Одно из помещений дворцово-паркового ансамбля Румянцевых-Паскевичей используется под выставки. ...
Одно из помещений дворцово-паркового ансамбля Румянцевых-Паскевичей используется под выставки. Нам повезло попасть на выставку, посвященную староверам - быт, иконы, творчество - это фонды музея в Ветке, когда-то крупнейшего старообрядческого центра (Ветка совсем рядом с Гомелем). Совершенно потрясающие иконы, книги, одежда, узоры, ткацкие станки, а главное - нам достался эскурсовод, который сам ездил в фольклорные экспедиции по деревням староверов всего района, лично с ними общался, записывал истории, столько всего увлекательного рассказал. Я многое пересмотрела в своих представлениях о Ветке и ее "выгонках" благодаря этому юноше. Он, кстати, пытался взять за индивидуальную полуторачасовую экскурсию... 4 доллара.
Честно говоря, у меня по художественным произведениям типа графа Салиаса де Турнемира сложилось впечатление, что Ветку царь активно ненавидел, старался разрушить, сжечь и истребить под корень, ведь туда бежали все крепостные в поисках новой жизни. И что это была именно религиозная война. Так-то оно так, да не совсем. Так называемых "выгонок" Ветки было много. Богатые староверы каждый раз "почему-то" успевали благополучно разбежаться по другим деревням. А один раз им даже разрешили разобрать главную церковь и переправить ее по реке к новому месту жительства. Вот эту
В общем, похоже, что бывших крепостных действительно "гоняли", т.е возвращали на родину, а вот сами староверы особенно никого не волновали, и истреблять их никто не собирался. И на религиозную войну не тянет. Жили в Ветке весьма и весьма состоятельно, занимались кораблестроением, книгопечатанием, позже прославились иконописью. Книги были почти в каждом доме - при том, что один только переплет стоил дороже коровы
Дорогое удовольствие - книги. Но и в плане одежды не бедствовали. Вот вам повседневный женский наряд - по строгости недалеко ушел от мусульманского, по цене тоже, как вполне себе богатой мусульманки одежда
А вот и необычный Николай. С точки зрения канона он смотрит на беса за левым плечом того, кто молится у иконы. В народе образ прозвали Никола Косой. Экскурсовод рассказал, как объясняла смысл иконы одна старушка-староверка - дескать, грешна она, весьма грешна, оттого святому противно на нее смотреть и он косится в сторону, а вот как отмолит она свои грехи, как очистится - в тот же миг станет Николай смотреть прямо ей в лицо :)
Обратите внимание, как отличаются иконы этой школы
Богатый оклад - не бедствовали староверы, повторюсь
Но при случае могли староверы и сэкономить. Если один святой помогает от того, а другой привлекает это, то неплохо заказать одну икону, где изображены они оба. А еще лучше - целая толпа. Или четыре полезных для дома и семьи сюжета на одной доске. Цена ниже, а все покровители разом имеются
Серафима Саровского сами староверы не чтили никогда. Но заработать хотелось, потому на заказ для России писали, кого скажут. Вот "заказная" икона, не для себя
Переходим к быту. Экспозиция освещала культ хлеба, проходящий через всю жизнь. Особенно меня впечатлили гробы, которые делались на каждого члена семьи заранее еще при жизни, а чтобы пустой гроб не притянул к себе покойника, засыпались зерном и культурненько стояли в избе.
Рубашку с красными вышитыми узорами невеста надевала на свадьбу. Если она была невестой младшего сына, то после свадьбы, входя в дом, передавала ее свекрови... на смерть. Да-да, тонкий такой намек - вырастила последнего сына и до свидания, дорогая мама. Чай, гроб уже дожидается, зерно можно и высыпать...
Все узоры вышивки имеют значение. Заодно можете попрактиковаться в белорусском языке - много ли поймете
А вот и экспозиция, посвященная ткачеству. Станки работают