в Мельков А.С. Политический треугольник «Россия-Украина-ЕС»: от конфронтации к перезагрузке
Originally published at Институт современных гуманитарных исследований. You can comment here or there.
Тезисы выступления Андрея Мелькова на VII международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Актуальные проблемы внешней политики Украины" (Черновцы, Украина, 15 ноября 2013 г.).
Последние годы российская власть оказывает сильнейшее политическое и экономическое давление на Украину. Долгосрочные перспективы такого давления могут иметь крайне негативные последствия для самой России. В результате завышенных цен на газ, периодически возникающих торговых войн, создания отрицательного имиджа Украины в российских СМИ, российско-украинские отношения значительно ухудшились и продолжают ухудшаться. На этом фоне даже пророссийски настроенные политические силы и элиты, а также традиционно сочувствующие России жители Восточной Украины испытывают крушение прежних идеалов и представлений о братских отношениях и нерушимой дружбе с Российской Федерацией. Если такая динамика российско-украинских отношений будет сохраняться в дальнейшем, то Москва рискует лишиться поддержки значительной части украинского общества. В таком случае Россия может «потерять» для себя Украину не только политически и экономически, но и культурно, через цивилизационную переориентацию пророссийски настроенных украинских граждан в сторону приоритета современных европейских ценностей.
Говоря о существующих проблемах в российско-украинских отношениях, следует учитывать, что сегодня они находятся в тесной связи с политикой Европейского Союза на постсоветском пространстве. Реализация «Восточного партнерства» – проекта ЕС – существенно осложнила планы России на геополитическое доминирование в Восточной Европе. При этом официально в Европейском Союзе подчеркивается, что «Восточное партнерство» не направлено против России: «Это – вовсе не антироссийская инициатива. Это – ответ на стремление наших восточных соседей существенно углубить и расширить их отношения с ЕС. Россия остается важнейшим партнером… с которым мы сейчас ведем переговоры по новому всеобъемлющему соглашению. Мы всегда подчеркиваем, что партнеры по линии ВП нуждаются в хороших рабочих отношениях со всеми своими соседями, включая Россию» [1]. Однако, несмотря на эти официальные заявления ЕС, реализация «Восточного партнерства» привела к охлаждению отношений между Москвой и Брюсселем, а также возникновению напряженности между Россией и странами-участницами ВП, включая Украину.
В этой связи принципиальное значение приобретает соглашение об Ассоциации между Украиной и Европейским союзом (включая расширенное соглашение о свободной торговле), которое должно быть подписано Украиной в ходе саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе в ноябре 2013 года. Это соглашение станет наиболее важным политическим документом со времен провозглашения Акта о независимости Украины в 1991 году. Учитывая прохладный характер существующих на данный момент отношений ЕС и России, украино-европейское соглашение об Ассоциации закономерно приведет к еще большему усилению существующей напряженности между Украиной и Россией. Отказ Украины от участия в Таможенном и Евразийском союзе в пользу европейской интеграции через политическую ассоциацию и свободную торговлю неизбежно вызовет ответную и жесткую реакцию со стороны России. Неслучайно в начале октября 2013 года из Кремля впервые прозвучали заявления о перспективах введения визового режима с Украиной [2], что само по себе является не только элементом популизма, но и едва ли не последней попыткой вернуть Украину в фарватер российской внешней политики. Такой публичный анонс крутых и непопулярных мер звонким эхом отозвался в Украине, где ряд парламентариев выразили готовность в качестве превентивной меры ввести визы в отношении российских граждан с целью пресечения нелегальной иммиграции и контрабанды [3].
Очевидно, что подобные действия Кремля не пойдут на пользу самой России, которая в условиях развивающегося мирового финансово-экономического кризиса встанет на путь самоизоляции и жесткого противостояния не только с Украиной, но и всем Западным сообществом. Альтернативным и наиболее правильным путем выхода из сложившейся ситуации для России был бы отказ от конфронтации с поэтапным наращиванием сотрудничества с Европейским Союзом и его институтами. Важнейшей перспективой развития тесных отношений по линии Россия-ЕС должна стать отмена визового режима с последующим углублением всестороннего сотрудничества. Это автоматически снимет с повестки дня вопрос о введении виз с Украиной, в случае углубления ее европейской интеграции. России целесообразно не мешать, а помочь Украине адаптироваться в европейском пространстве, чтобы через украинскую интеграцию в западные структуры развить более тесное российско-европейское сотрудничество как в экономическом, так и культурном измерениях. В этой связи Украина может стать не источником раздора и нагнетания напряженности между Европейским Союзом и Россией, а наоборот – ключевым связующим звеном в формировании нового открытого пространства в Восточной Европе, основанного на принципах демократии, свободного перемещения и тесных торгово-экономических отношений.
Примечания:
1. Eastern Partnership. Memo/09/217. Brussels. 5 May. 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=MEMO/09/217&form....
2. Сергей Глазьев прогнозирует визовый режим Украины с Россией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hvylya.org/news/exclusive/sergey-glazev-prognoziruet-vizovyiy-rez...
3. Да мы сами введем визы с Россией ради "евроинтеграции": реакция из Верховной рады Украины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regnum.ru/news/polit/1718651.html.