2017-01-18 10:32:59
Год назад в Онтарио (Канада) нашли собаку. Она лежала на пустыре около шинного магазина. Читать ...
+ развернуть текстсохранённая копия
2017-01-17 01:04:13
... , соответствующее его наказанию, показывая тем ... /> Любое наказание, налагаемое Богом, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
От Rabbi Aryeh Kaplan
Добро и Зло
Одним из основополагающих принципов еврейской веры является убежденность в том, что Бог в конце концов вознаграждает добро и наказывает зло. В Торе в связи с этим говорится: «Твердыня, совершенно Его деяние, ибо все пути Его правосудны; Б-г верный, и нет кривды, праведен, и прямо это. (Дварим 32:4).
Однако в силу того, что мир существующий (Олам аЗе) должен служить средой для испытаний и достижений, и в силу этого вмещать в себе зло, местом для вознаграждения он служить не может. Поэтому Бог создал другое измерение, будущий мир (Олам аБа), совершенно не похожий на этот мир, преисполненный добра, и именно он является местом для вознаграждения.
Таким образом, мир, в котором мы живем, по сути представляет собой коридор, или же место для подготовки, в котором человек должен заслужить свою награду, а будущий мир – это место получения окончательной награды.
Хотя основная награда за добро ожидает человека не в этом мире, Бог все же дарует определенные блага и здесь, чтобы поощрить праведных, показывая им, что добро вознаграждается. Царь Давид, молясь о таком поощрении, сказал: «Сотвори для меня знамение к добру, увидят ненавидящие меня и устыдятся, ибо Ты, Г-сподь, помог мне и утешил меня.» (Теилим 86:17). Точно так же Бог карает в этом мире нечестивых, что служит предостережением и для них, и для тех других, кто мог бы поддаться искушению и последовать их примеру. Бог вознаграждает человека, создавая ему такие условия, в которых он сможет совершить больше добрых дел.
Зачастую Бог вознаграждает людей за добрые дела, создавая им условия, в которых они смогут творить больше добра. Иногда с этой целью Он увеличивает материальное благосостояние такого человека. Если после этого человек с умом использует свои блага, они могут возрастать еще и еще, до тех пор пока он не будет в состоянии достичь добра и в этом мире, и в следующем…
Все награды, получаемые праведниками в этом мире, — это безусловный дар, как процент за совершаемые ими дела. Поэтому они никоим образом не уменьшают его будущую награду. Истинное вознаграждение праведных находится в Будущем мире, и уменьшить его не может никакая сила на земле…
Человеку не дано знать, получит ли он свою награду за добрые дела в этом мире или же в последующем, ведь решение этого вопроса всецело в руках Бога. Точно так же нельзя просить награды для себя исходя из справедливости, так как Бог ничего не должен никому из людей за творимое ими добро. Достаточной наградой человеку за все его благие дела служит уже тот простой факт, что Бог дает ему жизнь и заставляет солнце светить над ним … Добро и зло не исключают друг друга
Окончательная награда за добро – бесконечна, а наказание за зло – временно. Из-за такого несоответствия совершаемое человеком добро ни в коем случае не компенсирует собой то наказание, которого он заслуживает за свои злые дела.
Поэтому нас учат, что Бог не примет подкуп в виде добрых дел ради уменьшения наказания. Даже если человек поспособствует тому, чтобы добрые дела совершали многие, его все равно ждет наказание за грехи. Тем не менее добрые дела могут отсрочить наказание, чтобы дать ему шанс раскаяться, или уменьшить его страдания, если он уже раскаялся.
И наоборот, зло не сводит на нет добро, и даже очень нечестивый человек все равно получит награду за совершённое добро, если он его совершал. Лишиться награды за добрые дела может лишь тот, кто сожалеет о том, что их совершал, как сказано: «А если отступит праведник от праведности своей и станет совершать несправедливость, делая все те гнусности, какие делает нечестивый? И будет он жив? Все благие дела его, которые он совершил, не будут вспомянуты; за вероломство его, с которым предал, и за грех его, которым согрешил, – за них умрет. » (Йехезкел 18:24). Не наказание, а последствия
Точно так же, как Бог создал самоподдерживающуюся систему законов физики, Он создал и самоподдерживающуюся систему духовных законов. Бог сотворил мир таким, чтобы благо для человека совершалось не как награда за его дела, а как непосредственный результат его дел. То же относится и к злу, настигающему человека. Поэтому сказано: «Правда хранит идущего непорочным путем, а нечестие губит грешника» (Мишлей 13:6)…
Обычно Бог делает результат соответствующим деянию, но в противоположную сторону. Так, к примеру, человеку, ищущему почестей, часто бывает в них отказано, а тот, кто сторонится признания, будет в почете у окружающих. Поэтому сказано: «Высокомерие человека унижает его, а смиренный духом стяжает честь» (Мишлей 29:23).
Так же, как Бог наказывает человека в соответствии с его грехами, Он проявляет и милосердие, соответствующее его наказанию, показывая тем самым пример, как следует исправлять причиненный вред. Поэтому наши мудрецы учат нас, что Бог исцеляет тем же, чем поражает… Божественное происхождение
Изучение Торы чрезвычайно важно для выживания еврейского народа. Пренебрежение ею может привести к краху. Поэтому Бог сказал своему пророку: «за то, что оставили они Тору Мою, которую Я дал им, и не внимали голосу Моему, и не следовали ему» (Йирмиягу 9:11-12).
С другой стороны, изучение Торы служит для защиты еврейского народа, как поодиночке, так и всех вместе, ведь сказано: «Древо жизни она для придерживающихся ее, и опирающиеся на нее счастливы» (Притчи 3:18).
Цели Бога при сотворении мира были исключительно альтруистическими: безусловно дарить свое бесконечное добро. В самом деле, так как ни одно существо, имеющее свои пределы, не может заслуживать такой доброты за одни лишь собственные достоинства, это было целиком и полностью деяние любви и милосердия. Поэтому сказано: «Мир милостью устроен» (Теилим 89:3). Все же замысел Бога даровать свою доброту безусловно уравновешивается Его желанием, чтобы человек мог наслаждаться этой добротой через удовольствие от собственных свершений, то есть в качестве награды за добрые дела.
Так как абсолютное милосердие делало бы доброту Бога бессмысленной, а неуклонная справедливость делала бы ее осуществление невозможной, Бог сделал так, чтобы Его вселенная основывалась на правилах как справедливости, так и милосердия. И все же во всех случаях Его милосердие имеет преимущество перед Его справедливостью, как видно из Писания: «Справедливость и правосудие – основание престола Твоего; милость и истина пред Тобой» (Теилим 89:15).
Любое наказание, налагаемое Богом, совершается с мудростью и любовью. источник: www.imrey.org