... философии Фридриха
приобретает особую ... пути, предначертанном
. Несостоятельность идеи ...
Говоря о пророчествах Фридриха Ницше и эмпирических подтверждениях его правоты в реальной жизни, на мой взгляд, не следует особо выделять масштабные эпохальные исторические события и катаклизмы, такие как мировые войны или революции. Противоречия, приведшие к таким потрясениям, безусловно, хорошо объяснимы в терминологии философского учения великого швейцарца, но не менее, а может быть и более актуальным является отражение в ежедневном существовании каждого из нас того, на что открыл нам глаза Ницше.

Человек вынужден постоянно решать вопрос о том сделать ли ему шаг вперед по мосту, ведущему к Высшему Человеку, или остаться на месте, что равнозначно деградации. Закономерности построения межличностных отношений сегодня и социально-экономические реалии нашей жизни не оставляют нам места для иллюзий относительно возможности реализации жизненных целей, дачи адекватных ответов на вызовы, которые каждый день бросает нам жизнь, в отрыве от решения философских вопросов и проблем, которые были сформулированы в позапрошлом столетии, и не были ни поняты, ни приняты современниками. «Меня поймут после мировой войны».
Проблематика господства и рабства, препятствий и тормозов на пути к высшим формам существования личности, ограничивающая роль давления социальной среды на индивид, изощрённое «окультуривание» и подавление личности, которое испытывает на себе каждый – все эти аспекты, составляют ежедневную борьбу современного человека за право оставаться самим собой. Идти к своим, а не чьим-то целям, руководствуясь собственными представлениями об истинной ценности вещей, человек сможет только в том случае, если у него хватит смелости, мужества, воли разрешить противоречие с собой и окружающим миром, встать на путь обретения внутренней свободы и силы. И вступив на этот путь единожды, уже никогда не возвращаться к полусознательному, рабскому состоянию мещанина, живущего мелкими буржуазными желаниями и страстишками: «После того как я узрел бушующее море с чистым светящимся небом над ним, я не выношу уже всех бессолнечных, затянутых тучами страстей, которым неведом иной свет кроме молнии»; «Всяким маленьким счастьем следует пользоваться как больной постелью: для выздоровления – и никак иначе».
В поэтической образной форме, в виде притч и аллегорий Фридрих Ницше очертил рамки, которые ограничивают свободу и волю к победе каждого из нас, ёмко и глубоко показал, чем именно обусловлена конфронтация между человеком и окружающим его миром, сформулировал и предложил пути разрешения данного противоречия, созвучные интересам личности, на её пути к Высшему Человеку. «Лучше оставаться должником, чем расплачиваться монетой, не носящей нашего образа! - так требует этого наша суверенность».
Вся работа Ницше может быть понята как одно пророчество, реализация которого происходила до него, и происходит по сей день. События, происходящие на протяжении всей истории человечества, есть не что иное, как развёртывание во времени и в пространстве идей, которые он первый обозначил, сформулировал и сделал попытку донести до своих читателей.
«Я закон только для своих, я не закон для всех» - так говорил Заратустра”. «Тот, кто умеет дышать воздухом моих сочинений, знает, что это воздух высот, здоровый воздух. Надо быть созданным для него, иначе рискуешь простудиться». Фридрих Ницше в своих работах обращался лишь к тем, кто мог и хотел воспринимать его. Адресат его послания явно не является его современником. Он жил в условиях общества, завершившего переход к буржуазному строю, общества, находящегося под контролем христианской церкви, выражающей интересы государства. Инертность мышления и косность восприятия его современника мещанина-бюргера, пусть даже и образованного, практически не давали ему возможности получить признание при жизни. «Сейчас я не могу бороться — у меня нет даже противника».
Нельзя назвать иначе, чем беспримерным личным подвигом то, в каких тяжелейших внешних условиях велась эта работа. Конфронтация с консервативной профессурой и образованными кругами того времени и очень слабое, с периодическими обострениями здоровье, необходимость по этой причине оставить преподавание, могли остановить кого угодно, только не его. Он страдал очень тяжелой формой мигрени, при которой сильнейшие головные боли длятся часами. В наши дни люди, страдающие этим страшнейшим хроническим заболеванием, вынуждены постоянно проходить стационарное лечение. Практическое следование положениям собственного учения, постоянное превосхождение себя позволило ему на протяжении долгих лет противостоять недугу, причинявшему ему нечеловеческие страдания. В двадцать пять лет он стал доктором филологии и профессором Лейпцигского и Базельского университетов, добровольно принял участие во франко-прусской войне в 1870 г.
Не выдерживает критики расхожий избитый аргумент критиков великого мыслителя, ставящих ему в вину факт окончания земного пути в стенах лечебного учреждения. Факты говорят нам о том, что там он находился по причине того, что усилившиеся с возрастом боли, требовалось блокировать обезболивающими средствами, имевшимися в больнице, куда поместила его сестра Элизабет Ферстер Ницше. Эталон величия духа и несгибаемой воли, силы характера и внутренней свободы, непоколебимой стойкости и верности своим собственным ценностям явил нам Фридрих Ницше. «У одного одиночество — это бегство больного, а у другого — бегство от больных». «Ни один победитель не верит в случайность».
«Вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир - незримо вращается он. Но вокруг комедиантов вращается народ и слава - таков порядок мира». Характерной чертой нашего времени является тотальное проникновение массовой культуры для населения во все сферы нашей жизни. Поведенческие стереотипы и пошлые ценности, навязанные средствами массовой информации, вплетаются в ткань психики обывателя, делая его рабом этих привнесённых извне ментальных полуфабрикатов, мотивацию примитивной, поведение предсказуемым, а решения – неэффективными, выгодными лишь незримым изобретателям этих «новых» ценностей, а не ему самому.
Безвкусные и бессодержательные образчики популярного ширпотреба, негласное одобрение повальной наркотизации, де-факто рабское положение большинства людей в обществе, нарастающие темпы имущественного и культурного расслоения, произвол властей – всё это есть видимое проявление процессов, символически описанных в работах гениального провидца. Решение проблемы существования личности в такого рода контексте лежит в той же плоскости, что и решение проблемы становления ницшеанского Высшего Человека. Осознание наличия ресурсов для такого роста, освоение данных ресурсов, расширение границ внутренней свободы, обретение способности формулировать собственные ценности и критерии оценки реальности – об этом писал Ницше. Перед необходимостью решения этих задач жизнь поставила нашего мыслящего современника. Не желая превратиться в довольного своей участью биоробота, под бормотанье ангажированных СМИ, двигающегося по заранее известной, незамысловатой жизненной траектории, предписанной ему изобретателями «новых ценностей» он будет вынужден отстаивать себя и свои интересы, формулировать свои собственный ценности. В постоянном превосхождении себя обретает он возможность быть самим собой в условиях агрессивной внешней среды. «Человек есть нечто, что должно превзойти»» В этом, на мой взгляд, заключается одно из проявлений пророческого гения Фридриха Ницше. «Ибо теперь маленькие люди стали господами: они все проповедуют покорность, скромность, благоразумие, старание, осторожность и длинную вереницу остальных маленьких добродетелей».
В современном ему буржуазном обществе он видел процессы, развитие которых, привело к тому, что человек, не желающий раствориться в толпе, истинный «аристократ духа», не подверженный тлетворному влиянию убеждений и мыслишек маленьких людей практически не будет иметь другого выхода, кроме становления на путь к ницшеанскому Высшему Человеку. «Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем и мучительным позором». "По ту сторону севера, льда, смерти - наша жизнь, наше счастье... Формула нашего счастья: Да, нет, прямая линия, цель...".
На сегодня, практическая реализация философии Фридриха Ницше приобретает особую актуальность в свете того, в каких тяжелейших и давящих условиях происходит воспитание, развитие и становление человека в современном обществе. Инертное консервативное общество жесточайшим обществом репрессирует проявления воли к свободе и власти в детском, подростковом, юношеском возрасте. Причем делает это, по большей части, на бессознательном уровне. В качестве показательного примера вполне справедливо будет привести современное нам государство Российская Федерация, где система обязательного образования активно калечит психику ребенка, насильственно вбивает в юные головы огромное количество мертвой бесполезной информации, пресекает в зародыше всякое проявление естественного стремления к свободе, силе и власти.
Воспроизводство пушечного мяса, для системы массового потребления является целью современного российского образования. Сотни и тысяч молодых жизней ежегодно бросаются в топку «национальных», «корпоративных» и иных интересов. «Народятся многие множества: для лишних и было изобретено государство!». «Те же, кто расставил западни для людей и назвал это государством, - разрушители: меч и сотню вожделений навязали они всем».
Трагедия современности заключается в том, что лишь единицы смогут выбиться из этого стада, избежать пути регресса, по которому движется большинство, удел которого – заклание на жертвеннике чужих интересов. И эти единицы, нашедшие в себе силы плыть против течения грязного потока, бурлящего ложью и лицемерием, примиренчеством и завистью, бессильной злобой и безнадёжным отчаянием, и будут соответствовать благородному званию современного ницшеанца. ««Должен» для большинства звучит приятнее, чем «хочу». В их ушах сидит ещё стадный инстинкт». «Хочешь ли ты, чтобы жизнь твоя всегда была лёгкой? Так оставайся в стаде и за стадом забудь о себе». «Немногие имеют возможность быть независимыми: это преимущество сильных».
Наследие Фридриха Ницше - это глоток свежего воздуха, спасающий от удушья в спёртой атмосфере затхлых концепций и представлений, в окружении ограниченных и малодушных полулюдей, бесцеремонно пытающихся ещё и навязать рабские кандалы, всем, кто еще не закован в них. Противоречие сильной свободной высокодуховной личности и окружающего стада вечно и неизбывно. Оно проявляется ежедневно в нашей жизни. Гениальный Ницше увидел его и показал его. И еще он увидел и показал пути разрешения этого противоречия. «Братья мои, неужели хотите вы задохнуться в смрадном чаду их вожделеющих пастей? Бейте же стёкла, выпрыгивайте на свободу!» Учение о Высшем Человеке есть прививка от отчаяния и безысходности. Оно экранирует нас от разлагающего тлетворного влияния расхожих постулатов и заплесневелых ценностей окружающей социокультурной среды. «Мы - в стороне, имеем известный достаток, силу»
Суть вечного конфликта между аристократом, поведение которого в высшей степени сознательно и окружающей его толпой, мало чем отличающейся от стада скотов заключается в том, что толпа неконкурентоспособна, когда есть рядом человек высшего склада, то бишь выжить без него она если и может, то с большим трудом, ибо не способна в полной мере осознавать то, что происходит в реальности. Рабские привычки и стереотипы, не позволяют деградирующему большинству принимать адекватные решения. Представитель толпы не имеет адекватно возможности мыслить, не обладает волевыми качествами для контроля над ситуацией вокруг себя, не способен внятно сформулировать и реализовать свои интересы, его действия определяются усвоенными в детстве запретами, ограничениями и шаблонами. В силу этого отношение к нему определяется зависимостью и неприятием одновременно. Зависимость вызвана объективной несостоятельностью масс в современном обществе, а неприятие, переходящее в ненависть, вызвано тем, что масса в полной мере осознаёт свою ущербность, отсутствие у него качеств, необходимых для движения к свободе и успеху. «То, что мы узнаем в человеке, воспламеняем мы в нем. Остерегайся же маленьких людей!». Здесь проступает в полной мере роль морали, как оружия маленького человека, с помощью которого он пытается ограничить чужую свободу. «Вас назовут истребителями морали: но вы лишь открыватели самих себя».
Социальная и культурная несвобода и глубинная внутренняя неизбывная «экзистенциальная» несвобода взаимно дополняют и усиливают друг друга. Особенно это проявляется в наше время, когда переход к постиндустриальной общественно-экономической формации перекраивает социальную структуру общества, оставляя за бортом массы неприспособленных и никому не нужных рабов и представителей почивающей на лаврах, привыкших к своему положению «старой» элиты. В современных условиях решение философской задачи становления Высшего Человека, сформулированной Фридрихом Ницше, тесным образом связано с проблемами адаптации к быстроменяющимся условиям информационного общества. «Мы, люди нового времени», «Мы, свободные умы».
Особую роль в порабощении человека в современном обществе является институт брака. Ницше хорошо понимал ущербность такой формы сосуществования, одобренной государством и церковью. С помощью брака государство и общество получают возможность контролировать и влиять на личную жизнь человека. Находясь под жёстким социальным давлением во время осуществления своей экономической активности, человек, казалось бы, мог бы иметь возможность быть свободным в плане личном, и, тем самым, хоть как-то компенсировать своё рабское положение, но такой возможности он был лишен государством и церковью. Одна из первейших задач, которую ставили и ставят перед собой клерикалы – это контролировать личную сферу членов общества. Методы для этого используются разные – от запугивания загробными муками в аду в средние века, до социальной рекламы, пропагандирующей семейные ценности в наши дни. Сейчас мы не ставим перед собой задачу подробно анализировать то, как именно государство и церковь ставили под свой контроль личную жизнь людей. Усилия церковного аппарата подавления всегда были направлены на удержании поведения масс в заданных рамках. Конечно, существование свободной личности в таких условиях невозможно. О необходимости вырваться из тёмного каземата мракобесных представлений говорил Ницше: «Бог умер».
Прямых репрессий на особей, не желающих выполнять навязанные нормы поведения, бесцеремонное навязывание в качестве общепринятых идеалов моногамного брака, стороны-участники которого по определению несвободны, и потому не представляют сколько-нибудь серьёзной угрозы для существующего общественного порядка – это отражено в высказываниях: «Взгляните на верующих! Кто больше всего ненавистен им? Разбивающий скрижали их ценностей, разрушающий и преступающий, но он есть созидающий», «Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением! Слишком торопитесь вы, заключая брак, и вот следствие — расторжение брачных уз!». Современно и даже злободневно звучат сегодня такие мысли великого Ницше об этом социальном явлении: «Брак-это наиболее изолганная форма половой жизни», «Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает свою ставку — на брак».
Немыслим ницшеанский Высший Человек, превосходящий свою ограниченность, собственной своей волей создающий своё доброе и своё злое, который «есть молния из тёмной тучи, называемой человеком» в роли прилежного семьянина, добросовестно выполняющего рутинные супружеские обязанности и посвятившего себя выращиванию следующего поколения таких же бездумных биороботов. На мой взгляд, практическое разрешение этого философского противоречия возможно путем построения таких отношений с противоположным полом, которые бы не ограничивали бы свободу особей, эти отношения строящих. В наше переходное время построение эффективных и свободных в личной сфере возможно исходя из представлений, созвучных ницшеанству.
Одним из социальных эффектов перемен, происходящих в наши дни, будет принципиальное изменение роли рабочей силы. Постиндустриальная экономика не будет нуждаться в большом количестве исполнителей, выполняющих стандартные действия. В современных условиях создание стоимости перемещается в такие сферы, где места для «маленьких людей», к сожалению, не предусмотрены. Нарастание интенсивности процессов такого расслоения приведет к глубоким изменениям в социальной структуре общества, элитарные слои которого составят сильные, свободные и ответственные люди, фактически идущие по пути, предначертанном Ницше. Несостоятельность идеи социального государства, в рамках которого в прошлом веке было возможно относительно безбедное существование инертных масс, подтверждает объективную истинность утверждения «Падающего - подтолкни». Решения, не зависящие от навязанных лживых моральных критериев, на первый взгляд кажутся радикальными, но практика показывает, что именно такие решения являются оптимальными. Препятствуя неизбежному, можно лишь впустую потратить время и ресурсы. Ницше мудро призывал нас не препятствовать этому, а видеть возможности реализации своей свободы и своего пути после ухода со сцены персонажей, сыгравших свою роль.
С поразительной глубиной и точностью видел и понимал Фридрих Ницше факторы, определяющие развитие человечества. Глядя на динамику развития доминирующих идей и сложных информационных конструктов, результатов к которым приводит их применение в реальности, мы видим, что он безошибочно определил место Высшего Человека на ключевом участке магистрали, по которой идёт человеческая цивилизация в своем развитии.
Неразрывно связаны проблемы, которые решает Высший Человек на пути своего становления с механизмами выживания в современных условиях, в условиях, когда уровень давления внешних обстоятельств на каждого из нас беспрецедентно высок. Обретение самого себя, последовательное избавление от навязанных в процессе воспитания рабских норм поведения и ограничивающих стереотипов позволит нам в современных условиях эффективно строить взаимодействие с окружающей социальной и культурной средой. Скорость изменений, происходящих в мире сегодня, чрезвычайно высока. Чтобы формировать и реализовывать успешные стратегии по достижению целей, которые мы сами сформулировали и поставили перед собой, от нас требуется понимание того, что почти полтора столетия назад увидел и показал великий Ницше: «Благородная каста всегда бывала сначала варварской кастой: перевес её заключался не в физической силе, а в силе духа. — Это были более цельные люди (что на любой стадии развития означает: более цельные звери)», «Жизнь есть воля к власти», «Человек - самое жестокое из всех животных».
Когда мы читаем Ницше и примеряем на себя это послание, то в нас запускаются очень важные процессы. Никогда мы уже на станем в точности такими, какими мы были до встречи с гением. Величественное звучание образов и идей, содержащихся в наследии Ницше, тонко гармонирует с чем-то, что есть в каждом из нас. Значение того, что дал нам Ницше переоценить невозможно, он подарил людям самих себя, дал им возможность очнуться и своими ногами сделать шаг на пути к Высшему Человеку.
Процесс восхождения к высотам духа, становление сильного, свободного, сознательного Высшего Человека бесконечен. Для каждого настаёт собственный Великий Полдень в его время, но лишь обретя решимость и волю сбросить рабское ярмо, что несём добровольно «подобно всаднику, мчащемуся на фыркающем коне, мы бросаем поводья перед бесконечным».
Артем Гуртовой
... />
назывался красиво ...
... /> Для начала откроем
Ницше, "иметь скорлупою ...
За что люблю и уважаю психологию - с ее помощью можно красиво и научными терминами объяснить явления, которые я просто ощущаю, но не всегда могу внятно выразить. О красоте
"Насчет косметики, каблуков и прочего антуража, по наличию которого азиатские дамы безошибочно отличаются от европейских
Для начала откроем Ницше и прочитаем:
"До сих пор мужчины обращались с женщинами, как с птицами, которые сбились с пути и залетели к ним с каких-то вершин: они принимают их за нечто в высшей степени тонкое, ранимое, дикое, причудливое, сладкое, полное души, - но в то же время и за нечто, что необходимо держать взаперти, дабы оно не улетело
Ничего больше говорить не надо, всё сказано. Но для ленивых разверну.
Для чего, собственно, нужна одежда? Понятно, для защиты от окружающей среды, для фиксации принадлежности к корпорации (у нас это почему-то называют "показателем статуса"), а еще? А еще для того, чтобы замаскироваться. Создать впечатление, что ты не таков, каков ты есть. Или что тебя вообще нет. Как сказал тот же Ницше, "иметь скорлупою прекрасный призрак".
Так вот. Женщина, когда красится, одевает каблуки, серьги, корсеты и юбки, тем самым создает видимость, что она суть нечто, отличающееся от человека. Нечто странное и экзотическое. "Райская птица". В лучшем случае, рисунок человека, кукла, моделька.
Естественно, это не чисто женская прерогатива - украшательства и телесные модификации свойственны многим народам и социумам в разное время. Но нас интересует фиксация местных мужчин на экзотическом антураже женщин. Тут, как мне представляется, дело в чисто нарциссических структурах личности. Нарцисс, как известно, не воспринимает "Другого". Другой мужчина худо-бедно может сойти за собственное отражение ("такой, как я"). С женщинами этот номер не проходит - она заведомо Другая.
Как известно, самые мощные аффекты вызывают объекты, очень похожие на человека, но всё же не тождественные ему. Они вызывают сильнейшую тревогу, желание "убрать с глаз долой". Поэтому наших мужиков крючит при одном упоминании о "некрашеных европейках в джинсах и маечках". Начинается неконтролируемая копролалия в духе "грязные, вонючие" etc :)) Но объект, сильно отличающийся от человека, уже такой тревоги не вызывает. "Райскую птицу" можно рассматривать как "украшение", предмет интерьера, ВЕЩЬ. И более-менее спокойно с ней сосуществовать. Характерно, что попытки "птицы" показать, что она "тоже человек", вызывают у таких товарищей неприятное удивление.
Подобные же механизмы срабатывают и у женщин в отношении мужчин (например, когда дама признает только мужиков "в костюмах", а когда товарищ снимает костюм и облачается в треники - ее глючит). И еще чаще - в отношении себя, когда человек не выносит вида собственного тела и страстно мечтает модифицировать его до "анимэ" или "куклы Барби". Дисморфофобия (ненависть к собственному телу) вполне может сочетаться и с потребностью модифицировать других.
----
Резюмируя, можно сказать, что чем меньше в обществе практикуется нарциссическое травмирование ("ты заслуживаешь жизни лишь настолько, насколько точно ты отвечаешь моим ожиданиям"), тем меньше у людей помешательство на модификации внешности, как своей, так и ближних"
http://everlasting-cat.livejournal.com/1027609.html