу.
Бродяга – лихой человек, авантюрист. Идет по жизни, как играет.
При случае может украсть, но для себя и своих интересов.
Вор – часть устойчивого криминального сообщества. Тот, кто себя с ним отождествляет. И живёт по зоновским понятиям даже на воле. Бродяга понятиям не перечит, когда сидит, но вообще-то ему никакие законы не писаны.
В "Место встречи изменить нельзя" Фокс – бродяга, а Горбатый – вор
В "Ликвидации" Чекан – бродяга, а одесские авторитеты – воры.
Сразу замечу, со мной не согласился Владимир Нестеренко (aka
adolfych), признанный эксперт в таких вопросах:
"Бродяга" это пацан, тот который ворует (и всё остальное), нестяжает и не имеет ничего особенного, блатной.
"Вор" это "Вор в законе", не всякий кто ворует - Вор и не всякий Вор сам ворует.Такое мнение совпадает с описанием "бродяг" сидельцев:
Среди зеков есть такие личности, которые никогда и не под каким предлогом не пойдут на компромисс с администрацией, если дело идет об отклонении от норм арестантской жизни... Бродяга несет в арестантскую среду Воровское слово. Фактически он сам является авторитетом в преступном мире, пользующийся всеобщим уважением. Именно из бродяг получаются Воры в законе.Думаю, такая трактовка – традиционная и она опровергается практикой современного хождения этого термина. Когда-то, возможно, определение "бродяга" было неотъемлемой частью воровской среды, но, как часто бывает, со временем значение слова изменилось и стало обретать новые смыслы.
Центральным моментом здесь как раз является "нестяжание", упомянутое вскользь Нестеренко.
В концепции современного воровского мира заложен парадокс: он строится на идеалах своеобразной аскезы, по которой простой уголовник обязан ставить интересы криминального сообщества выше своих собственных, но в тоже время на практике воровские авторитеты составляют из себя своеобразную аристократию, живущую в роскоши. Такой образ жизни больше роднит их с потенциальными жертвами, чем с другими джентельменами удачи.
Истоки этого дисбаланса берут начало в советской истории: когда государство длительное время оставалось идеологически целостным, а количество материальных ценностей внутри него было ограниченно, воровская среда могла устойчиво существовать лишь при наличии внутри себя жесткой иерархии. Но даже в те времена, встречались одиночки, которые противопоставляли себя этой системе ради личного блага. (Вспомним недоумение и сложности, которые испытал Кирпич, пытаясь описать Фокса Жеглову).
В условиях рыночной экономики, когда возможностей для незаконного обогащения стало больше, а непререкаемый в прошлом авторитет воров пошатнулся, четкая система криминального мироустройства дала трещину. Как впрочем, и всех других иерархических сообществ. Появилась ниша для криминального фриланса – обогащения без отождествления себя со средой профессиональных уголовников. Вот такие "фрилансеры от воровского мира" и стали сегодня активно называть себя "бродягами".
Их образ постепенно обрастает своей мифологией: от системных уголовников они отличаются отсутствием нарочитой аскезы и дисциплины, присущей воровскому миру, но в тоже время готовы претендовать на большую скромность и "близость к земле" по сравнению с криминальными аристократами. По всей видимости, свидетелем такого спонтанного мифотворчества и стал наш модный философ.
Думаю, в изменении значения этого слова активную роль сыграл национально-территориальный фактор: сегодня восторженные упоминания о "бродягах" чаще всего можно встретить на всевозможных кавказских пабликах ВКонтакте, но что-то определённое утверждать на этот счёт не решусь.
Замечу лишь: своим проникновением в отечественный криминальный жаргон слово "бродяга" обязано, по всей видимости, популярному одноимённому индийскому фильму с Радж Капуром в главной роли, который с 1954 года регулярно крутили в кинотеатрах СССР:
Перевод песниЧто скажете, бродяги?