25.10.2014- Ноах. Обращение к совести. Бытие 6:5-7
2014-11-01 20:21:16
וַתִּשָּׁחֵת הָאָרֶץ לִפְנֵי הָאֱלֹקִים וַתִּמָּלֵא הָאָרֶץ חָמָס
וַיַּרְא אֱלֹקִים אֶת ...
+ развернуть текст сохранённая копия
וַתִּשָּׁחֵת הָאָרֶץ לִפְנֵי הָאֱלֹקִים וַתִּמָּלֵא הָאָרֶץ חָמָס
וַיַּרְא אֱלֹקִים אֶת הָאָרֶץ וְהִנֵּה נִשְׁחָתָה כִּי הִשְׁחִית כָּל בָּשָׂר אֶת דַּרְכּוֹ עַל הָאָרֶץ
וַיֹּאמֶר אֱלֹקִים לְנֹחַ קֵץ כָּל בָּשָׂר בָּא לְפָנַי כִּי מָלְאָה הָאָרֶץ חָמָס מִפְּנֵיהֶם וְהִנְנִי מַשְׁחִיתָם אֶת הָאָרֶץ
И извратилась земля перед Б-гом, и наполнилась земля злодеянием.
И видел Б-г землю: и вот извратилась она, ибо извратила всякая плоть свой путь на земле.
И сказал Б-г Ноаху: Конец всякой плоти настал предо Мною, ибо вся земля наполнилась насилием от них, и вот я истребляю их с земли.
Благодатное беззаконие.
Часто можно услышать понимание о том, что человечество 2 тысячи лет существовало без закона, потом было 2 тысячи лет закона, а далее - 2 тысячи лет Мессии. Сегодняшний отрывок Торы вносит определенные корректировки в такое понимание, поскольку люди не жили, подобно овощам, которые не разумеют, где добро, а где зло. Всевышний прямо говорит, что всякая плоть извратила путь свой. Это значит, что каждый живущий в своей совести ясно понимал, что есть добро, а что зло. Об этом говорит рав. Шауль, когда описывает состояние языческого общества, не имевшего откровения, данного на горе Синай, и проводит параллели с обществом Израиля.
11 Ибо Бог нелицеприятен.
12 Все согрешившие вне рамок Торы умрут вне рамок Торы и все согрешившие в рамках Торы будут судимы Торой.
13 Поскольку Бог посчитает праведными не тех, кто только слышал Тору; праведными в глазах Бога будут те, кто исполнял слова Торы.
14 Ибо когда язычники, не имеющие Торы, естественным образом исполняют требования Торы, то таковые, несмотря на то, что они лишены Торы, сами себе Тора!
15 Ибо их жизни свидетельствуют, что поведение, предписываемое Торой, записано в их сердцах. Совесть их также свидетельствует об этом, поскольку их спорящие друг с другом мысли то осуждают, то защищают их
16 в день, когда Бог производит суд над внутренними тайнами людей. (Согласно провозглашаемой мною Доброй Вести, Он делает это через Мессию Йешуа).
(Рим.2:11-16)
Евангелие совести.
Такое понимание используется, что люди жили без закона и все было нормально.
Все будут судимы в соответствии с заповедями Торы, которые прописаны в совести каждого человека, жившего до потопа и после. Поэтому проповедь Евангелия обязательно должна обращаться к совести человека, в которой прописаны Божьи заповеди. Через заповеди и только через них можно обратиться к совести человека, пробуждая сердце к совершению Тшувы. Особенно если мы хотим обратиться к совести и сердцу нашего народа, необходимо говорить именно о заповедях в их истинном смысле, а не о различных человеческих идеях, которые на самом деле отменяют саму суть заповеди.
В чем же состоит благодать, которую мы приняли через жертву Мессии? Она в том, что вне зависимости от наших преступлений через Иешуа нам дан шанс на практике проявить, кого мы любим и на кого надеемся. Пример - выход из Египта - показывает, что кровь агнца была только началом пути освящения, длиной в человеческую жизнь. Народ Израиля должен быть свят (особенным), поскольку Отец, родивший их, — свят. Основа святости — это заповеди царства, которые должны приучить нас к жизни не по желаниям человеческим, а по воле Божьей. Чтобы приучить нас к жизни Духа Святого, Всевышний заключил с нами завет через жертву Мессии и заповеди, предложив нам благословение и проклятие.
Проклятие — ключ к Тшуве (покаянию).
Как благословение, так и проклятие происходят от Господа. Любил ли Всевышний людей, которые умирали от вод потопа? Да! Он скорбел о каждом из них. Иов понимал это. Он говорил о том, что нужно уметь принимать от Господа не только доброе, но и злое. Свою жену, которая не понимала этого, Иов назвал безумной. Благословение и проклятие происходят из Божьей любви к человеку. Цель проклятия — напомнить человеку о доброте Божьей и вернуть его домой, к небесному призванию. Осознание проклятия — это ключ к благословению. Давайте вспомним о правильной реакции на обстоятельства, напоминающие нам проклятие. Пример Иосифа, Давида, Даниила, Иова. Цель проклятия — вернуть нас на путь жизни и сохранить от сетей смерти. Вспомним о реакции царя Иосии, когда ему прочли книгу закона, которую нашли в храме.
11 Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои.
12 И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря:
13 пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам.
14 И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума, сына Тиквы, сына Хархаса, хранителя одежд, - жила же она в Иерусалиме, во второй части, - и говорили с нею.
15 И она сказала им: так говорит Господь, Бог Израилев: скажите человеку, который послал вас ко мне:
16 так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, - все слова книги, которую читал царь Иудейский.
17 За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет.
18 А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, скажите: так говорит Господь Бог Израилев, о словах, которые ты слышал:
19 так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Господом, услышав то, что Я изрек на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь.
20 За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие. И принесли царю ответ. (4Цар.22:11-20)
Узнав о милости Божьей, царь не успокоился, а еще больше решил покориться Божьей воле.
29 И послал царь, и собрал всех старейшин Иудеи и Иерусалима,
30 и пошел царь в дом Господень, и [с ним] все Иудеи и жители Иерусалима, и священники и левиты, и весь народ, от большого до малого; и он прочитал вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем.
31 И стал царь на месте своем, и заключил завет пред лицем Господа последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его, и уставы Его, от всего сердца своего и от всей души своей, чтобы выполнить слова завета, написанные в книге сей.
32 И велел царь подтвердить [это] всем находившимся в Иерусалиме и в земле Вениаминовой; и стали поступать жители Иерусалима по завету Бога, Бога отцов своих.
33 И изверг Иосия все мерзости из всех земель, которые у сынов Израилевых, и повелел всем, находившимся в [земле] Израилевой служить Господу Богу своему. И во все дни [жизни] его они не отступали от Господа Бога отцов своих.
(2Пар.34:29-33)
О чем говорить, когда мы проповедуем Добрую Новость?
Основная цель проповеди Евангелия — привести человека к осознанию того, что он идет против Всемогущего Господа, Который всем обладает. Важно привести душу в трепетное состояние перед Господом и к сокрушению за свою беззаконную жизнь.
Вечное Евангелие.
6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;
7 и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.
8 И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.
(Откр.14:6-8)
Пример проповеди правителю Феликсу.
25 И как он говорил о правде (праведность, справедливость, законность) о воздержании (самообладание) и о будущем суде, то Феликс пришел в страх (испуг, ужас) и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя. (Деян.24:25)
Феликс был прокуратором (управляющим) Иудеи, обладая в этой области неограниченной, почти царской властью. Он распорядился убить первосвященника Ионафана и жестоко подавлял любые проявления зилотов или каких либо проявлений еврейского самосознания. Такому человеку говорил Павел и смог затронуть его сердце только во время проповеди о Царстве Божьем и его заповедях. Жестокий и беспринципный Феликс испугался. Некоторые считают, что Феликс испугался из-за того, что он уговорил Друзиллу, в к-рую был влюблен, уйти от мужа, Емесского царя Азиза, и выйти замуж за него.
Царство Божье утверждается на заповедях.
Верующий отличается от неверующего тем, что он не слушатель, а исполнитель совершенной воли Божьей, которая прописана в заповедях.
Благодать дается для тех, кто стремится исполнить заповедь Божью. Благодать — это не замазка для прикрытия распутства и беззакония. Некоторые авторитеты теологии учат, что Бог не справедлив. "Почему?" - спросите вы. Если бы Бог поступал с нами справедливо, то мы давно были бы в аду. Поэтому такие учителя говорят, что Бог вместо суда избрал милость, а вместо заповедей - неопределенность. Но Бог справедлив во всякое время со всеми. Он одновременно благословляет нас, когда мы стремимся поверить Ему настолько, чтобы исполнить заповедь Торы, а также идет против нас, когда душа человека противится истине Всевышнего. Этот процесс происходит с каждым из нас одновременно и постоянно в каждом дне.
6 ибо Он отплатит каждому согласно его делам. Тем, кто добивается славы, почёта и бессмертия, настойчиво творя добро, Он отплатит вечной жизнью.
7 Но тем, кто ищет своего, кто не повинуется истине, но повинуется злу, Он отплатит яростью и гневом.
8 Да, Он отплатит страданием и муками всякому человеку, творящему зло, в первую очередь, еврею, затем и язычнику,
9 но славой и почётом и шаломом всякому, кто непрестанно творит добро, в первую очередь, еврею, затем и язычнику.
10 Ибо Бог нелицеприятен. (Рим.2:6-11)
Чтобы Дух Божий не был попираем долго? Господь сократил человеческую жизнь, чтобы каждый понимал, что важно не затягивать процесс принятия решения. Закон позволяет нам осознать? в чем необходимо делать шаги веры, поскольку вера без дел мертва.
Тэги:
глава,
недельная,
ноах,
торы
Недельные
2014-10-27 12:02:50
1.
Electric Wizard - 2014 - "Time to Die" (mp3@320.torrent) - дум-психонавты ...
+ развернуть текст сохранённая копия
1.
Electric Wizard - 2014 - "Time to Die" (mp3@320.torrent) - дум-психонавты нагнетают всё суровее.
mp3@320.torrent) - сатанинские спиричуэлс.
Тэги:
авдiво,
музiка,
недельные
Суд постановил: езжай на свадьбу!
2014-10-14 12:15:13
Знаете, иногда на израильской продукции можно найти странные надписи, типа: "фабрика, на которой ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Знаете, иногда на израильской продукции можно найти странные надписи, типа: "фабрика, на которой сделаны эти спички, по субботам не работает". Или: "на строительстве этого дома экономически не пострадал ни один наемный рабочий". А еще я видел в нашем парке табличку на чистом русском языке, но коряво: "в этам лису нету ниаднаво иожыка" (уже сняли, я не успел сфотографировать).))
Так и я. Предупреждаю: этот пост написан не в холь-моэд, а заранее. Ибо запрещено!
А теперь сам пост.
Вы или ваш муж, или ваш сын, внук, ну или все мужчины, которым выпало счастье быть вашими близкими родственниками, – все они живут в сукке. Нет, стойте, там будет тесно. Поэтому скажем так: все они живут каждый в своей сукке.
Ну, раз они там, а вы здесь, или наоборот, то вот вам одна история. Чисто для морали.
Теперь серьезно. Рав Йисроэль Зеев Гусман (глава ешивы в Брней-Браке "Нецах-Исраэль"), который в молодости был судьей (даяном) в раввинском суде рава Хаима Озера Гроджинского, – история о нем.
В конце учебы – перед летними каникулами (не на Сукот) – его пригласил на свою свадьбу один из учеников.
Пожилой рав ответил, что каникулы он проводит в Цфате, в горах с видом на море (!). Это далеко от Бней-Брака. Но главное, в те же примерно дни, когда устраивает свадьбу его ученик, проводят свадьбы для своих сыновей два его ближайших друга, тоже раввины. Если он приедет из Цфата в Бней-Брак, тогда ему придется приехать еще пару раз – иначе люди обидятся. А он стар трижды ездить в город издалека. Очень стар!
На это ученик (все происходило в частной беседе, хотя скрывать было нечего), ученик сказал, что у него есть преимущество перед двумя друзьями-раввинами: он ученик рава, а между учителем и учеником в Торе есть особая связь, равная связи между отцом и сыном.
Рав сказал, что подумает. Думал-думал – ничего не придумал. Нет, он не может обижать друзей, те ндБ обидятся.
И вот настал последний урок. Рав вошел в класс задумчивый и очень серьезный. Все удивились – ибо он всегда заходил с приветливым лицом.
В чем дело? Рав обратился к ученикам и сказал, что у него серьезная проблема – и рассказал об этой проблеме. Что делать? Если ехать, то ко всем троим – а у него нет сил. А если не ехать – то не ехать ко всем.
Все принялись обсуждать. И тут вдруг рав Гусман сказал, что он просит учеников провести суд, раввинский суд по всем правилам.
Так и сделали. Он выбрал одного судью из среды учеников. А тот ученик (у которого свадьба) – еще двух.
И устроили суд по закону! (Только он попросил у них разрешения сидеть во время заседания, потому что стоять сил у него нет, хотя есть такое правило – когда суд выносит решение, все стоят.)
Судьи обсудили проблему со всех сторон и постановили, что он обязан поехать на свадьбу к ученику – ибо между ними особая связь. И свободен от поездки на две другие свадьбы, поскольку поездка на них – не больше, чем уважительный поступок.
Услышав решение суда, он очень обрадовался. И никто не видел его таким веселым, как на той свадьбе.
(С того же видеоурока, что и предыдущий пост.)
Тэги:
видеоурок,
мусар,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел
"Ты меня уважашь?"
2014-10-13 00:43:14
... после-праздничная – принадлежит
недельному разделу Берешит. Причем ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Сейчас неделя праздников Сукот. Сразу объявляю: этот пост написан мной до праздника Сукот! Не сейчас. Просто написал до праздника и поставил на ожидание с указанием числа и часа.
Дело в том, что в наших общинах соблюдается правило: старайся не работать в холь-амоэд. Это время сукки! Мы в ней живем – едим и пьем, встречаем гостей, учимся и спим. И не пишем! Не как в субботу, но все-таки.))
Это раз.
А вот два. Сейчас холь-амоэд (если автомат в Толдот сработал сБп), а суббота – уже после-праздничная – принадлежит недельному разделу Берешит. Причем, не с первого дня после последнего праздника (это и будет суббота), а прямо сейчас. Раздел Берешит и книга Берешит. А там про хэсед! Потому что Творец создал нас, людей, – и повелел уважать друг друга.
**
История про нашу семью. Позволите? (Сукот ведь семейный праздник.))
Много лет наш самый младший сын был маленьким. Он и сейчас маленький – а тогда совсем крошка. Учился очень хорошо (сБ), но вот пошел как-то период, когда стал чуть более резким, чем обычно, в отношении к другим ученикам. Сзади него в хэйдере сидел мальчик и что-то ему сделал, какую-то мелкую неприятность, – наш сын взорвался и начал на того кричать.
Примерно через месяц, его ребе позвонил нам – и попросил разрешения за день до Рош-Ашана погулять с мальчиком. Они много ходили, посетили какое-то кафе, ребе купил ему всяких сладостей. И ничего не сказал ни ему, ни нам про тот случай в классе. (Мы узнали об этом только через несколько лет, когда наш сын закончил хэйдер. Теперь он степенный юноша 15 лет, учится в ешиве в Байт-Ваган, это Иерусалим, столица Эрец Исраэль, между прочим.)
Почему ребе ничего ему не сказал (нам-то понятно)? Сделал он так для того, чтобы, когда в следующий раз мальчик решит, что пришло время взорваться и покричать на других мальчиков, ребе мог просто посмотреть на него и тихо сказать, чтобы тот успокоился.
Если ребенок любит учителя – он его услышит и поступит, как его просят. А этого ребе нельзя не любить.
Это самый лучший способ.
Так вот, это я к тому, что наш ребе, оказывается, начинал свою ребскую карьеру, по его признанию, очень трудно. Дети его не слушались, было жутно трудно, дисциплины в классе никакой.
Но потом все наладилось – через уважение к ученикам. Самый действенный способ. И наверное, единственный.
(С конспекта к видеоуроку "Уважать людей")
Тэги:
видеоурок,
личное,
мусар,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел
Хатиматов
2014-10-01 01:18:29
Помню, в школе у нас учился мальчик с фамилией Хаджиматов. Только через много лет до меня дошло, что ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Помню, в школе у нас учился мальчик с фамилией Хаджиматов. Только через много лет до меня дошло, что это переделанное Хатиматов. А его маму, несомненно, звали Гмар.
Гмар Хатима-Това.
Чего и вам желаю!
**
На этом, честно признаюсь, я собирался закончить свой пост. Но вдруг подумал, что дирекция сайта Толдот меня не поймет. Ей нужны серьезные работы – статьи, посты, уроки. А не шутки. Тем более, перед Йом-Кипуром.
Поэтому пришлось немного дописать. Специально для дирекции. Но и вы можете читать, буду только рад. Если хотите.
**
На днях, в день поста Гедальи, читалась в Минху афтара, отрывок из Пророков. На этот раз из Йешаяу (55:6): "Ищите Всевышнего, пока Его можно найти; взывайте к Нему, пока Он близок. Пусть оставит злодей свой путь, а неправедный человек – свои помыслы, и вернется к Всевышнему, чтобы Тот его помиловал, – к нашему Всевышнему, Который полон прощения".
Рабейну Йона в "Шаарей-Тшува" пишет (в шаар 2, 14), что это сказано о Десяти страшных днях, которые идут от Рош-Ашана до Йом-Кипура. Именно тогда Всевышний к нам близок. Вот в эти дни нам и надо к Нему взывать.
Как взывать? О чем взывать?
Так ведь сказано открытым тестом: "Пусть оставит злодей свой путь, а неправедный свои помыслы". И не сказано: пусть оставит человек свое легкомысленное отношение к чтению Шма "на постели".
Т.е. читать самым серьезным образом Шма на ночь тоже надо, более того – необходимо. Но главная работа человека в эти дни – над своим отношением к людям.
Это и есть "взывание" к Творцу. Это и есть та работа, которую надо сделать перед Йом-Кипуром. А иначе никакого Йом-Кипура может и не быть.
Причем дальше в афтаре написано еще откровенней: "Так сказал Всевышний: стремитесь к правосудию и оказывайте милость… Счастлив человек, который так поступает, и сын человека, который этого придерживается: хранит субботу, не нарушая ее, и хранит свою руку, не совершая никакого проступка".
Суббота приравнивается к "несовершению" проступка! Счастлив тот, кто стремится к правосудию и оказывает милость.
** **
Повторяю, другой работы у нас нет.
Человек может соблюдать всю Тору (как ему кажется), серьезно учиться, повязывать по утрам тфилин с полной самоотдачей, но если он при этом не любит людей – то он полный злодей.
Это важный момент.
Разве нет у него заслуги, когда он исполняет другие заповеди (учеба, тфилин, молитва и пр.)? Есть, конечно! Но это заслуги, отнюдь не переводящие его из класса злодеев, про которых сказано: "злодей – и хорошо ему".
Кто такой "злодей – и хорошо ему"? Это тот злодей, которому Всевышний дает награду при этой жизни, чтобы с ним расплатиться, но не впустить его в мир грядущий. За что Он расплачивается с ним? За то хорошее (тфилин и пр.), что тот совершил при жизни.
И если мы думаем, что это про других, то рискуем здорово разочароваться. Это о тех из нас, кто не любит людей, а все остальное он очень даже хорошо исполняет.
Вернулся человек домой из синагоги – и нагрубил своей матери. (Пусть даже есть за что. Мать, допустим, действительно вела себя не самым примерным образом). Вот он и злодей.
Мир стоит на любви, терпимости, на хэседе.
Это то, что внес в него наш праотец Авраам. И с тех пор самая простая заповедь любить своего ближнего, как самого себя, является в этом мире его главной основой.
Недаром великий Илель сказал, что обычное правило верного поведения в быту ("Не делай другому того, что противно тебе самому") является всей Торой. А раз так, то все, что противоречит этому правилу, – самое неприкрытое, извините, злодейство.
И если кому-то не нравится это слово – злодейство – то так написал сам пророк: "Ищите Всевышнего... Пусть оставит злодей свой путь..."
Обращается он ко всем: ищите Всевышнего. И тут же указывает, как искать Всевышнего. А именно: пусть злодей оставит свой злодейский путь.
Выходит, он нас всех называет злодеями. Ибо, вроде бы, ни к кому другому не обращается.
А значит, пророк называет злодейским любой поступок любого человека, если этот поступок противоречит тому, чего Всевышний от нас хочет.
А хочет Он от нас вполне определенного и конкретного действия: "стремитесь к правосудию и оказывайте милость".
Милость это и есть любовь. Вот нам и указан единственный не-злодейский путь – милость, любовь, хэсед. Все остальные пути – злодейство (нонбс).
** **
Конспект истории, взятой из книги Иш-Лераэу, т. 1, стр. 8-10.
Один человек в начале 20 века оставил ортодоксальную общину и принялся воевать с ней. Тут он серьезно заболел. И распорядился, чтобы его поместили в больницу миссионеров. Но там ему стало еще хуже. Врачи сказали, что он скоро умрет.
Тогда его родня решила перевести его в еврейскую больницу – в Шаарей-Цэдек. Но там раввин-доктор Валах отказался его принимать. Ибо он боролся против людей Торы и даже пошел лечиться к христианам.
Тогда один его родственник привез его в больницу сам. Но и тогда доктор Валах отказался поднять его в палату. Тогда тот родственник бросился к раввину Йосефу Хаиму Зонненфельду. Ибо знал, что только его послушает доктор Валах.
Был сильнейший ливень. Пришлось ехать через весь город. Приехал – рав учил Талмуд – и рассказал ему, в чем дело. Ничего не скрыл. Тут же раввин собрался ему помочь и стал одеваться.
Родственник сказал, что достаточно одного письма. Но рав заявил: когда в опасности хотя бы одна душа из еврейского народа, надо не письма писать – а бежать спасать ее самому. И побежал. Тот еле успевал за ним.
А раву Зонненфельду в ту пору было 95 лет.
Прибежали к Яфским воротам. Взяли повозку – и поехали в больницу. Там рав спрыгнул первым и тут же побежал в частную пристройку рава Валаха. И когда родственник тоже вошел – дело было уже решено…
Через две недели было выздоровел. Родственник ничего ему про рава Зонненфельда рассказать не успел – как тот уехал на север Страны.
Через полгода закладывали новый поселок в Галиле (Галилея). Там оказался и наш родственник, который привез раввина к больному. И что он видит? Поднимается на трибуну наш выздоровевший больной и начинает говорить: мы тут закладываем новый йишув (поселок) – где не будет религиозных. И сделали мы это против "черной руки" рава Зонненефельда, вопреки ему. Ура!
Родственник это услышал – и возмущенный выбежал на помост, где стояли ораторы: как ты смеешь! Ведь этой черной рукой он спас тебе жизнь несколько месяцев назад!
Тот удивился и прямо рядом с микрофоном попросил дать объяснение. Родственник все и рассказал, ничего не утаил. Оратор опустил голову – при всех извинился и спустился вниз.
Понятно, что к религии он не вернулся. Но больше никогда ничего плохого не говорил про раввинов.
**
Весь материла по видеоуроку "Самоисправление" четырехлетней давности, посвященному Йом-Кипуру.
Возвращаемся к нашей теме. Итак, главное перед Йом-Кипур не быть злодеем. Любить людей не меньше Торы, потому что в этом и есть Тора (по раби Акиве).
**
Еще раз:
Гмар Хатима-Това!
Тэги:
видеоурок,
мусар,
недельный,
праздники,
пятигорский,
рав,
раздел