![]() Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]() Новосибирские острова. Загадки земли мамонта.2013-11-13 17:54:24В основу фильма "Новосибирские острова" легла научно-исследовательская экспедиция, организованная Русским географическим обществом, к Новосибирскому архипелагу. Цель экспедиции – заново исследовать эти уникальные территории после тридцатилетнего перерыва. Именно здесь русскими исследователями Арктики была обнаружена земля Санникова, огромные кладбища мамонтов и следы древнего ледового континента Арктиды, соединявшего Евразию и Северную Америку. Благодаря климату и удаленному расположению, на островах архипелага ученые находят множество останков древнейших животных. Они настолько хорошо сохранились, что ученые всерьез рассматривают возможность их клонирования и создания парка ледникового периода. ![]() ertata Тэги: арктика, видео, документальное, загадки, земли, интересное, интересное., кино, мамонта, мамонты, наука, непознанное., новосибирские, новости., онлайн, острова, природа, природа., разное., рго, россия, русская, смотреть, события., техника., экология., экспедиции Чертово логово2013-11-13 11:23:55Свойства и природу Чертова логова ещё долго не смогут объяснить специалисты, так же, как и не смогут ... + развернуть текст сохранённая копия Свойства и природу Чертова логова ещё долго не смогут объяснить специалисты, так же, как и не смогут найти противоядия всему тому, что творится в этой зоне. Подскажите, например, местным механизаторам – как провести ровную колею. Каждый раз пропашная борозда, сделанная са... Тэги: непознанное Тайны нефрита.2013-11-11 19:23:05![]() Нефрит — это плотные скрытокристаллические массы, которые состоят из перепутанных микроскопических волокнистых кристаллов. Нефрит является так называемым украшением минералогических коллекций, который получил свое название от греческого слова «нефрос» — почка. Такое название этот камень получил в древности из-за того, что люди полагали, будто нефрит способен вылечить некоторые заболевания почек. Небольшие по размеру камни, они и по своему внешнему виду очень напоминают почку человека — имеют округлую форму, а также обладают матовым блеском и как бы прикладистые. Поэтому гальки нефрита могут свободно, плотно и приятно укладываться в руку. Нефрит, как правило, все ученые считают самым древним камнем в истории Земли. Известен такой научный факт, что при различных раскопках даже палеолитических стоянок археологи встречают молотки и топоры из этого исключительно прочного материала. Данный минерал практически не подвержен воздействию кислот, резкому колебанию температур и даже ударам. Легенды и мифы В 1176 году в Китае был издан трактат «Ку-ю-ту-пу», который рассказывал о нефрите. Этот трактат был составлен специальной комиссией и состоит из 100 книг, которые включают в себя не менее 700 цветных иллюстраций. В трактате находятся не только полезные сведения, но и некоторые легенды, напоминающие своеобразные рекомендации по приношению жертв живых оленей одной масти и обязательно вместе с нефритовым жезлом. При таком жертвоприношении обязательно нужно закопать ровно сто животных, сто нефритовых пестов, которые назывались гуйя, и сто нефритовых дисков, называемых би. Китайцы считали, что веществом богоугодным является именно белый нефрит, из которого исходит так называемый нефритовый нектар и который даже может кипеть и клокотать. Этот нефритовый нектар вкушают боги и духи небес и земли по утрам и в полдень и лишь поэтому и имеют вечную жизнь. Государи принимают в пищу этот нектар лишь для предотвращения различного рода несчастья в управляемой ими земле, а также, как они сами говорили, ради блага своих подданных. Белый нефрит также считают камнем царей, который ни в коем случае нельзя иметь и уж тем более его нектар нельзя употреблять в пищу простым смертным. Китайский трактат был утерян на много веков и лишь в 1773 году учеными найден один его экземпляр, который впоследствии и вышел вторым изданием. На сто лет раньше китайцев очень популярно нефрит был описан Бируни. Он очень подробно описал сам камень, а также его свойства, но в его описании прослеживается довольно заметная путаница. Такая путаница, которую допустил Бируни в своем описании нефрита, понятна по ряду причин. В то время диагностика камней была слишком слабо разработана. Очень многие полудрагоценные, вязкие, прочные, плотные, зеленоватые и зеленые камни, среди которых оказывались яшма, серпентинит, жадеит, талькит и нефрит, были описаны одинаково. И по этой причине, возможно, слишком многие камни обозначались одинаковыми словами со сходным чередованием букв. Очень близкие по написанию и своему произношению слова, характерные для обозначения зеленых, похожих на нефрит камней встречаются на Ближнем Востоке, в странах Аравии и Средиземноморья. Свойства нефрита Очень похожи между собой свойства, приписываемые нефриту учеными и врачевателями разных эпох. Одни считали, что нефрит — камень победы; «тюрки употребляют его для предотвращения болезней желудка, когда они едят тяжелую пищу вроде лапши, простого хлеба, жареного мяса» (Бируни). Другие ученые считали, что нефрит необходимо вешать на шею, чтобы не болел живот, а процесс переваривания пищи протекал без каких-либо болезненных ощущений. Как амулет очень высоко ценился нефрит белого цвета, который также способствовал прекращению различных болей в желудке. Считали, что кусок или пластинка из нефрита, подложенные под угол строения, способствуют «уходу молний и других различных магнитных явлений» от дома. И это действительно так — камень является очень хорошим изолятором, не проводит разряды молнии и ток. Эти и многие другие «волшебные» качества камня были проверены и исследованы Бируни, который доказал «надуманность» приписываемых нефриту магических качеств. Наряду со всеми остальными вышеперечисленными свойствами этого камня можно выделить и его очень хорошую теплоемкость. Многие ученые предполагают, что для лечения различных воспалительных заболеваний может помочь кусок камня (который заранее необходимо немного нагреть), приложенный к области желудка либо в области почек. В процессе такого лечения камень играет роль мягкой и долгодействующей грелки. Этот камень наряду с остальными качествами имеет очень большое ритуальное значение — из него раньше готовили музыкальные инструменты, рукоятки кинжалов, эфесы шашек, почетные призы, а также всевозможные подарки разным царственным особам — в знак вечной признательности либо благорасположения. В 1895 году китайские послы принесли русскому самодержцу фельдмаршальский жезл из нефрита в золотой оправе. Самое интересное в таком подарке было то, что подобные украшения и россыпи из золота для Китая не характерны. С нефритом связано немалое количество мистических обрядов, этому камню придавали огромное значение при вступлении в загробный мир. Например, гробница всем известного завоевателя Тамерлана была сделана из одного единого куска нефрита, украшенного тончайшей и прекрасной резьбой. Нефрит относится к тем камням, которые не поддаются истиранию, и поэтому его раньше использовали для изготовления монет, а грузики из нефрита служили эталоном для взвешивания золота. Дипломатические паспорта служили особенными верительными грамотами — одну из таких пластинок вез посланник, а другую пластинку высылали специальной почтой, которая нужна была для установления подлинности первой. Нефрит в любое время кажется очень теплым и приятным на ощупь, этот камень обладает постоянной температурой. Если камень резко опустить в ледяную воду, то и после этого он сохранит свою «теплоту» продолжительное время. Всевозможные водные потоки за много лет оглаживают нефритовые валуны так, что для первобытных людей оставалась одна-единственная проблема — найти нужный кусок камня, а затем привязать его к черенку либо рукоятке. Первобытные люди обращали свое внимание на этот камень в первую очередь из-за того, что он очень прочный и его практически невозможно расколоть. Большие по своим размерам валуны нефрита порой с огромным трудом поддаются даже взрывчатке. Но одновременно с этим нефрит очень легко можно разрезать. Доказательством этому является тот факт, что на одном заводе ради рекламы попытались разбить кусок нефрита паровым молотком, в результате чего камень остался целым, а сама наковальня развалилась пополам. Для того чтобы раздавить кусок нефрита, необходимо приложить усилие около пяти тонн на квадратный сантиметр поверхности самого камня, но не меньше. Для сравнения можно взять гранит, который распадается при нагрузке в одну тонну. На срезе куска нефрита очень хорошо видно переплетение тонковолокнистых удлиненных кристаллов, которые напоминают переплетение нитей в жаккардовой ткани либо переплетение прутьев в корзине. По своему химическому составу нефрит представляет собой кальциево-магниевый силикат из группы амфиболов. Нефрит является самым любимым камнем в странах Юго-Восточной Азии, а особенно в Китае, где в храмах и монастырях можно встретить огромное количество изделий из нефрита. Камень и его заменители Очень часто за жад продают различные изделия из плотного антигоритового серпентинита — нефритоид либо боленит, которые слишком сильно отличаются от настоящего нефрита, обладающего благородным блеском и изумительным по глубине свечением. Из нефрита Для того чтобы лучше познакомиться с таким камнем, как нефрит, следует съездить в Самарканд. В старой части этого удивительного города находится известный мавзолей Гур-Эмир, со своей знаменитой усыпальницей Тимуридов. С первого взгляда это здание с изящными арками и немалым по величине куполом, который покрыт изразцами голубого цвета, ничем не отличается от других храмов. Сразу при входе в это величественное здание очень легко можно увидеть в центре зала несколько крупных могильных камней, которые создают незабываемое впечатление. Самое яркое впечатление производят два камня: крупный по своим размерам, белого цвета и полосчатый, состоящий из одного большого куска мраморного оникса, который стоит на могиле Улугбека, внука Тамерлана, а второй по своим размерам много меньше, из нефрита зеленого цвета, который лежит на могиле великого Тамерлана. ![]() Это сооружение, длина которого составляет 1,88 м при высоте 0,39 м и ширине 0,4 м, можно считать самым крупным изделием из нефрита. Камень почти посередине разбит пополам — существует такое предположение, что когда-то это был единый монолит, который впоследствии был разбит. По одной из существующих легенд, этот монолит был разбит во время завоевания Самарканда. Надир-шах разбил этот камень лишь потому, что надеялся найти внутри него сокровища Тамарлана. Вторая легенда гласит о том, что этот монолит был похищен разбойниками, которые надеялись найти в нем золото, но в то время, когда грузили похищенное на верблюда, камень упал и разбился о землю. Разочарованные в своих неоправданных надеждах разбойники оставили его и ушли прочь, а жители города чуть позже вернули камень на прежнее место. Самое интересное предположение по этому историческому вопросу в 1897 году выдвинул геолог А. Рябинин. При очень тщательном изучении камня геологу удалось обнаружить внутри него жилки, которые симметрично друг другу располагаются внутри половинок камня, а при совмещении правой и левой половинок эти жилки полностью совпадают. Все эти открытия и позволили А. Рябинину предположить, что первоначально камень был распилен на две примерно равные части, а затем его сложили боковыми сторонами. Валун в длину составлял около 1,2 м, ширина была 0,8 м, а толщина доходила до 0,5 м. Вероятно, многие видели, хотя бы на фотографиях, знаменитую пекинскую площадь Тяньаньмынь, где проходят все демонстрации китайской столицы. Трибуна этой площади — главный вход в императорский дворец (в настоящее время он превращен в музей искусств). В центральном зале этого музея находятся несколько нефритовых горок, представляющие собой большие валуны нефрита, с вырезанными на поверхности скульптурами (сцены либо из современной жизни деревни и города, либо из какого-нибудь буддийского эпоса), которые сделаны на подставках. К северу от Пекина находится усыпальница императоров династии Мин (урочище Шисалин). Это прекрасное сооружение, где очень широко был применен нефрит. Лишь только подойдя к урочищу, каждый посетитель моментально оказывается в так называемой аллее скульптур. По сторонам дороги стоит множество высеченных из монолитов белого яньшаньского мрамора скульптур, которые приблизительно в 1,5–2 раза больше натуральной величины человека. В самом начале аллеи можно встретить ряд воинов, которые облачены в средневековую боевую одежду. После по краям аллеи находятся чиновники в полной форме. На каждой статуе хорошо видна работа скульптора — резьбой отделана каждая деталь оружия и одежды, так же отчетливо изображены вышивка и пуговицы на кафтане и даже шапочка с чиновным шариком наверху. Затем, после чиновников, стоит целая серия лошадей с тщательно отделанной сбруей, на которой вырезано буквально каждое украшение, а также каждый ремень под седлом и вышитой попоной. Еще дальше находятся овцы, быки и боевые слоны. Последние покрыты вышитой попоной, каждый завиток вышивки очень хорошо вырезан из мрамора. В конце аллеи — несколько пар чудовищ. Здесь можно увидеть существ, у которых туловище собаки с крокодильей головой, помесь грифона с драконом, а также многих других. Там, где кончается аллея скульптур, находятся прекрасные мраморные декоративные ворота. За ними — беседка, в которой стоит мраморная черепаха, символизирующая вечность. На этой черепахе — стела с выбитыми на ней именами похороненных императоров и датами их правления. После беседки размещена сама усыпальня, представляющая собой умело разбитый и хорошо ухоженный парк со многими крупными деревьями, в котором располагаются высокие курганы с беседкой наверху. Внутри каждой беседки находится черепаха со стоящей на ее спине каменной стелой, на которой написано имя императора, похороненного под курганом. В 50-х годах прошлого столетия, после образования КНР, многие китайские археологи пытались вскрыть какую-либо одну из могил. Для этого они усиленно бурили под курганами, но так и ничего не находили. Лишь только используя геофизические методы, ученым удалось обнаружить могилу 13-го императора династии Мин Чжу Ицзуня, который был захоронен в 1561 году. Эту могилу превратили в музей, а драгоценные предметы из нефрита, которые удалось ученым найти, впоследствии разместили в двух зданиях рядом с могилой, специально построенных для этой цели. Эта могила находится на глубине 50 м под землей. Несмотря на то, что вскрытие усыпальницы императора не была доведено до конца, в могиле ученым удалось найти огромное множество драгоценностей. В центре камеры находился гроб императора, а по бокам стояли гробы обеих жен. Вдоль стенок этой камеры находилось огромное количество слитков золота и серебра, размеры которых колебались от 1,5 м и до 10–15 см в диаметре. Но самое большое количество здесь находилось нефрита, что в свою очередь свидетельствует о том, что этот камень очень высоко ценился. В этой камере находилось много нефритовых валунов, но самым запоминающимся изделием из этого драгоценного камня является белая нефритовая пиала императора с абсолютно ровной поверхностью, с выделанным филигранным золотым футляром. Еще запоминаются нефритовые серьги одной из императриц. Серьга представляет собой изящную фигурку кролика из белого нефрита в высоту около 3 см с рубиновыми глазами, который висит на золотом кольце. Снизу к фигурке прикреплены золотые цветы с камнями, которые изображают лужайку. На этой лужайке и изображен скачущий кролик. ![]() Нефрит завоевал внимание человека на самых ранних этапах истории. В европейских изделиях каменного века археологи находили даже нефритовые топоры, материал для которых происходил из месторождений Центральных Альп. Эти месторождения нефрита были выявлены в последнее время. Различные украшения и изделия из нефрита были найдены археологами на территории Индии и Японии. Нефрит также был очень хорошо известен и в доколумбовой Америке, где его использовали в различных изделиях. Здесь этот камень получил название чалчихуитль. Месторождения нефрита Нефрит, как правило, образуется в контактах серпентинитов с алюмосиликатными породами, которые еще называются габброидами. Нефрит, в основном, ищут в ручьях, как правило, босыми ногами, так как гальки этого камня слишком скользкие и устоять на них просто невозможно. В Китае месторождения этого драгоценного камня в основном находятся в Восточном Туркестане (Хотан, Яркенд). Именно отсюда на протяжении нескольких веков перевозились валуны амфиболового нефрита. Новозеландский нефрит первоначально был использован племенем маори при изготовлении различных поделок. Люди этого племени обрабатывали валуны, которые находили в реках Арахура и Теремелау на острове Южном. В настоящее время изделия из зеленого нефрита производятся в Идар-Оберштейне. Здесь самые опытные мастера копируют мотивы маорийских поделок. Огромное количество нефрита поступает из Вайоминга, Калифорнии, Британской Колумбии и с Аляски. К другим общеизвестным месторождениям нефрита относятся следующие: район озера Байкал в Сибири и Йорданов (Польша). В Забайкалье также немало мест, где люди находили нефрит, но особенно важно то, что здесь можно найти этот камень всех цветов. Встречаются нефриты от черного до белого цвета, причем со всеми оттенками — серого, зеленого и голубого. В Забайкалье этот камень находится в пределах тектонических зон и поясов развальцевания пород, где при различных, даже при самых незначительных движениях земной коры образуются глыбы овальной формы, которые очень напоминают речные валуны. На протяжении 1970–1980 гг. зеленый нефрит хорошего качества поступал с Тайваня. Здесь можно встретить и зеленые просвечивающие камни с шелковистостью. Жители этого острова стремились продавать камень под таким довольно заманчивым названием, как «нефритовый кошачий глаз», что ведущими геммологами было воспринято отрицательно на том основании, что хотя состав и свойства этих камней и соответствуют нефриту, но их параллельно-волокнистое строение, обуславливающее эффект шелковистости, отличается от строения нефрита, волокна которого ориентированы беспорядочно и образуют спутанно-волокнистую структуру. История поисков и находок нефрита на территории России очень хорошо изложена в работах А.Е. Ферсмана, в которых он описал свои новые наблюдения, и в работе нашедшего очень много нового материала в сибирских экспедициях Г. Перемыкина. Описаны все усилия по поискам и добыче восточносаянского нефрита. Г. Перемыкину удалось обнаружить в большом количестве крупные нефритовые валуны, часть которых он сумел доставить и в Петербург. Привезенные валуны в то время были использованы для изготовления украшений дворцовых зданий, а также и для изготовления мелких поделок. После того как в СССР начал развиваться интерес к поделочным и драгоценным камням, советские геологи начали поиск нефрита. В первую очередь в своих поисках геологи пошли по следам Г. Перемыкина и начали находить валуны немалых размеров по рекам. Особое внимание геологи обратили на Восточные Саяны, где были найдены самые крупные по своим размерам валуны нефрита. Здесь поиски проводились по берегам таких рек, как Онот, Китой. В 80-х годах прошлого столетия здесь были открыты новые месторождения — Улан-Ходинское, Оспинское и Ботогольское, на которых был найден нефрит различного цвета. Здесь встречались камни с ярко-зеленой, темно-зеленой, салатной окраской, а также других оттенков. Одновременно геологи занимались разработкой и других месторождений. В настоящее время практически вся добыча камня в пределах нашей страны, происходит из коренных месторождений. Наши камнерезы научились обрабатывать нефрит. Благодаря большой вязкости нефрит очень хорошо принимает полировку и служит красивым поделочным камнем. Очень красиво смотрятся рюмки, вазы, кольца и браслеты из нефрита. ![]() Свойства нефрита Нефрит никогда не исчезал с Земли, так как он не подвластен течению времени и влиянию различных стихий, благодаря этому этот камень и сохранился во многих памятниках прошлого. Нефритовое кольцо — единственное изделие, которое способно выдержать то сильное напряжение, которое может возникнуть при носке кольца на пальце. Но в чем заключается причина такой прочности нефрита? Он представляет собой не минерал, а горную породу, которая сложена немалым количеством мелких игольчатых кристалликов амфибола. Такая порода по своему химическому составу очень близка к пироксенам, а отличие заключается лишь в присутствии в ней воды в небольших количествах. Совсем другая и структура амфибола, в основе которой лежит кремнекислородная лента, а пироксен состоит из кремнекислородных цепочек. Состав амфиболовых кристаллов может изменяться в широких пределах. Здесь есть железистые и поэтому зеленые разновидности типа актинолита, а также могут встречаться и абсолютно бесцветные, такие, как тремолит, представляющий собой известково-магнезиальный амфибол. Иногда в амфиболе могут встречаться такие элементы, как алюминий и натрий. Большие по своим размерам кристаллы амфибола очень красивы. Это, как правило, шестигранные призмы, на верху которых развивается три, либо большее количество граней. Амфибол обладает великолепной спайностью, и поэтому не составляет никакого труда разбить этот кристалл. Самое интересное: если амфибол образует иголочку, довольно тонкую по своей толщине, то ее можно гнуть как угодно и сколько угодно, и она останется целой. Нефрит имеет такие же тончайшие кристаллы, но в этом камне кристаллики перепутаны таким образом, как, например, перепутываются шерстинки в войлоке. Именно благодаря такой структуре нефрит и обладает высокой прочностью — если где-то найдется более слабый кристалл, который просто не выдержит нагрузки и сломается, то соседний, более прочный, не даст разойтись трещине дальше и расколоть породу. Происхождение Практически все месторождения нефрита связаны с внедрением магматической породы в змеевик, но их образование происходит по другую сторону контакта. Когда происходит внедрение магматической породы в змеевик, то холодный серпентин нагревается, при этом теряя воду, а затем сюда начинает поступать и вода из остывшей магматической породы. После эта горячая вода, одновременно обогащаясь калием и кремнеземом, начинает воздействовать на слишком быстро прогретый серпентин. В результате этого около магматической жилы начинает создаваться контактная зональность. Рядом с жилой образуется слюдяная оторочка, где из воды начинают оседать весь алюминий и калий, входящие в общий состав слюды. Затем располагается зона амфибола, в которой начинают фиксироваться кремний, оставшийся в растворе, а также в небольших количествах вода — и лишь после начинает «складываться» зона тальковых пород. Нефрит, как правило, формируется как контактная зона амфибола. В основном такая зона бывает сложена крупнокристаллическим амфиболом, благодаря чему и имеет абсолютно иной характер. Насчет того, почему же вместо крупных кристаллов амфибола образуются мелкие, до сих пор ученые ведут довольно бурные споры. Среди всех специалистов существует такое предположение, что нефрит образуется на малых глубинах, где преобладают температуры намного ниже, следствием чего является более быстрое остывание растворов и соответственно более быстрая их кристаллизация. Здесь самым интересным является то, что одновременно в приблизительно одинаковых геохимических условиях формируются две очень похожие друг на друга горные породы. Одной из таких пород является жадеит, который требует для своего формирования весьма больших глубин и больших давлений; вторая — нефрит — полная противоположность жадеиту: требует для своего образования довольно малых глубин, на которых происходит более быстрое охлаждение растворов с вытекающий отсюда более быстрой кристаллизацией. Многие нефриты, в состав которых входят сильножелезистые амфиболы, имеют почти черный цвет. Но, как правило, нефриты слагаются актинолитом-маложелезистым амфиболом, благодаря чему камень обладает светло-зеленым цветом, а в том случае, если в состав входит хром (хотя бы и в малых количествах), нефрит приобретает ярко-зеленый цвет, который очень напоминает цвет изумруда. Совсем недавно в Бурятии было обнаружено небольшое месторождение, в котором нефрит образовался при изменении осадочной карбонатной породы, очень богатой магнием. В таких породах совершенно отсутствует железо, и поэтому здесь образуется нефрит белого цвета, который сложен безжелезистым амфиболом-тремолитом. Именно из такого нефрита был сделан кролик для сережек жены 13-го императора династии Мин, которые были найдены археологами при вскрытии могилы. Нефрит относится к благородным камням, которые очень легко поддаются обработке. Блеск этого камня не тускнеет на протяжении времени. А самое интересное то, что до сих пор ученым не удалось найти способа для синтеза этого камня. Из книги Руслана Старцева «Тайны драгоценных камней» Тайны алмазов. Тайны изумрудов. Тайны сапфиров. Тайны рубина. Тайны опалов. Тайны жемчуга. Тайны янтаря. Тайны малахита. ![]() ertata Тэги: драгоценные, заменители, интересное., камни, культура, месторождения, минералы, мифы, непознанное., нефрит, нефрита, нефрите, природа., происхождение, промыслы., разное., свойства, экология. РОССИЯ...2013-11-11 18:30:15![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ertata Тэги: бытие., города, живопись, жизнь, интересное., история, история., культура, люди, непознанное., обои., природа, россии., россия, фото, фото., фотоподборка Гамлет, Онегин и советский Агитпроп.2013-11-11 17:52:26![]() Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе имела место или, как тогда говорили, била ключом духовно-культурная, созидательная жизнь. Нам активно навязывали лучшие образцы? Пожалуй, что да, ибо тянуть человека к свету гораздо труднее, чем позволять ему падать. Вездесущий Агитпроп целенаправленно внедрял моду на чтение и образованность, поэтому книжные шкафы должны были ломиться от книг, а подпольная продажа билетов на популярные спектакли в Ленком и в «Таганку» оказывалась иной раз даже прибыльнее, чем фарцовка американскими джинсами и парижскими благовониями. Культуру – в массы! Это был не пустой лозунг; так выглядела наша реальность. Разумеется, уже в 1920-е годы стало ясно, что обойтись исключительно силами «пролетарских» писателей и таких же классово близких композиторов было бы невозможно, хотя чрезмерно активные пролеткультовцы громко кричали с трибун, что построение нового мира никак не возможно без полного уничтожения старого. Но время шло - современно-революционные «танцы машин» Николая Форрегера и зазывные речёвки театра Синяя Блуза были к началу 1930-х годов объявлены некомильфотными и где-то даже – вредительскими. Зато возобладало обращение к эталонам проверенной классики, а великий Александр Сергеевич Пушкин был разве что не канонизирован – 100-летие со дня его гибели отмечалось в СССР с небывалой торжественностью, даже с помпой, как, впрочем, и 150-летие со дня рождения. Один только факт – именно в 1937 году Музею Изобразительных Искусств присвоили имя Пушкина, таким образом, навсегда утвердив за ним народный статус Нашего Всего. Итак, сегодняшний наш разговор пойдёт о тех классических писателях, поэтах, драматургах – как русских, так и зарубежных, которые чаще всего подавались нам в качестве «правильных» авторов, способных донести советскому человеку такую же правильную, справедливую мысль. Оговорюсь сразу – попсовой дрянью нас не пичкали, порнографическими пикантностями и декадентскими завываниями – тоже. Страшилок не показывали. Уродство и разложение – строго запрещали. Средненькие и даже – слабые вещи великих поэтов старались нам не представлять – впрочем, всё это изучалось на университетских филфаках и в прочих гуманитарных учебных заведениях. Массы же получали только сливки. Хорошо ли это было – вручать народу отфильтрованную и, как говорят некоторые «кастрированную» (sic!) культуру? Напомню, что в годы Перестройки, когда из печати стало выходить всё то, что годами запрещалось или же было забыто, многие люди, в том числе и я, бросились читать то самое неизданное, табуированное и, чего уж там, стесняться – антисоветское. Мы активно скупали коряво и спешно отпечатанные, но, тем не менее, - дорогостоящие книги. И тут нам всем открылось главное - без чтения этих произведений можно бы жить и дальше. И вовсе не потому, что эти издания делались на очень плохой бумаге и безо всякого умения. Текст он и есть текст. Приведу один простой пример. Проглотив пару-тройку откровенно слабых романов Александра Дюма, выпущенных в начале 1990-х, я уяснила, что советский Агитпроп совершенно правильно «кормил» нас лучшими блюдами от monsieur Dumas. То есть трилогией о мушкетёрах, «Графиней де Монсоро» с «Графом Монте-Кристо», приключениями Марго, шута Шико и так далее, не разбавляя наше восторженное восприятие хиленьким «Ожерельем королевы» и прочими «Шевалье де Мезон-Руж». Только тогда многие из нас поняли, что литературный «отец» храброго Д’Артаньяна был, что называется, построчником и очень часто создавал скучновато-тягомотные тексты с броскими наименованиями. Дабы издатель клюнул, а там – хоть трава не расти. И это только один пример. Полагаю, что каждый из вас с этим тогда столкнулся, потому что и у Агаты Кристи, и у Френсиса Скотта Фицджеральда, и у Александра Куприна есть великие вещи, а есть, с позволения сказать, pulp, попса, проходные штучки, которые, скорее всего, и самим авторам-то не очень понравились. Так вот, Советская Власть тщательно отфильтровывала этот самый pulp, выдавая нам только великое и – полезное. Ещё один показательный пример. В своё время я обнаружила в продаже сборник с заманчивым наименованием «Русская светская повесть XIX века». Прочитав, а точнее – пробежав глазами тексты, я поняла – это может представлять культурологический интерес, но не более того – лучше Пушкина и Гоголя об этом всё равно никто не написал. Так вот и скажите – что лучше потреблять? Отфильтрованную чистую воду или же воду прямиком из водоёма? Да, последняя будет «гораздо более естественная», но окажется ли она так уж полезна организму в целом? Полагаю, что нет. Но для того чтобы воспитывать народ на примерах высокой классики, она должна была ещё и соответствовать идейным задачам советской дидактики. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» То есть, помимо несомненного таланта, у автора должны были отыскаться дружеские связи с декабристами, антибуржуазные воззрения, критика в адрес Николая I (Людовика XV, королевы Виктории, кайзера Вильгельма, etc.) или же - участие в каком-нибудь неблагонадёжном политическом кружке, готовящем Великую Французскую (или какую-нибудь ещё) Революцию. Так, говоря о Мольере, следовало подчеркивать, что он претерпевал гонения со стороны ханжей и лживых святош, а потом оказался, по сути, брошен на произвол судьбы своим же коварным покровителем Людовиком XIV. Любая вступительная статья была просто обязана содержать в себе цитаты из работ Ленина, а если таковых не оказывалось, то годились Маркс, Энгельс и даже Бакунин с Плехановым. В сталинскую эпоху полагалось цитировать мнение вождя по тому или иному вопросу. Так, предисловие к пьесам Бомарше 1950 года издания содержат цитату из 10-го тома сочинений товарища Сталина: «Париж являлся убежищем и школой для революционных представителей поднимающейся буржуазии». На следующей странице дана цитата из произведения Карла Маркса. Листаем дальше – снова развёрнутое высказывание Иосифа Виссарионовича, а чуть ниже – скромная выдержка из книги Мориса Тореза. После этого автор предисловия мог преспокойно наслаждаться «…блеском лёгкой болтовни» и прочими шалостями Галантного Века с его маскарадной фривольностью и очаровательным легкомыслием. Впрочем, время от времени, мы будем встречать утверждение, что «…жизнь Фигаро – печальная история борьбы простого человека за существование». Таким образом, хитроумный плут оборачивается едва ни борцом с феодальным строем. Точно так же Евгений Онегин из мечущегося денди превращался в мятущегося декабриста. В этой связи мне хотелось бы привести показательный и – забавный пример, правда, он касается не литературы, а музыки. У писательницы Софьи Могилевской, специализировавшейся на поучительных рассказах для послушной советской детворы есть примечательная вещь под названием «Поварёнок Люлли». Речь идёт о знаменитом французском композиторе Жане-Батисте Люлли, творившем под личной опекой короля-солнца Людовика XIV. Путь мастера показан в каноническом соцреализмовском стиле – талант из народа пробивается к вершинам славы, несмотря на крючкотворства придворных прихлебателей и бездарных завистников. Дабы оценить стиль автора, достаточно прочесть патетичный финал: «Но нет, не королю Франции и даже не тем учителям, которые стали обучать его всем музыкальным наукам, был обязан поварёнок Люлли, что стал одним из самых выдающихся композиторов Франции. Он всего добился сам — своим большим талантом, своим уменьем трудиться и своим живым и смелым нравом. Жан-Батист Люлли прожил долгую и блистательную жизнь. Он написал множество опер, балетов, танцев и песен. Его музыка пользовалась успехом не только среди придворной знати. Его почитал и любил простой народ Франции. Его песни распевали и поварята возле жарких очагов, и угольщики в лесах Нормандии, и булочники, выпекающие хлеб, и виноградари, выращивая золотые и лиловые гроздья на холмах Бургундии». То есть, с одной стороны – кажущийся откровенный маразм про близость музыки Люлли к народу. Современные читатели, хихикая, смекнут: не будь этой высокопарной ахинеи, книгу о королевском композиторе завернули бы ещё на стадии рукописи. И они будут правы – дидактика требовала подобных высказываний. С другой стороны, не всё так уж и глупо. Уже в современной французской книге о музыке барокко можно прочесть, что «…знаменитая любовная ария из оперы «Амадис» распевалась всеми кухарками Франции. Впрочем, многие из его сочинений имели “простонародное происхождение” и брали своё начало в крестьянских мотивах». Тут важен акцент – в СССР активно, порой даже чрезмерно подчёркивали близость автора к трудящимся массам и его любовь к народному творчеству. Сейчас, когда главное – это продать контент, будут вытаскивать «нетрадиционную ориентацию» всё того же Люлли. Как первое, так и второе совершенно не нужно для восприятия музыки. Но есть нюанс! Поклонники творчества Оскара Уайльда могли прочесть в предисловиях, что «…эстет и поклонник изящного, он, тем не менее, был не чужд понимания гибельности буржуазного образа жизни. Он тонко высмеивал его в своих изысканных текстах…». И так далее. Нам давали понять, что Оскар Уайльд был не просто чутким бытописателем лордов-бонвиванов, а едва ли не ярым критиком их бутоньерок и бонбоньерок. Но, согласитесь, это звучит гораздо оптимистичнее и – приятнее, чем смакование приватной жизни вышеуказанного «писателя-эстета». В СССР существовала своеобразная культурная иерархия – так, были высокие жанры, а были – нет, не низкие, а – лёгкие. Это, в общем-то, не меняло сути, ибо воспитание всегда стояло несоизмеримо выше, чем развлечение. Так, с точки зрения пропаганды, роман о страданиях английского сироты в викторианскую эпоху считался гораздо более значимым, нежели английский же детектив, действие которого разворачивалось в те же годы. Кроме того, имела место чёткая иерархия самих авторов. На вершине Олимпа располагался, безусловно, Александр Пушкин – пламенный борец, вечный вольтерьянец и лучший друг декабристов. Чтобы понять смысл, открываем журнал «Огонёк» (№23, 1949), полностью посвящённый круглой дате – 150-летию со дня рождения Нашего Всего. «Законный наследник Радищева, Пушкин утвердил и закрепил в русской поэзии и пламенную политическую лирику и политическую сатиру, как основополагающую историческую традицию, предопределив развитие гражданского начала в лирике Лермонтова и гражданско-демократической лирике Некрасова». Не правда ли забавна формулировка о «законном наследнике Радищева»? Итак, вслед за Нашим Всем шли «мятежный гений» Лермонтов и поэт-гражданин Некрасов, который (между нами говоря) был гораздо большим гражданином, нежели, собственно, поэтом. Значительное место отводилось Льву Толстому, который, по мнению критиков, «любил мысль народную» и, как все помнят, самолично вспахивал землю, не гнушаясь также крестьянской одеждой. Высоко ценились Агитпропом – драматург Александр Островский за его «искромётный простонародный юмор» и «гневную критику купцов-самодуров»; барин-гуманитарий Иван Тургенев – «певец русской природы и русской деревни»; Иван Гончаров – «обличитель обломовщины»; Николай Гоголь – «острый критик николаевского правления». Среди зарубежных авторов лидировал Уильям Шекспир. Его не просто стабильно переиздавали, ставили на сцене и живописно экранизировали – он являл собой образчик классической мудрости, не требовавшей, меж тем, особенных пояснений. Шекспировские страсти понятны и профессору, и токарю. Комедии, вроде «Двенадцатой ночи», представляются смешными во все времена. Именно поэтому в СССР было так много (sic!) «Гамлета». И дело тут не только и не столько в знаменитой экранизации, получившей самые высокие оценки в самой Англии. Именно эту пьесу разыгрывают подростки из популярной в 1920-е годы книжки «Дневник Кости Рябцева» Николая Огнева. Главный герой так и говорит: «Несмотря, что буржуазного происхождения, Гамлет был парень всё-таки с мозгами». Или возьмём, например, повесть Радия Погодина «Дубравка», написанную уже в 1960-х годах. По сюжету старшеклассники решают ставить трагедию о принце Датском, но руководитель кружка не советует этого делать – не нужно смешить людей. «Они возмущались, доказывали, что Гамлет для них прост, как мычание. Перессорились между собой. И на следующий день согласились ставить «Снежную королеву». И, наконец, ещё один знаковый штрих – Гамлет в исполнении благородного вора Юрия Деточкина. Ирония авторов – Иннокентий Смоктуновский играет Гамлета во второй раз. Разумеется, не было недостатка в произведениях Гёте и Шиллера, Диккенса и Золя. Издавались Фейхтвангер, Фицджеральд, и, разумеется, Ремарк и Хемингуэй, ставшие культовыми писателями для наших шестидесятников. Интересный момент. Некоторые серьёзные книги, имевшие изначально политический, религиозный или же философский контекст, в СССР преподносились, как… детская приключенческая литература. Помните? Дон-Кихот, Робинзон Крузо и Гулливер воспринимались мальчишками приблизительно как Айвенго, Д`Артаньян и капитан Немо. Все эти персонажи являлись для советских подростков образцами доблести, чести, изобретательности, самопожертвования, поэтому никому особенно не было дела до того, что изначально приключения Гулливера - это социально-политическая сатира, бичующая людские пороки. Это ещё раз говорит о том, что хорошая книга может быть трактована по-разному и служить любой идеологии. Безусловно, перечислить всех русских и зарубежных авторов, помогавших советскому человеку «строить и жить» было бы попросту невозможно. Тут важно другое – не количество, а качество. А за качеством в те времена строго наблюдали. Скажете – надзирали? Пусть так, ибо сие ничего не меняет – Гамлет с Онегиным оказывались вызубрены и даже – поняты. Несмотря на всенепременную «роль народа». Галина Иванкина Читай ещё: Чужие и свои. Секс в СССР. Счастье по-советски. Советская культура. Монарх в России. Аристократия или быдло? После бала... Стивен Фрай против! М + Ж = 0 Русские идут! Советский павильон Феминизм Комсомолка, спортсменка и просто красавица ![]() ertata Тэги: бытие, бытие., власть, духовно-культурная, жизнь, идеология, интересное., история., книги, книги,, культура, литература, назад, народ, непознанное., общество, писатели, проза,, советский, ссср, ссср., стихи, цензура
Главная / Главные темы / Тэг «непознанный»
|
![]() ![]() ![]()
Категория «Музыканты»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...

Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|