Уважаемый Рав Реувен Куклин. Понятно, что Хава была создана из ребра Адама, но разве первой женщиной, созданной вместе с ним (я слышала, что из огня), была не Лилит?
С уважением, ДинаЭто распространённое заблуждение. Лилит не была первой женой Адама. Да и невозможно, чтобы Лилит была его женой, ведь она вовсе не является человеком, как это явствует из стиха в книге Йешаяу (34, 14): «И будут встречаться (там) степные звери с дикими кошками, и козел будет перекликаться с другим; там отдыхать будет Лилит и покой находить себе». Из этого стиха явно видно, что Лилит — это злой дух. А в великой каббалистической книге Зоар сказано, что Лилит является главой всех злых духов (подробно о сущности этих духов Вы сможете прочитать в книге «Путь Творца»).
Я думаю, что это заблуждение основывается на ошибочном понимании другого отрывка из книги Зоар. Там (Ваикра 19 а) сказано, что злой дух по имени Лилит пытался искусить Адама совершить грех, когда Творец создал Адама. Видимо, эти слова Зоара были поняты ошибочно: будто Лилит была женой Адама. Но, как сказано, это совсем не так.
Добрый день, уважаемый рав! У меня вопрос по поводу радуги. Что она символизирует и какой смысл имеет именно такое сочетание её цветов?
Спасибо за ответ. Аарон, Беер Шева
В Торе сказано, что радуга символизирует «мирный» союз между Творцом и все человечеством. После окончания потопа, когда Ноах вышел из ковчега, сказал ему Творец (Берешит 9, 9-16): «А я, вот я устанавливаю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас… и не будет истреблена вновь всякая плоть водами потопа, и не будет вновь потопа, чтобы погубить землю… Вот знак завета, который Я даю между Мною и между вами, и между всяким живым существом, которое с вами, для поколений вовеки. Радугу Мою дал я в облаке, и будет она знаком завета между Мною и между землёй».
Почему именно радуга является знаком союза между Творцом и человечеством?
Рав Гирш в комментарии на Тору пишет, что со времён потопа Всевышний изменил форму управления миром. С тех пор Творец обещал, что Он не будет впредь уничтожать человечество, в том числе и тех, кто отдалился от Него, а поведёт человечество к Б-жественной цели, к окончательному исправлению. Об этом напоминает радуга: ведь в ней, в действительности, только белый цвет, который преломляется в семь цветов спектра, от красного, самого близкого к свету, до фиолетового, самого далёкого от света. Всевышний будет хранить всех людей и всех их приведёт к желанной цели — от самого «духовного», близкого к Нему (такого человека символизирует красный цвет, находящийся вверху дуги[1]), до самого далёкого (его символизирует фиолетовый цвет, находящийся внизу дуги) — подобно тому, как все цвета спектра соединяются в белый цвет — свет Всевышнего.
Их этих слов рава Гирша мы видим, что цвета радуги «символизируют» людей, в разной степени приближенных к Всевышнему, — начиная от самых близких к Нему и кончая самыми далёкими. И по этой причине цвета в радуге распределены именно в этом порядке.
«И сотворил Всевышний огромных морских чудовищ» (1. 21), говорится в Торе. Раши поясняет: Это левиатан и его самка. Затем Творец убил ее и засолил мясо для пира, на котором после раскрытия Мошиаха будут пировать праведники. Так было нужно, чтобы огромные левиатаны не размножились и не заполонили весь мир.
Сразу следует вопрос: если для нормального хода вещей в нашем мире самка левиатана может помешать, зачем тогда создавать ее… Мясо на пиру, вкусная солонина? Что ж, у Всевышнего много посланцев, чтобы сразу, минуя все сложности, создать такое мясо и украсить этим блюдом стол цадиков, какими в ту пору станет весь наш народ.
Но нет: у каждой вещи, даже существующей недолго, есть своя роль, свое важное предназначение в нашем мире. Не раз и не два представители многих религиозных учений, в которых вроде бы сказано о единстве Творца, пытались «вдобавок» обожествить человека.
Поэтому сказал Б-г (2, 18): «Нехорошо быть человеку одному, - дам помощника, который бы подходил ему». И сотворил женщину. Раши объясняет, какая ложная цепочка могла бы возникнуть в головах: Всевышний один и левиатан один. В мире есть сходство между самыми разными вещами. Значит и он, человек, может научиться повелевать всем на свете…
Однако Творение подсказывает: нет, самка у морского чудовища была. Не надо его обожествлять, не нужно самому мечтать об этой роли.
ГЛУБОКАЯ ВЫСОТА
И снова вопрос: да, мы видим, для чего левиатану понадобилась пара. Но зачем для его самки нашли еще одну функцию, - стать угощением на пиру? Да потому что дальше говорится (1, 31): «И окинул Всевышний взглядом все Творение и хорошо это было очень…»
«Хорошо очень» в устах Творца означает, что наш мир изначально полностью хорош и свят. Самка левиатана помогла нам отторгнуть мысль о культурном, замаскированном многобожии. Однако для «очень хорошо» этого мало. Требуется что-то изначально позитивное. Хотя бы вкусная солонина на пиру.
Но можно без «хотя бы». Страницы у наших святых книг плоские, но за ними глубина без дна. На пиру еврейских праведников («А ведь народ Твой, Всевышний, все цадики!», говорится в Псалмах), присутствуют два вида праведных людей. Одних называют образно «Шор бар», дикий бык. Обладая невероятной силой, он сметает на пути все преграды. Однако есть препятствия, которых даже ему не одолеть.
Вторых меньше, образ для них выбран не такой заметный: «нуней яма», рыбы моря. Там, в родной стихии, рыба всемогуща. Она способна взлетать над волной, опускаться на глубины, переплыть океан, опоясать весь земной шар. Цадики, о которых идет речь, изначально видят в нашем мире только Его бесконечное добро. Даже если оно появляется в одеждах строгости, даже в качестве вещей, которые нам не хочется получать.
Глубина их понимания воли Всевышнего на самом деле высота. «Тропинки небес» открываются им, и «скрытое добро» тяжелых испытаний. Но о таких людях не скажешь; «Ах, пусть умножатся на свете!» Всевышний создал для нас, простых евреев, этот мир, а «праведники моря», раскрывая Б-жественные тайны, могут упростить и облегчить нашу жизнь, лишить ее нас достигнутых нелегким трудом целей.
Поэтому таких людей немного и они не спешат раскрыть нам все, что знают сами. На ирите слово «олам», мир, перекликается со словом «хээлем», сокрытие. Мы и сами не хотим, чтобы вся работа делалась за нас.
Но все придут на великий пир Мошиаха, все займут свое место за общим столом.