А теперь давайте поговорим об образовании. Это деликатная и сложная тема. Я, как вы уже знаете, два года преподавала в вузе. Посему мне есть что сказать об университетах, Болонской системе образования, студентах и школьниках. Но всему свое время.
Давайте начнем с начала.
Я считаю, что есть два типа знаний. Первый - знание общих и специализированных дисциплин, которые мы получаем в школах и вузах. Второй - осознание себя и мира, ценностей, норм социума и каждого отдельного человека.
На данный момент школы и вузы перестраиваются на преподавание только первого типа знаний. Математика, языки, литература, философия, логика, финансы, психология - стандартный набор учебных заведений.
Как люди получают второй тип знаний? Занимательный вопрос, я вам скажу. Но есть ещё один, куда более интересный: "Связана ли личная осознанность человека с учебным процессом?" Я ответила на него утвердительно и отрицательно.
Не раз и не два я сама сталкивалась с людьми без высшего образования. Некоторые из них были учтивы, добры, вежливы. Они рассуждали трезво и ясно, смотрели на жизнь позитивно, относились ко всем как к равным. Уважение к другим людям и природе жило в их сердцах, проявлялось в поступках.
Преподавая в университете, я поняла, что с умными, образованными людьми порой очень нелегко общаться и работать.
Мы все хотим, чтобы нас уважали просто потому, что мы живем. Мы все ищем искренности и честности в отношениях с другими. Мы все хотим, чтобы общество, правительство, продавцы в магазинах и наши соседи поступали порядочно. Как это относится к системе образования?
Предмет педагогики - следить за целостным развитием и формированием личности в процессе обучения и образования. С таким определением согласны русские и украинские педагоги. В их числе А.А. Реан, И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович, П.И. Пидкасистый, В.И. Андреев, П.Д. Юркевич и другие. Возможно вы ничего о них не знаете. Но это не важно. Я хотела донести до читателя то, что целый ряд педагогов взял на себя обязательство не только вести определенную дисциплину в учебном заведении, но и "следить за целостным развитием и формированием личности". Так или иначе это касается получения школьником или студентом второго типа знаний.
На занятиях невозможно не затрагивать этические и нравственные аспекты, мотивы поведения героев литературных произветений и исторических личностей. И каждый ученик оценивает их по-своему.
В школе и вузе люди не только решают типовые задачи, но и развивают логику, наблюдательность, изобретательность. Ученики учатся задавать ключевые вопросы и искать ответы, отделять главное от второстепенного, нужное от ненужного. Эти занятия и навыки влияют на формирование системы ценностей школьников, помогают им осознавать себя; ладить с другими людьми; пользоваться знаниями, полученными в учебном заведении, в соотвестивии с этическими нормами.