Я пошёл в школу при совке в 1986 году, и страшно вспоминать, как детям промывали мозги политикой. В моём нулевом классе первый же урок был уроком мира*, и нам там рассказали, как СССР борется за мир, что подлые американцы хотели поставить в Афганистане свои ракеты, чтобы нацелить их на нас, и потому нам пришлось оказать им братскую помощь народу Афганистана (вроде это называлось "интернациональный долг")**. Урок мира был интересен шестилетним детям, так как на нём показывали голубей мира, и космонавтов, которыми все мы хотели стать. Вроде бы и про звёздный зонтик еще рассказывали - но я точно не помню. Возможно, про это нам рассказали не на первом уроке.
А еще был Ленин, который перед детьми одновременно представал как образцовый мальчик в молодом возрасте, и добрый дедушка в пожилом. Дети росли на рассказах про идеального Ленина, играли в игры "Кто на черточку наступит, тот и Ленина погубит", всё вокруг было ленинским, Ленин был на октябрятских значках, половине плакатов, его образ очень старательно впечатывался в мозги. Наша школа была не простая, а имени Островского. Это такой писатель, написавший "Как закалялась сталь" про гражданскую войну и коллективизацию. В школе на третьем этаже был специальный красный уголок.
В начальной школе мне даже нравился этот процесс - надо было хорошо учиться, быть добрым и честным, следовать заветам Ленина, и тогда тебя возьмут в октябрята. Потом нам следовало заслужить право стать пионерами - двоечников туда не брали, кроме того предстояло выучить пионерскую клятву. Пионером я стал, приём туда был очень торжественным. Детство прекрасная пора, даже если оно проходит в совершенно кошмарной второй половине 80-х годов. Так что несмотря на все тяготы и лишения, воспоминания об этом времени накладываются через розовые очки, оставаясь с лёгким ностальгическим оттенком. Сейчас знаю немало ровесников, которые с трепетом вспоминают "Какое хорошее у нас было детство".
Но чем старше я становился, тем больше становилась заметна показуха, нищета, необустроенность нашей жизни. Американцев уже не ненавидели (как это сейчас в России), а скорее они становились героями анекдотов, в которых высмеивался совок. Классические анекдоты про "Поспорили как-то Рейган и Горбачев..." можно было рассказывать в школе, и ничего за них уже не было.
Очереди становились всё длиннее, а вместе с тем политическая пропаганда воспринималась детьми очень скептически. Ленина, конечно, никто не ругал - это было святое, а вот Сталин или Горбачев уже не были именами, перед которыми преклонялись. Помню, в третьем или четвертом классе учительница обсуждала с нами сталинские репрессии и подводила к выводу, что "Если бы не перегибы во времена Сталина, то всё бы сейчас в СССР было хорошо". Вот нахрена это обсуждать с 9-10-летними детьми? Много показухи было в пионерских лагерях.
Совок возвращается в школы
Хоть я и не указывал номер школы и класса, его выяснили, и очень оперативно спустили проверку, всех поставив на уши. Теперь всем достанется :(
Как всё должно быть
По моему, образование должно быть отстранено от политики. Не должно быть никаких фотографий политиков/чиновников в школе, уроков политической информации, требований для детей и родителей посещать политические мероприятия, агитации в школах, использования учителей для этой агитации и много другого, что, к сожалению, сейчас присутствует.
Политика в школах - это отвратительно.
UPDATE: Со мной связался представитель "Единой России", сообщил, что распространение этих материалов через детей в школах не планировалось, что это явный перегиб. Он попросил назвать номер школы и класса, в которых это было. Я не стал их называть, так как очень прогнозируемо после этого последует проверка, в результате которой "по башке получат" наш учитель и мой ребёнок. Я считаю, что мой случай не единственный потому, что в тот же день дочь моего коллеги, которая учится в другом классе и в другой школе, принесла домой такую же открытку.
*Я хорошо помню свой первый день в школе, но всё-таки воспоминания шестилетнего ребёнка, когда тебе уже 35 лет, могут быть не очень точными. **В начальных классах у нас была очень хорошая, активная, но в тоже время сильно политизированная учительница. Может быть в других классах было меньше политики.
2015-04-28 12:59:03
В прошлом году в Высшей школе экономики появился факультет компьютерных наук, созданный при участии ...
+ развернуть текстсохранённая копия
В прошлом году в Высшей школе экономики появился факультет компьютерных наук, созданный при участии Яндекса. На первый курс поступило более 320 человек. Специалисты Яндекса принимали активное участие в разработке программы обучения и преподавании в бакалавриате «Прикладная математика и информатика», и вот каким был первый год обучения студентов этой программы.
Михаил Левин, руководитель службы анализа больших данных в Яндексе, один из преподавателей факультета компьютерных наук ВШЭ:
На факультет поступило неожиданно много студентов. Сначала на «Прикладной математике и информатике» у нас было сто бюджетных мест. Однако к середине июля мы получили куда больше ста заявлений только от олимпиадников, которые могли рассчитывать на поступление без экзаменов. В итоге за счёт ВШЭ увеличили количество бюджетных мест и набрали около двухсот человек — почти в два раза больше, чем собирались. Вместо одного лекционного потока сформировали два.
В первом и втором модулях студенты изучали программирование на Python и C++, в третьем начался базовый курс алгоритмов. Кроме того, первокурсникам преподавали математический анализ, дискретную математику, линейную алгебру и геометрию (на сайте ВШЭ можно изучить общую программу бакалавриата целиком). Многие семинаристы — сотрудники Яндекса. Лекторами по некоторым курсам также были специалисты из Яндекса, а кроме того мы пригласили хороших лекторов из НМУ, с мехмата. Большинство наших семинаристов и лекторов получили от студентов высокие оценки.
На входе мы проводили тестирование по математике и программированию (кстати, по ссылке можно проверить свои силы и сравнить результаты с результатами наших первокурсников). Оно было нужно, чтобы создать пилотную группу из наиболее сильных и готовых к дополнительной нагрузке студентов. На семинарах они уходят вперёд или рассматривают темы более глубоко, а также сдают более продвинутые факультативы по математике и алгоритмам.
С первого курса студенты ПМИ ФКН начинают проектную работу. Проектный семинар стартовал в третьем модуле. Индивидуальными проектами наших студентов руководят более 25 менторов из IT-индустрии и науки. Темы проектов простираются от приближенных решений задачи коммивояжера, архиватора и написания ботов, хорошо играющих в 2048, до веб-схемы метро с поиском маршрута, распознавателя капчи, кластеризации раковых транскриптов и сервиса статистического анализа истории рыночных цен финансовых активов, в общем — смотрите сами. В конце третьего модуля студенты сдали промежуточные отчёты, и сейчас у большинства из них уже есть работающие прототипы.
С первых дней на факультете начал работу центр студенческих олимпиад ВШЭ под руководством Михаила Густокашина. Тренировки проходят два раза в неделю — на факультете и в Яндексе. К нам поступили очень сильные олимпиадники, имеющие опыт в спортивном программировании, и результаты не заставили себя ждать. Две команды дошли до полуфинала международного студенческого чемпионата по программированию ACM ICPC, одна из них вышла в финал. Это очень сильный результат: команда состояла целиком из первокурсников, и ребята выступили лучше всех команд первокурсников в России.
Конечно, на факультете есть не только бакалаврские программы. У нас продолжает работать магистратура, в которой, в том числе, есть отделение ШАДа. Была разработана новая магистерская программа — «Математические методы оптимизации и стохастики», под руководством Владимира Спокойного. Также мы организовали аспирантскую школу по компьютерным наукам со своим научным семинаром.
В этом году на ФКН были созданы Коллоквиум и IT-лекторий. Коллоквиум — научное мероприятие, на нём выступали с лекциями различные российские и зарубежные ученые, например, Александр Шень, Штефан Хаар, Дмитрий Ветров, Илья Разенштейн, Глеб Гусев, Макс Канович, Владимир Спокойный и другие. IT-лекторий — место, где выступают специалисты их разных компаний и рассказывают об интересных проектах в IT-индустрии. Нас посетили представители Яндекса, Facebook, ВКонтакте, Одноклассников, Крока, SAP и других компаний.
Кроме того, Яндекс учредил стипендию имени Ильи Сегаловича, которая присуждается ежегодно трём аспирантам, трём магистрам и 10 бакалаврам факультета компьютерных наук. Недавно стали известны имена первых лауреатов стипендии.
В этом году приём документов в бакалавриат факультета компьютерных наук начнётся 20 июня, в магистратуру — 2 июня. С критериями приема можно ознакомиться на сайте приёмной комиссии Высшей школы экономики. Порядок приёма победителей и призёров олимпиад школьников на 2015 год будет опубликован не позднее 1 июня.
Больше информации для абитуриентов вы можете найти на сайте факультета. Кроме того, завтра, 29 апреля, состоится презентация факультета компьютерных наук. По ссылке вы можете посмотреть прямую трансляцию мероприятия, она начнётся в 17:00 по московскому времени. Если у вас остались вопросы — задавайте их в комментариях.