Несколько слов об отношении Торы к обычной человеческой работе – физическим трудом или умственным, квалифицированная или сезонная по найму, все равно. Читал как-то в детстве, что технический и экономический прогресс в Европу пришел из-за того, что протестанты и пуритане (немцы, англичане и пр. северяне) считают работу важной религиозной заповедью – в отличие от католиков и православных, у которых, кто богат, тот и злодей. В то время как у немцев – кто богат, то и праведен, а вот бедняку надо исправиться. Не вдаваясь в дебри социальной философии, задумался я, а как обстоят дела у евреев. С одной стороны, бедняк у нас праведен, почти, а вот богач, если судить по сказкам, не очень. С другой стороны, весь еврейский мир держится на цдаке, а цдака, известно, кем дается и кому.
Вот об этом и пишу пару слов. Тема: "Человек на работе", заповедь: "Человек, нанятый на работу, обязан делать ее со всем старанием".
**
Один руководитель ешивы для детей пришел к раву Элиэзеру Ману Шаху посоветоваться, можно ли взять на работу одного его авреха, и назвал имя. Рав Шах сказал, что этот аврех – замечательный человек и настоящий мудрец Торы, но на работу в ешиве он не годится.
Поскольку рав Шах очень похвалил того авреха, того все-таки взяли на работу. Ибо рав Шах не запретил категорическим образом.
Через некоторое время выяснилось, что молодой человек действительно не подходит к такой работе. Очень он медленно и слишком вдумчиво обучал детей Торе и Талмуду. Дети не выполняли с ним программу.
Пришел тот директор снова к раву Шаху и спросил, что делать. Рав Шах ответил, что теперь его нельзя увольнять. Но надо найти при той же ешиве другую должность, где он проявит себя должным образом. – Так и сделали. А на его место взяли другого человека.
И снова пришел директор к раву Шаху. Оказалось, что второй человек тоже не соответствует месту – постоянно опаздывает, уроки дает неряшливо, нетребователен и пр.
Рав Шах сказал, что его надо уволить.
Спросили: почему одного надо уволить, а второму надо найти другую должность, но не увольнять?
Ответил: оба не годятся на роль учителя. Но один делает все, что может, и старается. А второй не старается. Первого надо поощрить. Второй ворует зарплату.
**
Сказано в трактате Бава-Батра (165-1): "Большинство воруют, но мало кто прелюбодействует". Но разве можно сказать, что большинство людей воруют, т.е. берут чужое?
Вот как объяснил это высказывание раби Бенцион Аба-Шауль в книге Ор-леЦион (стр. 113):
Иногда человек совершил грех – но считает, что выполнил заповедь. Ибо поступил так под влиянием своего плохого начала. Особенно часто это бывает с работниками. Рассуждает человек так: пусть я иногда ошибаюсь в работе и не работаю с полной выкладкой, но получаю я маленькие деньги – а хозяин получает большую выгоду. Мои деньги против его денег – ничто! (В России говорили: "они делают вид, что платят нам, а мы делаем вид, что работаем".) Но это воровство. И им страдают многие.
Пример Рамхаля (Месилат Йешарим, ч. 11): наемный работник, нанятый на время, не может оставить работу ни на минуту – ибо каждая минута оплачена. И он не может отвлечься даже для исполнения заповеди. Почему? Потому что цель исполнения заповеди – выполнение желания Всевышнего. А Он не хочет, чтобы Его желание исполнялось за счет воровства у другого человека. Такой человек вместо заслуги получит гнев Всевышнего в свой адрес (нонбс).
**
Вот и весь ответ тем, кто ставит евреям в пример пуритан и протестантов, укоряя народ Торы в том, что они-де не работники, а только работодатели. Работодатель у нас Один, а все мы у Него работники!
автор текста: рав Пятигорский
1.
- 2014 - "Similarity" (mp3@320.torrent) - как и в прошлый раз, джаз-поц-рок ...
Как это, быть может, ни смешно, новый Пинфлой мне скорее ...
- 2014 - "La Isla Bonita" (mp3@320.torrent) - впервые за шесть лет (после ...
... это речь в
главе Хаей-Сара ... через неделю (сБп).
раздел Хаей-Сара ...
улучшать себя и помогать другим, а не наоборот! В смысле, улучшать свои качества, а не качества других людей, если они не пришли к нам с такой просьбой: ой, милый человек, улучшь нас, исправь, научи и образумь.
Понятно, что более занудной темы трудно себе представить. Но я все равно написал этот материл – для урока (куда приходят люди и говорят: ой, милый человек, улучшь нас и т.д.). Так что не пропадать же ему! А кому не надо, тот идет зеленой лужайкой мимо. (Хороший образ?)
Итак.
Предположим, мы видим, как ругаются двое людей. Говорят нехорошие, обидные слова друг другу, сами обижаются, бурно реагируют, кричат и даже оскорбляют один другого.
Кто ругается? Смотрите, ецер каждого из них говорит: скажи ему то-то и то-то; смотри, как он тебя обижает, добавь ему покрепче, сделай ему больно.
Каждый уступает своему ецеру и делает, что тот ему велит. Ведь без самого человека ецер ничего не сделает, он как бы безрукий. Человек его орудие. Орудие сделать зло. Кому это зло делается? Другому человеку, который тоже ведет себя под указанию своего ецера. Т.е., ругаются два ецера, а достается людям (ецер на обиду не реагирует). – Господа ссорятся, а у слуг чубы трещат.
Первый вывод: поскольку меня оскорбляет не этот человек (о котором сказано, чтобы я его любил), а его ецер (которого я любить не обязан), то – может быть, мне не надо делать этому человеку больно (руководствуясь советами моего ецера)? Ведь человек не виноват! Ему бы надо помочь освободиться от зависимости от его ецера – и если я не умею ему в этом помочь, надо уйти в сторону, но не участвовать в перебранке двух ецеров (уведя с собой своего), от которой больно нам обоим – людям.
Это соображение может помочь не слушать советов моего ецера против другого человека. Таков первый вывод.
Второе. Когда я кого-то учу (сына, ученика) и, предположим, учу его правильному делу, а он меня не слушает, – может, не надо вступать в длинный и нудный разговор с его ецером, который объяснит мне, почему я неправ? Может, следует перестать учить и устраниться? Или сказать несколько слов – чтобы сам человек услышал меня и потом обдумал (пока его ецер за него отвечает мне)? Второй вывод: не учи чужого ецера, не делай ему излишние замечания!
Третье. Ецер только тогда обнаруживает себя, когда человек понимает, что, кроме плохого поведения (или, по крайней мере, того, который предлагается его ецером), есть и другой вариант поступков. Например, если человек раздумывает, украсть или нет, и ецер подсказывает – украсть! – тогда есть надежда, что ецер будет побежден. Но если человек даже не задумывается – как Маугли – то тут нет ецера. И человека надо воспитывать и обучать – именно как Маугли, потому что он не виноват!
(Об это речь в недельной главе Хаей-Сара: кенаанцы – чистые Маугли в этических вопросах. Поэтому нельзя было брать из их среды жену для Ицхака.)
У каждого из нас тоже есть свой уровень Маугли. Смотрим на праведников – и, пересказывая истории из их жизни, говорим, что мы так поступать не можем. Вернее, теоретически можем, но просто еще не поднялись на их уровень. У нас даже ецера такого нет, чтобы с такого высокого праведного уровня нас опустить – мы не на том этаже. И мы считаем, что мы не виноваты. Вот и наш Маугли, который встретился нам на очень низких этажах, тоже не виноват!
Получается, что мы находимся на своем уровне борьбы с ецером. Ниже нас – Маугли, выше праведники. Наш ецер работает с нами только на нашем уровне-этаже!
Вопрос: но почему тогда, сказав, что человек не виноват, но виноват его ецер, которому он уступил по слабости, почему Тора его обвиняет – ведь есть куча наказаний в Торе! Ответ: небо знает, что человек знает, а чего он не знает. Где он Маугли, а где оступившийся праведник. Четвертый вывод: обвинять может только небо, а не мы! Кроме тех случаев, о которых Тора прямо сказал, какое наказание надо сделать такому-то человеку. Т.е., Тора сказала нам, что является проступком, как судить такие случаи и как наказывать.
Общий вывод: если другие ецеры не наша задача, то что наша задача? Мы сами – наша задача. Надо выстоять в собственном испытании, которое устраивается нам внешними обстоятельствами (в согласии с нашими уже совершенными поступками) и внутренними ресурсами – нашим ецером и своим осознанием свободы выбора.
Работаем по улучшению своих качеств!
**
Что-то такого типа будет мной произнесено с экрана на видео-уроке через неделю (сБп). Недельный раздел Хаей-Сара. Но и сегодня актуально, не правда ли? Хотя и без рассказов с притчами. Рассказы будут на экране, б/н.