"«Чучело» — художественный фильм 1983 года режиссёра Ролана Быкова о шестикласснице Лене Бессольцевой, сумевшей выстоять в своем первом столкновении с подлостью и предательством. Фильм снят по написанной в 1981 году одноимённой повести Владимира Железникова, которую он написал на основе случая со своей внучкой, которая точно так же, как Лена Бессольцева, взяла на себя чужую вину и весь класс разом объявил ей бойкот."
Сильный фильм. О жизни. Каждый раз, когда я его смотрю, вспоминаю свои школьные годы. Бойкот в нашем классе был другим - более тихим, менее жестоким. Но он был. Я догадывалась, кто доносчик(-ца). Но думали на меня. Поэтому знаю, что такое очная ставка со своим классом. Знаю, что такое детская подлость и трусость. Зависть, ревность, честолюбие.. Но я благодарна своим одноклассникам. Люди, которых я любила и защищала, творили глупости. И эти глупости сделали меня сильной и готовой к разным ситуациям в коллективе.
Как ни странно, в университете была похожая ситуация. Другая, без доносов, но похожая. И как ни странно, поведение стаи одинаковое - сначала собраться в стаю. Но снова на очной ставке стая трусит. А по отдельности так вовсе никто ничего не значит. Я не знаю, чем вызван этот страх, который был и в классе, и в группе. Наверное, люди боятся правды. Или себя...
Во многом повлияла наша система. Кто не в курсе - мы учимся по Болонскому процессу. А это означает, что твоя твёрдая четверка или пятерка - отнюдь не твёрдая, если кто-то учится лучше. И если ты успешнее, то кто-то из-за твоих успехов становится менее успешным в общем рейтинге. Баллы, рейтинги - кому оно надо? Знала ли я, как разделится мнение людей после того, как вывесили первые списки рейтинга на первом курсе? И сколько нового я услышала о себе.. слухи, увы, живут долго. До сих пор помню, как "вызвали на разговор". Теперь кроме зависти я знакома с лицемерием. Люди, которые лгут в лицо, улыбаясь и ёрничая, за спиной поливают грязью. Откуда только в человеке столько злобы и подлости?
Но им тоже большое спасибо. Такие ситуации воспитывают много новых и полезных качеств, например, бдительность. И уменьшают степень природной детской наивности. И воспитывают чувство юмора к жизни и к людям. По крайней мере во мне воспитали. Теперь я с юмором отношусь к подобным ситуациям. Всегда найдется, что сказать и о чем промолчать.
А еще понимаешь, кто такой настоящий друг, а кто друг лживый. Важное умение - распознавать стоящих людей. И людей, которых стоит остерегаться...
Люблю бабочек. И божьих коровок. Вообще всех люблю, но этих особенно. Почему-то...