В октябре 1918 года Лоуренс Аравийский вступил в Дамаск на волне триумфа арабского восстания. Он пошел к могиле Саладина и долго стоял здесь один. Это была странная сцена – англичанин, руководивший арабским “крестовым походом” отдавал честь человеку, который на 750 лет раньше изгнал крестоносцев. “Крестовый поход” Лоуренса начался в июле 1909 года. Он за три месяца: с июля по сентябрь прошел пешком 1600 километров по территории Палестины и Сирии, посетив 50 замков. По возвращении в Оксфорд, он пишет диссертацию под названием “The influence of the Crusades on European Military Architecture”. Здесь Лоуренс первым выступил против господствующей тогда теории о влиянии архитектуры восточных замков на европейскую. Особенно его возмущала мысль, что Шато-Гайар - замок его любимого Ричарда Львиное Сердце, не является оригинальным произведением архитектуры.
Что это, природный феномен? Углубление, пробитое в результате внутренних катаклизмов или многовековой работы морских пенящихся волн, а может быть, промытое проникающими внутрь дождями? Или же это дело рук человеческих, первобытных людей, кельтов, галлов? Никогда не узнать. Да и к чему? Главное он понял. Игла была полой! В сорока - пятидесяти метрах от большой арки, называемой Нижними Воротами и спускающейся, подобно ветви гигантского дерева, вниз, с высоты скалы, к подводным камням, туда, где находится ее основание, высится огромный известняковый конус, и конус этот — лишь остроконечный колпак, прикрывающий пустоту! Удивительное открытие!
Бывают четырёхзвёздные генералы, и бывают четырехцветочные города. В один из таких городков мы решили заехать после тяжелого туристского дня. В этом городке нет особых достопримечательностей, только цветы. Четырехцветочный город Жувинье (Juvigné).
Во Франции на въезде в город может быть такой указатель с цветами (от одного до четырех)
В начале было просто несколько мест, которые мы хотели посетить. Когда эти места объединились в некую последовательность, оказалось, что это путешествие по Бретани и Нормандии.