... Красноселькупском районе Ямало-
автономного округа, и ...
Чтобы узнать, как добывают газ в суровых условиях тундры, я отправился в пресс-тур на Южно-Русское месторождение, организованный для российских и иностранных журналистов двумя компаниями, входящими в Группу «Газпром», — ОАО «Севернефтегазпромом» и Nord Stream AG. В программе поездки было запланировано посещение производственных объектов, а также визит на стойбище оленеводов. В этом репортаже я расскажу о самом месторождении, а про оленеводов будет отдельный пост.
Если вам не терпится увидеть все и сразу, то на сайте «Газпрома» вы можете найти итоговый материал по поездке — Южно-Русское месторождение — энергия природы на благо людям, но у себя в блоге я традиционно представлю немного иную версию. А пост про оленеводов будет отличаться весьма значительно.
Южно-Русское нефтегазоконденсатное месторождение расположено в Северо-Восточной части Западной Сибири, в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, и является одним из крупнейших в России по объемам запасов. На сегодняшний день они превышают 1 трлн куб. м газа и 40 млн тонн нефти и газового конденсата.
Первые исследования этого региона проводились еще в конце 60-х годов прошлого века. 17 ноября 1969 года Уренгойская нефтегазоразведочная экспедиция во время испытания разведочной скважины № 6 получила фонтан газа из сеноманских отложений (глубина залегания — от 900 до 1700 метров) — так было открыто это месторождение. Осваивать его начали уже в этом столетии: в январе 2006 года начались работы по его обустройству, а в октябре 2007 года пусковой комплекс месторождения был введен в эксплуатацию. В 2009 году — с опережением на один год — Южно-Русское месторождение было выведено на проектную мощность добычи — 25 млрд куб. м газа в год.
В июне 2010 года стартовал новый этап в жизни «Южно-Русского» — впервые в России началось освоение туронской газовой залежи месторождения (глубина залегания — около 800 м), и уже в мае 2011 года был получен первый газ из экспериментальной скважины, а 5 декабря 2011 года туронский газ стал поступать в Единую систему газоснабжения (ЕСГ).
Месторождение является сырьевой базой для газопровода «Северный поток», по которому наш газ поступает в Германию. Никто и никогда не сможет точно измерить, сколько именно газа поступает отсюда в газопровод. Его просто берут из ЕСГ, но известно, что основная масса газа в трубах, которые подводятся к объектам «Северного Потока» — это газ с Южно-Русского месторождения.
Там много красивой природы и бесконечной тундры.
3. Приближаемся к месторождению — в одну точку сходятся нитки трубопроводов. Это газосборная сеть, по которой газ идет от скважин до установки комплексной подготовки газа (УКПГ). На ней газ очищается, осушается и отправляется в Единую систему газоснабжения России.
4. А вот, собственно, и сама УКПГ.
5. На безопасном от производства расстоянии видим вахтовый городок. Здесь живут работники, занятые на производстве. Вокруг на сотню километров — ни одного жилья. На территории городка действуют очень требовательные правила поведения, включая строжайший сухой закон. Больше всего меня удивило соблюдение водителями скоростных режимов. Прописано ездить по территории не более 20 километров в час — все так и едут. Понятно, что до ближайшего гаишника — более 200 километров, но вот инспектора по охране безопасности труда не дремлют.
6. Ми-8 — основное и самое быстрое средство передвижения в этих краях.
7. Север суров :) По прилету нас расселяют в вахтовом поселке, читают традиционную лекцию по технике безопасности и вводную информацию по месторождению. Когда я в номере гостиницы увидел количество приготовленного репеллента, то понял, что битву с комарами выиграть будет очень сложно. И север все-таки суров. :)
8. А теперь пора на экскурсию знакомиться с производством.
9. Всего на месторождении в одну вахту трудятся 250 человек. Оперативный персонал круглосуточно контролирует технологический режим и корректирует параметры работы оборудования. Остальные работники обслуживают газовые скважины, системы водоснабжения и канализации, обеспечивают транспортные перевозки, содержание внутрипромысловых дорог, ремонт и ревизию технологического оборудования, исследование скважин. Сама вахта длится месяц. И после месяца напряженного труда работники выезжают к месту постоянного жительства, а на их место прибывает следующая вахта.
10. Промысел Южно-Русского месторождения — один из самых современно оснащенных в России. Сотрудники контролируют технологический процесс, не выходя из помещения главного щита управления.
11. Добыча газа на месторождении максимально автоматизирована, и практически все операции проводятся без участия человека. На фотографии вы видите задвижку, позволяющую регулировать подачу газа из скважины в сборный коллектор в дистанционном режиме.
12. Скважина — это как айсберг. Над землей возвышается только малая ее часть — арматура скважины, ее обвязка. Внизу — сложная конструкция, состоящая из труб различного диаметра, находящихся друг в друге и уходящих на глубину от 900 до 1000 метров и глубже. Скважины бывают не только обычные вертикальные. Есть и субгоризонтальные, когда подземная часть скважины располагается параллельно земной поверхности; есть и наклонно-направленные — это нечто среднее между вертикальными и субгоризонтальными. На сегодняшний день на месторождении эксплуатируется 143 скважины.
13. Газодинамические исследования на скважинах осуществляются с обязательным отжигом скважинной продукции на факел куста. Все это помогает контролировать правильность разработки месторождения, определять характеристику пласта и параметры работы скважины.
14. С виду завод — это хитроумное переплетение труб; но на самом деле это сложнейший организм, состоящий из современных конструкторских решений, новейших технологий и высочайшего профессионализма работающих здесь людей.
15. Начальник газового промысла Марат Хуснуллин проводит экскурсию по УКПГ. К сожалению, время ограничено, хотя Марата можно слушать бесконечно — он очень интересно рассказывает о своем любимом деле.
16. Это здание — пункт переключающей арматуры. Сюда «приходят» газопроводы-шлейфы, соединяясь в единый коллектор, и отсюда же потом «уходит» товарный газ.
17. Вводы шлейфов с месторождения.
18. Хитроумная конфигурация газопровода.
19. Строительство в условиях вечной мерзлоты очень специфично. Здания нужно поднимать на сваях над землей, чтобы тепло от дома не растопило мерзлоту. В противном случае фундамент поплывет вместе с домом. Помимо этого нужно еще делать защиту вокруг свай или фундамента. Трубки на фотографии — это термостабилизаторы, которые не дают растепляться вечной мерзлоте. В них закачан газ фреон-22, который работает как тепловой аккумулятор.
20. Камеры для приема и запуска очистных устройств. Они же «скребки», «свиньи» или «поросята». С помощью этих устройств полость газопровода очищают от влаги и механических примесей.
21. Объем запасов туронской залежи Южно-Русского месторождения оценивается в 300 млрд куб. м. Это промышленно значимые запасы. Однако туронский газ, хоть и залегает выше сеноманского (подробнее о классификации газа можете прочитать в статье), но является трудноизвлекаемым из-за низкой проницаемости коллекторов, их изменчивости по площади простирания, небольших твиттер, фейсбук, вконтакт и инстаграм!
В Нарьян-Маре идет работа по подготовке к открытию нового предприятия — рыбоперерабатывающего завода ...
Сейчас я нахожусь в какой-то гостинице Нового Уренгоя. Летом тут все выглядит совершенно по другому, ...
Сейчас я нахожусь в какой-то гостинице Нового Уренгоя. Летом тут все выглядит совершенно по другому, чем тогда зимой, когда здесь мы проезжали на машинах. А тундра летом вообще как другая галактика. :)
Про Южно-Русское нефтегазовое месторождение я расскажу позже, а сейчас я покажу перелет на вертолет Ми-8Т из аэропорта Нового Уренгоя до месторождения — это примерно 180 километров от Нового Уренгоя на восток. Над бескрайней тундрой, где почти нет никакого жилья…
железную дорогу.
15. Заманчивые песчаные пляжы. Увы, погода не располагает для купания. Хотя был солнечный денек (что редкость), но температура воды далека от комфортной.
16. Тундра. Я сегодня походил по ней — такая мхообразная фиговина, которая проминается под твоим весом — где больше, где меньше. Деревьев нормальных нету. Стройматериалов тоже. Как тут строить?
17. Конечно, сейчас, использую современную строительную технику и механизацию это гораздо проще, чем строителям железной дороги в 50-е года.
18. Но вид бескрайней тундры завораживает.
19. Она даже по своему красива.
20. Сотни озер.
21.
22. Иногда лес и реки. И снова реки.
23. Автомобильная дорога, проложенная по насыпи через тундру.
24. Тысячи озер. Это участок от Нового Уренгоя до Уренгоя. Тут еще есть цивилизация.
25. Например, линия жд.
26. Пригороды Уренгоя. На фотографии видна станция Коротчаево.
27. Разведочная скважина глубокого бурения — примерно на три с половиной километра.
28. Причудливость природы.
29. В 1949 году поселок стал центром 501-й стройки – участка дороги «Салехард – Игарка», на которой работало несколько тысяч заключенных.
30. Понтонная переправа через реку Пур. Верхняя находится примерно на том месте, где когда-то была паромная жд переправа 501-й стройки.
31. Грунтовая полоса аэродрома.
32. Промышленный комплекс Южно-Русского месторождения.
33. Нитки газопроводов.
34. Вахтовый городок. Вокруг на сотню километров ни одного жилья!
35. КВС.
36. Ми-8Т RA-06145
37. И парочку просто красивых фотографий борта.
38.
Продолжаем про экспедицию на Полярный круг. :) Уже год прошел — а я не все еще фотографии показал. < ...
Продолжаем про экспедицию на Полярный круг. :) Уже год прошел — а я не все еще фотографии показал.
После Мертвой дороги (еще вот тут отчет) мы доехали до Надыма. Это, наверное, был самый трудный участок маршрута. В Надыме нас хватило чтобы найти площадку около бывшего поста ДПС и завалиться спать.
Как обычно, нумерация точек взята из нашего трека путешествия.
Очень подробно это написано у Вити.. В ночь выехали уже дальше. Жутко обледенелая дорога, но потихоньку едем.
5. № 127 — Пуровск. Памятник тепловозу и первопроходцам Ямала.
6. №128 — девятая ночевка. Рядом стоят дальнобои. Водитель этого тягача всё утро провел под двигателем. В какой-то момент приехал хозяин на новенькой бехе. О чем-то поговорили и водитель дальше полез под машину.
7. Газовые месторождения.
8. №131 — Ноябрьск и компрессорная станция №1 Газпрома. Там все газпромовское. :)
9. Станция примечательна тем, что на ее территории находится памятник комару.
10. Суровые Сибирские комары.
11. Для прохода к памятнику надо пообщаться с охраной. Пускают без проблем, но просят не снимать объекты на территории. А вот памятник — пожалуйста.
12. Легкий перекус.
13. №133 — зимник в Радужный.
14. Красивый закат и все такое.
15. Два факела.
16. Газовая отрасль.
17. Ну, еще раз два красивых факела и доезжаем до Радужного.
log in to give LJ Tokens.', event);">Give 10