Э.В.:Развалу СССР предшествовали 4-х летняя вакханалия очернительства советского прошлого и идеализация Запада...
Во что обходится обществу исторический мазохизм
Историю можно сделать источником гордости за своих близких и далеких предков, за Отечество, а значит - источником силы. Но ту же самую историю можно сделать источником слабости и комплексов, стыда за себя и свой народ.
Начиная с середины 80-х годов значительно выросло влияние сил, которые, используя свое положение, активно пытаются превратить наш народ в каких-то исторических мазохистов, испытывающих извращенное удовольствие от самоуничижения и от того, что их Родину порочат.
Если у людей среднего и старшего возраста от этого зла есть какой-то иммунитет, то у молодежи он практически отсутствует. Я преподаю, и за постсоветские годы около пяти тысяч студентов прошло через мои группы. Процесс деформации исторического сознания, так сказать, наблюдаю в динамике. Картина удручающая!
Перефразируя слова Ленина, можно сказать, что из всех искусств для нас сегодня самыми важными являются те, которые имеют наиболее массовую аудиторию. А это – прежде всего телевидение, радио и Интернет..
К счастью, еще есть семья, школа, живые позитивные примеры, есть вера, но их влияние, к сожалению, все снижается. Не хочу быть несправедливым: конечно, электронные средства массовой информации сеют, среди прочего, и доброе, и вечное. Но есть понятие баланса. Убежден: на сегодняшний день баланс результатов деятельности средств массовой информации отрицателен.
Современная официальная Россия оппозиционна к советскому прошлому. Революция или контрреволюция – словом то, что мы пережили в 1991-м и 1993-м – с неизбежностью отвергает ценности свергнутого строя. Но закон «отрицания отрицания», независимо от того, кто его сформулировал, Гегель, Маркс или кто-то еще, имеет объективную природу, а это значит, что лучшее из прошлого обязательно должно сохраняться. Хочешь двигаться вперед – нравится или не нравится, взбирайся на «плечи гигантов», учись на чужих ошибках.
Вот уже четверть века нам настойчиво внушают: советский период протяженностью в 73 года – это аномалия истории, это даже не аппендикс, а что-то случайное и опухолеобразное. Поэтому его надо вырезать, выкинуть и забыть.
Очевидно, что это делают либо люди, которых используют «в темную», либо дураки, либо преступники. Резко сказано? Не думаю. Дело в том, что разрыв исторического сознания, вбивание клина между поколениями в попытке заставить детей презирать или ненавидеть своих отцов – самое настоящее убийство прошлого, а это и есть - самое тяжкое преступление. И чтобы изменить ситуацию к лучшему, для начала нужно этот факт признать, а не отделываться какими-то аккуратными и «политкорректными» заявлениями.
Сегодня абсолютизируется темная сторона прошлого, мол, это «смотрибельно», востребовано, этого люди ждут, это им интересно. К тому же, это правда, а мы хотим правду, и ничего более, кроме правды. Частность выдается за правило. Пример: берут реальный факт изнасилования рядовым советским бойцом несчастной немецкой девушки. С помощью художественных средств выражения можно это так снять, так показать, что выйдут образы последнего животного, с одной стороны, и невинного ангела - с другой. Что станет думать аудитория после просмотра такого, к тому же, талантливо сделанного продукта? Какого рода обобщения люди - как бы сами! - сделают?
Но ведь, простите, через советские вооруженные силы за войну прошло более 35 миллионов человек. Какой процент среди них был насильниками? И что, кстати, с этими преступниками потом делали, хорошо известно. В отличие от немецкой армии, где подобные вещи были нормой.
В 2012 году на российский экран вышел кинофильм совместного производства Германии, России и Украины «4 дня в мае». Более или менее понятно, какие задачи, помимо художественных, решал немецкий режиссер Ахим фон Боррис. Менее ясно, чем руководствовался продюсер картины, он же исполнитель главной роли Алексей Гуськов. Официальный слоган киноленты звучит так: «Иногда граница проходит не между «своими» и «чужими», а между добром и злом». Но стало ли больше добра в душах тех, кто посмотрел это кино? Судя по сотням, как хвалебных, так и ругательных отзывов в Интернете – вряд ли. История совместного боя немецких и советских солдат против советских же бойцов во главе с подонком-насильником, кем-то трактуется как гуманистическое произведение, а кем-то - как заведомое оскорбление. Ясно одно – раны войны все еще кровоточат и то, что делали на нашей земле фашисты – не забудется еще очень долго.
Малое зло и глобальное зло, может, и имеют одну природу, но уравнивать их даже ненароком, даже из лучших побуждений - недопустимо.
Фильм подталкивает к ущербной мысли о внутреннем родстве нацистской Германии и сталинского СССР, что является грубой исторической ложью.
Уравнивать их на основании внешнего сходства политических режимов, при этом не замечая глубинных различий, то же самое, что отождествлять Чикатило и Махатму Ганди, опираясь исключительно на анатомические признаки. Привязка рассказанной в фильме истории к той конкретной войне - глубоко ошибочна, поскольку сильная гуманистическая идея оказалась в данном случае девальвирована десятками разнонаправленных ассоциаций. В искусстве, особенно массовом, так же как в медицине, главным принципом должен быть девиз «Не навреди!».
Нам постоянно, вольно или невольно, подбрасывают слепленные, причем вполне профессионально, негативные примеры и фальшивые образцы для подражания. Обратите внимание, как сочувственно во многих современных фильмах о войне показывают уголовников, причем глубиной образа режиссеры и актеры не сильно «заморачиваются», акцентируя внимание на внешней стороне. Показательны в этом отношении картины «Штрафбат» (режиссер Николай Досталь) и «Служу Советскому Союзу» (режиссер Александр Устюгов). Думаю, отчасти это происходит потому, что подобное тянется к подобному – корни симпатии лежат в сходстве менталитета, ценностей, мировоззрения. Конечно, люди, попавшие за решетку, далеко не всегда «отбросы общества». Оступиться может каждый, и все, кто оказался в «местах не столь отдаленных», за крайне редким исключением, имеют право на шанс. Вспомните, как тонко раскрывалась эта тема в советском кинематографе - десятки проходных и центральных образов как в рядовых детективах, так и в проблемных лентах уровня «Калины красной». А сейчас такое ощущение, что уголовников вводят в фильмы о войне искусственно, с единственной целью «зацепить» зрителя любым способом, не думая о том, что шельмуют Победу и страну ее добывшую.
Почему производится столько мусора? Чаще всего «творцы» делают плохой продукт от бесталанности и лени. Действительно легче, проще, дешевле снимать и показывать дрянь. Тем более что всегда можно сказать: «А я так вижу!». В других случаях производители эрзац-кино тупо выполняют договор, делают то, что хочет получить заказчик, у которого деньги-прибыль - еще не самый худший мотив.
Невольно складывается стойкое ощущение, что где-то, на каком-то уровне, производство псевдоисторической и аморальной лабуды планируется, координируется, увязывается с общими задачами.
В итоге, советский, русский, российский человек рисуется хуже не то что западного, а просто какого-то усредненного человека. Он бескультурен, он жесток, он бестолков, и даже строй уже не важен – царский ли, советский, или постсоветский – все плохо! А еще у нас – дикая страна, порочное государство, преступная власть. Такой вот набор.
Почему современное российское общество чувствует угрозу весьма смутно - оно атомизировано, разобщено, дезориентировано. Но вот почему власть не видит, что удар наносится, в том числе, по государству и по ней самой – загадка. Только наивные люди могут полагать, что весь этот «долбеж» по власти, предшествовавшей нынешней, не имеет выхода на современность. Еще как имеет. Для того и «долбят».
Роман «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана - гениальный или нет, у каждого своя точка зрения на то, что считать гениальным - и его экранизация режиссера Сергея Урсуляка, вполне укладываются в эту схему. Почитайте отзывы в интернете: практически все делают упор на том, что там показано противопоставление власти и общества, и проводят лихие параллели. А не пора ли напротив искать объединяющие начала.
Извечный вопрос: что делать?
Для начала нужно признать, что дело обстоит плохо и ситуация не улучшается, а катится по наклонной. Это видно, прежде всего, по молодежи, которая истории или вообще не знает, или знает только негативную сторону.
А потому, безусловно, необходимо навести порядок в учебной литературе. Минобразом рекомендованы десятки учебников по истории, и многие из них продвигаются зачастую потому, что «рекомендаторам» выгодно, чтобы таких учебников было как можно больше. Пишут там невесть что.
Государство – а еще лучше, если его поддержит и бизнес - должно финансировать только то, что полезно обществу. А не то, что лоббируют отдельные заинтересованные деятели.
Фильм «Сволочи» (режиссер Александр Атанесян), который у очень многих видевших его вызвал справедливое возмущение, проталкивался, в том числе, высокопоставленными чиновниками, которые до сих пор, по наивности, ставят это себе в заслугу.
Конечно, нужен общественный контроль – и речь идет вовсе не о цензуре, а об институтах гражданского общества. Просто вокруг тех людей, которые бьют по нам и нашим детям, оскорбляют тех, кто погиб за нас, должна складываться атмосфера нетерпимости.
Посмотрите, что сделали на Западе в отношении пресловутого Ларса фон Триера, который публично признался в том, что он нацист. Художник, талантливый режиссер попал в обстановку изоляции и всеобщей нетерпимости.
Он был вынужден объясняться и извиняться. У нас такого и близко нет.
Безусловно, нужно изменить направленность и характер подачи исторического материала в СМИ. Фильмы, что документальные, что художественные, любые программы должны делаться с расчетом на то, что человек после их просмотра будет хоть чуть-чуть, хоть на йоту добрее, хоть немного лучше.
Совершенно ясно, что без правильной расстановки кадров, в том числе на телевидении, сделать ничего нельзя. По-моему, критерии тут очевидны: во главе любого проекта должен непременно стоять широко образованный человек, умеющий думать, а только потом уже считать.
И еще. Патриотизм - это не только эфемерное чувство любви к Родине. Будучи воплощен в практических делах, он становится способом существования и выживания, самосохранения и развития народа в целом и каждого человека в отдельности.
Николай Вячеславович Илиевский - начальник отдела общих проблем и методологии военной истории Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, полковник.
В 1944 г. неизбежность поражения нацистской Германии была уже очевидной. Последней надеждой гитлеровцев стало Wunderwaffe — «чудо-оружие», новейшие военные технологии, опередившие своё время. Наиболее впечатляющим из достижений конструкторов Рейха стали ракеты Фау-2 (от нем. V-2 — Vergeltungswaffe-2, «оружие возмездия»). Первый старт состоялся в марте 1942 г., а первый боевой пуск — 8 сентября 1944 г. [...]
Законодательная Комиссия Кнессета обсуждает вопрос о подсудности использования в обиходе определения "нацист", которое в наших палестинах в последнее время получило широкое хождение. 100.000 штрафа в государственную казну и полгода тюрьмы ослушникам – так решила Законодательная Комиссия на предварительном слушании.
Опубликовал на AVA.MD очередной просветительский, точнее - историко-просветительский пост.
Он посвящен трагедии Дрездена...
Не хочу делать глубокие и далеко идущие обобщения...
Но обращаю внимание на одно, лежащее на поверхности сравнение...
РККА - Рабоче Крестьянская Красная Армия - армия КОММУНИСТИЧЕСКОГО Советского Союза в ходе своей Великой Освободительной миссии избавления народов Европы от коричневой чумы НИКОГДА НЕ ПРИБЕГАЛА К ТАКОМУ ВАРВАРСТВУ И ЗЛОДЕЙСТВУ во время ведения военных действий , к какому прибегали вооруженные силы ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ США и Великобритании ...
[Можно было бы назвать и другие примеры аналогичного военного варварства со стороны анло-американцев: Гамбург,Токио,Хиросима,Нагасаки...]
А ведь у Советского Союза по сравнению с США и Соединенным Королевством было несоизмеримо больше оснований для акций возмездия. Значительные территории страны в европейской части лежали в руинах, а советский народ - русские, украинцы, белорусы, евреи,другие этносы - понес огромные многомиллионные потери.Тем не менее к акциям возмездия советское руководство во главе со И.Сталиным, в отличие от Ф.Рузвельта и У.Черчилля, ни разу не прибегло.
Напрашивается вывод: можно поставить знак равенства между тем, как вела военные действия нацистская Германия с тем, как вели их демократические США и Великобритания...
В то же время, существует принципиальная разница между тем, как вела военные действия РККА коммунистического Советского Союза , с одной стороны и соответственно как вели их вермахт и вооруженные силы США и Великобритании, с другой...
Об ужасных деталях трагедии Дрездена можно прочитать в книге американского писателя и непосредственного очевидца тех страшных событий Курта Воннегута "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей" ...
Пост состоит из двух частей.
В первой части я поместил документальный фильм Алексея Денисова"Дрезден. Хроника трагедии" .
Фильм Алексея Денисова посвящен событиям 13 февраля 1945 года - бомбардировке Дрездена англо-американской авиацией во время Второй Мировой войны. Эта акция трактовалась союзниками как акт помощи советским войскам, наступающим с востока, якобы, в подтверждение ялтинских соглашений.
Однако по мнению ряда историков, бомбардировка Дрездена и других немецких городов, отходящих к советской зоне влияния, преследовала не военную цель: оказание помощи советским войскам, а исключительно политическую: демонстрация военной мощи для устрашения советского руководства.
Осуществление варварской бомбардировки проходило в три захода силами почти в три тысячи самолетов. Ее результат - гибель более 135 тысяч человек и разрушение около 35 470 зданий.
Один из главных вопросов, на который пытались ответить авторы фильма, - действительно ли с советской стороны была такая просьба и почему по сей день бывшие союзники из Англии и Америки упорно стараются свалить вину за бессмысленную бомбардировку одного из красивейших городов Европы, к тому же не имеющего военного значения, на Россию.
В фильме принимают участие немецкие и российские историки, американские летчики и очевидцы этой трагедии.
Правда о количестве жертв существует и иная информация :В 2008 году комиссия немецких историков, работавших по заказу города Дрезден, оценила количество погибших в диапазоне от 18 до 25 тысяч человек. 17 марта 2010 года был представлен официальный отчёт комиссии, работающей с 2004 года. Согласно отчёту, в результате бомбардировки Дрездена авиацией союзников в феврале 1945 года погибли 25 тысяч человек. Официальный доклад комиссии был выложен в открытый доступ в Интернет.
Вторая часть поста состоит из текста Сергея Юферова "Уничтожение Дрездена, 1945 год" -
Вторая мировая война оставила мировой истории множество прискорбных и ужасных страниц человеческой жестокости. Именно во время этой войны широкое распространение получила тактика ковровых бомбардировок городов. Как говорит известная пословица, посеявший ветер – пожнет бурю. Именно это и произошло с гитлеровской Германией. Начав в 1937 году с бомбардировки испанской Герники легионом «Кондор», продолжив налетами на Варшаву, Лондон, Москву и Сталинград, с 1943 года Германия сама стала подвергаться воздушным ударам союзников, которые во много раз превышали по мощи налеты, совершаемые люфтваффе в начальный период войны. Так одним из символов трагедии немецкого народа стал налет союзнической авиации на крупный город Дрезден в феврале 1945 года, который привел к огромным разрушениям жилой инфраструктуры города и большим жертвам среди мирного населения.
Даже после завершения войны на протяжении вот уже более чем 60 лет, в Европе раздаются призывы к тому, чтобы признать уничтожение древнего города Дрездена военным преступлением и геноцидом против его жителей. Многие в Европе и США придерживаются мнения о том, что бомбардировка немецких городов в заключительные месяцы войны уже не бала продиктована военной необходимостью и была излишней в военном плане. Признать бомбардировку Дрездена военным преступлением в настоящее время требуют лауреат Нобелевской премии по литературе немецкий писатель Гюнтер Грасс и бывший редактор английской газеты «The Times» Саймон Дженкинс. Поддерживает их и американский журналист и литературный критик Кристофер Хитченс, который считает, что бомбардировки последних месяцев войны проводились лишь с целью отработки молодыми пилотами методов бомбометания.
Число жертв бомбардировки, которой город подвергся с 13 по 15 февраля 1945 года, оценивается в 25 000 – 30 000 человек, при этом многие из оценок перешагнули за отметку в 100 000. Во время бомбардировки город был разрушен практически полностью. Площадь зоны сплошных разрушений в городе в 4 раза превысила площадь зоны полных разрушений в Нагасаки. После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город, на месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших здесь улиц и зданий. Восстановление центра города заняло 40 лет, остальные части были восстановлены раньше. При этом по сей день ведется восстановление ряда исторических зданий города, расположенных на площади Ноймаркт.
Бомбардировка
До Второй мировой войны Дрезден признавался одним из самых красивейших городов Европы. Многие туристические путеводители называли его Флоренцией на Эльбе. Здесь находилось множество объектов, представляющих большое культурное значение: знаменитая Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, оперный театр, который соперничал по акустике с театром Ла-Скала, дворцовый ансамбль Цвингер, множество церквей построенных в стиле барокко. К концу войны в город стекалось большое количество беженцев. Многие жители были уверены в том, что город не будет подвергаться бомбардировкам. Здесь не было крупных военных заводов. В Германии ходили слухи, что после войны именно Дрезден может стать новой столицей.
За все время войны союзники бомбили город лишь дважды, не воспринимая его как военную цель. Бомбы падали на город 7 октября 1944 года, когда около 30 «Летающих крепостей» B-17, которые не смогли отбомбиться по основной цели, нанесли удар по Дрездену, бывшему запасной целью полета. А также 16 января 1945 года, когда сортировочную железнодорожную станцию бомбили 133 «Либерейтора».
Трупы на улицах Дрездена
Противовоздушная оборона города была достаточно слабой, сигнал воздушной тревоги подавался всего за несколько минут до начала бомбардировки. Да и бомбить в городе было особо нечего. Здесь располагались 2 крупных табачных фабрики, которые производили значительную часть табачных изделий Германии, мыловаренный завод и ряд пивоварен. Присутствовал завод фирмы «Сименс» по выпуску противогазов, предприятие фирмы «Цейс», специализирующееся на оптике и несколько небольших предприятий по выпуску радиоэлектроники для нужд авиапромышленности. При этом все они находились на окраинах города, тогда как бомбардировке подвергся исторический центр.
Перед войной в Дрездене насчитывалось около 650 000 жителей, к февралю в город прибыло еще, по меньшей мере, 200 000 беженцев, точное их количество невозможно подсчитать. К 1945 году англичане и американцы были уже большими специалистами по уничтожению немецких городов. Ими были разработаны специальные методики, которые повышали эффективность бомбардировок. Первая волна бомбардировщиков сбрасывала фугасные бомбы, которые должны были разрушить крыши домов, выбить окна, обнажить деревянные конструкции, вслед за этим вторая волна бомбардировщиков сбрасывала на город зажигательные бомбы. После этого на город вновь сбрасывались фугасные бомбы, которые должны были осложнить работу пожарных и спасательных служб.
Около 22 часов вечера 13 февраля жители окраин Дрездена услышали гул приближающихся самолетов. В 22 часа 13 минут на город были сброшены первые бомбы, город бомбила первая волна британских тяжелых бомбардировщиков – 244 «Ланкастера». В считанные минуты весь город был объят пламенем, которое было видно на удалении более чем в 150 км. Основной же удар по городу был нанесен между 1:23 и 1:53 ночи, когда город бомбило 515 британских тяжелых бомбардировщиков. После удара первой волны, ничего не препятствовало распространению пожаров в городе, фугасные бомбы второй волны лишь способствовали расширению зоны, охваченной огнем, и мешали пожарным командам. Всего в ночь с 13 на 14 февраля на город было сброшено около 1 500 тонн фугасных и 1 200 тонн зажигательных бомб. Общее количество зажигательных бомб, сброшенных на город, составило 650 000 штук.
Сложенные для сжигания тела жителей Дрездена
И это был не последний воздушный удар. Утром в воздух взлетело 311 американских бомбардировщиков B-17, которых сопровождали 72 истребителя P-51 «Мустанг», разделенных на 2 группы. Одна из них постоянно прикрывала бомбардировщики, а вторая после бомбового удара, должна была приступить к штурмовке целей по выбору пилотов. Бомбы посыпались на город в 12:12,бомбардировка длилась 11 минут, за это время на город было сброшено еще около 500 тонн фугасных и 300 тонн зажигательных бомб. После этого группа из 37 истребителей «Мустанг» приступила к штурмовке дорог ведущих из города, которые были забиты беженцами и мирными жителями. На следующий день город вновь бомбило 211 американских бомбардировщиков, сбросивших на город 465 тонн фугасных бомб.
Один из летчиков королевских ВВС, участвовавший в налете, вспоминал: «Фантастически яркий свет становился тем ярче, чем ближе мы подходили к цели, на высоте примерно в 6 000 метров, можно было различить детали местности, которые раньше никогда не было видно; впервые за все время проведения операций мне стало жаль жителей, которые находились внизу». Другой участник бомбардировки штурман-бомбардир отмечал: «Когда я посмотрел вниз, я увидел широкую панораму города, который пылал от одного края до другого, видно было густой дым, который относило в сторону. Первой моей реакцией стала мысль о совпадении происходившей внизу бойни с евангелистскими проповедями, которые я слышал перед войной».
В результате бомбардировки Дрездена планировалось создать на его улицах огненный смерч и планы эти осуществились. Данный смерч возникает, когда разрозненные очаги пламени объединяются в один фантастический костер. Воздух над ним прогревается, плотность его снижается, и он поднимается вверх. Температура в огненном смерче, охватившем город, достигала 1500 градусов.
Историк из Англии Дэвид Ирвинг так описал огненный смерч, который возник в Дрездене. Образовавший в результате бомбардировки огненный смерч, исходя из обследований, поглотил более 75% всей территории разрушений в городе. Сила его позволяла выдирать гигантские деревья с корнем, толпы пытавшихся спастись бегством людей подхватывались этим торнадо и швырялись прямо в огонь. Сорванные крыши зданий и мебель были выброшены в центр полыхающей исторической части города. Своего пика смерч достиг в трехчасовом промежутке между авианалетами, в том момент, когда укрывшиеся в подвалах и убежищах жители города, пытались бежать на его окраины. На улицах Дрездена плавился асфальт, а люди, падающие в него, сливались с дорожным покрытием.
Железнодорожник, который укрывался недалеко от Почтовой площади, видел, как женщину с детской коляской протащило по улице и швырнуло в пламя. Другие жители города, которые пытались спастись бегством вдоль железнодорожной насыпи, которую не завалили обломки, видели, как железнодорожные вагоны на открытых участках путей простой сдувало бурей.
Согласно отчету дрезденской полиции, который был составлен после налетов, в городе сгорело 12 тыс. зданий. Было уничтожено 3 театра, 5 консульств, 11 церквей, 60 часовен, 19 госпиталей и 19 почтамтов, 50 культурно-исторических зданий, 24 банка, 26 страховых компаний, 26 публичных домов, 31 гостиница, 31 торговая лавка, 39 школ, 63 административных зданий, 256 торговых залов, 640 складов, 6470 магазинов. Помимо этого огонь уничтожил зоосад, водопроводную станцию, железнодорожное депо, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж на Эльбе.
Для чего это было нужно
Формально у союзников были основания для бомбардировки города. США и Англией были согласованы с СССР бомбёжки Берлина и Лейпцига, о Дрездене речи не шло. Но этот крупный 7-й по величине город Германии действительно был крупным транспортным центром. И союзники заявляли о том, что бомбили город с целью сделать невозможным движение транспорта в обход данных городов. По мнению американской стороны, бомбардировка Берлина, Лейпцига и Дрездена имела важное значение и способствовала выводу этих транспортных узлов из строя. Косвенно эффективность бомбардировок подтверждалась именно тем, что под Лейпцигом, в Торгау, 25 апреля встретились передовые части союзнических войск, разрезав Германию надвое.
Однако даже меморандум, который был зачитан английским пилотам перед вылетом на бомбежку 13 февраля, открывал истинный смысл данной военной операции: Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам. В середине зимы, с потоками беженцев, направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов. В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС.
В феврале 1945 года Германия уже находилась на пороге катастрофы, отсрочить которую ничто не могло. Задача разгрома Германии была полностью решена, западные союзники СССР смотрели в будущее, озабоченные своими послевоенными отношениями с Москвой.
Перед Второй мировой войной СССР, по современной терминологии, все еще считался страной изгоем. СССР не пригласили в Мюнхен, где решалась судьба Чехословакии и, как оказалось потом, всей Европы. Не приглашали на Лондонскую и Вашингтонскую конференции. В то время Италия признавалась великой державой, а СССР – нет. Однако к 1945 году в мощи Советского Союза уже мало кто сомневался. И хотя СССР не обладал сильным морским флотом и не имел стратегической авиации, в наступательных способностях его танковых армий не сомневался никто. Им вполне по силам было выйти к Ла-Маншу, и остановить их вряд ли бы кто-то смог.
Пламя от пожара в Дрездене было видно на удалении в 200 км. от города на советском участке фронта. В городе было уничтожено более половины жилых зданий, множество памятников архитектуры, при этом крупные сортировочные станции серьезных повреждений не получили, один из железнодорожных мостов через Эльбу оказался нетронутым, находившийся в окрестностях города военный аэродром также не получил повреждений. Великобритании и США необходимо было показать свою мощь, произвести на Сталина впечатление, именно поэтому для демонстрации был выбран практически не пострадавший от бомбардировок город. Жизни его жителей стали для англо-американских стратегов лишь разменной монетой в своей политической игре.