Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Ударом трех фронтов.2015-08-18 14:23:17... + развернуть текст сохранённая копия Красное Знамя Победы Вступление Советского Союза в войну против милитаристской Японии в 1945 г. вызывалось необходимостью ликвидировать нависшую угрозу от японских войск, выжидающих подходящего момента для захвата советской Сибири и Дальнего Востока. Требовалось, наконец, освободить от японских оккупантов исконно русские территории, захваченные Японией в войне с Россией в 1904–1905 гг., и получить свободный выход в Тихий океан. К тому же союзники по военно-политической коалиции обратились к СССР за помощью для разгрома Японии. Военный кабинет США рассчитал, что они смогут победить Японию в 1946 г., возможно, позднее и при этом потерять более 1 млн солдат и офицеров. Без разгрома империалистической Японии невозможно было окончить Вторую мировую войну и установить мир на земле. Когда в декабре 1943 г. на Тегеранской конференции глав правительств трех союзных держав договорились об открытии второго фронта в Европе в 1944 г., советское руководство дало принципиальное согласие на помощь союзникам в войне с Японией, но только после поражения фашистской Германии. По возвращении в Москву И.В. Сталин сообщил А.М. Василевскому, что после капитуляции Германии он может быть направлен на Дальний Восток для руководства боевыми действиями против Японии. Такой выбор Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина был во всех отношениях обоснованным. Начальник Генерального штаба и заместитель наркома обороны А.М. Василевский участвовал в планировании и координации всех фронтовых операций в период стратегической обороны, а в годы коренного перелома развития Великой Отечественной войны Советского Союза руководил действиями командующих фронтами и обеспечивал взаимодействие разных видов войск. Он проявил себя крупнейшим советским полководцем и военным мыслителем. В феврале 1945 г. маршал Советского Союза А.М. Василевский был назначен командующим войсками 3-го Белорусского фронта. Выдающийся военный стратег и умелый организатор вождения войск, Александр Михайлович Василевский стал самым подготовленным полководцем к принятию новой должности. Готовясь к Крымской конференции, И.В. Сталин предложил А.М. Василевскому и новому начальнику Генерального штаба А.И. Антонову рассчитать, сколько потребуется времени для подготовки военной кампании на Дальнем Востоке. Они доложили, что после капитуляции Германии срок может составить два-три месяца. Этот срок Сталин назвал на конференции руководителей трех великих держав – СССР, США и Великобритании. В феврале 1945 г. было подписано соглашение по вопросам Дальнего Востока, в соответствии с которым через два-три месяца после капитуляции Германии Советский Союз вступает в войну против Японии. Союзники согласились и приняли советские условия о возвращении СССР Южного Сахалина и Курильских островов, интернационализации торгового порта Дальний, восстановлении аренды Порт-Артура как советской военно-морской базы и по другим вопросам. В соответствии с решениями Крымской конференции правительство СССР 5 апреля денонсировало советско-японский пакт о нейтралитете. 27 апреля маршал А.М. Василевский вплотную включился в работу над планом войны на Дальнем Востоке против Японии. Во время очередного доклада 4 мая И.В. Сталин сказал: – Теперь, товарищ Василевский, полностью переключайтесь на дальневосточные дела. Все предварительные наработки Генштаба надо свести к общему знаменателю. Сроков проведения кампании никому не называть, новых людей в разработке плана, по возможности, пока не привлекать. Время начала войны – один из наших ключевых секретов. – Пока в этом нет никакой необходимости, товарищ Сталин. Сейчас самое важное – это уточнить наши расчеты по дислокации войск и согласовать вопросы взаимодействия с авиаторами и Тихоокеанским флотом. – Правильно. Мы должны нанести удар такой силы, который бы сразу отбил у японцев охоту к организованному сопротивлению, – заключил Сталин. Занимаясь подготовкой к военной кампании против Японии, Александр Михайлович принимал участие во многих важных событиях жизни Советского Союза. Маршал Советского Союза А.М. Василевский на Параде Победы 24 июня на Красной площади в Москве возглавил сводный полк 3-го Белорусского фронта. На следующий день он был на приеме в Большом Кремлевском дворце в честь участников Парада Победы. Один из первых почетных тостов посвятили командующему 3-м Белорусским фронтом маршалу Советского Союза А.М. Василевскому. В считаные весенне-летние месяцы 1945 г. маршал А.М. Василевский проделал огромную организационную работу, не имевшую аналога в прошлом, по перевозке воинских соединений и частей с Запада на Дальний Восток. Одновременно перевезены десятки тысяч артиллерийских орудий, танков, автомашин и многие тысячи тонн боеприпасов, горючего, продовольствия, обмундирования и других военных грузов. И это на колоссальные расстояния, до 12 тысяч километров. При наличии только одной Транссибирской железнодорожной магистрали. При этом были надежно прикрыты пути сообщения, соблюдалась тайна движения эшелонов и пункты их назначения, боевая техника на железнодорожных платформах камуфлировалась, надежно велась борьба с диверсантами, словом, соблюдались все необходимые защитные меры. Существовавшую на Дальнем Востоке организацию войск решено было сохранить. В прежнем составе остался Дальневосточный фронт под командованием генерала армии М.А. Пуркаева, до 1943 г. командовавшего войсками Калининского фронта. Командующим Приморской группой войск назначили маршала Советского Союза К.А. Мерецкова, имевшего огромный опыт боев в лесу и подрыва укрепленных районов. На главное Забайкальское направление переведен маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский, умело преодолевший горные хребты в европейской военной кампании. Много времени и большую заботу А.М. Василевский уделял усилению штабов фронтов, подбору высшего командного состава с учетом их военного опыта и закалки в боях с немецко-фашистской армией, комплектованию воинских соединений и частей. 5 июля в Читу – штаб Главкома советских войск на Дальнем Востоке – специальным поездом прибыл А.М. Василевский в форме генерал-полковника. С ним приехали генералы и офицеры его оперативной группы. По документу он был «заместителем наркома обороны генерал-полковником Васильевым». В целях соблюдения секретности К.А. Мерецков был генерал-полковником Максимовым, Р.Я. Малиновский – генерал-полковником Морозовым. В случаях растерянности или замешательства предъявлялся подписанный Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным документ, в котором значились иная фамилия и воинское звание. Когда Мерецков хотел ехать поездом, Сталин посоветовал ему лететь самолетом, чтобы не быть опознанным. К тому же, сказал Сталин, узнаем, сколько это займет времени. В воздухе он находился 28 часов 30 минут. С первых дней пребывания в Чите А.М. Василевский решал неотложные организационные вопросы. А.М. Василевский один или вместе с Р.Я. Малиновским был на основных операционных направлениях Забайкальского фронта, с командармами они провели детальную рекогносцировку, проверили войска. Подобная работа была проделана в Приморье и Приамурье. А.М. Василевский, К.А. Мерецков и М.А. Пуркаев кропотливо изучали местность, позиции противника, намечали меры к улучшению материального обеспечения войск. Александр Михайлович Василевский говорил: для меня Дальний Восток – край новый. Как внимательный ученик, воспринимаю все сведения о Дальневосточном крае. Учитывая большую удаленность Дальневосточного театра военных действий, его огромную территорию, сложные природно-климатические условия и необходимость наиболее целесообразного и своевременного использования Тихоокеанского флота в интересах всех трех фронтов, Государственный Комитет Обороны создал Главное Командование советских войск на Дальнем Востоке. Это была принципиально новая структура стратегического руководства военными действиями. И дело не в том, что она не повторяла Главные командования войск Западного, Северо-Западного, Северо-Кавказского и Юго-Западного направлений, существовавшие в Великую Отечественную войну Советского Союза 1941–1942 гг. Новая структура стратегического руководства обладала большими правами и самостоятельностью в принятии решений. Приказом Ставки Верховного Главнокомандования 30 июля 1945 г. Главнокомандующим советских войск на Дальнем Востоке был назначен маршал Советского Союза А.М. Василевский. В его подчинение с 1 августа переходили Забайкальский и Дальневосточный фронты, Приморская группа войск и Тихоокеанский флот. При Главнокомандующем создана оперативная группа. Координацию действий Военно-морского флота и Военно-воздушных сил осуществляли адмирал флота Н.Г. Кузнецов и главный маршал авиации А.А. Новиков. Заместителем Главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке назначен генерал армии И.И. Масленников, членом Военного совета – генерал-полковник И.В. Шикин, начальником штаба – генерал-полковник С.П. Иванов. В глубоко содержательной мемуарной работе «Дело всей жизни» А.М. Василевский написал: «Создание Главного Командования на Дальнем Востоке как органа стратегического руководства войсками, на мой взгляд, себя оправдало. Наличие такого органа давало возможность оперативно проводить в жизнь указания Верховного Главнокомандования, учитывать все изменения в оперативно-стратегической и военно-политической обстановке и своевременно реагировать на них, а также оказывать фронтам на месте необходимую помощь. Связь Верховного Главнокомандующего со мной и с действующими фронтами была прямой и повседневной, даже тогда, когда он находился на Потсдамской конференции» (А.М. Василевский. Дело всей жизни. М., 1973. С. 509–510). Готовность выполнить свои обязательства по войне с Японией Советское руководство подтвердило на проходившей в это время Потсдамской конференции глав правительств трех великих держав. Союзники доложили о своих намерениях в войне против Японии. Только после одного из утомительных заседаний новый американский президент Г. Трумэн и У. Черчилль задержали И.В. Сталина, чтобы сообщить о наличии у США необычайной силы бомбы, но не назвали бомбу атомной. По спокойствию Сталина решили, что он ничего не понял. В Советском Союзе шла работа над атомной бомбой – оружием мира. И.В. Сталин сказал В.М. Молотову: «Пытаются запугать». И позвонил в Москву И.В. Курчатову – усилить работу. Потсдамская конференция потребовала от Японии безоговорочной капитуляции. Та отказалась. Вернувшийся в Москву И.В. Сталин поздним вечером 3 августа позвонил в Читу. – Здравствуйте, товарищ Василевский! Как идет подготовка к наступлению? – Товарищ Сталин, все намеченные мероприятия выполняются в установленный срок. На Забайкальском фронте войска 39-й и 53-й армий выходят в свои районы сосредоточения, удаленные всего лишь на 50–60 километров от государственной границы Монгольской Народной Республики с Маньчжурией. Вместе с 6-й гвардейской танковой армией и другими войсками они могут начать военные действия с утра 5 августа. Другие ударные группировки также находятся в районах сосредоточения или поблизости от них. К 5 августа, по нашим расчетам, в полной боевой готовности будут находиться силы Тихоокеанского флота. – Когда вы планируете начать боевые действия? – Я считаю, что переход границы не следует откладывать далее 9–10 августа. Необходимо использовать благоприятную погоду, установившуюся в последние дни в Забайкалье. Она позволяет в полную мощь применить авиацию и танки. В Приморье к этому времени также ожидается улучшение погоды. Войска 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов должны начать боевые действия в один день и час с Забайкальским фронтом. Это позволяет достичь внезапности. – В наступление одновременно перейдут все силы фронтов? – Нет. Первыми наступление начнут сильные передовые отряды, предназначенные для захвата наиболее важных объектов обороны японцев. Основную операцию 1-го Дальневосточного фронта, а следовательно, и его главных сил в зависимости от развития операции Забайкальского фронта предлагаю начать через 5–7 суток после начала последней. Я прошу срочно направить на Дальний Восток адмирала Кузнецова для координации действий военно-морских сил с сухопутными войсками и предусмотреть дальнейшее усиление фронтов людьми и боевой техникой, особенно танками. – Ваше предложение, товарищ Василевский, о начале войны 9–10 августа принимается. Однако переход войск 1-го Дальневосточного фронта в наступление через 5–7 суток нецелесообразен, так как передовые отряды, какими бы сильными они ни являлись, вряд ли способны вести бой в одиночку в течение почти недели. Успех передовых отрядов необходимо немедленно развить вводом в сражение главных сил фронтов. 8 августа японскому послу в Москве было сделано мотивированное заявление Советского правительства о том, что с 9 августа СССР считает себя в состоянии войны с Японией. Японские города Хиросима 6 августа и Нагасаки 9 августа, по приказу президента США Трумэна, подверглись жестокой атомной бомбардировке. Даже правительственная комиссия США, правда, через год, признала, что никакой военной необходимости не было. Цель состояла в стремлении США укрепить свои военные и политические позиции, а главное – устрашить Советский Союз. 8 августа на Дальнем Востоке было объявлено военное положение. В тот же день маршал Советского Союза А.М. Василевский прибыл в штаб 1-го Дальневосточного фронта, который располагался в тайге. Он выступил с обращениями «К братскому китайскому народу», «Братья-корейцы», «К японской армии. К японскому народу». 9 августа в 00 часов 10 минут по местному времени по приказу главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке маршала Советского Союза А.М. Василевского передовые и разведывательные отряды Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов пересекли государственную границу и начали вклинение в территорию Маньчжурии; к боевым действиям приступил Тихоокеанский флот. Через четыре с половиной часа в наступление перешли главные силы трех фронтов, преодолевая сопротивление противника. Так началась Дальневосточная кампания Вооруженных сил СССР. Она предусматривала проведение Маньчжурской стратегической наступательной операции, Южно-Сахалинской наступательной операции, Курильской десантной операции и десантной операции по овладению северной частью острова Хоккайдо. Ее целью было силами трех фронтов во взаимодействии с флотом молниеносно разгромить Квантунскую группировку войск – главную сухопутную армию Японии, овладеть важнейшими центрами Северо-Восточного Китая и Северной Кореи. Одновременное стремительное наступление войск трех фронтов стало возможным потому, что их возглавляли прославленные советские полководцы: Забайкальский – маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский, 1-й Дальневосточный – маршал Советского Союза К.А. Мерецков, 2-й Дальневосточный – генерал армии М.А. Пуркаев, а общее руководство осуществлял маршал Советского Союза А.М. Василевский. Удар советских войск оказался неожиданным для японцев. В результате мощного удара сотен бомбардировщиков и штурмовиков уже в первые часы войны была разрушена связь между штабами и формированиями японских войск в Маньчжурии. На широком фронте были форсированы реки Амур и Уссури. Наступление стало развиваться в глубь Маньчжурии. 6-я гвардейская танковая армия под командованием генерал-полковника А.Г. Кравченко, преодолев горный хребет Большого Хингана, вышла на Центрально-Маньчжурскую равнину, вклинившись в тыл Квантунской группировки войск. Успешно действовала конно-механизированная группа генерал-полковника И.А. Плиева. С вклиниванием войск Забайкальского фронта в район Мукдена разрушалась оборона японцев. Действуя в условиях труднопроходимой горно-таежной местности и наводнения, войска 1-го Дальневосточного фронта, прорвав железобетонный пояс укрепленных районов, продвинулись в глубь Маньчжурии и завязали бои за город Муданьцзян. Войска 2-го Дальневосточного фронта преодолели горный хребет Малый Хинган. Вместе с советскими войсками успешно действовали монгольские войска под командованием маршала Х. Чойбалсана. Преодолев тайгу, горы и пустынные степи, советские армии стремительно продвигались по Маньчжурской равнине. Японское командование, потеряв управление войсками, не смогло организовать стойкого сопротивления ни на одном из направлений. 14 августа кабинет министров Японии принял решение о капитуляции. Однако Квантунской армии приказа о сдаче в плен отдано не было. Она не только продолжала оказывать сопротивление наступавшим советским войскам, но нанесла ряд контрударов. 17 августа Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке А.М. Василевский обратился по радио к командующему Квантунской армией с категорическим требованием – к 12 часам 20 августа прекратить всякие боевые действия против советских войск на всем фронте, сложить оружие и сдаться в плен. Как только японские войска начнут сдавать оружие, советские войска прекратят боевые действия. Утром 18 августа японское командование отдало приказ о капитуляции и поставило об этом в известность А.М. Василевского. Вместе с тем советские войска вынуждены были продолжать боевые действия против отдельных укрепленных районов и отрядов, отказавшихся капитулировать. Ставка Верховного Главнокомандования приказала прекратить боевые действия на тех участках фронта, где японские войска складывают оружие и сдаются в плен. При этом Ставка потребовала «с пленными японцами обращаться хорошо», не препятствовать и содействовать китайской администрации в установлении порядка. Вечером 18 августа А.М. Василевский довел эти требования до войск. 19 августа войска Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и моряки Тихоокеанского флота приступили к разоружению и приему капитулировавших войск Квантунской армии и к окончательному освобождению Маньчжурии и Северной Кореи от японских захватчиков. Для ускорения организованного разоружения капитулировавших войск, сохранения промышленных предприятий, электростанций, сооружений связи, железных дорог, военных объектов, по приказу маршала А.М. Василевского были созданы специальные воздушные и морские десанты. В 8 часов 20 августа А.М. Василевский доложил И.В. Сталину, что сопротивление японских войск прекратилось и началось их плановое разоружение. Одновременно он доложил о подготовке десантов с целью захвата портов Далянь (Дальний) и Люйшунь (Порт-Артур) и десантной операции на остров Хоккайдо. Советские воздушные десанты 21 августа высадились в Дальнем и 22 августа в Порт-Артуре. 22 августа Сталин приказал Василевскому отменить подготовку десантной операции на остров Хоккайдо. Такое решение было вызвано стремлением избежать излишних людских жертв и не допустить военного конфликта между СССР и США. Ночью 23 августа 1945 г. столица Советского Союза Москва салютовала доблестным войскам маршала Советского Союза А.М. Василевского, «освободившим Маньчжурию, Южный Сахалин и часть Курильских островов, двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трехсот двадцати четырех орудий». 29 августа Маршал Советского Союза А.М. Василевский отдал приказ об отмене с 1 сентября военного положения на советской территории Дальнего Востока. 1 сентября советские войска практически закончили разоружение войск Квантунской армии. 2 сентября 1945 г. японское правительство подписало Акт о безоговорочной капитуляции. Вторая мировая война закончилась. 3 сентября маршал Советского Союза А.М. Василевский доложил Генералиссимусу Советского Союза И.В. Сталину: «Советские войска на Дальнем Востоке в составе Забайкальского фронта, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота, начав наступление 9 августа 1945 г., к 1 сентября 1945 г. выполнили поставленные Вами боевые задачи и заняли: полностью Маньчжурию, Ляодунский и Квантунский полуострова, Северную Корею до 38-го градуса северной широты, южную часть острова Сахалин и все Курильские острова». Победный исход Дальневосточной кампании имел всемирно-историческое значение. Разгром японской военщины позволил становлению независимой Индонезийской республики, образованию Демократической Республики Вьетнам и создал благоприятные условия для успешной освободительной борьбы народов Китая и Кореи. Дальневосточная военная кампания в полной мере раскрыла полководческий талант маршала Советского Союза А.М. Василевского, его военное искусство руководства действиями трех фронтов и флота, смелого боевого применения танковых корпусов и артиллерии, авиации и сил ПВО, пограничных войск и служб тыла и снабжения. Он необыкновенно быстро ориентировался в сложившейся обстановке и отдавал четкие и ясные приказы. Его отличала твердая воля и интеллигентность, умение облечь нужное решение в действие подчиненного командира и рядового бойца. Ему была присуща строгая расчетливость и разумная осторожность. А.М. Василевский изучал противника, его сильные качества и слабые особенности. Маньчжурская стратегическая наступательная операция явилась кульминацией полководческого мастерства маршала Советского Союза А.М. Василевского. В Дальневосточной кампании ярко проявился и его военно-политический талант советского дипломата. 29 сентября маршал Советского Союза А.М. Василевский возвратился в Москву по распоряжению И.В. Сталина. За храбрость и мужество, проявленные в Дальневосточной кампании, свыше 2100 тысяч человек награждены советским орденами и медалями, в том числе 308 тысяч – боевыми. 93 солдата и офицера удостоены звания Героя Советского Союза. Вторую «Золотую Звезду» получили маршал Советского Союза А.М. Василевский, главный маршал авиации А.А. Новиков, генералы А.Г. Кравченко, Н.И. Крылов, И.А. Плиев и старший лейтенант В.Н. Леонов. Среди Героев Советского Союза ближайшие соратники А.М. Василевского: маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский, генералы С.П. Иванов, И.И. Масленников, М.В. Захаров, адмиралы Н.Г. Кузнецов, И.С. Юмашев, Н.В. Антонов. Маршал Советского Союза К.А. Мерецков награжден высшим полководческим орденом «Победа». Указом Президиума Верховного Совета СССР орденами Советского Союза награжден 21 генерал и офицер Монгольской народно-революционной армии. Более 300 соединений, частей и кораблей награждены орденами Советского Союза, 25 получили звание гвардейских. Свыше чем 220 соединениям и частям присвоено почетное наименование Хинганских, Амурских, Уссурийских, Харбинских, Мукденских, Сахалинских, Курильских, Порт-Артурских. Победа над Японией далась нелегко Советским Вооруженным силам. Потери составили: безвозвратные – 12 031, санитарные – 24 425 солдат и офицеров. Японская и марионеточные армии потеряли около миллиона человек, из них только регулярных японских войск почти 84 тысячи убитыми и около 610 тысяч пленными. Захвачено много трофеев (орудий и минометов, танков, самолетов и другого военного снаряжения и имущества). День победы над Японией 3 сентября 1945 г. был объявлен ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ. В Обращении к советскому народу 2 сентября 1945 г. И.В. Сталин сказал: «Это означает, что Южный Сахалин и Курильские острова отойдут к Советскому Союзу и отныне они будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от японской агрессии» (И.В. Сталин. Т. 15, Ч. 3, С. 892). Сегодня, празднуя историческую победу августа-сентября 1945 г., важно не забывать о давних японских поползновениях на обладание обильными российскими сибирскими и дальневосточными землями, да и развенчивать надо несостоятельность возобновившегося отрицания в разгроме милитаристской Японии и победном завершении Второй мировой войны политической и военной силы Советского Союза. В.В. СУХОДЕЕВ. «Отечественные записки» ertata Тэги: а.м.василевский, армии, вов., военная, война, вторая, дальневосточная, интересное., история, история., кампания, квантунской, курилы, мировая, назад, непознанное., разгром, разное., русской, сахалин, ссср, ссср., япония Не могу предавать образ героя.2015-08-18 12:36:28+ развернуть текст сохранённая копия Если бы не было телевизора, сказал кто-то с улыбкой, у нас был бы другой политический строй. Не пугайтесь, кому не надо, и не заводите дело. Курс имелся в виду курс. Впрочем, власть имущие и сами это понимают. Поэтому и бдят денно и нощно. Из советских фильмов, которые очень любят зрители, все комедии да комедии крутят, а на темы героико-патриотические допускают лишь единицы. И то по обыкновению к праздникам или юбилеям военным. Но раз уж заговорили о патриотизме, мелодию гимна и значок ГТО у Советского Союза позаимствовали, то почему бы не дать по так называемым социальным каналам, например, первый в отечественном кинематографе фильм о секретной разведке «Подвиг разведчика», что вышел в 1947 году, спустя всего два года после окончания Великой Отечественной войны? Нет, боятся. Чего? Почитайте, о чем писали авторы его сценария: «Мы избрали нашим героем человека, воспитанного для борьбы за социализм в условиях, какие даже во время войны считались трудными. Мы не задумывались о его моральных, о его положительных качествах – для нас они были условием создания этого образа. Мы писали о человеке, воспитанном ленинской партией, о коммунисте, о солдате Феликса Дзержинского». А сегодня и памятник-то Феликсу Эдмундовичу на площади перед организованной им спецслужбой вернуть на место страшатся. Чекисты, понимаешь... Режиссер кинокартины «Подвиг разведчика» Борис Васильевич Барнет, создатель мирового шедевра «Окраина» и других заметных кинопроизведений, нередко строил их на остром, динамичном сюжете, скажем, как в «Мисс Менд» по роману Мариэтты Шагинян. Но там фантастика, пусть и сопряженная ассоциативно с действительностью, а здесь в зрительный зал придут недавние фронтовики, и надо психологически убедительно проработать каждую мизансцену, учесть каждую деталь, чтобы фабула, при всей ее необычности, соответствовала правде жизни. Ему это удалось благодаря прежде всего верному выбору актера на главную роль – Павла Петровича Кадочникова. После премьеры «Вечерняя Москва» напишет: «Павел Кадочников, известный советскому зрителю исполнитель характерных (Владимир Старицкий в «Грозном») и лирических (композитор в «Антон Иванович сердится»; Ленька Сухов в «Свердлове») ролей, создает чрезвычайно сложный образ майора Алексея Федотова. Актер удачно подчеркивает и гибкий ум, и непоколебимую волю, и железное мужество советского разведчика, не позируя, не переигрывая. Мягкость и простота П. Кадочникова делают образ Федотова человечным и привлекательным». Не ошибся режиссер и в том, что соединил в сценарную группу таких разноплановых специалистов, как Константин Исаев, Михаил Блейман и Михаил Маклярский, кстати, профессиональный разведчик. Они сделали по пьесе последнего оригинальный сценарий, позволивший не только ведущему исполнителю, но и остальным, раскрыть свое актерское дарование. Снималась картина на Киевской студии и многие роли играли украинские актеры из национального Театра имени И.Я. Франко. Хотя кто и кого тогда спрашивал, русский ты или украинец. Не как сейчас, в безумную пору буржуазной реставрации, когда то и дело слышишь: «москаль», «хохол», «жид». Мы же, послевоенные мальчишки (я жил на Урале, в Свердловске), любовались статным, с выразительно внушительным лицом Виктором Добровольским – Генералом разведки; восхищались отважной радисткой Лизой – актриса Елена Измайлова родилась в Днепропетровске, но всю жизнь прослужила в Государственном академическом театре имени Е.Б. Вахтангова; ненавидели предателя Бережного в исполнении Дмитрия Милютенко. Нас захватывающе волновала судьба агронома-подпольщика Григория Лещука, чей колоритный образ создал Амвросий Бучма, который родился во Львове, еще в далеком 1905 году выходил на сцену с труппой «Руська Бесiда», а в период съемок картины был еще и художественным руководителем киностудии. В фильме актер запомнился и диалогом с Кадочниковым-Федотовым, конспирировавшимся под немецкого торговца щетиной Эккерта: «У вас продается славянский шкаф? – Шкаф продан, осталась никелированная кровать с тумбочкой». И как бы ни пытались либеральные критики потом, в перестроечные годы, опорочить эти вырванные из общего текста фразы, их анекдоты выветрились, а фильм с интересом смотрят сейчас по интернету зрители молодые и немолодые. А тогда, в 1947-м, «Подвиг разведчика» занял первое место в прокате, его фактически увидела – от экрана столичного кинотеатра «Ударник» до колхозной киноустановки – вся страна, от мала до велика. Картина была удостоена Сталинской премии. Звания лауреатов получили сценаристы, актер Павел Кадочников, режиссер Борис Барнет, который к тому же сыграл немецкого генерала фон Кюна, похищаемого Алексеем Федотовым вместе с необходимой секретной перепиской. Коллизия эта, по сегодняшним меркам несколько наивная, таковой все же не кажется, поскольку эпизод схватки Федотова с немцем показан нам с достоверностью, ну, чисто физической. Ведь Кадочников был хорошим спортсменом, дублеров не признавал, а Барнет занимался боксом профессионально. Следя за этим поединком, зрители, даже взрослые, подчас аплодировали, будто в театре или в спортзале. Когда же Кадочников-Федотов-Эккерт произносит в немецкой форме тост «За нашу победу!», сделав ударение на слове «нашу», кое-кто в зрительном зале, помню, в порыве вставал... Многие из нас тогда уже читали в газетах о Герое Советского Союза Николае Ивановиче Кузнецове, прототипе Алексея Федотова, кому тоже в конце фильма вручали в Кремле орден Ленина и Золотую Звезду Героя. И мы по-мальчишески гордились, что и Кузнецов родился в уральском селе Зырянка, учился в лесном техникуме свердловского городка Талица, и Кадочников провел детство в здешних краях. С выходом фильма на экран Павел Петрович Кадочников стал знаменитым и у нас в стране, да и за рубежом. Конечно, после поджигательской речи Черчилля 5 мая 1946 года в Фултоне развернулась холодная война, мешал «железный занавес». (И чего это В.В. Путин на прошлогодней прямой линии назвал его «советским изобретением»?! Давно известно, что еще в 1919 году на Парижской мирной конференции французский премьер-министр Жорж Клемансо заявил: «Мы желаем поставить вокруг большевизма железный занавес».) И все-таки «Подвиг разведчика» показывали в советских посольствах и торгпредствах, Союзэкспортфильм исправно трудился, доставляя киноленты и в капстраны, и в страны народной демократии. Другой бы на месте Кадочникова возгордился от славы и льгот, а он, как и раньше, появлялся на заснеженном пляже у Петропавловской крепости в плавках и резиновой шапочке, стройный, мускулистый, улыбчивый, плескался в студеной воде вместе с такими же любителями закаливания, за что был избран председателем местного клуба «моржей». Он и жил неподалеку на Кировском (Каменноостровском) проспекте, в доме №2, где потом установят в его честь мемориальную доску, и по сей день украшаемую красными гвоздиками... *** Простоты, общительности Павлу Кадочникову не пристало занимать. Родился он в рабочей семье 29 (16) 1915 года в Петрограде. Во время Гражданской войны отец с матерью и двумя детьми переехали на Урал, в село Бикбарда, ныне Пермского края, на отцову родину. Учился Паша в школе крестьянской молодежи хорошо, проявлял и немалые способности к искусству – играл на балалайке и мандолине, пел частушки, рисовал. Мечта быть художником, казалось, приблизилась, когда Кадочниковы в 1927 году возвратились в Ленинград и он поступил в художественную студию. Однако заниматься рисованием пришлось урывками: тяжело заболел отец, работавший на заводе «Красный путиловец», и мальчика устроили сюда же учеником слесаря. Но прошло два года и он страстно увлекся театром, поступил на актерское отделение техникума при ТЮЗе, где первым учителем его стал режиссер Алексей Авдеев. Человек чуткий, внимательный, он-то и отвел Павла к опытному педагогу Борису Зону, чей курс вскоре влился в Ленинградский театральный институт, а в 1935 году, по окончании учебы, Кадочникова зачислили в Новый ТЮЗ. На этой сцене он сыграет пастуха Леля в «Снегурочке» А.Н. Островского, Богатыря и Коршуна в сказках А.С. Пушкина, Патриарха в его «Борисе Годунове, различные роли в произведениях советских драматургов. Школу молодой актер прошел неплохую, его хвалили критики и коллеги, но главные достижения будут, разумеется, в кино... Нового и бесспорного успеха – после роли разведчика Федотова – Кадочников добился, воссоздав образ легендарного летчика Алексея Маресьева, оставшегося из-за тяжелого ранения без обеих ног и вновь ставшего пилотом. Кинокартина поставлена Александром Столпером по прозе Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». «Творческий коллектив, – вспоминал режиссер, – выехал в район Звенигорода (Московская обл.). Тут проводили съемки сцен, где показывалось, как раненый Мересьев пробирается по лесу. Большая и трудная задача выпала на долю Павла Кадочникова. Все сцены эти он играет один, без слов. При съемках ему по пять-шесть часов приходилось лежать на снегу, грим часто менять... Неоценимую помощь оказал нам сам Алексей Петрович Маресьев. Он приехал к нам на съемки, подолгу беседовал с Кадочниковым, восстанавливал детали своего героического подвига». А Кадочников в своей книге «Оставайтесь молодыми» о личном знакомстве с Маресьевым напишет: «Впервые я с ним встретился под Звенигородом, где мы квартировали в доме отдыха Академии наук. Маресьев шел по длинному коридору чуть покачивающейся походкой. Мы узнали друг друга издали. Я подошел к нему, крепко пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он еще крепче пожал мою руку и почему-то очень смутился. Позже я записал себе в дневник: «Прославленный летчик. Герой Советского Союза, человек о подвиге которого знает чуть ли не весь мир, застенчив». И вполне закономерно, что в прокатной статистике картина заняла второе место, создатели его, и Кадочников в их числе, получили Сталинскую премию второй степени. А вот Сталинской премией первой степени актер был удостоен за роль Алексея Николаевича Ковшова, заместителя главного инженера на нефтепроводе Оха–Софийск в фильме Столпера по роману Василия Ажаева «Далеко от Москвы» (1950). И роман и фильм, между прочим, доподлинно разоблачает гуляющую и сегодня по либеральным изданиям версию, будто на подобных стройках «вкалывали» одни зэки. Нет, отнюдь. Нужны были и по-современному подготовленные, начитанные, высококультурные специалисты. Об этом интересно, с воодушевлением рассказывал мне сам Павел Петрович Кадочников. Мы познакомились в 1972 году, не раз беседовали на Ленфильме, в местах официальных и не только. Как-то даже на медосмотре оказались в одной больничной палате, разделенной легкой занавеской, и о чем только не переговорили. Собеседник он увлекательный, разговор строит выразительно, я бы сказал, с литературной взыскательностью, недаром же в институте преподавал до войны технику сценической речи. К слову, последний съемочный день комедии «Антон Иванович сердится» пришелся на 21 июня 1941 года... А утром 22 июня фашистские войска напали на нашу Родину, началась Великая Отечественная война. В тот же день Кадочников пришел в райком комсомола с заявлением записать его в народное ополчение. Его записали, выдали повестку «на формирование», но вскоре вызвали и сказали: «Возвращайся на Ленфильм. Ты в «Обороне Царицына» снимаешься, у самих братьев Васильевых. Их «Чапаева» каждый знает, и фильм ваш имеет оборонное значение. Считай себя солдатом и выполняй свой долг!» Рассказал мне Павел Петрович и о том, что давным-давно мечтал попробовать себя в режиссуре, да все не решался. Но после встречи с Маресьевым, словно бы исподволь, стал задумываться, есть ли предел творческим возможностям человека, и если есть, то где он, видимый иль невидимый, за которым творческий дух требует чего-то нового, неизведанного. Осилит актер новую профессию? И как уйти от подражательства, к чему тянет на первых порах. Учиться у больших мастеров одно, но негоже, говорил он, примеривать их одежды на собственные слабые плечи. Когда Кадочников решил снимать «Музыкантов одного полка», первую свою кинокартину, которая выйдет затем на экраны в 1965 году, то уже поработал со многими видными, помимо названных, режиссерами, хорошо изучил своеобычный стиль каждого. Имена их и поныне на слуху. Сергей Иосифович Юткевич, написавший о нем в 1948 году статью в «Огоньке» под заголовком «Зрелость таланта», снимал Кадочникова еще в 1938-м в «Человеке с ружьем», затем в фильмах «Яков Свердлов» (1940), «Здравствуй, Москва!» (1945), «Пржевальский» (1952), а позднее «Ленин в Париже» (1981), где актер сыграет Поля Лафарга, французского экономиста, теоретика-марксиста, журналиста, политика, мужа дочери Карла Маркса Лауры. Роль эта поможет актеру глубже осмыслить значение политической составляющей режиссерской работы, ее взаимосвязи с художественным процессом. В дневник свой Павел Петрович выпишет позже слова Юткевича: «Так же как композитору, вероятно, слышится та или иная мелодия сначала только как сольная песня, или как фортепьянный прелюд, или как скрипичный концерт, так же как живописец видит внутренним оком тот или иной сюжет в жирном мазке масляной краски, или в карандашном штрихе, или в очертании черно-белого пятна гравюры, – так и режиссер ощущает первично свой замысел то ли в патетике трагических образов, то ли в плакатных, ярких и броских сатирических силуэтах, или контуры будущего фильма видятся ему в строгих, почти документальных формах, или как прозрачная лирическая арабеска». Снимали Павла Кадочникова прежде и Павел Петрович Петров-Бытов («Разгром Юденича»), и Александр Викторович Ивановский («Антон Иванович сердится»), и Сергей Михайлович Эйзенштейн («Иван Грозный»), и Михаил Константинович Калатозов («Заговор обреченных»), и Иосиф Ефимович Хейфиц («Драгоценные зерна», «Большая семья»), и Владимир Александрович Чеботарев («Сын Иристона» – о классике осетинской литературы и живописи Коста Хетагурове в роли поручика Джамбула Дзахсорова), и Григорий Васильевич Александров («Русский сувенир»), и Ефим Львович Дзиган («Пролог» – о русской революции 1905 года в роли А.М. Горького). Важным для дальнейшего творческого пути артиста, освоения им разных кинематографических жанров станут две главные роли в комедии Семена Алексеевича Тимошенко «Запасной игрок» (1954) – актера Ивана Ивановича Светланова и якобы профессора Дедушкина, когда Павлу Петровичу потребовалось брать уроки бокса у неоднократного чемпиона СССР Ивана Князева, который лестно отозвался о его физических данных: «Второй разряд тебе обеспечен, а, может, и первый». Полезной будет и встреча Кадочникова с режиссером Надеждой Николаевной Кошеверовой. В ставшей необычайно популярной картине ее и Александра Ивановского «Укротительница тигров» он сыграет мотогонщика Федора Ермолаева рядом с такими мастерами комического жанра, как Сергей Филиппов, Константин Сорокин, Павел Суханов, Леонид Быков, органично вписавшись в общий контекст, но и не утрачивая личностного геройского начала, а в 1956 году снимется у Кошеверовой и в комедии «Медовый месяц». *** И вот 1965 год – режиссерский дебют Кадочникова – героическая комедия «Музыканты одного полка», снятая вместе с другом своим Геннадием Ивановичем Казанским по сценарию Леонида Любашевского. Взяв давнюю пьесу его, режиссеры создали увлекательную и трогательную трагикомедию о том, как во времена становления молодой Советской республики в оркестр к иностранным интервентам, покидающим ее пределы, устраивается наш подпольщик Алексей Илютинский (Юрий Соломин) под видом валторниста, причем лишенного какого-либо музыкального слуха, и похищает план вражеской обороны, спасает от расстрела большевика Макеева (Николай Еременко-старший), председателя губисполкома. В этой картине что ни роль, то известный по многим советским лентам артист: Борис Чирков, Игорь Горбачев, Владимир Васильев (режиссер), Константин Адашевский, Николай Боярский, Аркадий Трусов, Степан Крылов, Николай Кузьмин, Аркадий Суснин, Николай Горлов, Олег Белов, Константин Кадочников, сын, сам Павел Петрович в образе полкового музыканта Игоря Чулковского, – и все они умело соединены в многомерный единый ансамбль. Ничего не скажешь, удачный дебют. Зато кинокартину «Снегурочка» на основе «весенней сказки» А.Н. Островского ставил Кадочников сугубо самостоятельно, еще и сыграв царя Берендея. На роль пастуха Леля, тщательно им разработанную в тюзовском спектакле, он пригласил Евгения Жарикова, на роль Снегурочки – заканчивавшую Щукинское училище Евгению Филонову, потом актрису Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя, захваченного теперь либералами-скабрезниками во главе с поразительно бездарным, но при этом обвешанным их дутыми премиями К. Серебренниковым. Безобразия этого Евгения Михайловна уже не увидела, скончавшись в 1988 году от неизлечимой болезни. «Славная она актриса была. Растаяла, как и ее героиня, – говорил мне Сергей Николаевич Филиппов, кому Кадочников дал роль Бармяты, приближенного царя, роль не комическую, о чем он нет-нет и мечтал. Я бывал дома у него и его супруги Антонины Георгиевны Голубевой, автора книги «Мальчик из Уржума» о юности С.М. Кирова, в «писательском доме» на канале Грибоедова. Фильм вышел первостатейный. Да, трагичный, но и светлый, ладный, чисто русский. Посмотри, сколько там хороводов, народных песен, плясок, игр позабытых. У Павла Петровича все хорошо получилось. И актерски и как режиссер он себя показал. Ну и все мы разыгрались в полную силу – Женя Жариков, Борис Химичев (Мизгирь), Ирина Губанова (Купава) – все-все, кто делал картину. Красиво снял родные пейзажи оператор Александр Чиров. Подобрал, по-мастерски обработал народные мелодии Владислав Кладницкий, он композитор отличный. Но главное, главное – новый режиссер на Ленфильме появился!». Гораздо сложнее шла работа над фильмом «Серебряные струны» (1987) о создателе первого в России оркестра русских народных инструментов Василии Васильевиче Андрееве, которого интересно сыграл Александр Галибин. Сначала кадочниковский сценарий долго мариновали в московских инстанциях, а на Ленфильме и вовсе его потеряли, авторство даже в суде приходилось доказывать. Благо, помогали Павлу Петровичу снимавшиеся в картине и близкие по патриотическому настрою артисты – Игорь Горбачев, Владимир Балашов, фронтовик Сергей Полежаев, Павел Кашлаков, другие друзья и соратники. Однако силы Кадочникова заметно подтачивались. Тяжело, хоть не показывая на людях, переживал он трагедии в семье: когда погиб в Прибалтике при загадочных обстоятельствах сын Петр, тоже снимавшийся с ним актер, когда умер от инфаркта старший сын Константин. А сам Павел Петрович, рассказывают, как-то встал с постели и вдруг рухнул замертво. Случилось это 2 мая 1988 года. Похоронили его в родном Ленинграде, на Серафимовском кладбище, рядом с сыновьями. Позднее похоронят здесь и жену его Розалию Ивановну, начинавшую работать с ним еще на тюзовской сцене... *** Нынче почему-то считается, что в семидесятые годы Кадочникова долго не снимали, пока в 1977-м его не пригласил Никита Михалков в свою «Неоконченную пьесу для механического пианино» на роль Ивана Ивановича Трилецкого. Причин при этом не называют и ничего толком не объясняют. Мол, поссорился с неким «начальством», хотя не в том вовсе дело. Слухи такие распространяют те, кому не по нутру была и остается идейная позиция Павла Петровича – позиция русского советского патриота и, конечно, им созданные образы героев – верных своему народу, строившему на своей Родине общество социальной справедливости и духовного, культурного богатства. И он этого ни от кого и никогда не скрывал, выступая, помнится, на открытых партийных собраниях, при всем честном ленфильмовском народе. Тут присутствовали и рабочие, и технические работники, порой награждавшие его аплодисментами, а не только «избранные творцы», среди которых окажутся и те, кто покинет «эту страну». Творческой работой Павел Петрович занимался неустанно, без перерывов, как и свойственно истинному творцу. Обдумывал новые темы, пробовал, сомневался, а то и ошибался. В 1974 году на Азербайджанфильме сыграл, например, немецкого разведчика, направляемого под именем советского инженера на нефтепромыслы – как бы «Подвиг разведчика» наоборот, но зарекся, сказав: «Однажды став героем советского народа, я не имею права предавать этот образ». С такими чувствами сниматься он и продолжал, отдавая предпочтение ролям либо классическим, как «важный барин» Кучумов у режиссера Евгения Семеновича Матвеева в «Бешеных деньгах» А.Н. Островского; либо историко-революционным, как в 1979 году на Свердловской киностудии у Владимира Павловича Любомудрова в главной роли управляющего конезаводом Уварова; либо у Геннадия Ивановича Полоки и тоже в главной роли – заслуженного учителя, рассказывающего об истории своей страны, – в «Нашем призвании» на Беларусьфильме и в его ленфильмовском продолжении «Я – вожатый форпоста». Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Павел Петрович Кадочников и сам был для нас, преданных его зрителей, настоящим героем, которому вместе с созданными им образами хочется соответствовать. Вечная слава его творчеству. Эдуард ШЕВЕЛЕВ. Газета «Советская Россия» Уважаемый Валентин Васильевич! Посылаю Вам очерк о выдающемся советском актере и режиссере, народном артисте СССР, Герое Социалистического Труда П.П. Кадочникове к 100-летнему юбилею его: 29 (16) июля 2015 года. С Павлом Петровичем я был хорошо знаком, встречался с ним в разные годы. Это был настоящий советский человек, к кому вполне подходит – в согласии с сыгранным им героем – такое определение. Преданный своей Родине, своему народу, он жил во славу и благополучие их, работал честно, страстно, открыто, всю душу, весь талант отдавая любимому Советскому искусству. Создав яркие образы русских и советских Героев с большой буквы, Павел Петрович даже отказывался исполнять роли врагов, искренне уважая зрителя, в чьем представлении он соединился накрепко с темой героической, подлинно патриотической, ныне твердо отстаиваемой народной газетой «Советская Россия». С наилучшими пожеланиями газете ertata Тэги: артисты, биографии, биографии., интересное., история., кино, кино,, культура, люди, люди,, назад, непознанное., п.п.кадочников, советское, ссср, ссср., судьбы, судьбы,, театр. Страдательный залог.2015-08-17 17:45:15+ развернуть текст сохранённая копия О культуре и проблемах выбора «Эх! эх! придёт ли времечко, В далёком дошкольном детстве я как-то раз услышала словосочетание «страдательный залог». Это была радиопередача о некоем поэте - сейчас уже трудно вспомнить, о ком именно! - так вот литературоведы подсчитали, что данный автор часто использовал страдательный залог, дабы подчеркнуть, заострить и усилить... Мне же сие представилось следующим образом: стихотворец, как и положено порядочному дореволюционному пииту, вещал о невыносимых страданиях народа. Отсюда такое наименование. Несколько позже я узнала: такой залог всего лишь показывает претерпевание объектом какого-либо действия, а речь могла идти о возводимом дворце и обожаемой принцессе. Но особое, щемящее чувство от «страдательного залога» всё же осталось. Объект претерпевает, не являясь субъектом, то бишь (как нас опять-таки учили в СССР) – не может быть активным творцом своего счастья. Созидателем новизны и покорителем вершины. Почему вдруг я вспомнила тот давнишний случай и наше старое радио? Так уж случилось, что в своём блоге я часто пишу о советской бытности – по большей части восторженно, нежели скептически, поэтому мне приходится читать многочисленные комментарии и даже – целые письмена, которые, так или иначе, соотносятся с моими воспоминаниями. Характерный рефрен ностальгирующих людей таков: «Вы всё верно пишете! Раньше нас тянули к свету, показывали всё лучшее, а теперь…» Пока ничего ужасного, правда? Ведь прав он, этот разочарованный хомо-постсоветикус – по радио нам рассказывали о поэтах, звучала классическая музыка; телеящик тоже выдавал красивые и добрые слова, …а не похабные песенки вперемешку с дурацкой рекламой и звуками поножовщины из очередного сериала «про бандитов». Подпишусь под каждым словом, под каждым смыслом! Но я-то понимаю, что всё это создали мы сами. Коллективно выбрали. Посчитали, что хороши «все жанры, кроме скучного». Позавидовали Голливуду. Польстились на «Шоу Бенни Хилла». Обалдели от сочной прелести видеоклипов Си Си Кетч. Давно это было – в эпоху поздней Перестройки. Вот это да! У них там – круто, смачно, весело! Круглосуточная дискотека и вечный Лас-Вегас. Сериалы про любовь с шикарными мужиками и нарядными тётками. «А это кто в короткой маечке? Я, Вань, такую же хочу!», - как пел незабвенный Владимир Семёныч, правда, по иному поводу. Кто виноват, что большинству интересно именно такое? Про любовь под пальмами да про скандалы из жизни эстрадной шушеры. Вот тут ностальгирующие господа резко взрываются – они-то знают, кто их вверх и втоптал. Они-то в курсе, кто заставил их катиться вниз и «забить» на всю эту классику. Нет. Не так. Они выявили того, кто не тянет их к свету и не щёлкает хлыстиком по рукам, когда они тянутся к липкой, сладенькой мерзости. Кто допустил и позволил! Потому что следом всегда идут истерические жалобы на… государство, кое теперь никого и никуда не тянет. Оно, видите ли, равнодушное при капитализме. Мол, в прежние-то годы мы ходили в музей, а теперь смотрим ток-шоу, где два с половиной часа обсуждаются адюльтеры стареющих поп-звёзд или ещё какая-нибудь драма из жизни провинциального педофила. Когда-то мы грезили Космосами, а нынче смакуем грязные подробности. Доколе?! И рвут на груди воображаемую тельняшку. Нас заставляют и мучают, приучают к низким жанрам и понуждают к промискуитету. Почитайте эти глянцевые журналишки! Чему учат молодёжь?! Мы-то хотим в музей. Но не можем. Мы живём в…страдательном залоге. Мы – тот самый претерпевающий объект. Верните нам Прекрасное Далёко и светлый путь, уберите «Дом-2», уничтожьте поп-музыку и тогда-то мы всем вам покажем, как нужно делать батман и ценить колористку Ван-Гога. Но это случится не раньше, чем министр культуры, а лучше – сам Путин запретит развлекательные программы и поставит большую глушилку на частоте радио «Шансон». А сами – где? Я бы сказала, где, но проявлю знание политеса, посему молвлю всё то же – в страдательном залоге. …Не так давно я получила гневное, прочувствованное письмо от некоей сорокатрёхлетней дамы – она кляла современную масс-культуру, страдала по классике и со знанием темы костерила передачу Малахова. Из пространного монолога сделалась ясно – женщина всё это потребляет, а потом ещё и переваривает. Знает всех этих телеведущих, певунов, девочек на подтанцовках, любовников престарелых див и пассий олигархов. Знает. Смотрит. Узнаёт на фотографиях. Но – ненавидит. Люто и безбрежно. Душа-то просит чистых флейтовых трелей, а танцевать на офисной корпоративке приходится под Сердючку. Хочется быть умненькой и светлой, музицировать, рассуждать о проторенессансе и постконструктивизме, а потом ещё – «…достать чернил и плакать». А приходится читать о злоключениях второй жены того артиста, который недавно пьяный попал в аварию и расколотил три витрины в Акапулько. Или о новом особняке звездульки N, которая вот уже лет пятнадцать поёт в тесных фосфоресцирующих шортиках, и в одном топовом блоге недавно обсуждался её целлюлит! Аж целых 750 комментариев собрали фотки того целлюлита! Или… о том, как тихий и скромный очкарик вдруг оказался жестоким маньяком и перерезал всех голубоглазых брюнеток в ПГТ Гусь-Товарный. А хочется-то в Эрмитаж! Да! Вернёмся к письму страждущей дамы. Помимо прочего, из того послания я узнала страшное: московский Планетарий…превращён в ресторан для «новых русских», а вместо дворцов детского творчества ныне строятся …публичные дома. Вот тут я, признаться, была поражена. Относительно борделей – не в курсе, ибо меня оные не могут волновать по ряду значимых причин, а вот, что касается Планетария, то здесь, видно, мою собеседницу попутали бесы. Он не токмо работает, но даже в своём основном качестве. Просто сия дамочка пребывает в страдательном залоге – она сама не в состоянии даже набрать в интернет-поисковиках слово «Планетарий» и убедиться - никакой забегаловки на его месте не соорудили. Мне стало интересно: о чём же пишет в своём блоге госпожа-критикесса? Возможно, у неё имеются захватывающие и острые воспоминания о прекрасном СССР? Или сфотографированы памятные артефакты былых времён, вроде значков и вымпелов? О, нет! Оказалось - вот уже три дня её будоражит свадьба чиновника П. с чемпионкой Н. Кроме этого, на ЖЖ - страничке оказалось много пустопорожних сплетен и яростная, но, к сожалению, односторонняя полемика с топовой блогершей, которая издавна утверждала приоритет худых фитнес-красоток над иными формами жизни. А всё – почему? Министр культуры не тащит на канате в консерваторию. Путин не загоняет в Третьяковку. Медведев не отвёл в Планетарий. Виноваты все! Народ надо просвещать, а то мы тут морально разлагаемся! Нам без кнута – нельзя! Нам бы Сталина, тогда мы бы дружно пели кантату из оперы «Тоска», а так мы даже и ударение неправильно ставим – читаем: опера Джакомо Пуччини «Тоска». Тоска, бабоньки, ой какая тоска! И никакой Тоски. Мы страдаем в нашем страдательном залоге, но даже и не двинем задницей, чтобы сие исправить. Потому что не мы должны, а нам - обязаны. Нам (сирым да убогим) мало, чтобы Планетарий был – нам нужно, чтобы властной рукой перекрыли «Миньонов» с попкорном. Тогда мы благоговейно поспешим смотреть на звёзды. Страдательный залог - страдательный замес. Моцарт – по принуждению. Караваджо – из-под палки. Мы хотим, но не получается. Дайте нам пинка и перенастройте мысли. Стимула нам, стимула! …Безусловно, мне тоже нравится, когда фоном звучит Антонио Вивальди, а не какая-то там Сердючка, но так уж случилось, что мы поставлены перед выбором – карабкаться наверх или скатываться в грязь. Государство даёт нам самые разные возможности – ты имеешь право на высокое искусство, но можешь клюнуть на примитивную медиа-жвачку. Проводятся выставки, кинофестивали, экскурсии по городу. Больше того – работают библиотеки! Но ты всё равно бежишь к телеэкрану, когда там обмусоливаются чьи-то свадьбы и чьи-то пороки. Ты сама! А потом – гневно потрясаешь кулачишками в сторону экрана. Тебя опять опустили ниже паркета! Ты – жертва. Страдательный залог – давиться, плакать, но продолжать хрустеть и чавкать. Удобно! Нас же принудили. Быть слабым и несчастным – просто. Позиция жертвы – самая лёгкая. Да, зависим, но зато – никакой персональной ответственности. Все побежали – и я побежал. Все жрут и я – не отстаю. Потому что сие удобно – колыхаться в стаде. Не дай Боже – прослыть белой вороной. Я спросила ту женщину: а зачем вы читаете все эти пустенькие журналы? Зачем смотрите скандальные ток-шоу? Она мне ответила честно и по-простому: «У нас на работе все этим интересуются. Не хочется быть изгоем». Вот кабы стало модно обсуждать научные достижения, как во времена шестидесятников, тогда бы – да. Но что же получается? Людей – взрослых людей! – надо заставлять быть… людьми. Напомню, что писала-то мне сорокатрёхлетняя женщина, у которой недавно родился внук! Мне пишет ба-буш-ка! Пусть и молодая. Но бабушка. То есть существо, которое по всем меркам просто обязано проявлять житейскую мудрость. Если бы всё это высказала её двадцатилетняя дочка, выращенная в окружении покемонов и куколок Барби, я бы ещё поняла. Мол, девочка вдруг узнала о чудесной стране – СССР, где все были чисты, невинны и ходили строем в Планетарий, а тут… бесполые хипстеры, тупые комедии, дурацкие смузи в Инстаграмме. Эххх! Хочу в СССР! А тут – зрелая и даже весьма крупная тётечка, которая никак не может оторваться от сладенькой попсятины. И таких тёть и дядь по стране – миллионы. Все стонут от вида стилиста З. и от эскапад балерины В.; все НЕ хотят знать об их треклятом жизнетворчестве, но как только из «ящика» раздаются позывные разоблачительных телепрограмм, всё те же дяди-тёти тут как тут. Ещё и колбасы с тортиком себе нарубят – чтобы интереснее хавалось. Вы сами это выбираете, а современные медиа так уж нехитро сотканы, что рулит его величество Рейтинг. Если вы не будете откликаться на ток-шоу и прочие эстрадно-развлекательные действа, их попросту закроют. Потому что – зачем? Если акулы пера вдруг просекут, что вы жадно алчете прочесть о музыке Чайковского, а не его же о сексуальной ориентации, они быстренько перестроятся. Потому что им тоже хочется колбасы и тортика, а их детям – новенький айфон или ещё какую-нибудь гадость. Простите, гаджет. При социализме с его плановой экономикой рейтинги были неважны, поэтому «исконные вкусы» толпы никто не выяснял и не считывал. Маркетинг? Смешно. При рыночной же экономике главное – это прибыль, в том числе от книг, программ, концертов, газетных заметок, etc. А что быстрее всего скушается? Лёгкое, не напрягающее, яркое, пряное, «про секс» и «про жуликов». Вот и кушайте свои три аккорда со сплетенками о певичках – на десерт. Вы сами этого хотели. Вам не шестнадцать лет и никто вас не обязан «тянуть к свету». Я начала своё повествование с цитаты из поэмы Некрасова – поэт-гражданин мечтал, что наступит чудесное время и «…дадут понять крестьянину, / Что розь портрет портретику, / Что книга книге розь…». Однако же он писал это в те времена, когда крестьянин ещё не умел отличать Гоголя от «милорда глупого» - ему бы складно буквы читались, и то – хорошо. А сейчас – что? Вы безграмотны? Вы не получили нормального образования …всё в том же СССР, если вас по сию пору тянет на «глупого милорда»?! Вас, видите ли, тянет на «милорда», а государство обязано вас тянуть к свету! Великолепная позиция паразита. Я плохой, потому что мне показали плохих. Я спился, потому что мне наливали. Я жирный, потому что у нас в буфете соблазняющие пирожные. Я изменяю, ибо в журнальчике сказано, что в жизни должно быть сексуальное разнообразие. Среда заела. А уж как заела пятница! И вот сидит да рассуждает среднестатистический мужичок лет этак сорока пяти: «Почему я хожу по пятницам в ночной клуб, а не в консерваторию? Так у нас в офисе так принято! И в соседнем – принято. И потом, я же Инстраграме не хочу позориться – меня там не поймут с фотками на фоне скрипачей. Я хочу, да. Очень. Но …что скажут бухгалтер Люся и ресепшен-гёрл Илона? А Витёк с Димоном? Эх, а как было хорошо в пионерском детстве! Какие фильмы! Какие смыслы! Вот кабы нам опять стали показывать разумное-доброе-вечное, я бы тут же стал чище и лучше!» А пока – милорда нам, милорда. Глупого. Потому что мы сами… такие. Галина Иванкина ertata Тэги: быт, бытие, бытие., власть, история., кино,, культура, масс-культура, назад, новости., общество, общество., россия, сми, события., современная, ссср, ссср., театр., ток-шоу Луганск: ровно год назад украинские войска полностью окружили столицу ЛНР и начали методично уничтожать город2015-08-15 11:01:39Год назад киевские силовики заняли ... ">Луганск: ровно год назад украинские войска полностью ... + развернуть текст сохранённая копия Год назад киевские силовики заняли поселок Новосветловка, замкнув, таким образом, кольцо блокады вокруг Луганска. ЛуганскИнформЦентр публикует воспоминания очевидцев, переживших вместе с родным городом тяжелое лето 2014-го. Рассказывает жительница квартала Ватутина Алла. «Есть такая пословица: „Если вы не интересуетесь политикой, то политика начнет интересоваться вами“. Это как про меня. Когда начался майдан и украинская часть общества … Читать далее Луганск: ровно год назад украинские войска полностью окружили столицу ЛНР и начали методично уничтожать город Тэги: год, луганск:, назад, общество, ровно От советского информбюро… «Ельнинский удар».2015-08-04 14:21:41От советского информбюро… ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА + развернуть текст сохранённая копия От советского информбюро… ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ...Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил отечественной войной и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу. ...Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами. 22 Июня 1941 года «Ельнинский удар». Владимир Ставский В течение 8 сентября наши войска вели бои с противником на всем фронте. На Смоленском направлении двадцатишестидневные бои за г. Ельня под Смоленском закончились разгромом дивизии "СС", 15-й пехотной дивизии, 17-й мотодивизии, 10-й танковой дивизии, 137, 178, 292, 268-й пехотных дивизий противника. Остатки дивизий противника поспешно отходят в западном направлении. Наши войска заняли г. Ельня. Из сообщения Совинформбюро 8 сентября 1941г. По обе стороны большака, тут и там, в ложбинах, в кустах, на обратных скатах бугорков и просто у обочины пути высятся штабеля снарядов, горки винтовочных патронов в картонной упаковке. Поодаль, на огневых позициях, видны орудия. В нескошенной ржи, в дубовых кустарниках, в окопах валяются винтовки, автоматы, пулеметы. И по тому, как все это брошено, оставлено, рассеяно, нетрудно понять, какая здесь была паника, в каком животном страхе, забыв обо всем, кроме собственной шкуры, удирали отсюда хваленые дивизии Гитлера. Да и как им было не удирать! Обратите внимание: позиции противника все в воронках от разрывов наших снарядов. Все места где был враг, исклеваны огнем нашей артиллерии. Овраги, канавы, долины у деревень - вернее, у пепелищ населенных пунктов, уничтоженных фашистами, - завалены трупами насильников, топтавших нашу священную землю. Деревенька за деревенькой. У дворов - колхозники. Радостные возгласы слышны в вечернем воздухе: И тут же -сдавленное рыдание женщин, плач детей над пожарищами. Все это - и сожженные деревни, и истоптанные вражескими, кованными в двадцать шесть гвоздей сапогами, поля и перелески, - все это свидетельствует о гнусном облике фашизма, все это вопиет о священном возмездии заклятым врагам. Позади остались высотки. Впереди в котловине расположен город Ельня. Здесь, в Ельнинском районе, свирепствовали гитлеровские банды. Какими словами выразить, какими словами поведать о неслыханных преступлениях фашистских злодеев?! Город Ельня выжжен. По улицам, полным пепла, гари и смрада, ходят бездомные жители. Красноармейцы собирают трофеи, закапывают вражеские трупы, восстанавливают взорванные мосты. Гром артиллерийской канонады доносится с запада за добрых два десятка километров. Там доблестные части наши продолжают громить врага. Здесь, в освобожденном от гитлеровских бандитов районе, началась новая, полная напряженных трудов и усилий страница жизни. Более полусотни сел и деревень отбито у врага. А Ельня, вся ельнинская округа вошли отныне в историю Великой Отечественной войны как места, где были ожесточенные бои и где наголову разбита крупная армейская группировка противника. Ельня... Сюда после Смоленска ринулись фашистские орды. Здесь, в этом старинном русском городке, сходились многие пути. Отсюда шли большаки на север, на северо-восток, на восток и юго-восток. Отсюда, из этого узла дорог, гитлеровцы думали развивать наступление - двигаться на Москву и на юг. Немецкое командование учитывало особый рельеф Ельнинского района. Окруженный высотами, покрытый лесными массивами, изрезанный оврагами. Ельнинский район казался противнику особенно удобным для сосредоточения крупных сил. Не останавливаясь перед потерями, устлав пути к Ельне трупами и залив кровью своих солдат, фашистское командование добилось захвата Ельнинского района. Это было в июле. С тех пор противник не прошел дальше ни шагу. Советское командование разгадало его замыслы. Оно в полной мере оценило все значение Ельни и ее района, поставив задачу: разгромить здесь врага. После вдумчивой подготовки и выработки плана действий наши войска перешли в наступление. Удар был рассчитан методично и точно. Нанесен он был неотразимо. В первые же дни оказались разгромленными части 10-й танковой дивизии врага. Наши воины под командованием энергичного и веселого украинца полковника Утвенко растрепали и уничтожили полки 15-й дивизии противника, захватив при этом тяжелые орудия, боеприпасы и пленных. К слову сказать, эти орудия были обращены в сторону врага. Умело и доблестно действовали части полковника Миронова, командиров Некрасова и Батракова. Гитлеровцы перешли к обороне. На командных высотах они создали крупные узлы сопротивления, построили окопы, дзоты, проволочные заграждения. В их блиндажах были не только бревенчатые перекрытия, накаты и полутораметровые настилы земли, но и рельсовые перекрытия. Несмотря на все это, враг нес огромные потери от нашего артиллерийского огня. Я говорил с пленными. Они рассказывали, что советский артиллерийский огонь подавляет их морально, уничтожает в их убежищах и укрытиях. Однако в эти дни вражеская группировка полностью еще не была разгромлена. Главное командование фашистской армии, придававшее большое значение району Ельни как выгоднейшей позиции для дальнейшего наступления, стремилось любой ценой удержать в своих руках этот район. Оно подтягивало сюда все новые дивизии. После короткой передышки наши части с новыми силами ринулись на врага. Пехота, артиллерия, танки и авиация действовали согласованно. В первых числах сентября этот натиск особенно усилился. И вражеские дивизии дрогнули под нашими могучими ударами. В ночь на 5 сентября под покровом темноты, оставив обреченных на смерть автоматчиков и минометчиков для прикрытия, открыв яростный артиллерийский и минометный огонь по нашим частям, захватчики в беспорядке и панике отступили. В боях под Ельней беззаветную преданность Родине проявили бойцы, командиры и политработники. Воодушевленные высоким чувством советского патриотизма, священной ненавистью к фашизму, они нанесли гитлеровским ордам могучий удар. 9 сентября 1941 года Читай ещё: «В первый день». Илья Эренбург «В пути из Москвы». Всеволод Вишневский «Части прикрытия». Константин Симонов «Капитан Гастелло». Петр Павленко, П. Крылов Город в броне. ertata Тэги: великая, вов., военная, военных, война, ельня, информбюро, история, история., книги,, культура, лет, назад, отечественная, очерки, проза, проза,, россии., советского, ссср, ссср., стихи
Главная / Главные темы / Тэг «назад»
|
Категория «Музыка»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|