![]() Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]() СТАЛИН И ЦЕРКОВЬ. I часть.2015-08-01 19:26:34![]() ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ: ПАТРИАРХОВ, СВЯТЫХ, СВЯЩЕННИКОВ «Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину». ПРЕДИСЛОВИЕ Преображение Сталина, или Святой Дух дышит там, где хочет... Личность Иосифа Виссарионовича Сталина, его деятельность и спорные, с точки зрения оппонентов, решения некоторых проблем продолжают находиться в поле зрения историков и журналистов. Интерес к Сталину то уменьшается, то усиливается, но еще не было случая, чтобы он пропадал совсем. Но, как правило, муссируются одни и те же темы: репрессии, становление СССР мировой державой и прочее. Но некоторые насущные проблемы замалчиваются. Например, проблема взаимоотношений И.В. Сталина и Церкви. После развала СССР и ликвидации советской системы прошло двадцать лет. Вроде бы нам подарили путь к «свободному» развитию страны, Православная Церковь получила дополнительные возможности, стали открываться новые храмы, приходы, монастыри и семинарии. И в то же время духовно-нравственная атмосфера становилась все хуже и хуже. В результате сегодня в душе у многих нарастает тревога за будущее. Правильно говорит известный православный старец, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры отец Герман (Чесноков): «Со всех сторон мрак сгущается». В этих условиях мы обращаем взоры к недалекому прошлому великой страны, которое незаслуженно либо забыто, либо подтасовано. Одна из таких злободневных и дискуссионных тем — взаимоотношение руководителя нашей страны Иосифа Виссарионовича Сталина и Русской Православной Церкви. Факты, приведенные в этой книге, для многих станут откровением. Они замалчивались в советское время после смерти И. Сталина сначала его преемником Н. Хрущевым, а потом по идеологическим соображениям. В наше «либеральное» время на волне однобокой критики генералиссимуса эти факты и выводы просто не поднимались. Большая часть материалов книги публикуется в широкой печати впервые. Особенность книги в том, что в ней приведены мнения известных и действительно уважаемых современников И. Сталина: святейших патриархов Московских и Всея Руси — Сергия (Старогородского) и Алексия I (Симанского), которые лично были с ним знакомы и постоянно поддерживали рабочие контакты. Они переворачивают нынешнее представление о Сталине как о гонителе Церкви. Напротив, в его лице святейшие Отцы благодарят государственного руководителя, который после многих лет забвения церковных нужд и гонений, устроенных его «соратниками», затем, «обратившись» как апостол Павел, открыл РПЦ широкую дорогу, восстановил соборное единство и Патриаршество. (Справедливости ради отметим, что он и сам участвовал в этих нелицеприятных событиях, как часть «команды». Достаточно вспомнить снос храма Христа Спасителя). В книге также даны документальные свидетельства официально канонизированных общероссийских святых РПЦ: святителя Луки (Войно-Ясенецкий), архиепископа Крымского и святой блаженной Матроны Московской, которая благословляла Сталина на победу в войне. Нужно учесть одну важную вещь. В Церкви существует каноническое преемство: это прежде всего преемственность и последование в оценках высказываний и изречений первосвятителей и святых. Соборное мнение Церкви суть последовательное единство мнений ее отцов. В этой связи безапелляционная критика политики Сталина по отношению к Церкви из уст некоторых современных иерархов кажется и странной, и неканоничной. Святейший патриарх Сергий (тогда еще митрополит) после встречи со Сталиным 4 сентября 1943 года, (тогда было принято решение о возобновлении Патриаршества в нашей стране), на вопрос келейника патриарха архимандрита Иоанна (Разумова) как прошла встреча, ответил: — Какой он добрый!.. Какой он добрый!.. Архимандрит Иоанн переспросил: — Ведь он же неверующий. Патриарх, седовласый мудрый старец, произнес: — А знаешь, Иоанн, что я думаю: кто добрый, у того в душе живет Бог! И действительно, если посмотреть в Новом Завете третье послание Апостола Иоанна Богослова, то там, в подтверждение слов патриарха, прямо написано: «Кто делает добро, тот от Бога, а делающий зло не видел Бога» (Ин. 3-11). Это позитивное отношение к Сталину подтверждается не только нашими святителями, но и его современниками — Восточными патриархами, в частности Иерусалимским и Антиохийским. Особую богоданную роль Сталину отводит и молитвенник гор Ливанских митрополит Илия (Карам), большой друг нашей страны и Церкви. Общее мнение святителей и священников того времени — Сталин был верующим. Недаром после смерти ему во всех православных храмах пропели «вечную память». По словам священников, знавших его лично, он исповедовался и причащался. Как говорил его телохранитель Ю. Соловьев, который последние десять лет был с вождем, в его кабинете была икона Казанской Божией Матери, и он часто в одиночестве молился во внутреннем храме во имя Рождества Богородицы в Большом Кремлевском Дворце. Одиннадцать лет, проведенных И. Сталиным в молодости в духовном училище и семинарии, дали со временем свои всходы в этот его последний жизненный период и переломный период развития страны и Церкви. Как метко и иносказательно обмолвился Сталину при встрече патриарх Сергий: «Мы готовили хороших священников, а они становятся маршалами Советского Союза». Воистину Святой Дух дышит там, где хочет. На страницах книги искренне и беспристрастно показана логика преображения Сталина. Он был, по словам патриархов, «богоданным» вождем и чувствовал свою божественную миссию. Ощутил ее полностью в начале войны. После выполнения всех требований Церкви и в итоге судьбоносной победы над «исчадием ада» Сталин хотел выполнить наказ наших святых предков — сделать Москву Третьим Римом. По согласованию со святейшим патриархом Алексием I, в 1947 году в связи с празднованием 500-летнего юбилея автокефалии РПЦ планировалось провести в Москве Всеправославное совещание с участием Восточных патриархов — первый шаг к проведению Вселенского Православного Собора под эгидой Московского Патриарха. А для этого предлагалось передать «право чести» Первого, то есть Вселенского, Патриарха от Константинопольского к Московскому и Всея Руси, как единителя всех православных церквей и первосвятителя самой крупной в мире православной Церкви и паствы. (Сейчас РПЦ — пятая по «праву чести»). Это была первая попытка соборно отодвинуть всемирную апостасию. К сожалению, тогда это не получилось. Но двое из четырех Восточных патриархов уже были готовы идею поддержать. Парадоксально, но факт: Сталин осуществил призыв святого праведного отца Иоанна Кронштадтского сохранить сильную православную державу. Святой говорил: «Если соберем волю каждого в одну волю — выстоим. Если соберем совесть каждого в одну совесть - выстоим. Если соберем любовь каждого к России в одну любовь — выстоим». Именно к этому призывал и это осуществил Сталин в нашей державе. И мы выстояли в войне, победили, осуществили экономическое возрождение, индустриализацию, создали ядерное оружие как противовес уже созданному американцами, поддерживали в обществе высокие моральные ценности. И Церковь это оценила. В противовес всеобщим заблуждениям, вы узнаете, что за десять лет при Сталине было открыто 22000 приходов — это чуть меньше, чем в нынешнее время за двадцать лет. Была открыта Троице-Сергиева Лавра — центр русской духовности, а также Духовная академия при ней. Стали чаще и массовыми тиражами публиковаться издания Московской Патриархии. А после смерти И. Сталина подлинный богоборец Н. Хрущев стал делать все, чтобы свести на нет идеи и дела великого предшественника. Потому и потребовалось сейчас столько сил, чтобы вернуться на «исходные позиции» и превзойти их. Вот эпизод, который очень хорошо характеризует И. Сталина как человека верующего. Его известный военачальник маршал А.М. Василевский был сыном протоиерея, выпускником Костромской духовной семинарии и прапорщиком императорской армии. Как вспоминал В.М. Молотов со слов маршала, однажды Сталин пригласил Василевского и стал расспрашивать его о родителях. А у него отец — сельский священник, и маршал не поддерживал с ним отношений. — Нехорошо забывать родителей, — сказал Сталин. — А вы, между прочим, долго со мной не расплатитесь! — он подошел к сейфу и достал пачку квитанций почтовых переводов. Оказывается, Сталин регулярно посылал деньги отцу Василевского, а старик думал, что это от сына. - Я не знал, что и сказать, — признался Василевский. По свидетельству архимандрита Кирилла (Павлова), маршал Василевский после войны приезжал в Троице-Сергиеву Лавру, останавливался там в гостинице, причащался. И еще факт, о котором стоит задуматься. Святейший Патриарх Алексий I на похоронах отпевал И. Сталина. Святейший Патриарх Алексий II на похороны Б. Ельцина не приехал. СТАЛИН – БОГОДАРОВАННЫЙ ВОЖДЬ РОССИИ Размышления священника о. Дмитрия Дудко ...Как я заметил, у нас в России подвергаются осуждению те, кто имеет государственное направление. Государственность причисляется к какому-то пороку, преступлению. Так осудили государственника Ивана Грозного, расширившего границы России, обвинив его в жестокости. Хотя стоило бы задуматься, мог ли молиться за всех казненных жестокий человек? Не есть ли здесь акт любви? Как ни странно, за многие годы за Ивана Грозного подали голос только Сталин и в наше время — митрополит Иоанн Санкт-Петербургский. Так же осудили святого Иосифа Волоцкого, победившего ересь жидовствующих и, может быть, надолго удержавшего духовный разброд России. Он тоже в лице судей оказался жестоким, хотя был добрейшей души человек. Теперь вот настало время реабилитировать Сталина. Впрочем, не его только, но само понятие государственности. Сегодня мы сами воочию можем увидеть, какое преступление есть безгосударственность и какое благо — государственность! Как не кричат, что в советское время много погибло в лагерях, но, сколько гибнет сейчас без суда и следствия, безнаказанно, безвестно, ни в какое сравнение не идет та гибель. Весь ограбленный и обманутый народ теперь вздыхает: был бы Сталин, не было б такой разрухи. Но эта реабилитация, так сказать с человеческой точки зрения, а мне предстоит — с духовной, поскольку я священник. Начну сразу с вопроса. Что лучше — «деспотизм» сталинских времен или демократия нашего времени? Нет, господа, перед жестокостью демократии бледнеет всякий деспотизм. Скажите, пожалуйста, когда было больше обездоленных, заключенных, пусть и не в тюрьмы, когда преступность и безнравственность имели такую свободу па улицах и на телевидении, в печати и без печати? Когда еще, в какие времена весь народ, за исключением немногих, сидел на голодном пайке? Когда и какие правители с таким цинизмом, как теперь, разрушали собственную экономику в угоду более сильному соседу? Но как все это... сообразовать с христианскими понятиями?.. Христианство что ли атеизмом поддерживается? Ведь при сталинском деспотизме все было опутано атеизмом. Атеизм был везде и всюду. Но видимо, не случайно философ Н. Бердяев говорил: «Атеизм — это дверь к Богу с черного хода». И мы сейчас видим, как многие атеисты стали по-настоящему верующими. Я никогда не забуду, как один высокопоставленный атеист-коммунист мне сказал, что, хотя он и коммунист-атеист, но воспитан на православной традиции. Да, как ни покажется странным, но в русском атеизме-социализме есть и православная традиция, поэтому коммунистическое движение в России вписывается в русскую историю. Это часть нашей истории, которую не вычеркнуть. А вот будет ли сегодняшняя демократия частью нашей истории, хотя бы потому, что она, не посоветовавшись с Западом, ничего не предпринимает? Это чуждое явление для России! Сталин был деспот, да, но он был ближе к Богу. Хотя бы потому, что атеизм - дверь с черного хода. Демократы, как ни объявляют себя верующими... они верующие, только в Золотого тельца, в бизнес, в мамону... А в Евангелии прямо сказано: не можете служить одновременно Богу и Мамоне! ...Наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождем. К ним присоединялись и другие... такие как крупный ученый и богослов Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным. Да, Сталин нам дан Богом, он создал такую державу, которую сколько ни разваливают, а не могут до конца развалить. И поверженной ее боятся хваленые капиталистические страны. И то, над чем смеялись постоянно: вставил, мол, решетку. Мол, Царь Петр прорубил окно в Европу, а Сталин закрыл ее. Значит, правильно делал (мы далеки от мысли не сообщаться с Западом), при нем мы не видели такого морального разложения, такой преступности, которую видим сейчас, когда выбросили эту решетку. Как ни горько признавать, но решетка на Запад нам необходима, это благо для России. Она помогает нам видеть неповторимость, самобытность России, как Святой Руси, богоносной страны и, если хотите, Третьего Рима в лучшем смысле этого слова. А Четвертому не бывать — это тоже верно. Есть у Сталина такое выражение: прошлое принадлежит Богу. Богу с большой буквы. Как это понимать? Прошедшее устарелое? Пли прошлое — вся наша земная жизнь, настоящее ведь только в иных мирах. А я думаю даже так. Под прошлым можно понимать то, что предоставить можно только для суда Божьего, Бог только все может рассудить правильно. Мне отмщение и Аз воздам. Наш суд — это просто суд человеческий, это в лучшем смысле слова, а вообще наш суд субъективный, эгоистический, только для себя. Так что если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это, в самом деле, был особый человек, Богом данный, Богом хранимый, об этом свидетельствуют даже его противники. Давайте, наконец, хотя бы разберемся вот в чем. Если бы победил Троцкий с его перманентной революцией, мы бы уже давно оказались на самом деле, а не по названию, как при Сталине, «винтиками». Все были бы трудовой армией для... темных сил. Но именно Сталин доказал практически, что социализм можно построить в одной стране и сохранил Россию. Да, Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира, в этом нам предстоит еще разобраться. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину «Чур, перекрестись... - да, я это слышу, — кому кланяешься, мол, не антихристу ли?» А вот я вам задам вопрос. Антихрист придет от атеистов или от верующих? В том-то и дело, что от верующих, на Библии будет клясться. Поэтому я утверждаю, как по Евангелию: один сказал — пойду и не пошел, другой сказал — не пойду и пошел. Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он верующий человек, это можно было бы показать на фактах... Не случайно в Русской Православной Церкви ему пропели, когда он умер, даже «Вечную память», так случайно не могло произойти в самое «безбожное» время. Не случайно он и учился в Духовной семинарии, хотя и потерял там веру, но чтоб по-настоящему ее приобрести. А мы этого не понимаем... Но самое главное все-таки, что Сталин по-отечески заботился о России. И поэтому Сталин, по крайней мере, для меня, законным образом стоит рядом с Суворовым... Вот документы особой важности, которые помогут разобраться в событиях по отношению к Православной Церкви и лучше понять личность Иосифа Виссарионовича Сталина. Выписка из Протокола заседания Политбюро ЦК от 12.09.33 г. «1. В период с 20-30 годов в Москве и на территории прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов. 300 из них (оставшихся) переоборудованы в заводские цеха, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорников. Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей. На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнерусского зодчества. Органы Советской власти и рабоче-крестьянской милиции обязаны принимать меры вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности по охране памятников архитектуры древнерусского зодчества». Секретарь ЦК И. Сталин Выписка из протокола заседания политбюро ЦК от 11.11.39 г. «Вопросы религии В отношении к религии служителям Русской Православной Церкви и православно верующим ЦК постановляет: 1) Признать нецелесообразным впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследование верующих. 2) Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за №13666—2 «О борьбе с попами и религией», адресованных пред. ВЧК товарищу Дзержинскому и все соответствующие инструкции ВЧК-ОГПУНКВД, касающиеся преследования служителей русской православной Церкви и православно верующих, — отменить. 3) НКВД произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанных с богослужительской деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти. 4) Вопрос о судьбе верующих, находящихся под стражей и в тюрьмах, принадлежащих иным конфессиям, ЦК вынесет решение дополнительно». Секретарь ЦК И. Сталин При внимательном чтении этих документов становится ясно, кто такой Сталин, какую роль он сыграл в деле спасения православных храмов от окончательного разрушения и как сумел сохранить жизнь, если не многим, то важным деятелям православной Церкви. Притом надо учесть, что по инициативе Ленина (читай — и Троцкого) затеяно было тотальное разрушение храмов и уничтожение русских православных людей. Сталин отменил это: в протоколе заседания Политбюро так и написано — ОТМЕНИТЬ. Представить нужно, какую борьбу провел этот человек, чтоб, «построив социализм в одной стране», возвысить Россию в огромную державу, которая победила фашизм, а теперь после смерти Сталина лежит в развалинах. Не сразу Сталин осознавался как русский гений, не случайно он обладал скромностью и бессребреничеством, нравственными устоями. Нам, православным людям, испытавшим гонение за веру, нужно забыть обиду, как и подобает христианам, и с должными вниманием и любовью посмотреть на все. Скажу о себе. Я тоже не понимал Сталина как следует и в своих юношеских стихах писал: «И вы мне кажетесь палач, их погубивший, самый первый». Теперь я готов посмертно попросить у него прощения. Нет, он не был палачом, он многим спас жизнь, таким, как Шолохов (писателя уже должны были убить, и только своевременное вмешательство Сталина спасло его). Также и Булгакова он спас, может быть тоже от смерти, да и Пастернака, и других. Этот список может быть длинным, впоследствии беспристрастным историкам надо разобраться в этом. И я, сидевший при Сталине и Брежневе, как и владыко Лука, готов воскликнуть: «Сталин — богодарованный вождь России». И скажу более: он был верующим, по-православному. Может быть, в какое-то время он и терял веру, но потом во всех борениях укрепился в ней, и не случайно во время войны он к людям обратился, как обращаются священнослужители: «Дорогие братья и сестры». Не случайно ему и в Церкви провозгласили «Вечную память». С него началось и то, что последующих генсеков отпевали в Церкви. И в силу того, что он был православный (учился в духовной семинарии), грузин стал русским. По выражению Достоевского, «православный — значит русский». Наследие Сталина надо изучать и изучать, чтоб лучше понять, как нам уберечь Россию. Враги наши это раньше нас понимают и потому., льют на него такую грязь, чтоб из-за нее мы не видели, кто он такой. Теперь о документах. Удивительно: в первую очередь обращается внимание на православие, о других конфессиях, как сказано, ЦК вынесет решение дополнительно. Вот дополнительно решение и выносят сейчас уже не ЦК, а противники ЦК. Какая армия сектантов, вплоть до сатанинских, спущена на нашу страну. Это страшнее всякого безбожия. Хотя в безбожии Сталина обвинять не следует. Впрочем, от безбожия люди приходят к вере. Как покойный Солоухин любил повторять: вера -это гвоздь. Чем больше по нему бьют, тем глубже входит. Сектантство — не гвоздь, а мошкара, которая все залепляет и кусается страшно. Отбиваешься, отбиваешься от ее укусов, и — дай Бог не ослабеть. Я не политик, не ученый, я, если хотите, писатель-священник, и больше по интуиции почувствовал все это. Я хочу пойти еще дальше. Коммунизм, придерживающийся материалистической доктрины, в России приобретает другое значение, и нам не нужно сбрасывать его со счетов, не случайно теперь коммунист может быть верующим человеком, и в первую очередь должен быть патриотом своей страны. Как и сказано у апостола: кто не печется о своих, хуже неверного. Да и само отношение к благам земным у коммунистов христианское: блага должны принадлежать всем. Когда они принадлежат одному кому-то, это страшно. Вот к ним и направлены слова апостола Иакова: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших находящих (на вас). Богатство ваше сгнило и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас, и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни» (Иаков, гл. 5, ст. 1-3). Коммунизм, как история, в России останется, это наша русская история. В созидании богоносной страны, Святой Руси, он будет играть не последнюю роль. Сталин сыграл в этом первую роль. Не случайно Сталин, по свидетельству Солоухина, в последние пять лет подписывался — не генсек, а просто И. Сталин. Современных коммунистов мы тоже должны понять как близких нам, верующим. Мне больно слышать, как некоторые священники (притом не испытавшие гонения) пылают к ним ненавистью. Считаю ревность их не по разуму и не христианской. Христианин должен быть сострадательным к заблудшим и к своим врагам, особенно если считает их таковыми, относиться с любовью. Желаю процветания нашей матушке России, с нами Бог. Оттого и безбожие у нас служит большему выявлению нашей веры. Приложение 1 (По книге: Одинцов М. И. Русские патриархи XX века. М.:Изд-во РАГС, 1994) Секретно Записка полковника НКГБ Г.Г. Карпова о приеме И.В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви, 4 Сентябрь 1943 г. «4.09.43 г. я был вызван к товарищу Сталину, где мне были заданы следующие вопросы: а) что из себя представляет митрополит Сергий (возраст, физическое состояние, его авторитет в церкви, его отношение к властям), б) краткая характеристика митрополитов Алексия и Николая, в) когда и как был избран в патриархи Тихон, г) какие связи Русская православная церковь имеет с заграницей, д) кто являются патриархами Вселенским, Иерусалимским и другими, е) что я знаю о руководстве православных церквей Болгарии, Югославии, Румынии, ж) в каких материальных условиях находятся сейчас митрополиты Сергий, Алексий и Николай, з) количество приходов православной церкви в СССР и количество епископата. После того, когда мною были даны ответы на вышеуказанные вопросы, мне было задано три вопроса личного порядка: а) русский ли я, б) с какого года в партии, в) какое образование имею и почему знаком с церковными вопросами. После этого т. Сталин сказал: — Нужно создать специальный орган, который бы осуществлял связь с руководством церкви. Какие у вас есть предложения? Оговорившись, что к этому вопросу не совсем готов, я внес предложение организовать при Верховном Совете СССР отдел по делам культов и исходил при этом из факта существования при ВЦИКе постоянно действующей Комиссии по делам культов. Тов. Сталин, поправив меня, сказал, что организовывать комиссию или отдел по делам культов при Верховном Совете Союза ССР не следует, что речь идет об организации специального органа при Правительстве Союза и речь может идти об образовании или комитета, или совета. Спросил мое мнение. Когда я сказал, что затрудняюсь ответить на этот вопрос, т. Сталин, несколько подумав, сказал: 1) надо организовать при Правительстве Союза, т. е. при Совнаркоме, Совет, который назовем Советом по делам Русской православной церкви; 2) на Совет будет возложено осуществление связей между Правительством Союза и патриархом; 3) Совет самостоятельных решений не принимает, докладывает и получает указания от Правительства. После этого т. Сталин обменялся мнениями с тт. Маленковым, Берия по вопросу, следует ли принимать ему митрополитов Сергия, Алексия, Николая, а также спросил меня, как я смотрю на то, что Правительство примет их. Все трое сказали, что они считают это положительным фактом. После этого тут же, на даче т. Сталина, я получил указание позвонить митрополиту Сергию и от имени Правительства передать следующее: «Говорит с Вами представитель Совнаркома Союза. Правительство имеет желание принять Вас, а также митрополитов Алексия и Николая, выслушать Ваши нужды и разрешить имеющиеся у Вас вопросы. Правительство может Вас принять или сегодня же, через час-полтора, или если это время Вам не подходит, то прием может быть организован завтра (в воскресенье) или в любой день последующей недели». Тут же, в присутствии т. Сталина, созвонившись с Сергием и отрекомендовавшись представителем Совнаркома, я передал вышеуказанное и попросил обменяться мнениями с митрополитами Алексием и Николаем, если они находятся в данное время у митрополита Сергия. После этого доложил т. Сталину, что митрополиты Сергий, Алексий и Николай благодарят за такое внимание со стороны Правительства и хотели бы, чтобы их приняли сегодня. Двумя часами позднее митрополиты Сергий, Алексий и Николай прибыли в Кремль, где были приняты т. Сталиным в кабинете Председателя Совнаркома Союза ССР. На приеме присутствовали т. Молотов и я. Беседа т. Сталина с митрополитами продолжалась 1 час 55 минут. Тов. Сталин сказал, что Правительство Союза знает о проводимой ими патриотической работе в церквах с первого дня войны, что Правительство получило очень много писем с фронта и из тыла, одобряющих позицию, занятую церковью по отношению к государству. Тов. Сталин, коротко отметив положительное значение патриотической деятельности церкви за время войны, просил митрополитов Сергия, Алексия и Николая высказаться об имеющихся у патриархии и у них лично назревших, но неразрешенных вопросах. Митрополит Сергий сказал т. Сталину, что самым главным и наиболее назревшим вопросом является вопрос о центральном руководстве церкви, т. к. почти 18 лет [он] является патриаршим местоблюстителем и лично думает, что вряд ли где есть столь продолжительные вреды [трудности], что Синода в Советском Союзе нет с 1935 г., а потому он считает желательным, чтобы Правительство разрешило собрать архиерейский Собор, который и изберет патриарха, а также образует орган в составе 5-6 архиереев. Митрополиты Алексий и Николай также высказались за образование Синода и обосновали это предложение об образовании как наиболее желаемую и приемлемую форму, сказав также, что избрание патриарха на архиерейском Соборе они считают вполне каноничным, т. к. фактически церковь возглавляет бессменно в течение 18 лет патриарший местоблюститель митрополит Сергий. Одобрив предложения митрополита Сергия, т. Сталин спросил: а) как будет называться патриарх, б) когда может быть собран архиерейский Собор, в) нужна ли какая помощь со стороны Правительства для успешного проведения Собора (имеется ли помещение, нужен ли транспорт, нужны ли деньги и т.д.). Сергий ответил, что эти вопросы предварительно ими между собой обсуждались и они считали бы желательным и правильным, если бы Правительство разрешило принять для патриарха титул патриарха Московского и всея Руси, хотя патриарх Тихон, избранный в 1917 г., при Временном правительстве, назывался «патриархом Московским и всея России». Тов. Сталин согласился, сказав, что это правильно. На второй вопрос митрополит Сергий ответил, что архиерейский Собор можно будет собрать через месяц, и тогда т. Сталин, улыбнувшись, сказал: — А нельзя ли проявить большевистские темпы? Обратившись ко мне, спросил мое мнение, я высказался, что если мы поможем митрополиту Сергию соответствующим транспортом для быстрейшей доставки епископата в Москву (самолетами), то Собор мог бы быть собран и через 3-4 дня. После короткого обмена мнениями договорились, что архиерейский Собор соберется в Москве 8 сентября. Третьим вопросом Сергий поднял вопрос об организации издания журнала Московской патриархии, который бы выходил один раз в месяц и в котором освещались бы как хроника церкви, так и статьи и речи богословского и патриотического характера. Тов. Сталин ответил: — Журнал можно и следует выпускать. Затем митрополит Сергий затронул вопрос об открытии церквей в ряде епархий, сказав, что об этом перед ним ставят [вопросы] почти все епархиальные архиереи, что церквей мало и что уж очень много лет церкви не открываются. Митрополит Сергий сказал, что он считает необходимым предоставить право епархиальному архиерею входить в переговоры с гражданской властью по вопросу открытия церквей. Митрополиты Алексий и Николай поддержали Сергия, отметив при этом неравномерность распределения церквей в Советском Союзе и высказав пожелание в первую очередь открывать церкви в областях и краях, где нет совсем церквей или где их мало. Тов. Сталин ответил, что этому вопросу никаких препятствий со стороны Правительства не будет. Затем митрополит Алексий поднял вопрос перед т. Сталиным об освобождении некоторых архиереев, находящихся в ссылке, в лагерях, в тюрьмах и т.д. Тов. Сталин сказал им: — Предоставьте такой список, его рассмотрим. Сергий поднял тут же вопрос о предоставлении права свободного проживания и передвижения внутри Союза и права исполнять церковные службы бывшим священнослужителям, отбывшим по суду срок своего заключения, т.е. вопрос был поднят о снятии запрещений, вернее, ограничений, связанных с паспортным режимом. Тов. Сталин предложил мне этот вопрос изучить. Митрополит Алексий, попросив разрешения у т. Сталина, специально остановился на вопросах, имеющих отношение к церковной кассе, а именно: а) митрополит Алексий сказал, что он считает необходимым предоставление епархиям права отчислять некоторые суммы из касс церквей и из касс епархий в кассу центрального церковного аппарата для его содержания (патриархия, Синод), и в связи с этим же митрополит Алексий привел пример, что инспектор по административному надзору Ленсовета Татаринцева такие отчисления делать не разрешила; б) что в связи с этим же вопросом он, а также митрополиты Сергий и Николай считают необходимым, чтобы было видоизменено Положение о церковном управлении, а именно чтобы священнослужителям было дано право быть членами исполнительного органа церкви. Тов. Сталин сказал, что против этого возражений нет. Митрополит Николай в беседе затронул вопрос о свечных заводах, заявив, что в данное время церковные свечи изготовляются кустарями, продажная цена свечей в церквах весьма высокая и что он, митрополит Николай, считает лучшим предоставить право иметь свечные заводы при епархиях. Тов. Сталин сказал, что церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР, и что, как он говорил об организации духовных учебных заведений, не возражая против открытия семинарий в епархиях, так не может быть препятствий и к открытию при епархиальных управлениях свечных заводов и других производств. Затем, обращаясь ко мне, т. Сталин сказал: — Надо обеспечить право архиерея распоряжаться церковными суммами. Не надо делать препятствий к организации семинарий, свечных заводов и т.д. Затем т. Сталин, обращаясь к трем митрополитам, сказал: — Если нужно сейчас или если нужно будет в дальнейшем, государство может отпустить соответствующие субсидии церковному центру. После этого т. Сталин, обращаясь к митрополитам Сергию, Алексию и Николаю, сказал им: — Вот мне доложил т. Карпов, что вы очень плохо живете: тесная квартирка, покупаете продукты на рынке, нет у вас никакого транспорта. Поэтому Правительство хотело бы знать, какие у вас есть нужды и что вы хотели бы получить от Правительства. В ответ на вопрос т. Сталина митрополит Сергий сказал, что в качестве помещений для патриархии и для патриарха он просил бы принять внесенные митрополитом Алексием предложения о предоставлении в распоряжение патриархии бывшего игуменского корпуса в Новодевичьем монастыре, а что касается обеспечения продуктами, то эти продукты они покупают на рынке, но в части транспорта просил бы помочь, если можно, выделением машины. Тов. Сталин сказал митрополиту Сергию: — Помещения в Новодевичьем монастыре т. Карпов посмотрел: они совершенно неблагоустроенны, требуют капитального ремонта, и, чтобы занять их, надо еще много времени. Там сыро и холодно. Ведь надо учесть, что эти здания построены в XVI в. Правительство вам может предоставить за¬тра же вполне благоустроенное и подготовленное помещение, предоставив вам 3-этажный особняк в Чистом переулке, который занимался ранее бывшим немецким послом Шуленбургом. Но это здание советское, не немецкое, так что вы можете совершенно спокойно в нем жить. При этом особняк мы вам предоставляем со всем имуществом, мебелью, которая имеется в этом особняке, а для того, чтобы лучше иметь представление об этом здании, мы сейчас вам покажем план его. Через несколько минут представленный т. Сталину т. Поскребышевым план особняка по Чистому переулку, дом 5, с его подворными постройками и садом был показан для ознакомления митрополитам, причем было условлено, что на другой день, 4 сентября, т. Карпов предоставит возможность митрополитам лично осмотреть... помещение. Вновь затронув вопрос о продовольственном снабжении, т. Сталин сказал митрополитам: — На рынке продукты покупать вам неудобно и дорого, и сейчас продуктов на рынок колхозник выбрасывает мало. Поэтому государство может обеспечить продуктами вас по государственным ценам. Кроме того, мы завтра-послезавтра предоставим в ваше распоряжение 2-3 легковые автомашины с горючим. Тов. Сталин спросил митрополита Сергия и других митрополитов, нет ли у них еще каких-либо вопросов к нему, нет ли других нужд у церкви, причем об этом т. Сталин спросил несколько раз. Все трое заявили, что особых просьб больше они не имеют, но иногда на местах бывает переобложение духовенства подоходным налогом, на что т. Сталин обратил внимание и предложил мне в каждом отдельном случае принимать соответствующие меры про Тэги: биографии, биографии., власть, и.в.сталин, интересное., история, история., культура, люди, люди,, назад, непознанное., православие, православная, религия, религия., россии, россии., рпц, русская, ссср, ссср., сталин, судьбы, судьбы,, церковь, церковь. Города Ямала. Новый Уренгой2015-07-28 19:51:46Новый Уренгой — город в России, в Ямало-Ненецком автономном округе, первый по величине город ... + развернуть текст сохранённая копия Новый Уренгой — город в России, в Ямало-Ненецком автономном округе, первый по величине город округа. Город расположен на берегу реки Ево-Яха, притока Пура. Реки Тамчара-Яха и Седэ-Яха протекают через город и делят его на две части — Северную и Южную. Население — 115 092 чел. (2015). Как производственный центр крупнейшего газоносного района, Новый Уренгой — неофициальная «газодобывающая столица» России. ![]() 6 июня 1966 года бригада мастера В. Полупанова пробурила первую на Уренгое эксплуатационную скважину, и на геологической карте страны появилось новое уникальное месторождение природного газа - Уренгойское. 23 сентября 1973 года был забит символический колышек на месте будущего города. 23 декабря 1973 года сюда прибыла автоколонна из поселка Пангоды. Это был первый десант, которому предстояло начинать строительство города. 18 августа 1975 года произошла государственная регистрация поселка Новый Уренгой. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 25 сентября 1975 год началось строительство аэропорта, в октябре был совершен первый технический рейс. В 1976 году в Новом Уренгое родились первые дети - Света Попкова и Андрей Базилев. 1 сентября 1976 года открылась первая школа, и 72 ученика сели за парты. В январе 1978 года было образовано производственное объединение «Уренгойгаздобыча». 22 апреля 1978 года сдана первая на Уренгое установка комплексной подготовки газа, началась промышленная эксплуатация Уренгойского месторождения. 30 мая добыт первый миллиард кубометров уренгойского газа. 30 апреля 1978 года в Новый Уренгой прибыли бойцы Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени 18 съезда ВЛКСМ. 16 июня 1980 года Новому Уренгою Указом Президиума Верховного Совета РСФСР присвоен статус города окружного значения. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 28 декабря 1980 года первый поезд прибыл на станцию Уренгой (Коротчаево). Открыто рабочее движение по железнодорожной линии Сургут-Уренгой (Коротчаево). В январе 1981 года Новый Уренгой объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. 1 января 1981 года вышел в свет первый номер городской газеты «Правда Севера». 2 января 1981 года открылось авиасообщение Новый Уренгой - Москва. В 1982 году добыт триллионный с начала разработки месторождения кубометр газа. В феврале 1982 года укладка железнодорожного пути дошла до станции Нартовая (участок Уренгой (Коротчаево) – Ягельная). ![]() ![]() ![]() 15 апреля 1982 года прибыл первый грузовой поезд на станцию Фарафонтьевская. Открылось рабочее движение поездов. Станция Фарафонтьевская названа в честь главного инженера Северной проектно-изыскательской экспедиции МВД СССР. В сентябре 1982 года укладка железнодорожного пути дошла до станции Новый Уренгой. Город получил надежную железнодорожную связь с «большой землей». В Новый Уренгой пришли первые 15 вагонов с картофелем. В 1983 году завершилось строительство газопровода "Уренгой - Помары - Ужгород", и уже со следующего года газ Уренгоя начинает поступать в Западную Европу. ![]() ![]() ![]() 6 ноября 1985 года из Тюмени в Новый Уренгой прибыл первый пассажирский поезд. 4 ноября 1987 года ООО "Уренгойгазпром" вышло на суточную добычу газа в 1 млрд. кубических метров. В марте 1984 года открылся городской музей изобразительных искусств. В сентябре 1986 года по газопроводу пошел газ Ямбурга. В 1987 году разработан Генеральный план города на перспективу до 2010 года. Планировалось, что к этому сроку количество населения Нового Уренгоя вырастет до 200 тысяч человек. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() В июле 1987 года сдана в эксплуатацию автодорога Новый Уренгой - Ямбург. 4 ноября 1987 года ПО "Уренгойгазпром" вышло на суточную добычу газа в 1 млрд. кубических метров. 5 декабря 1987 года открылся первый в Новом Уренгое кинотеатр - «Октябрь». В сентябре 1988 года начало работу профессиональное техническое училище №31 В сентябре 1991 года открылась городская гимназия В 1992 году создано телерадиоинформационное агентство «Новый Уренгой-Импульс». 16 марта 1997 года состоялись первые демократические выборы мэра муниципального образования город Новый Уренгой, на которых победу одержала Наталья Комарова. 6 сентября 1998 год подписано Соглашение между городами-побратимами Новым Уренгоем и Сан Донато Миланезе (Италия). ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 20 ноября 2001 года состоялся визит Президента РФ В.В. Путина в Новый Уренгой. Декабрь 2001 год - газовиками ЯНАО добыто 10 триллионов кубических метров газа. 22-23 марта 2002 года впервые проведен Праздник народов Севера. В ночь с 30 сентября на 1 октября 2002 года был подан первый промышленный газ Заполярного газонефтеконденсатного месторождения в магистральный газопровод «Заполярное - Новый Уренгой». ![]() ![]() 15 сентября 2003 года восстановлено пассажирское движение на участке железной дороги ст. Коротчаево - ст. Новый Уренгой. Сдан в эксплуатацию железнодорожный вокзал на ст. Коротчаев о. Состоялся торжественный пуск фирменного поезда «Ямал». 22-23 октября 2003 года в Новом Уренгое прошла Межрегиональная выставка «Газ. Нефть. Новые технологии-2003». В декабре 2004 года введено в промышленную эксплуатацию Песцовое месторождение. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 3-4 сентября 2005 года Новый Уренгой отметил 30-летний юбилей. В дни юбилейных торжеств был зажжен вечный огонь на площади Памяти, открыт первый в городе фонтан. 3 сентября 2005 года подписано Соглашение о сотрудничестве с городом Кассель (Гессен, Германия). 21 февраля 2007 года Новый Уренгой вошел в некоммерческое партнерство «Российское газовое общество». 11 июня 2008 года возобновилось строительство Уренгойской ГРЭС (район Лимбяяха). 12 июня 2009 года в районе Коротчаево открыт памятник Дмитрию Коротчаеву, в день 100-летия со дня рождения почетного железнодорожного строителя. Декабрь 2009 года Уренгойское месторождение стало победителем конкурса «Семь чудес Тюменской области», который был организован ГТРК «Регион-Тюмень» в преддверии 65-летия Тюменской области. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 4-5 сентября 2010 года – Новый Уренгой отметил свой 35-летний юбилей. 11 октября 2010 года Председатель Правительства РФ Владимир Путин провел в Новом Уренгое совещание по проекту Генеральной схемы развития газовой отрасли РФ на период до 2030 года. С 23 по 25 марта 2011 года в Новом Уренгое проходил Ямальский международный газовый форум. C 20 декабря 2011 года на автодороге Сургут-Салехард, в районе Коротчаево города Новый Уренгой начал функционировать пост пограничного контроля Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской области. В начале 2012 года в Новоуренгойской центральной городской больнице открылось единственное на Ямале отделение нейрохирургии. 4 ноября 2013 года Новый Уренгой стал участником самой масштабной в истории Зимних Олимпийских игр Эстафеты Олимпийского огня «Сочи-2014». Символ Олимпиады по городу пронесли 60 факелоносцев. ![]() ![]() ![]() Фото Сергей Анисимов. Города Ямала. Надым Города Ямала. Салехард. Города Ямала. Ноябрьск. Города Ямала. Губкинский. Города Ямала. Тарко-Сале. ![]() ertata Тэги: архитектура, архитектура., города, западная, интересное, интересное., история, история., картинках, культура, музеи., непознанное., новый, обои., памятники., путешествия, путешествия., разное., россии, россии., россия, сибирь, уренгой, фото, фото., ямал, ямала, янао Иван Иванович Голиков.2015-07-28 15:05:38![]() «Из прежних попыток сделать что-нибудь для истории Петра Великого достоин величайшего уважения только бескорыстный и прямодушный труд Голикова. Прекрасное, отрадное явление в русской жизни этот Голиков! Полуграмотный курский купец, выучившийся на железные гроши читать и писать, чувствует сильную потребность, во что бы то ни стало, узнать историю Петра Великого. Недостаток в средствах лишает его возможности собрать сведения; однако он делает для этого всевозможные пожертвования, урывками от торговых занятий и житейских забот читает он все, что попадается ему под руку о Петре, делает выписки и таким образом полагает начало своему труду, огромности которого и сам не чувствует. Тридцать томов остались памятником его благородного рвения, и в безыскусственном его рассказе нередко заметно одушевление. Явись Голиков у англичан, французов, немцев — не было бы конца толкам о нем, не было бы счета его жизнеописаниям; изображения его продавались бы вместе с статуями Наполеона, Вольтера, Руссо, Франклина; портреты выставлялись бы в окнах художественных магазинов, виднелись бы на площадях и перекрестках. Каждый русский должен знать и любить прошлое своей родины. Поэтому он должен знать и любить и тех людей, которые описывают это прошлое, как бы исполняя завет летописца Пимена: Описывай, не мудрствуя лукаво, Одним из таких летописцев-историков и был Иван Иванович Голиков. Каждый, кто пожелал бы во всех подробностях познакомиться с жизнью и деятельностью Петра Великого, не может обойтись без необыкновенно важного труда нашего историка-самородка. И когда мы только увидим эти книги на полке книжного шкафа, — уже удивляемся неутомимой деятельности одного человека: он один сделал то, что доступно для сил множества людей, притом людей ученых. Но наше удивление станет еще больше, когда мы узнаем, что Голиков нигде в школе не учился, что всю жизнь занимался он торговлей, был человек небогатый и все средства отдал на напечатание своих книг. Как же это случилось, что небогатый курский купец, вдруг, стал заниматься историей и сделал по этой части так много полезного? — Об этом читатели узнают из жизнеописания Голикова. Голиков родился в 1735 году в городе Курск и происходил из купеческой семьи. Родители, выучивши сына только читать и писать, с ранних лет стали приучать его к торговле. Но сердце Ивана не лежало к этому делу. Как только выучился он грамоте, с тех пор и пристрастился к чтению, с тех пор чтение стало любимым его занятием. Родители Голикова не были довольны сыном: они предопределяли его сделать купцом, а затем передать ему всю торговлю, и думали, что любовь сына к книге будет для торгового дела лишь помехой. — Эх, Ваня, — говорили они ему,— пропадешь ты с книгами! Не купеческое это дело: к добру оно не приведет. Сначала Голиковы были очень богатыми купцами, но различные неудачи и несчастия, как это часто бывает в торговле, разорили их, и они вошли в большие долги. В то время часто случалось, что, если кто-нибудь взял деньги в долг, а потом не мог вернуть, то или сам поступал служить к заимодавцу без жалованья и службой выплачивал долг, или же отдавал в услужение кого-нибудь из домашних. Так задумал сделать и отец Голикова, решив послать сына в Москву к одному купцу отслуживать сделанный в тяжелую минуту долг. Нелегко было Ивану покидать родимый город, да нечего было делать. Стал он готовиться в путь-дорогу, и вот, через некоторое время был уже в Москве и служил мальчиком в богатом купеческом доме Журавлевых. Много было дела у Голикова. Зевать Ивану не приходилось: все время бегал он — то туда, то сюда, — куда ни прикажет хозяин или кто- нибудь из его доверенных. Но, несмотря на множество дела, мальчик находил время для чтения книг. Их приходилось читать тайком, чтобы не увидели приказчики. Еще в Курске Иван заинтересовался жизнью и деятельностью Императора Петра Великого. Ивану особенно нравился этот Царь, который был, как известно, великим работником, много сделал для процветания России и сблизил русских людей с иностранными державами. До Петра Великого большинство русского народа не любило иностранцев, не хотело ничего перенимать от них. Но известно также, что каждый народ может делать успехи только тогда, когда он не будет чуждаться того хорошего и умного, что выдумывает другой народ. От этого Россия до Петра Великого, не желая ничего перенимать у других народов, в науке и в торговле была слабее других стран. Петр Великий понял пользу заимствования хорошего у иностранцев и стал перенимать все, что только находил там хорошего. От этого Россия сделалась могущественнее и с той поры стала побеждать те народы, которые шли на нее войной. Особенно важные победы одержал Петр над шведами. Видя успехи России, они хотели покорить ее, но Петр Великий разбил их. И в этом отношении много помогли нам заимствования в морском и военном деле, сделанные Императором у иностранцев. Когда Петр Великий одержал победу над шведами под Полтавой, то на пиру, куда были позваны взятые в плен шведские генералы, Государь, взяв чарку вина, сказал: — Пью за здоровье наших учителей — шведов! Жизнью этого замечательного Царя, который умел работать, как простой плотник, солдат или матрос, — и заинтересовался Голиков. Особенно способствовал этому настоятель Курского Знаменского монастыря, архимандрит Михаил. Отец Михаил служил при Петре Великом полковым священником и был очевидцем славных дел Царя. Этот монах записывал в тетрадку всё те дела Государя, которых сам был свидетелем. Тетради архимандрита Михаила попали в руки отца Голикова, а тот дал их читать сыну. На Ивана они произвели неотразимое впечатление. «Сии самыя записныя тетради»,— говорит Голиков,— «столь сильное во мне сделали впечатление, что, несмотря на мое малолетство, тогда-же возбудили во мне крайнюю охоту узнать больше о сем Государе. Но редкость книг в нашем городе, а паче упадок нашего дома, не подавали мне к тому ни малейшей надежды; почему, сколь ни прискорбно было мне отлучение из отеческого дому и отправление в чужой город, однако-ж оное вознаградило меня сугубо». ![]() Прибыв в Москву и став за прилавок, мальчик все время искал книг, где была бы описана жизнь Петра Великого. Ему удалось прочитать три таких книги: «Летопись о зачатии и рождении Петра I», переведенную с греческого «Краткую историю» его царствования и «Шафирово рассуждение о причинах войны с Карлом XII, королем шведским». После прочтения этих книг, интерес к Петру Великому у Голикова еще усилился; у него возгорелось непреодолимое желание к собиранию всего, относящегося до деятельности Петра Великого. Однажды Голиков был послан, в качестве приказчичьего помощника, по торговым делам в Оренбург. Здесь он заслужил благоволение начальника края Ивана Ивановича Неплюева, бывшего сподвижника Государя-Преобразователя Петра Великого. Неплюев рассказал Голикову много интересного и поучительного об Императоре. Кроме того, Неплюев познакомил Голикова с П. И. Рычковым, у которого хранились — «Журнал *) Государева Персидского похода» и другие ценные записки о царствовании Петра I. Все, слышанное и прочитанное, Голиков, по своему обыкновению, записал в своих тетрадях. *) «Журнал» в переводе на русский язык значит «Дневник». Здесь описано все, что происходило каждый день во время похода. После Оренбурга Голикову пришлось увидать Петербург, который, как известно, основан Петром Великим и называется «градом Петра» или «Петра твореньем». «Сей новый, великолепный город»,— писал Голиков, — «единым на него взором открыл мне, неизмеримое никаким оком, поле дел Петровых». Двадцати семи лет Голиков был уволен своими хозяевами «с пристойным вознаграждением». Очевидно, своей службой он выплатил долг отца и еще заработал для себя. Тогда он завел собственное торговое дело. Дело пошло настолько хорошо, что он получил возможность тратить большие деньги на книги. В короткое время он собрал до полуторы тысячи печатных и рукописных книг. А рукописи, как это известно, ценятся иногда очень дорого. Окруженный ими, Голиков продолжал с еще большей настойчивостью трудиться над собиранием сведений о Петре Великом, разыскивал очевидцев и свидетелей его подвигов и самым тщательным образом записывал слышанное от них. Около этого времени из книгохранилища И. И. Шувалова в руки к восторженному поклоннику Царя-работника попал «Перевод с немецкого Страленберговых клевет». Это была переведенная с напечатанного в 1730 г. в Стокгольме одного немецкого сочинения, сочинитель которого, родом швед и бывший русский пленник, осыпал личность русского Императора всевозможными предосудительными обвинениями. Прочитав эту «тетрадку, исполненную скрытною ненавистью к победителю Карла XII», как назвал Голиков это сочинение, — он сильно встревожился и немедленно хотел-было приступить к напечатанию собранных им сведений о деятельности Петра Великого, но торговые неудачи задержали выполнение задуманного. Скоро после этого с Голиковым случилось большое несчастье. Он вступил в торговое товарищество нескольких купцов; сотоварищи его попались в мошенничестве, а вместе с ними, по недоразумению, и Голиков. В то время суд не входил в дело так подробно, как входит теперь, и судебные ошибки случались нередко. Таким образом, Голиков потерял все свое состояние и был приговорен к «лишению чести» и ссылке в Сибирь. «Колесо счастья, обернувшись в противную сторону»,— пишет Голиков в воспоминаниях о своей жизни, — «низринуло меня в такую пропасть зол, в которой тоска и печаль съели бы остальные дни мои, если бы не нашел я утешения и в сем самом моем несчастии, которое, лиша меня имения, развязало мне руки и доставило всю свободу времени, коею я и пожертвовал, во-первых, на опровержение Страленберговских клевет». И вот, в ожидании ссылки, он деятельно принялся за приведение в порядок драгоценных сведений, которые он собирал много уже лет, и число которых возросло до громадных размеров. Но, к счастью Голикова, случай избавил его от предстоящего наказания. ![]() В 1782 г. происходило открытие памятника Петру Великому и, по Высочайшему манифесту, были прощены многие, приговоренные судом к наказанию, в том числе и Голиков. Немедленно, по выходе из тюрьмы, он пошел на Петровскую площадь (теперь она называется Сенатской), упал на колени перед памятником и дал торжественную клятву весь остаток своей жизни посвятить прославлению Великого Императора. Торжество в честь Петра Великого явилось для него спасением. В самом деле: разве не чудом было то, что освобождение невинного человека от позорной ссылки в холодную Сибирь произошло в день открытия этого памятника? Разве не Петр Великий оказался настоящим спасителем жизни и чести Голикова, который много лет думал только о Великом Царе-Преобразователе? Если все это можно объяснять, как простое совпадение, то, во всяком случае, такие совпадения бывают очень и очень редко. Вот почему русский купец, стоящий на коленях перед памятником и дающий клятву всю жизнь посвятить памяти Царя, своего спасителя, так близок и дорог нам! И действительно, с этого дня Голиков забыл свои торговые дела и всецело погрузился в свою работу и собрание сведений как из книг, так и из рассказов стариков, помнивших славные «дела Петровы». Много лет работал Голиков. Наконец его труд был готов и должен был состоять из двенадцати больших книг. Свою работу он назвал — «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранныя из достоверных источников и расположенныя по годам». Первые книги труда Голикова появились из печати в Москве в 1788 г. Труд этот имел необычайный для того времени успех, и имя составителя с восторгом повторялось всеми. А. Т. Болотов, известный в то время историк, нашел труд Голикова «крайне приятной и любопытной книгой, которую ни одному россиянину читать устать не можно, и за которую вся Россия обязана ему весьма много». По повелению царствовавшей тогда Императрицы Екатерины II, для Голикова были открыты все хранилища государственных бумаг. В 1790 г. вышла последняя, двенадцатая, книга большого труда Голикова. Но у неутомимого искателя и собирателя сведений о славном Государе собралось столько новых сведений и бумаг, что он скоро приступил к печатанию «Дополнений» к «Деяниям Петра Великого», которых напечатано целых 18 книг. Итак, вся работа Голикова состоит из 30-ти книг. Неутомимый работник на этом не успокоился и скоро напечатал две новые книги — «Анекдоты *) Петра Великого» и «Историческое изображение жизни и всех дел Франца Яковлевича Лефорта, первого любимца Петра Великого, и генерала П. I. Гордона». *) Анекдотами называются интересные, занимательные, иногда и смешные случаи из чьей-нибудь жизни. Император Павел Петрович, вступивший на престол после смерти Екатерины II, наградил Голикова в 1800 году чином надворного советника. Но в этом чине не долго пришлось жить писателю-самоучке, — в следующем 1801 году, 12 марта он умер. «Деяния Петра Великого», написанные и изданные в свет Голиковым, представляют замечательный труд. Хотя теперь есть много хороших и новых книг о жизни и деятельности Петра I, но работа Голикова до сих пор не потеряла своего значения. Можно только удивляться, что этот труд написал человек, «кроме русской грамоты ничему не учившийся и ни мало не упражнявшийся в так-называемых словесных науках», как он определял себя. Эта поистине замечательная работа вызывала восторги не только во время своего выхода, когда книг по истории было очень мало, но и потом, когда изучение прошлого сильно двинулось вперед, и когда появилось много исторических книг. В 1841 году, спустя около пятидесяти лет после появления последней книги «Деяний Петра Великого», вышло новое издание труда Голикова, и знаменитый русский критик Белинский писал по этому поводу, что из всех прежних попыток собрать сведения для истории Петра Великого достоин величайшего уважения только труд Голикова. «Тридцать томов (т. е. книг) остались памятником его благородного рвения, и в безыскусственном его рассказе заметно одушевление, достойное предмета, его возбудившего... Явись Голиков у англичан, французов, немцев, — не было бы конца толкам о нем, не было бы счета его жизнеописаниям». Но у нас о таких людях мало говорят и скоро их забывают. И делают это напрасно, потому что, действительно, глубочайшего уважения достоин Голиков. Несмотря на бедность в молодости, на ужасные невзгоды, лишение имения, ошибочный судебный приговор к лишению чести и ссылке в Сибирь, тюремное заключение, он всю жизнь работал над задуманным предприятием и выполнил свою заветную мечту. Такие настойчивые и необычайно трудолюбивые люди редко встречаются в жизни. Из книги «Русские самородки в жизнеописаниях и изображениях» Вып 1. Издание Училищного Совета при Святейшем Синоде. С-ПЕТЕРБУРГ. Синодальная типография. 1910 год ![]() ertata Тэги: биографии, биографии., великого, деяния, и.и.голиков, интересное, интересное., история, история., культура, люди, люди,, непознанное., петр, петра, россии, россии., судьбы, судьбы, Как превратить республику из витрины Союза Советского в скотный двор союза Европейского?2015-07-27 12:27:43![]() Прибалтийские рецепты. Как превратить республику из витрины Союза Советского в скотный двор союза Европейского? Пока с Зелёного моста в Вильнюсе снимают наследие «тоталитарного прошлого» и «символы оккупации» (речь о скульптурах советских воинов, студентов, инженеров, тружеников села, созданных, кстати, литовскими скульпторами), население страны поговаривает о реальной оккупации, причём дня сегодняшнего. С тех самых пор как Литва стала частью «одной большой европейской семьи», слово «независимость» в этой республике можно использовать исключительно в кавычках. Вслед за эксплуатацией литовских военнослужащих в конфликтах по всему миру в составе натовского контингента, использовать в своих интересах западные «партнёры» готовы и саму литовскую территорию. Литва планомерно превращена в скотный двор Европейского союза, из которого нечистоты пытаются выливать в российском направлении. Интересы самих литовцев при этом – дело десятое. Какие ещё литовцы?.. А-а… – Это не те ли самые, главное демократическое достижение которых – президент из числа осведомителей КГБ и гастарбайтеры, пытающиеся заработать лишнюю копейку на мытье туалетов в Ирландии?.. Примерно такое отношение ЕС и питается к Литве. А как они ещё могут относиться к оккупированной территории – фактически своей колонии у границ России?.. Новое «демократическое достижение» Литвы – это необходимость принять ливийских, сирийских, палестинских, сомалийских, эритрейских и других беженцев, которые на утлых судёнышках переправляются через Средиземное море в Европу в поисках лучшей жизни. Мировая география и желание стать европейцами приводит африканских и азиатских беженцев в основном в Италию и Грецию (просто морем ближе именно до этих государств ЕС). Но власти Италии и Греции, выражаясь не вполне литературным языком, заявляют, что не собираются «быть рыжими» в ЕС. Риторика Рима и Афин проста: если уж у нас союз, то будьте-ка любезны распределить всё это прибывающее и прибывающее в наши страны «племя» по всем «братским государствам» - от Пиренейского полуострова до Прибалтики. После совещания, которое в ЕС проходило, что называется, на повышенных тонах, гласу Италии и Греции решили внять, установив, как известно, квоты для каждой из стран-членов Европейского союза. Однако далеко не все европейские «братья и сёстры» изъявили желание принять то количество беженцев, которые в документе «нарисовал» Брюссель. И если Британия или Германия могут себе позволить и на уровне властей заявить, где они видели квоты Брюсселя, то еврокарликам (вроде той же Литвы) положено козырнуть, ещё и прищёлкнув каблуками. И это, пожалуй, первый случай в новой истории Прибалтики, когда её власти сталкиваются с откровенным антиприбалтийским решением ЕС – причём таким, «антиприбалтийскость» которого скрыть очень сложно. Если до этого всё можно было списать на «защиту от соседа-агрессора» (даже участие литовского контингента в операции в Косово и Сьерра-Леоне), то теперь принятие 700 африканцев и арабов в Литве как-то уж совсем сложно увязать с национальной безопасностью – безопасностью от «потенциальной агрессии России» в отношении маленького, но гордого государства… Нечто в стиле: «Когда наших солдат отправили защищать независимость Литвы в Африку, мы были уверены, что чем дальше от границ страны, тем безопаснее для нас – её граждан; но когда в наши дома начали подселять жильцов из Ливии, мы вдруг засомневались, а в этом ли демократия?» В этом, в этом – не сомневайтесь, будьте уверены… Президент Литвы Грибаускайте оказалась в явной ловушке – тут и Западу нужно подмахивать, и свой электорат хоть как-то успокоить. У Грибаускайте «совмещать» получается так: советские скульптуры с моста сносит, чтобы бдительность рядовых литовцев усыпить, предпринимая попытки снова раскручивать миф о «советской оккупации», а в это же время заявляет, что Литва беженцев из Ливии, Эритреи и Сирии примет, но только не в количестве 700 человек, назначенных Брюсселем, а в количестве 250. А кто, собственно, в Евросоюзе эту Грибаускайте спрашивать намерен? Да и сама Грибаускайте это прекрасно понимает. Ибо помнит, что не так давно у каждого депутата Европарламента в почтовом ящике оказалась преинтересная книжица «Красная Даля», повествующая о том, как комсомолка-спортсменка во времена «оккупации» сотрудничала с КГБ. После того, кстати, в Литве вышел закон о засекречивании имён тех людей, которые с советскими спецслужбами имели дело. Даля после известия о распространении среди евродепутатов книги о «тайнах» своей биографии объявила, что это, дескать, происки России, но сегодня начинает соображать: а России ли?.. Ведь в России и без того прекрасно известно, кто такая Грибаускайте, и каким воздухом дышит её политика, а вот на Западе с книгой ознакомились с большим интересом, и именно Западу теперь выгодно материалы из биографии Дали предъявить самой Дале, если та вдруг решит упираться. – Упираться хотя бы по поводу тех же эритрейских и сирийских беженцев. Всё это происходит на фоне 75-летия вхождения прибалтийских республик в состав СССР. 21 июля 1940 года Эстония, Латвия и Литва провозгласили себя Советскими республиками. Сегодня это для Прибалтики звучит напоминанием о том, чем же была советская «оккупация» на самом деле. А кроме того, есть отличная возможность сравнить положения вещей в той же Советской Литве с положением дел в Литве дня сегодняшнего. Положение дел «витрины» Союза Советского с положением дел заднего двора союза Европейского… Уважаемые граждане стран независимой Балтии, ну, сколько ж вы ещё будете позволять делать из себя полных идиотов?.. Володин Алексей ![]() ertata Тэги: беженцев, власть, геополитика., евросоюз, заграница, заграница., интересное., квоты, латвия, литва, непознанное., новости., общество, общество., политика, политика,, прибалтийские, прибалтика, республики, рубежом, события., эстония Юфа пролетела2015-07-26 01:47:45... . Метки: вечерние собрания, непознанное + развернуть текст сохранённая копия Пока очередное вечернее собрание выясняло, кто тут еврей, а кто просто арбуз кушает, в небе показалась группа светящихся объектов, которые плавно проследовали по часовой стрелке плавно и беззвучно. Некоторые наблюдатели предположили, что это китайские фонарики. Некоторые отметили, что это может быть Млечный путь. Но мы-то знаем: это была легендарная Юфа. Метки: вечерние собрания, непознанное Тэги: вечерние, непознанное, собрания, фото
Главная / Главные темы / Тэг «непознанном»
|
![]() ![]() ![]()
Категория «Радио»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...

Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|