«И сказал Б-г, обращаясь к Моше: скажи Аарону, брату твоему: да не войдет он во всякое время в святилище за завесу и не приближался к крышке, покрывающей Ковчег, чтобы не умереть ему, ибо в облаке явлюсь Я над крышкой». (Ваикра, 16:2)
Ковчег Завета
Тора требует трепетного отношения ко всему, что касается святости. Танах и мудрецы говорят о суровых наказаниях за пренебрежение святостью. Это же мы учим из нашей недельной главы: «да не войдет он во всякое время в святилище… чтобы не умереть ему, ибо в облаке явлюсь Я над крышкой». Поясняет Раши: «Ибо в облаке явлюсь Я – ибо всегда Я являюсь там в облачном столпе, и, так как Шхина (Б-жественное присутствие) открывается там, остерегайся, чтобы не вошел туда по привычке, буднично». А о наказании за пренебрежение святостью Шхины узнаем из слов «и не умрет» — т.е. если войдет, то умрет.
В главе Мишпатим (Шмот 24, 10-11) Тора рассказывает о поведении семидесяти старейшин во время дарования Торы: «И увидели они Всесильного Б-га Израиля… и видели они Б-га Всесильного, и ели, и пили». Поясняет Раши: «и видели они Б-га Всесильного – разглядывали Его дерзко в то время, как ели и пили. И приводит Мидраш («Бемидбар Раба», глава 15), что из-за того, что пренебрегли святостью Шхины «полагалось испепелить в тот же миг старейшин и Надава и Авиу, но, так как это был день дарования Торы, Всевышний Благословенный не захотел омрачать этот день наказанием». В святых книгах приводится также, что Надав и Авиу все-таки были наказаны за это позже огнем.
Нечто подобное мы видим в том, что произошло с жителями Бейт Шемеша, о чем написано у пророка Шмуэля (1 6,19): «И поразил Он жителей Бейт Шемеша за то, что заглядывали в Ковчег Господа», и поясняют мудрецы (Сота, 35 а): «И наказал жнецов Бейт Шемеша за то, что, когда увидели Ковчег, продолжали жать поле и не оставили своей работы».
Подобное произошло и с Узой — когда ему показалось, что Ковчег накренился, и он протянул руку его поддержать – в тот же миг был наказан смертью за пренебрежение святостью, ведь он должен был помнить, что если Ковчег «носильщиков своих несет (как было при переходе евреев через реку Иордан), себя тем более» (Сота, 35,71).
А о том, кто использует Тору для личных нужд, мудрецы сказали (Пиркей Авот 4,5): «(С Небес) лишают жизни в этом мире того, кто извлекает выгоду из слов Торы».
От нас, евреев, требуется особенная осторожность в трепетном отношении к святым вещам, поскольку мы занимаемся Торой постоянно, что может повлиять на наши сердца утратить чувствительность к святости, и наше служение приобретет элемент будничности. Об этом сказал раби Элиэзер (Пиркей Авот, 82, 50): «Грейтесь от огня мудрецов Торы, но остерегайтесь, чтобы не обжечься об угли», что значит: будьте близкими к мудрецам Торы (необходимой для изучения Торы и близости к Творцу), но остерегайтесь, чтобы эта близость не привела Вам к пренебрежению ими, дабы не обожглись вы огнем их святости. Об этом и из сказанного в Торе относительно семействе Кеата из колена Леви, служение которых было в Святая Святых (Бемидбар, 4,18): «Не доведите до гибели семейство Кеата из колена Левитов», т.к. причиной их смерти могло стать недостаточное уважение к святости. автор текста: рав Реувен Куклин
«По деянию земли Египетской, на которой вы проживали, не совершайте, и по деянию земли Кенаан, куда Я веду вас, не совершайте, и по законам их не поступайте… Никакой человек ни к кому близкому по плоти не приближайтесь, чтобы открыть наготу. Я – Г-сподь» (Ваикра, 18:3,5).
Прелюбодеяние – один из самых суровых грехов в Торе. Оно относится к одному из тех запретов Торы, которые не позволяется нарушить даже в случае опасности для жизни.
Из комментария Маараля на Пиркей Авот (1:2) видно, что тяжесть преступления прелюбодеяния заключается в абсолютном погружении в материальное и в полном отдалении от разума. Показывая, что разврат считается действием скотским, а не человеческим (противоположностью разуму, духовности), Маараль цитирует слова Талмуда (Сота, 14а): женщина, которую муж заподозрил в измене, обязана принести минху (мучное жертвоприношение) из ячменя. Все же остальные виды мнахот (приношений) — из пшеницы: «Как дела её подобны делам скотским, так и приношение её — из корма скота». Маараль приводит дополнительную цитату из Талмуда (там же, 3а): «Развратники не развратничают, пока не войдёт в них дух безумия».
Причина того, что разврат считается абсолютно материальной «деятельностью», возможно, заключается в следующем. Человек состоит из двух основ — материальной (тело) и духовной (душа), и Всевышний вложил в мужчину «материальное» стремление к женщине (а в женщину — к мужчине), чтобы это помогло ему, в конечном счёте, соединиться с женой духовно (т.к. главное в браке — сближение душ). А тот, кто использует эту силу для соединения с человеком, с которым невозможно соединиться духовно, показывает, что все его стремления — только к материальному.
Изложенное выше поможет нам понять слова Рамбама (Исурэй Биа 22, 21): чтобы избавиться от мыслей о разврате, человек должен освободить себя «и свои мысли для слов Торы, и расширить своё сознание мудростью, потому что мысли о разврате одолевают только сердце, свободное от мудрости». Поскольку Тора — абсолютно духовна, она является противоположностью разврата, и поэтому только её изучение может уберечь человека от мыслей о разврате. автор текста: Михаэль Низовский