Беседа с президентом Фонда исторической перспективы, руководителем Института демократии и сотрудничества – Наталия Алексеевна, недавно вы побывали на верфи Сен-Назер, где согласно контракту, заключенному в 2011 году, строятся для России два вертолетоносца «Мистраль». Вокруг этого контракта сегодня бурлят страсти, как и вообще вокруг антироссийских санкций Запада. Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях. – Да, это было незабываемое впечатление! Мы с моей сестрой Екатериной Алексеевной Нарочницкой, руководителем портала "Перспективы. Инфо", были во Франции, встречались с людьми, и вдруг наши друзья – патриоты и Франции, и России Жиль и Надя Реми позвонили и пригласили в Сен-Назер на встречу с капитаном «Мистраля»! От такой возможности дух захватило, и, быстро поменяв все планы, найдя маленькую гостиницу в Бретани по Интернету, мы на машине выехали в Сен-Назер! Группа CIFAL Жиля участвует в проекте, и через нее даже было обеспечение переводчиками экипажа наших моряков, прибывших во Францию для освоения этих вертолетоносцев. Как же наши друзья переживают вместе с нами за судьбу «Мистралей»! Как возмущаются санкциями! Жиль хотел сделать приятное переводчикам – их много, и чисто по-русски вывез всех на автобусе на берег маленькой заводи и устроил нам праздник.
Корабль «Владивосток» – это, конечно, незабываемое зрелище: по фото трудно представить, насколько он огромен. Разговаривали с нашими моряками, которые свободно подходят к ограждению и готовы побеседовать с людьми. Ежедневно у них построение, и люди приходят поглазеть на зрелище. Моряки разного возраста со всех концов России, добродушные, спокойные, признались, что соскучились по женам и своим любимым девушкам! Кстати говоря, в городке, который вырос вокруг верфи и полностью зависит от ее работы и успеха, несколько нервозно ожидали нашествия русских моряков (по сообщениям СМИ, прибыло туда 200 человек), потому что здесь знают, как ведут себя в увольнениях американские моряки: пьют, шумят, «отдыхают», не стесняясь, одним словом. Так вот, наши оказались образцово-показательными:
вежливые, аккуратные, скромные, в увольнении - зайдут в магазин только за бутылочкой вина или пива, за каким-нибудь французским пирожком, в кафе посидят.
На сам корабль нас, конечно, не пустили, это же военный объект. Даже чтобы просто попасть в ту зону на берегу, надо показать паспорта, данные которых переписывают. Я сделала несколько любительских фото.
А какое впечатление от нашего капитана Андрея Салошина!. Ему около 40 лет, он вырос в Севастополе, где служили его родители, но сам служил потом на других флотах. Я много с военными общаюсь, и всегда отмечала особый лоск морских офицеров! Пожалуй, они наиболее сдержанно-галантные, в них есть какой-то офицерский рыцарский дух. Они элегантны, брюки всегда наглажены. Помню в начале 90-х я сражалась за «русский Севастополь», участвовала в работе Комиссии Верховного совета по определению статуса г. Севастополя, печатала пламенные статьи в газете «Вечерний Севастополь» и не раз входила в кабинет Верховного совета, где сидели севастопольские моряки и даже сам адмирал Игорь Касатонов! Как они все встанут, вытянутся, приветствуют, даже руку поцелуют! Ну, просто как в старинном Офицерском собрании!
Мы долго беседовали, ужинали вместе с капитаном и его подчиненным и нашими французскими друзьями. Капитан умело и сдержанно отвечал на вопросы, даже не заметишь, как ловко обходил закрытые темы – высший дипломатический пилотаж! Ему, такому на мой взгляд, еще молодому капитану 1 ранга будет доверено привести этот корабль к нам в целости и сохранности. Вот 13 сентября уже поступило сообщение, что «Владивосток» вышел на испытания в море…
А второй вертолетоносец, как известно, именуется «Севастополь». Название было взято ещё два года назад, когда никто не предвидел последующих событий. Сейчас это звучит символично и, наверно, может стать дополнительным препятствием для передачи его России.
– А сами французы в Сен-Назере как к этому вопросу относятся? – Конечно, в самом городе все понимают (и мэр города прямо-таки трепещет), что для экономики Франции разрыв этого контракта стал бы колоссальным ударом, для отрасли – катастрофой, а для города и верфи просто полным разорением. Они и выжили-то в кризис благодаря этому заказу. Бизнесмены отрасли говорят о возможных огромных репутационных издержках. Ведь Франция занимает одно из ведущих мест в реализации военных заказов и экспорте вооружений. Что подумают потенциальные заказчики (например, Индия), если из-за общей политической ситуации может быть невыполненным такой контракт, и только потому, что кто-то нажимает из-за океана... Так что в Сен-Назере об этом открыто говорят все. Хотя и промайдановские активисты приезжают периодически в городок из других мест и пикетируют. В прессе пишется и о большой неустойке, помимо возврата уплаченных денег, а если Россия подаст еще потом в арбитражный суд (а мы имеем полное право и обычно так бывает), ещё дополнительные огромные штрафы последуют, общая сумма может быть более 3 млрд!!! Верфь разорится, и тысячи людей там и по всей Франции, на предприятиях сопутствующих элементов, потеряют работу.
После неуклюжего заявления Олланда от профсоюзов пошли очень неприятные сигналы, и он понял, что может потерять последнюю поддержку сам и сильно подорвать позицию социалистов. А рейтинг у него и его партии и так позорно низкий.
– И всё-таки, какое складывается мнение: будут «Мистрали» поставлены или нет? – Вот сейчас пишут, что эти страсти затихают, что президенту Олланду перед саммитом НАТО надо было что-то перед американцами сказать, и он сказал, а потом даже официальный Елисейский дворец интерпретировал это как некое его личное мнение. Профсоюзы сразу встали на дыбы, и, конечно, бизнес-сообщество категорически против. Что касается консерваторов, неоголлистов, то они и вовсе против санкций и против политики Брюсселя, за нормализацию отношений с Россией. Но мы знаем, как властям могут выкручивать руки, как задействуются различные рычаги давления из-за океана и через НАТО.
Я как-то слышала по радио беседу с одним экспертом (похоже, наш отставной дипломат, он говорил со знанием дела, но свободно, без официоза, как обычно действующие представители МИДа). Так он сказал о шантаже со стороны США канцлера Меркель, которая с недавних пор ведет себя как будто она на крючке Вашингтона. Якобы ей неофициально грозят обнародовать какие-то финансовые партийные манипуляции (помните, как фактически «свалили» Коля, который к нам очень лояльно относился, по-настоящему благодарен был за то, что мы всё-таки дали согласие на объединение Германии). Эксперт сказал, что это практически известно, хотя я об этом не читала ни в немецкой прессе, нигде.
Посмотрим, что будет. С другой стороны, с самого начала этой истории, как мы знаем, было много дискуссий, в том числе и на страницах «Столетия», а нужны ли нам «Мистрали»? Корабль, конечно, замечательный – тройного назначения, и очень передовых технологий – полезно его иметь в нашем арсенале, у нас такого нет, Но, конечно, вообще-то он является очень важным элементом для совершенно иной военной доктрины, для действий за пределами своей территории. А у нас оборонительная доктрина, нацеленная прежде всего на защиту собственных территорий и берегов. Так что задача высадки морского десанта на далеких чужих берегах пока не совсем актуальна. Короче говоря, для Франции провал проекта принесет больше бед и потери лица, чем нам, но победа проекта будет важна и для нас, и для Европы в целом, – это будет знак самостоятельности Европы перед США в важнейших вопросах своей политики…
– Какие сегодня вообще настроения во Франции, крепчает ли антироссийский градус? – Знаете, во Франции общество уже давно совершенно неоднозначно относится к текущим событиям, к России. Это не американское общество, невежественное по сути, которое практически полностью контролируется СМИ. В Штатах очевидны результаты полной манипуляции сознанием. Средний американец, как правило, не знает даже, где Украина – в Западном полушарии или Восточном, рядом с Таиландом или Индией! Истории он тоже не ведает, убеждён, что Украина в нынешних границах существовала 1000 лет, а вот алчная Россия её присвоила и захватила чуть ли не в XIX веке. Или, наоборот, потеряла, как Обама сказал, и с тех пор истощает, мучает, угнетает... Во Франции, конечно, не так. Здесь люди гораздо более образованны, и у них накопилось очень большое раздражение вообще политикой своего правительства и политикой Брюсселя. Причём произошёл переход качества в количество, потому что разочарование в другой области, в области политики в отношении традиционных ценностей, когда закон об однополых браках, несмотря на невиданные протесты и двухмиллионные демонстрации в Париже и по всей стране, всё-таки провели – это разочарование перешло и на разочарование во внешней политике. Консервативные круги, об этом писал один социолог в «Figaro», разочарованы у себя в постмодернистской упадочнической линии во всём, в то время, как Россия и российский президент – для них единственная европейская страна и лидер, которые с открытым забралом, без экивоков, на официальном уровне заявляют, не боясь пойти против западного мейнстрима, что будут защищать традиционные ценности, в числе которых, безусловно, христианские ценности. Даже фраза такая была: «Брюссельская элита не знает, не понимает истории, нации, а русский президент не только знает и уважает историю, но и ее творит!».
– То есть во Франции сформировалась значительная прослойка населения, которая поддерживает такую линию. – Да, особенно сейчас эта тенденция проявилась. Вот ещё шесть лет назад, во время тбилисской агрессии в Южной Осетии этого не было: как СМИ обрабатывали население, так в основном оно все и оценивало. Сейчас произошло то же, что у нас в советское время, когда так надоела примитивная пропаганда (если в мире что-то плохо, значит Америка в этом виновата). А сейчас на Западе переборщили. Это не значит, что все нас там обожают, обыватель вообще мало интересуется внешней политикой, но всё-таки динамика другая. Социологи отметили новое явление: не только те, кого западные СМИ именуют «ультраправыми» (хотя они никакие не ультраправые и не экстремисты), но и просто консерваторы, скажем, неоголлистские организации, все выступают за хорошие отношения с Россией. Вот, например, кандидат в Европарламент от неоголлистской партии «Debout, la Republique!” Николя Дюпон-Эньяна в своей речи на собрании избирателей под овации говорила о том, как важно Франции вернуть самостоятельность, как важны хорошие отношения с Россией, без которой Европе не жить и не иметь будущего! Это нечто новое в кругах респектабельной элиты. И с этим нам есть смысл работать дальше. Ну, не верят уже люди, что во всем виноваты русские и их президент, даже «в распространении вируса Эбола». Это начинает вызывать иронию. Такая тенденция налицо, и французская пресса, например, Figaro, в течение полугода печатала регулярно альтернативные мнения серьёзных авторов. А что касается ультралиберальных активистов, для которых Россия – это просто чёрная дыра в мировой истории, таких, как небезызвестный Андре Глюксман *(предложено ввести единицу измерения русофобии - 1 глюк) или Бернар Леви (это уже гротеск маргинальный, вроде нашей незабвенной Валерии Ильиничны), то они просто исходят паранойей. Требуют, собирают подписи, чтобы «Мистрали» подарили Украине...
– Что намерен предпринять ваш Институт в Париже этой осенью? – В первой декаде октября у нас должно пройти мероприятие в стенах парламента – по антироссийским санкциям, что такое эти санкции, насколько они продуктивны, что они значат для Европы и что для России. Мне, кстати, надо найти выступающего известного экономиста из России, который сам не под санкциями, чтобы мог приехать туда. Ни Пушков, ни Глазьев не могут приехать...
Кстати, мы там ведём себя как очень независимая организация. На наших круглых столах наши же докладчики могут и поспорить. Вот известного политолога и публициста, автора «Столетия» Сергея Михеева мы приглашали, он там довольно критически выступал по нашей национальной политике, безо всяких обиняков, что привело в восторг европейских консерваторов, которые за такое же выступают у себя. Некая общая мировоззренческая рама определена, но участники могут спорить и критиковать.
– Мероприятие в парламенте Франции будет главным? – Да. Также в Праге, в парламенте Чехии, состоится конференция, которую организовывает один из депутатов, бывший мэр Карловых Вар, который, конечно, за Россию, за русских жителей Карловых Вар, против украинского фашизма. Будет и круглый стол, тема – истоки украинского кризиса. Участие в этой конференции для работы Института демократии и сотрудничества, конечно, очень важно. И, наконец, в конце ноября – очередная масштабная конференция вместе с немецким журналом “Compact”, которая дважды собирала уже от 500 до 800 человек.
С экс-президентом Чехии Вацлавом Клаусом мы должны открыть новый журнал, консервативный, на английском и чешском языках. Директор исследовательских программ Института демократии и сотрудничества, английский философ и историк Джон Локленд стал заместителем главного редактора, я член редколлегии.
– Где будет распространяться журнал? – В Европе. Это ежеквартальное издание – нечто среднее между «Foreign Affairs», который совсем академический, без картинок, и иллюстрированным, но не глянцевым журналом.
– Из французских известных персон кто-то выразил готовность участвовать в парижском мероприятии? – Два сенатора, представители многих организаций, в прошлый раз участвовали даже из ЕС-овских структур. Как-то один серьезный человек, который присутствовал при энергетических переговорах с Россией в ЕС, сказал: «Вот я сижу и думаю: неужели наши совсем с ума сошли?! (так и выразился сотрудник структур ЕС!). Приезжают на переговоры по сугубо важным экономическим темам и заявляют: «Нет, о делах сейчас говорить не будем, вот у вас Ходорковский в тюрьме сидит...» А мы же зависим от русского газа! Да повернётся Москва, плюнет, Китаю всё поставит через 5-10 лет и всё. И с чем мы останемся? Превратимся в задворки США?».
Так что за последние годы подвижки в европейском общественном сознании очевидны.
Беседу вел Алексей Тимофеев «Столетие».
Читай ещё:
Наталия Нарочницкая: «Никогда не думала, что буду в самой Европе защищать ее же демократические ценности»
ertata