Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Исторические сведения о большом Успенском Соборе.2013-10-27 01:03:18«Соборная площадь в Московском Кремле» Алексеев Ф. Я. В числе многих достопримечательностей, которыми так богата наша первопрестольная столица — Москва, Успенский Собор, без сомнения, занимает одно из важнейших и почтеннейших мест, как по своей древности (он строен в XV веке) так по важным историческим воспоминаниям, которые невольно толпятся в уме при первом воззрении на этот памятник могущества древних (наших) Князей Русских, в набожности наших предков. Сюда прибегали Русские, в тяжкие времена ига Монгольского, молить Бога и Пресвятую Его Матерь о помиловании. Здесь-то герой Донской, окружённый своими сподвижниками, принимал благословение Святителя Алексия умереть за веру и свободу отечества, В этом самом храме хитрый Годунов клялся разделить последнюю сорочку с бедными; здесь торжествовал среди Поляков отважный прошлец Отрепьев день предательства; и здесь же окружённый верными боярами молился Богу первый из Романовых — единодушно избранный Михаил. Еще недавно слышны были здесь голоса разноплемённых народов Европы и красноречивого витии — Платона взывавшего к праху Петра. Как велики эти воспоминания, как драгоценны они для каждого Русского! Во время княжения Калиты, Петр, Архиепископ Владимирский, оставил свою паству приглашённый Иоанном Даниловичем на престол Московской Митрополии. Чтобы иметь кафедру в своей новой Митрополии, Святитель неотступно просил Великого Князя построить соборной храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Калита, питая непритворное уважение к Святителю, обещал исполнить его желание. «Аще мене, Сыне, послушавши, — говорил ему Угодник, и храм Пресвятая Богородицы воздвигавши во своём граде, сам прославишися паче иных Князей, и сынове твои и внуцы в род и род и град сей славен будет во всех градех Российских, и Святители поживут в нем, ещё же и мои кости положены будут». Теперь известно, сбылись ли сии предсказания Святого! И так, в 1325 году был заложен храм самим Святителем и Великими Князем, храм во имя Успения Божией Матери. Св. Пётр так сильно желал увидеть скорее своё предприятие оконченным, что не только ободрял работников, но иногда даже сам разделял с ними труды. Но не смотря на это рвение, смерть лишила его удовольствия, которое столько его занимало. Храм был кончен в 1327 и освящён уже Прохором Епископом Ростовским. В 1425 году Митрополит Иона присоединил к этому храму ещё один придел, который называется: Похвала Пресвятой Богородице, в благодарность за победу одержанную Иоанном Васильевичем, сыном Тёмного, над Татарами. Полтора века молились в этом храме Русские Князья и народ и чтили его, как славную святыню Княжества. Но ветхость его и теснота заставили Великого Князя Иоанна Васильевича, построить новый храм, который был бы подобен Владимирскому храму Пресвятой Богородицы, построенному Князем Андреем Боголюбским. В 1472 году, по разобрании старой церкви, Митрополит Филипп, в присутствии всего семейства Великого Князя и при собрании великого множества народа, заложил новый храм. Но не смотря на ревностное усердие Великого Князя, довольно уже высоко возведённые стены вдруг упали, и одним разом уничтожили долговременные труды и надежды. Иоанн Васильевич, приписывая, и не без основания, такую неудачу неискуству художников, и недостатку Архитектора, выписал из Болонии Архитектора Фиораванти Аристотеля, который, прибывши в Москву, осмотрел развалины упавшей церкви, съездил во Владимир, посмотрел тамошнюю Соборную церковь, удивлялся величественной её архитектуре. Он указал Русским работникам, как надобно обжигать кирпич, растворять известь, и разрушивши до основания стены прежней церкви, заложил наконец великолепный храм Успения и до ныне стоящий в Москве, и удивляющий нас величественным сочетанием Греко-Итальянской Архитектуры. В 1479 году был освящён этот храм Митрополитом Геронтием. Спустя десять лет после освящения молния ударила в верх большой главы. Сделался было пожар, и хотя вскоре утушен сбежавшимся народом, однако внутренность храма претерпела довольно большой вред, Великий Князь Василий Иванович, столь же набожный, как и отец его, поправил повреждённые места, и сверх сего с благословения Митрополита Варлаама украсил его иконописью. С самого основания сего храма Князья и Цари Российские оказывали к нему чрезвычайное благоговение что свидетельствуют богатые их вклады. Так Иоанн Васильевич Грозный приказал всю внутренность храма покрыть золотом. В таком-то положении храм Успения оставался во все время смятений, происходивших от Поляков и Самозванцев. Но едва только взошёл на престол Михаил Фёдорович, как первым долгом почёл обратить своё внимание на Успенский Собор, и, заметив, что храм очень обветшал от времени и нерадения, велел все образа написать снова, что и было произведено под главным надзором Князя Репнина, Дьяка Угодского и Стольника Пушкина. Одного только золота для стенной живописи употреблено 210100 листов ценою на 1720 червонцев. Таким образом, Собор снова получил прежний великолепный вид. Последующие Государи более и более продолжали украшать его. В царствование Императрицы Екатерины II, в 1775 году, была возобновлена стенная иконопись всего Собора, но пребывание Французов в Москве в 1812 году опять превратило в бедственный вид состояние храма. Есть предание, что во время Московского пожара, когда пламя достигло уже Кремля, вдруг пролился чрезвычайный дождь на Соборы, и таким образом спас их от совершенного разрушения. Другое предание говорит, что хищники, прикасаясь к раке Святителя Ионы, всякой раз были потрясаемы каким то ужасом, отчего к крайнему удивлению она одна осталась невредимою, Даже лампадка, висевшая пред ракой, уцелела от всеобщего хищничества, К этому прибавляют, что сам Наполеон, узнав о таком чуде, пожелал видеть мощи Угодника и запретил прикасаться к ним. По выходе Французов Успенский Собор вскоре явился в прежнем великолепии и снова покрылся серебром и золотом. В Московском Успенском Соборе находятся следующие мощи Св. Угодников. 1. Входя в алтарь северными дверями с левой стороны почивают в раке мощи Св. Петра, первого Митрополита Московского. 2. Входя северными дверями в церковь, по правую сторону почивают мощи Ионы Митрополита в раке, обложенной чеканным серебром, сделанной, как видно из надписи, по повелению Царя Феодора Иоанновича. 3. Входя в церковь южными дверями, по правую сторону близ самого иконостаса, мощи Филиппа Митрополита, в деревянной раке, обложенной вызолоченным чеканным серебром, и сделанной по повелению Царя Алексея Михайловича. На ней находится надпись, в которой содержится жизнь сего Святителя-страдальца. Он жил во времена Иоанна Грозного, и не было ни одного неистовства, ни одной жестокости, в которых бы не укорял этот Святитель Грозного Царя. Такая опека вскоре не понравилась Царю, и он лишив сана Филиппа, отослал в Тверь в Отрочь монастырь. Но тем ещё не окончились страдания Святителя: Малюта Скуратов, начальник той самой Опричинны, против которой более всего восставал Филипп, умертвил его собственными руками. Близ раки Петра Митрополита находятся части мощей. В числе икон в иконостасе примечательнейшая суть: 1. От царских дверей по правую сторону образ Спасителя, сидящего на престоле, Греческого письма. Он прислан от Византийского Императора Мануила в дар Князьям Новгородским, и принесён в Москву Великим Князем Иоанном Васильевичем в 1476 году. 2. На той же стороне образ Успения Пресвятая Богородицы, писанный Св. Петром первым Митрополитом Московским 3. В третьем месте стоить образ Благовещения Пресвятая Богородицы, принесённый из Устюга во время Княжении Иоанна Васильевича III. 4. По левую сторону царских врат примечателен образ Владимирская, Божией Матери, писанный Св. Евангелистом Лукою, в киот, обложенном серебром. На ней риза из чистого золота, украшена драгоценными каменьями, из коих один солитер ценится в 80 тысяч рублей, вся же риза в 200000. 5. Образ Пресвятая Богородицы Одигитрии, при котором находится Кровь Господня, риза Богородицы, часть мощей Иоанна Предтечи, Алексия Митрополита, Николая Чудотворца и Преподобного Сергия. Около четырёх столпов, поддерживающих церковные своды, находятся образа разных Святых; из них примечательнейшая: Образ Пресвятая Богородицы, принесённый из Иерусалима в Константинополь Греческим Императором «Львом в 453 году по Рожд. Христову, а в 796 перевезён в Херсон, откуда Великий Князь Владимир взял его в Новгород, где и стоял до времени Иоанна Васильевича. В алтаре за жертвенником, в серебряном створчатом киоте, украшенном дорогими каменьями , находится риза Господня за царскою печатью. Вышина Собора от купола большой главы до полу 55 аршин; длина от горного места до западных дверей 50 аршин, а ширина от одних боковых дверей до других 55 аршин. Исторические сведения о большом Успенском Соборе.— Москва. Типография И.Смирнова, 1836. Печатать позволяется, съ тѣмъ, чтобы, по отпечатаніи, представлены были въ Ценсурный Комитетъ три экземпляра. Москва. Сентября 30 дня, 1836 года. ЦенсорЪ и КавалерЪ И. СпегирееЪ. ertata Тэги: архитектура, архитектура., большой, интересное, интересное., история, история., кремль, культура, культурное, москва, музеи., наследие, непознанное., памятники., площадь, разное., религия., россии, россии., собор, соборная, соборы, успенский, церкви, церковь. Россия в цвете.2013-10-19 19:08:08Документальный фильм Владимира Мелетина "Россия в цвете" посвящён одному из основателей цветной ... + развернуть текст сохранённая копия Документальный фильм Владимира Мелетина "Россия в цвете" посвящён одному из основателей цветной фотографии в России Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому. Зрители имеют уникальную возможность увидеть Россию столетней давности в цвете. Еще в первом десятилетии 20 века он совершил несколько масштабных экспедиций по Российской империи. У Прокудина-Гродского была идея - запечатлеть в цветных фотографиях Россию, ее культуру, ее историю. В 20-е годы вся эта коллекция была перевезена во Францию, а в 48-м году была продана в библиотеку Конгресса США, где хранится и по сегодняшний день. ertata Тэги: биографии, биографии., видео, документальное, империя, интересное., историческая, история, история., кино, культура, культурное, люди, люди,, наследие, непознанное., обои., онлайн, россии, россии., российская, россия, с.м.прокудин-горский, сделано, смотреть, судьбы, судьбы,, фото., фотографии, фотография., цвете Мудрость предков2013-10-07 00:22:05Не секрет, что давние времена люди жили совсем по другим правилам, их ритм жизни был абсолютно не ... + развернуть текст сохранённая копия Не секрет, что давние времена люди жили совсем по другим правилам, их ритм жизни был абсолютно не похож на сегодняшний, и общечеловеческие ценности были иными. Но сегодня нас поражает – как при отсутствии современного технического прогресса и достижений науки, люди могли творить исключительные произведения искусства, создавать сложнейшие механизмы и сооружения, сохранять свой ум и здоровье [...] Бесплатный Семинар Леса Брауна http://narod.ru/disk/8605571001.8fe33f776a21b4dd8d2d0408c6f5c7ad/LesBrown_video1.zip.html http://narod.ru/disk/8606269001.c378389cb9fe6743117a5d27389b8bec/LesBrown_video2.zip.html Аудиоверсия семинара Леса Брауна - http://narod.ru/disk/8514090001.aa63cfa21b8008e228990ba4f5b191da/LesBrown_audio.zip.html Тэги: духовное, мудрость, наследие, предков, размышления Сокровища русского стиля2013-10-06 05:10:06... отношения к архитектурному наследию благодаря первым ... . Портал культурного наследия России + развернуть текст сохранённая копия Этой осенью Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве открывает новую выставку — со своими сенсациями и уникальными экспонатами. «Сокровища русского стиля» — это коллекция мебели, предметов интерьера, живописи и произведений церковного искусства в русском стиле — работы мастеров и художников Абрамцево, Сергиева Посада и Московского кустарного музея в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Усадьба «Абрамцево» приобрела известность благодаря своим знаменитым владельцам — писателю С.Т.Аксакову и меценату, художественному и театральному деятелю С.И.Мамонтову, которые одними из первых обратили внимание художественного мира на самобытность русской национальной культуры. Мировой публике изделия в русском стиле были представлены впервые на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Они сразу завоевали признание европейской элиты. В последующие годы российские меценаты неоднократно организовывали национальные выставки по всей Европе — и все они имели колоссальный успех Среди богатых и разнообразных коллекций Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства — произведения, выполненные в русском стиле во второй половине XIX — начале XX века, занимают особое место. По своей полноте и представительности, качественному уровню это собрание является одним из крупнейших и лучших в России. Здесь собраны изделия, выполненные в знаменитых художественных центрах — в Абрамцево, Талашкино, Сергиевом Посаде, в кустарных мастерских Нижегородской губернии, — а также работы, созданные в московском Императорском Строгановском училище, в мастерских Кустарного музея Московского губернского земства. Среди авторов проектов изделий из дерева такие известные имена, как Е.Д.Поленова, Н.Я.Давыдова, А.М.Васнецов, С.В.Малютин, А.П.Зиновьев, Н.В.Султанов, А.Н.Дурново, Е.Г.Теляковский, А.А.Суворов, И.С.Баклин, В.И.Соколов и многие другие. Керамика этого периода представлена работами М.А.Врубеля, А.Я.Головина, Н.А.Андреева. Наряду с реализованными предметами декоративно-прикладного искусства в коллекции богато представлены проекты и эскизы, разработанные в 1900–1910-е годы замечательными художниками, сотрудничавшими с Кустарным музеем Московского губернского земства. Несмотря на то что в постоянной экспозиции музея многие предметы из этих коллекций занимают почетное место, его собрание настолько обширно, что задумана целая серия выставок, задача которых — продемонстрировать все богатство и разнообразие музейных фондов. Данная выставка является совместным проектом Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево». На ней имеется редкая возможность представить коллекции двух музеев, во многом дополняющие друг друга. Такая экспозиция делается впервые. Задача выставки — охарактеризовать все многообразие деятельности абрамцевского художественного кружка в области декоративно-прикладного искусства и влияние абрамцевской традиции и школы на развитие других художественных центров Сергиево-Посадского региона. Кроме того, на ней впервые будут освещены значение и роль Кустарного музея Московского губернского земства в деятельности этих центров в 1910–1930-е годы. Структурно выставка делится на несколько крупных разделов, отражающих основные этапы становления и деятельности художественных мастерских в Абрамцево, Сергиевом Посаде, Кудрино и Хотьково, а также характеризующих разные направления их работы. Первый раздел посвящен поленовскому периоду деятельности абрамцевской столярной мастерской. Здесь представлены предметы мебели и другие изделия из дерева, созданные по проектам Е.Д.Поленовой и А.С.Мамонтова в 1880–1890-х годах. Выполненные «в материале» изделия сопровождаются подлинными проектами и эскизами мотивов резьбы и художественной отделки из собрания абрамцевского музея. Центральным экспонатом этого раздела, безусловно, является знаменитая поленовская дверь с совами. Следующий раздел экспозиции посвящен произведениям церковного искусства, выполненным как в абрамцевской мастерской, так и в других художественных центрах Сергиево-Посадского региона, где работали выпускники абрамцевской школы резчиков по дереву. Главным экспонатом этого раздела являются уникальные Царские врата, созданные в начале 1910-х годов и впервые экспонировавшиеся на II Всероссийской кустарной выставке в Петербурге в 1913 году. Их сопровождают акварельные архитектурные проекты и эскизы предметов убранства абрамцевской усадебной церкви работы В.Д.Поленова и В.М.Васнецова. Здесь же выставлены и другие чрезвычайно редкие предметы церковной утвари, выполненные абрамцевскими и кудринскими мастерами в начале XX века. Они также экспонируются впервые. Подобные изделия единичны в музейных собраниях. Еще один раздел экспозиции посвящен так называемому давыдовскому периоду деятельности абрамцевской мастерской, ее взаимосвязям с Кустарным музеем Московского губернского земства и Художественно-столярной мастерской Московского губернского земства в Сергиевом Посаде. Здесь же представлены работы знаменитого кудринского резчика В.П.Ворноскова, выпускника абрамцевской резчицкой школы. Этот раздел будет самым насыщенным по количеству экспонатов. Предполагается выставить в нем около 40 предметов мебели, которые будут сопровождаться богатейшим документальным материалом из собрания Отдела редкой книги ВМДПНИ (бывшая библиотека НИИ художественной промышленности). Это прежде всего фотографии выставочных экспозиций начала XX века, материалы фотопрейскурантов Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства 1910-х годов. В этот период музей в немалой степени координировал сбыт продукции всех трех мастерских, а также активно занимался их популяризацией. Кроме того, художники музея разрабатывали образцы для исполнения мастерами-резчиками. В силу такой централизации абрамцевская и посадская мастерские имели предметы общего ассортимента, что существенно усложняет точную атрибуцию их изделий в настоящее время. На данной выставке впервые в музейной практике предпринимается попытка систематизации этого материала. Важной темой раздела станет показ оригинальной проектной графики художников, сотрудничавших с Кустарным музеем: А.М.Васнецова, С.В.Малютина, И.С.Баклина, А.А.Суворова, Е.Г.Теляковского и др. из нашей коллекции. В отдельных случаях мы сможем представить в экспозиции как эскиз, так и готовый предмет. Архитектурный раздел выставки составляют проектные эскизы И.П.Ропета и В.М.Васнецова к абрамцевским усадебным постройкам, а также модель «избушки на курьих ножках». Деятельность абрамцевской гончарной мастерской представлена работами М.А.Врубеля и А.Я.Головина, являющимися эталонными образцами керамики русского модерна. Наряду с изделиями, выполненными в абрамцевской и бутырской мастерских, в этом разделе экспозиции будут продемонстрированы и поздние реплики старых моделей, исполненные в 1920-е годы. Еще одной важной темой, раскрыть которую планируется в данной экспозиции, является участие мастерских в национальных, международных и всемирных выставках (начиная от американской «колумбовской» в Чикаго 1893 года и заканчивая парижской 1937 года). Наряду с уникальными фотографиями этих экспозиций из собрания ВМДПНИ здесь будут представлены и медали выставок из коллекции музея-заповедника «Абрамцево». Все эти экспозиции создавались при непосредственном участии Московского кустарного музея. При создании выставки мы решили не разрушать постоянную экспозицию Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, несмотря на то, что в ней находятся важнейшие, ключевые предметы, необходимые для раскрытия заявленной темы. Это и невозможно, поскольку центром экспозиции является такой «недвижимый» памятник, как камин М.А.Врубеля «встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича», выполненный в гончарной мастерской «Абрамцево» в Бутырках. Постоянная экспозиция и выставка находятся в недалеко расположенных залах и объединяются системой внутренней навигации в единый маршрут осмотра. Для композиционной целостности и полноты каталога ряд самых значительных предметов, связанных с деятельностью абрамцевской и посадской мастерских и находящихся в постоянной экспозиции музея, включаются в него как экспонаты выставки. Немалая часть предметов мебели из коллекции ВМДПНИ экспонируется и вводится в научный оборот впервые. Некоторые, ранее опубликованные экспонаты в период подготовки выставки получили уточненную или измененную атрибуцию. В ряде случаев удалось установить авторство их проектов. История формирования мебельной коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства насчитывает более 100 лет. Созданный в 1981 году, новый музей в 1999 году был объединен с Музеем народного искусства, основанным в 1885 году как Кустарный музей Московского губернского земства. Поэтому нынешняя коллекция музея состоит из двух частей, каждая из которой имеет свою историю, связанную с разными эпохами и различными собирательскими принципами и традициями. В начале 1980-х годов, при создании ВМДПНИ, было очевидно, что сформировать значительную, конкурентоспособную коллекцию классических образцов декоративно-прикладного искусства XVIII — XIX веков и, в первую очередь, мебели, было уже невозможно. Антикварного рынка в то время практически не существовало, наиболее значительные памятники находились в коллекциях старых музеев. Единственные первоклассные и качественные предметы, которые тогда можно было найти и приобрести, — это произведения декоративного искусства второй половины XIX — начала XX века, которые практически не входили на тот момент в сферу собирательских интересов классических музеев. Зачастую к ним относились снисходительно, а порою даже пренебрежительно. Это и позволило музею сформировать очень значительную коллекцию предметов в «русском стиле», который высоким или большим тогда не считался. Интерес к памятникам этой эпохи на рубеже 1970–1980-х годов начал лишь только проявляться с изменением отношения к архитектурному наследию благодаря первым сенсационным публикациям Евгении Ивановны Кириченко. Значимость и необходимость приобретения в музейную коллекцию произведений этого периода приходилось не без усилий доказывать как чиновникам, так и, к сожалению, коллегам из других музеев, участвовавших в работе фондово-закупочной комиссии ВМДПНИ. Тем не менее в коллекцию нашего музея попали очень важные и значительные, теперь уже даже хрестоматийные произведения, выполненные по проектам Е.Д.Поленовой, С.В.Малютина и других выдающихся мастеров, которые привозились со старых подмосковных дач и из коммунальных квартир. В 1989 году музей организовал грандиозную выставку «Национальный стиль в русском искусстве XIX — начала XX века», на которой были собраны экспонаты из более чем 20 музеев. Эта экспозиция стала первым серьезным комплексным показом произведений эпохи русского стиля, который был заявлен как незаурядное, выдающееся явление в истории отечественного искусства. История формирования коллекции этого направления в декоративном искусстве в московском Кустарном музее и его преемнике — Музее народного искусства, принципиально иная. Музей был флагманом продвижения русского стиля на отечественном и мировом рынке художественной продукции. В его задачи входил поиск, приобретение и изучение подлинных образцов русского народного искусства. Они воспринимались как эталон, образец для копирования и переосмысления национальной культуры при создании новых изделий, несущих в своем образе русскую народную традицию. В 1910 году по инициативе Сергея Тимофеевича Морозова в музее был создан так называемый Музей образцов, который возглавил Н.Д.Бартрам. Здесь собирались старинные изделия крестьянского ремесла и быта, ставшие основой для работы профессиональных художников над созданием проектов новых предметов. Их можно было заказать здесь же, в магазине при музее. Таким образом, лучшие, эталонные произведения современного на тот момент искусства были включены в коллекцию Музея образцов и демонстрировались в его экспозиции. Немалая часть этих изделий сохранилась в фондах Музея народного искусства и впервые за почти столетие представляется публике на нынешней выставке. Поленовская коллекция музея достаточно репрезентативна и полна. Она дает практически исчерпывающее представление о ее творчестве в области проектирования мебели и включает более двадцати предметов. Здесь представлены лучшие, самые известные мебельные формы, выполненные по проектам Елены Дмитриевны Поленовой. Это и знаменитые буфет и полочка с колонками, скамья с «кониками», стол с откидной дверкой в стиле петровской эпохи, шкафчики с цветком и гранатом, полочки с вешалкой для полотенец, и многие другие предметы. Некоторые из них имеются в нескольких экземплярах-вариантах, выполненных из разных материалов (дуб, липа), с различными способами отделки: лакировкой, вощением, отличающиеся тонировками и подкрасками. Некоторые шкафчики выполнены в разном масштабе (известно, что ряд моделей исполнялись в трех габаритных размерах). Наряду с ранними по исполнению образцами 1880–1890-х годов есть и предметы, сделанные в 1910-е годы по заказам Кустарного музея, а также в советское время в рамках учебных программ абрамцевской профтехшколы. Несколько предметов выполнены в 1900–1910-е годы с использованием отдельных элементов или мотивов резьбы Е.Д.Поленовой. Следующий этап деятельности абрамцевских гончарной и столярной мастерских открывается их триумфальным выступлением на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Все художественное убранство и наполнение интерьера центрального зала знаменитого Павильона кустарных изделий и рукоделий России было выполнено в Абрамцево. Центром этого уникального пространства стал камин по проекту М.А.Врубеля «Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича». Окружала его мебель, изготовленная по проектам Е.Д.Поленовой, В.М.Васнецова, М.Ф.Якунчиковой. Многие предметы, созданные по тем же моделям представлены в коллекции музея. Это позволило в 2005 году организовать выставку, посвященную парижской экспозиции 1900 года. Художественная отделка интерьеров (резные наличники, балконные решетки, декоративные настенные полки для демонстрации изделий из дерева и керамики), были исполнены по проектам А.Я.Головина. Фрагмент одной из полок (ярко раскрашенная резная панель) сохранился в коллекции. Этот предмет был атрибутирован недавно и публикуется впервые. Несмотря на то что проектной графики Головина к интерьерам павильона не сохранилось, с уверенностью можно утверждать об его авторстве. В том же 1900 году А.Я.Головин создает эскизы декораций и костюмов к опере А.С.Даргомыжского «Русалка». Многие декоративные элементы и даже композиционные решения сценических пространств перекликаются, а в некоторых случаях почти буквально повторяют интерьеры парижского павильона. Резная панель, аналогичная той, что представлена на музейном объекте, является на одном из эскизов спинкой скамьи. Этот предмет важен еще и тем, что дает представление о колористическом решении интерьеров павильона, поскольку до нас дошли лишь их черно-белые фотографии. Еще одним эпохальным событием как для абрамцевской мастерской, так и для ярко заявивших о себе мастерских Московского губернского земства в Сергиевом Посаде, Кудрино, стала II Всероссийская кустарная выставка в Петербурге, проходившая в 1913 году. Абрамцевская столярная мастерская, художественное руководство которой тогда осуществляла Наталия Яковлевна Давыдова, впервые представила изделия, предназначенные для убранства интерьеров храмов (царские врата, свечные шкафы, аналой и др.). В 1910-е годы этому направлению деятельности мастерской отводилось особое внимание. Ее новое техническое оснащение позволяло выполнять крупные, очень значительные заказы, в том числе и на иконостасы. Экспонирование этих произведений на выставке стало демонстрацией современных технических возможностей, совершенного исполнительского мастерства. Было обозначено стремление завоевать нового заказчика в лице Церкви. В коллекции музея сохранились Царские врата, демонстрировавшиеся на той выставке. Представление публике этого предмета сегодня, станет главной сенсацией нынешней экспозиции. Врата впервые спустя столетие покинут музейные фонды. Они являются точной копией знаменитых Царских врат XVI века из церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Великого. В течение многих десятилетий врата находились в разобранном состоянии в Музее народного искусства и были недоступны для обозрения. Их разрозненные фрагменты хранились раздельно и имели разные учетные номера. Собрать эти детали в единое целое удалось только в последние годы. Усилиями реставраторов музея сейчас врата приводятся в экспозиционный вид. Интересно отметить, что особое внимание на этот памятник древнерусской резьбы Елена Дмитриевна Поленова обратила еще в 1885 году во время своего путешествия по Ярославской губернии. Интерьеры ростовского храма были ею «осмотрены так подробно, как это только возможно». Тогда же она и А.С.Мамонтов сделали подробные зарисовки элементов убранства церкви. Однако задача копирования такого сложного предмета, даже если она и стояла, в поленовское время была технически не выполнимой. Из давыдовских предметов этого периода, находящихся в коллекции музея, выделяется буфет-поставец, выполненный по проекту Наталии Яковлевны в формах традиционного свечного шкафа, конструкция которого восходит к предметам церковной мебели XVI–XVII веков. К сожалению, у буфета утрачена полка-надстройка, однако мысленно реконструировать ее поможет фотография из прейскуранта Музея образцов 1910-х годов. Следует отметить, что среди интерьеров и мебельных комплексов в русском стиле, которые чаще всего заказывались художникам и архитекторам того времени, были преимущественно гарнитуры столовых. Об этом свидетельствуют и фотопрейскуранты Музея образцов. Если предметы кабинетной мебели или мебели для гостиных были единичны и включались в прейскуранты среди прочих многочисленных небольших полочек и навесных шкафчиков, блюд и шкатулок, то убранству столовых в фотопрейскурантах Кустарного музея был посвящен отдельный том. В постоянной экспозиции музея демонстрируются предметы из трех разных гарнитуров столовых, выполненных по проектам С.В.Малютина. Все они созданы в мастерских Московского губернского земства после 1908 года, когда были опубликованы фотографии только что отделанных апартаментов в доме Перцова в Соймоновском проезде, и Малютин получил еще несколько частных заказов на проектирование подобных интерьеров. На выставке же, наряду с буфетами по проектам Н.Я.Давыдовой и В.И.Соколова, показаны и отдельные предметы из гарнитуров столовых А.М.Васнецова, сопровождаемые подлинными авторскими эскизами. Выполнены эти проекты были в 1909–1910-х годах по заказу Кустарного музея. Наряду с такими эксклюзивными заказными предметами в коллекции богато представлен и сравнительно массовый ассортимент, представляющий изделия абрамцевской и посадской мастерских 1910-х годов. Бесконечное разнообразие полочек и шкафчиков с изображением птиц, диковинных и домашних животных, архитектурных и природных пейзажей, условных и реалистичных растительных и цветочных мотивов, орнаментов геометрической резьбы, характеризует все богатство и разноплановость выпускавшейся мастерскими продукции. Многие предметы имеют маркировку: «М.О.Р. (резьба), №…» и указание размеров в сантиметрах, выполненную коричневыми чернилами. Это свидетельствует об их принадлежности к собранию Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства, что, в свою очередь, говорит о том, что данные предметы являлись эталонными образцами, выполненными под непосредственным контролем художников — авторов их проектов. А среди них были С.В.Малютин, А.М.Васнецов, В.И.Соколов, И.С.Баклин, Е.Г.Теляковский, А.А.Суворов. В музее сохранились и их подлинные графические эскизы и проекты изделий, некоторые из которых мы также впервые показываем на данной выставке. Хронологические рамки коллекции мебели в русском стиле не ограничиваются 1910-ми годами. Деятельность Кустарного музея и столярных мастерских не была прервана революционными событиями. В 1920–1940-е годы они активно продолжали работать. Наряду с выпуском старых образцов, разрабатывались и новые проекты. На базе абрамцевской учебной мастерской была создана профтехшкола, сумевшая продолжить в новых условиях традиции усадебного ученичества. В НЭКИНе (Научно-экспериментальном кустарном институте) и ИКХП (Институте кустарной и художественной промышленности), в 1930-е годы менявших название и созданных на базе художественных лабораторий Кустарного музея, разрабатывались проекты новых изделий, далеко не всегда обремененных советской идеологией, символикой и сюжетами. Изготавливаемые изделия реализовывались как на внутреннем рынке, в первую очередь через магазин кустарных изделий ВСНХ, так и продавались на экспорт, демонстрировались на крупнейших всероссийских и международных художественно-промышленных выставках. Экспонаты этих выставок (Всероссийской сельскохозяйственной 1923 года, парижских 1925 и 1937 года) также займут место в этом разделе экспозиции. Среди них можно выделить небольшой навесной шкафчик, выполненный для экспозиции Всемирной выставки в Париже 1937 года учениками абрамцевской профтехшколы по проекту В.П.Ворноскова середины 1900-х годов. Таким образом, коллекция музея дает почти исчерпывающее представление о деятельности столярно-резчицких мастерских Сергиево-Посадского региона на протяжении нескольких десятилетий — с 1880-х до конца 1930-х годов. Однако нерешенных вопросов с точной атрибуцией ряда предметов пока остается немало. Несмотря на то что подавляющее большинство изделий хранилось в Кустарном музее — Музее народного искусства с момента их создания и потому могут считаться эталонными, достоверной и точной информации о времени, месте их изготовления и авторстве проектов чаще всего нет. Связано это со сложной, а порой и трагической судьбой самого музея, который в советское время подвергался неоднократным реорганизациям и даже «чисткам», сопровождавшимся уничтожением архивов и учетной документации. В настоящее время архивы музея сохранились лишь фрагментарно. Музейные инвентарные книги были заменены в конце 1930–1940-х годах, при этом источник поступления предметов коллекции в новых книгах не указывался. Выявить старые, дореволюционные поступления можно лишь по сохранившимся на предметах номерам Музея образцов, которые не подкрепляются никакой дополнительной информацией. В сохранившихся фотопрейскурантах 1910-х годов произведения не разделены по центрам их изготовления, не указаны и авторы проектов. Названия их таковы: «Резные изделия мастерских Абрамцева, Московского губернского земства, В.П.Ворноскова». Наибольшую сложность для атрибуции представляют предметы, выполненные в 1910–1930-е годы в мастерских Московского губернского земства и уже в советское время в артелях, возникших на базе небольших кустарных мастерских. Тесное сотрудничество этих центров, а также абрамцевской мастерской с Кустарным музеем, начиная с 1910-х годов, привело к тому, что ряд мастерских имели во многом общий ассортимент. Некоторые проекты поленовского периода тиражировались в них десятилетиями, на производствах выполнялись заказы по старым, еще дореволюционным фотопрейскурантам Музея образцов московского Кустарного музея вплоть до 1930-х годов. Поэтому если поздние по исполнению предметы выделяются благодаря технологическим особенностям их изготовления, применяемым материалам, то достоверно определить место, где они созданы, не всегда возможно. По этой причине в ряде случаев в каталожных описаниях перечисляются мастерские, в которых мог быть выполнен предмет. А также даются достаточно размытые формулировки указания времени его изготовления: «конец XIX — начало XX века», «первая треть XX века» и др. Считаем, что публикация коллекции даже в такой форме поможет снять целый ряд вопросов и уточнить атрибуции некоторых предметов. В процессе формирования и подготовки выставки ряд предметов мебели, связанных с творчеством В.И.Соколова, А.А.Суворова и М.И.Бакланова был атрибутирован С.В.Горожаниной на основании сопоставления с неопубликованными бесспорными их работами из фондов Сергиево-Посадского музея-заповедника. Отдельно следует отметить титаническую работу реставраторов музея С.Е.Каткова, Я.В.Горностаева и М.В.Бабенко, проведенную по восстановлению, консервации и подготовке экспонатов к выставке. Данная экспозиция необычна по жанру. Она носит исследовательский, публикационный характер и включает беспрецедентное по объему количество «новых» предметов, неизвестных не только широкой публике, но и специалистам. Считаем, что их демонстрация и введение в научный оборот помогут расширить наше представление о художественных процессах, происходивших в обществе на рубеже XIX — XX веков, и открыть новые, неизвестные ранее страницы в истории русского стиля в отечественном декоративном искусстве. Константин Нарвойт, заведующий Отделом дерева и кости Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Портал культурного наследия России ВЫСТАВОЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ Фрагмент Шкафчика. По проекту Малютина С.В. (1859-1937). Сергиев Посад, Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, 1910-е гг. Дерево (берёза), резьба плоскорельефная, трехгранно-выемчатая, подкраска. Шкафчик с ажурным фризом с изображением вазонов и гирлянд. По проекту И.С. Баклина Сергиев Посад, Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, середина 1910-х гг. Дерево (береза), резьба пропильная, плоскорельефная, тонировка, подкраска, лакировка Полка с осетрами. По проекту Соколова Вл.И. (?) (1878-1946). Абрамцево, Абрамцевская столярная мастерская или Сергиев Посад, Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, начало XX в., 1910-е годы. Дерево (липа), резьба плоскорельефная, тонировка, подкраска, вощение. Полочка «Дерущиеся петухи». Сергиев Посад, Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, начало XX века. Дерево (липа), резьба плоскорельефная, тонировка, подкраска. Головин Александр Яковлевич (1863-1930) Блюдо с растительным орнаментом 1898-1899 гг. Абрамцевская гончарная мастерская Майолика, рельеф, цветные глазури, позолота. Головин Александр Яковлевич (1863-1930) Братина «Петух» с ковшами в виде куриц 1890-е годы. Абрамцевская гончарная мастерская Майолика, рельеф, цветные глазури, восстановительный обжиг, позолота. Лист из фотопрейскуранта Музея образцов. 1910-е гг один из главных экспонатов — уникальные Царские врата, созданные мастерами и художниками Абрамцево, Сергиева Посада и Московского кустарного музея. Шкафчик. По проекту Малютина С.В. (1859-1937). Сергиев Посад, Художественно- столярная мастерская Московского губернского земства, 1910-е гг. Дерево (берёза), резьба плоскорельефная, трехгранно-выемчатая, подкраска. Полочка-этажерка угловая с «прялками». По проекту Соколова Вл.И. (?) (1878-1946). Сергиев Посад, Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, начало XX в. Дерево (липа), резьба трехгранно-выемчатая, тонировка, подкраска. Шкафчик с колонкой и портретным изображением древнерусского воина. Сергиев Посад, Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, начало ХХ века. Дерево (липа), резьба трехгранно-выемчатая, тонировка, лак; масляная живопись Врубель М.А. Лель. Абрамцевская керамическая мастерская Майолика. 34 х 23 х 21,5 ertata Тэги: архитектура., выставки, декоративно-прикладное, интересное, интересное., искусство, история, история., культура, культурное, музеи, музеи., наследие, непознанное., памятники., промыслы, разное., россии, россии., россия, русский, сделано, стиль Госфильмофонду России - 65 лет!2013-10-03 20:32:04... ценных объектов культурного наследия народов России. + развернуть текст сохранённая копия Госфильмофонд работает над каталогом отечественного кино Госфильмофонд планирует издать полный каталог отечественного кино, рассказали представители учреждения на пресс-конференции в среду. Подобный многотомный каталог был выпущен Госфильмофондом в 1961 году, но в нем есть некоторые погрешности и неточности. В частности, в нем не было незавершенных и запрещенных фильмов, что планируется исправить в новом каталоге. "Работа может занять — если брать все и документальное кино, и научно-популярное, и запрещенное, и незавершенное фильмы — 15-20 лет. Мы хотим указать всех. Очень интересно, где начинал тот или иной известный актер или режиссер. Подробная полная фильмография есть у многих киноведов по кусочкам, а целиком ее нет", — рассказал сотрудник Госфильмофонда историк кино Петр Багров на пресс-конференции. По его словам каталог может занять более 20 томов, он будет издан на двух языках, а также большая часть его содержания будет доступна в интернете. По словам Багрова, сейчас работа находится на стадии "прочесывания и сбора материала", а в планах на обозримое будущее — закончить исследование материала до 1941 года. Как добавил генеральный директор учреждения Николай Бородачев, финансовые средства на это выделены. Также Госфильмофонд РФ планирует построить хранилище для цифровых материалов. Государственный фонд кинофильмов России объявил конкурс на разработку проекта и рабочей документации для строительства хранилища фильмовых материалов на цифровых носителях, начальная (максимальная) цена госконтракта составляет почти 77 миллионов рублей, соответствующая заявка размещена на портале госзакупок. Исполнитель госконтракта должен, в частности, провести обмерные работы и создать эскизный проект, разработать технологические решения, представить мероприятия по пожарной безопасности и по обеспечению доступа для инвалидов. Также необходимо разработать сметы, проекты организации строительства, водоснабжения, электроснабжения, конструктивные и архитектурные решения. В техническом задании отмечается, что в новом здании планируется разместить хранилище для цифровых и пленочных носителей, просмотровый зал, кинопроекционную, помещения перезаписи материалов, оцифровки и пересортировки фильмов. Предварительный объем хранения цифровых файлов должен составить 700 петабайт (10 в 15 степени). Работы должны быть выполнены в шесть этапов в течение 3 лет и 10 месяцев (1,4 тысячи календарных дней) с момента заключения госконтракта. Заявки на участие в тендере принимаются до 26 сентября, подведение итогов конкурса назначено на 10 октября 2013 года. Госфильмофонд России В 1998 году Госфильмофонд России попал в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших киноархивов мира. По культурной значимости Госфильмофонд приравнивают к главным отечественным сокровищницам – Эрмитажу и Третьяковской галерее. Но по численности аудитории российское кинохранилище превосходит самые посещаемые музеи России. Госфильмофонд – это целый город площадью 170 гектаров, расположенный в подмосковном микрорайоне Белые Столбы. Здесь хранится значительная часть мирового кинонаследия – более 65 тысяч названий. Это и немые фильмы братьев Люмьер, и отечественная киноклассика, и зарубежные ленты, вошедшие в золотой фонд кинематографа, и эксперименты современных режиссеров. Знакомство с его коллекцией для каждого из нас начинается в раннем детстве, с киносказок Александра Роу и мультфильмов Федора Хитрука, и продолжается всякий раз, когда в кинозале гаснет свет, а на экране появляются титры. Ведь Госфильмофонд не только хранит в своих запасниках кинотворения прошлого и настоящего, но и предоставляет их для показа зрителю. Богатейшее собрание негативов и позитивов художественных и научно-популярных лент дополнено киноплакатами, монтажными листами, сценариями, отзывами прессы и фотографиями кинозвезд. Коллекция не перестает пополняться. Едва увидев свет, картина попадает в архив: по закону прокатчик обязан отправить в Госфильмофонд копию фильма, который выходит на экраны, будь то российская или зарубежная картина. Госфильмофонд принимает на вечное хранение любой кинопродукт, независимо от его качества, отзывов критики, успеха в прокате. Сотрудники хранилища не берут на себя роль цензоров, их задача – сохранить материал. К фильму здесь относятся беспристрастно – как к документу, ценному для истории. Первое отечественное хранилище кинолент – Центральный архив кинофотодокументов РСФСР – было образовано в 1926 году. Но поскольку советская власть наиболее ценным пропагандистским материалом считала хроникальные ленты, новый архив вместил в себя исключительно документальные материалы. Игровое кино взяли под охрану лишь спустя несколько лет, в конце 30-х, когда в подмосковных Белых Столбах решено было построить фильмохранилище. Одна копия фильма может занимать от семи до десяти коробок. При соблюдении условий кинопленка способна храниться до 500 лет. Поначалу условия для сохранности кинопленок здесь были далеко не идеальны, многие материалы не были разобраны и систематизированы, многие и вовсе складировались на полу. Однако это было первое специализированное учреждение такого рода, и постепенно к киноархивному делу выработался по-настоящему научный подход. Фильмы Госфильмофонда хранятся в металлических коробках, в темных и холодных помещениях, при температуре ниже +10 ºC. Уже в конце 30-х на хранение в Белые Столбы стали поступать все без исключения фильмы, и те, что шли на широком экране, и те, что были запрещены к показу по личному указанию Сталина. С началом войны коллекцию развезли по разным городам Союза, и даже в эвакуации фильмохранилище прирастало новыми фондами: материалы поступали из киностудий союзных республик. А в 1945 году Белые Столбы приняли ценный груз из только что капитулировавшей Германии – два вагона с кинолентами, которые сотрудникам фонда нужно было отсмотреть и разобрать в авральном режиме, чтобы уже в 1946 году первые трофейные картины вышли на широкий экран. К началу 60-х собрание Госфильмофонда считалось одним их крупнейших в мире. Трофейные фильмы, прибывшие в 1945 году из Германии, разгружали на железнодорожной станции Белые Столбы. Из-за бездорожья их пришлось перевозить в фильмохранилище на санях. Белые Столбы стали спасительной гаванью для многих отечественных киношедевров. Словосочетание «положить на полку», вошедшее в обиход в советское время, у профессионалов и любителей кино может вызывать лишь грустные воспоминания. Но именно благодаря госфильмофондовским «полкам» и, во многом, самоотверженности его сотрудников запрещённые советской властью киноленты дожили до наших дней. В 1966 году Госфильмофонд открыл «профильный» кинотеатр «Иллюзион» на Котельнической набережной в Москве. Здесь и сегодня демонстрируют фильмы из архивов главного кинохранилища страны. В 1997 году у Госфильмофонда появилась еще одна площадка для показа старых и забытых кинолент – фестиваль «Белые Столбы», который проводится ежегодно в январе – феврале. Госфильмофонд – не просто «склад» отечественного кинематографа, это и исследовательский центр для специалистов киноотрасли, и реставрационная лаборатория, возвращающая к жизни уникальные кинопленки, и творческая мастерская для режиссеров. На протяжении десятилетий Госфильмофонд был школой для создателей кино, его архивы не просто служили учебным материалом для выпускников ВГИКа, но и вдохновляли их на создание новых замечательных картин. Эта уникальная фильмотека обеспечивает необходимым киноматериалом телевидение, фестивали, недели кино. В 1993 году Госфильмофонд был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Сегодня Госфильмофонд перешел на цифровые носители. Новый цифровой архив был создан в Белых Столбах в 2008 году. Тогда же вся коллекция переехала в новое здание, единственное в мире, специально спроектированное для хранения фильмов. По случаю новоселья в Белых Столбах устроили необычную акцию: пригласили мэтров российской режиссуры, которые собственноручно перенесли свои фильмы в новое помещение. Специальные условия созданы в Госфильмофонде для самых ценных, но в буквальном смысле слова самых опасных киноматериалов – для пленок на нитрооснове, которую использовали в кинопроизводстве вплоть до 60-х годов. Нитратная пленка – горючий материал, она способна самовозгораться при температуре 49 ºС. В прошлом никакой альтернативы ей не было, и проекционные аппараты нередко выжигали такую пленку. Доходило и до пожаров. Так, нитратная пленка стала виновницей крупного пожара в Париже в мае 1897 года, когда во время киносеанса в огне погибли 120 человек. Похожая трагедия произошла в России в 1911 году – в кинозале поселка Бологое сгорели 100 человек. Сегодня в запасниках Госфильмофонда бережно хранятся только самые ценные из «огнеопасных» киношедевров. Госфильмофонд России 4 октября отмечает 65-летию со дня своего основания. 4 октября 2013 г. в Фестивальном киноцентре Госфильмофонда России состоится торжественное собрание и праздничный концерт, посвященные 65-летию Госфильмофонда России. 4 октября 1948 года Постановлением Совета Министров СССР «О создании Всесоюзного государственного фонда кинофильмов» был создан Госфильмофонд СССР. Эту дату принято считать днем рождения Госфильмофонда. Государственный фонд кинофильмов России вот уже 65 лет обеспечивает хранение коллекции фильмов и других киноматериалов. Его службы осуществляют собирательскую, творческо - производственную, культурно - просветительскую, искусствоведческую, фильмографическую, методическую и информационную деятельность. Поздравить Госфильмофонд приедут известные режиссеры, актеры и деятели искусства России. Среди почетных гостей ожидаются Народный артист РФ, председатель комитета по культуре Московской городской Думы Евгений Герасимов, Народный артист РСФСР, Председатель Союза кинематографистов Никита Михалков, ректор ВГИКа Владимир Малышев, генеральный директор Фонда Кино Антон Малышев, а также известные кинематографисты: Эльдар Рязанов, Светлана Дружинина, Алла Сурикова, Сергей Никоненко, Николай Бурляев, Василий Лановой, Инна Макарова, Римма Маркова, Лариса Лужина, Александр Михайлов, Алексей Петренко, Всеволод Шиловский, Лидия Федосеева-Шукшина, Михаил Ножкин, Зинаида Кириенко, Роман Карцев, Ярослав Евдокимов, Ирина Мирошниченко, Борис Грачевский, Святослав Бэлза, Сергей Соловьев. На празднике состоится церемония награждения журналистов - за лучший материал о Госфильмофонде от дирекции Госфильмофонда России будет вручено три приза Начало в 16-00 ЛОКАРНО ЗНАКОМИТСЯ С ГОСФИЛЬМОФОНДОМ ertata Тэги: архивы, вещей, госфильмфонд, история, история., каталог, кинематограф, кино, кино,, культура, культурное, наследие, новости, новости., отечественного, россии, россии., россия, события., театр.
Главная / Главные темы / Тэг «наследия»
|
Категория «Обзоры»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|