2015-03-15 23:15:41
... РПЦ? Новосибирский театр оперы и балета? Прогрессивная ... авторы новой постановки оперы. ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Это цитата сообщения Nianfora_N Оригинальное сообщениеВынесу из текста цитату:
Церковь не хочет и не собирается брать на себя функции надзора. Но когда у нас пытаются отнять даже право протестовать против оскорбляющего нас кощунства, то есть права на простое чувство, заявляя, что происходящее в общественном пространстве не наше дело, – это явный перебор даже для либералов, господа. От нас прямо требуют и носа не высовывать из-за своих церковных оград. «Нужно раз и навсегда этим мракобесам объяснить, чтоб они не лезли на чужие территории», – призывает режиссер Кирилл Серебренников. Как объяснить? Может быть вот так: «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий» (В. И. Ленин. Письмо в Политбюро от 19 марта 1922 г.). Не хочется заострять, но до грусти похоже.
Тангейзер в России. Архимандрит Тихон Шевкунов о скандальной театральной постановке
http://svpressa.ru/t/115543/
Ну вот, когда основные страсти выплеснуты, попробуем подвести итоги противостояния, зачинщиком которого является… РПЦ? Новосибирский театр оперы и балета? Прогрессивная (консервативная) общественность?
Согласитесь, все это звучит не только малосимпатично, но и вполне тревожно-угрожающе. Как многие понимают, последствия на первый взгляд локального конфликта могут быть непредсказуемыми. Достаточно вспомнить подобные прелюдии к нашей революции или недавние события во Франции.
Что увидело большинство православных людей в нежданно облетевшем всю страну оперной премьере в Новосибирском театре? Два знаменательных явления, касающихся нашей веры и нашей культуры.
Во-первых стало окончательно ясно: кощунство – от неприкрытого до завуалированного – направленное в первую очередь против Православия, стало сегодня значимой составляющей культурной жизни части современного общества. Суд в Новосибирске оправдал авторов спектакля: эксперты и судья не признали, что известный плакат, где представлено Распятие в женской промежности, а также образ Христа, развлекающегося с путанами, может оскорбить религиозное сознание.
Впрочем, какие бы решения не принимали эксперты и судьи, думаю, только усердный самообман сможет заставить их поверить, что православные люди могут перестать видеть во всем этом сознательного и омерзительного глумления, как бы нас не уверяли, что режиссер имел в виду совершенно другое. В лучшем случае можно заключить, что благонамеренный замысел у авторов не удался.
Другое дело – как нам, православным, реагировать на это и подобные события? Гражданский закон сегодня дает христианам возможность обращаться в суд в случае, если их религиозные чувства оскорблены. Закон Божий, превосходящий человеческие законы, призывает молиться за оскорбляющих нас, поскольку нет для христианина личного поругания большего, чем нанесенное Христу.
Затем в Евангелии нам повелено непременно, и со всей искренностью, предпринять попытки увещевания: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви». Но эти увещевания не должны простираться до бесконечности. «Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).
Чтобы прояснить нашу позицию, представим, что у кого-то оскорбили мать и он нашел в себе силы призвать к совести недруга. Его добрые побуждения были отвергнуты. Что мы посоветуем такому человеку? По-видимому, скажем, что он должен принимать решение, исходящее из его личной решимости и разумности. Кто-то в данной ситуации в конце концов покорится обстоятельствам. А кто-то и нет.
Снова переходя к нашей теме, приведу пример святителя Иоанна Златоуста, его слово «О том, как надлежит поступать с кощунниками»: «Раз у нас зашла речь о хуле, то я хочу просить вас об одной услуге, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутьи или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить, не отказывайся, – ударь его по лицу, сокруши уста его, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд – иди».
Вот так. Наверное, не все сегодня представляют себе столь бескомпромиссное и нетолерантное христианство. Поэтому, думаю, и был принят встреченный гулом неодобрения закон об оскорблении религиозных чувств. В первую очередь закон этот призван, полагаю, стать буфером, возможностью сдерживания и минимизации конфликтов на столь древней, таинственной и сложной почве, на которую ступили авторы новой постановки оперы.
Несомненно, искусство живет по своим законам и мы не собираемся в них вмешиваться; но искусство не обладает абсолютной автономией. Она заканчивается, когда произведение искусства соприкасается с обществом. Нас призывают быть толерантнее, проще, спокойнее, без эмоций взирать на то, что, несмотря на решения экспертов и суда, было и остается для нас кощунством. Иные уверяют, что мы просто не можем разобраться в сути дела. Подобные позиции со светской точки зрения совершенно ясны и понятны.
Но снова напомню: мы, христиане, нравится это кому-то или нет, живем по иным законам. И об одном из них в контексте призывов к толерантности говорит древний православный святой Василий Великий: «Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием». А мы как раз этого совершенно для себя не желаем.
Так что же делать? Можно только поприветствовать, что обсуждаемая сегодня проблема с провокативной постановкой «Тангейзера» вышла из судебно-процессуального пространства. Никому не нужная война против даже самых спорных направлений культуры – бесперспективна и приведет только ко многим и бессмысленным потерям.
Тем большая ответственность теперь ложится на тех, кто определяет направления сегодняшней российской культуры, кто принимает решения, какими должны быть поддерживаемые государством проекты. И эти решения должны стать настолько действенными, чтобы суметь максимально разрешить конфликт и противостояние.
Но все же в первую очередь главная ответственность остается на людях, избравших творческий путь, на авторах. Общество, читатель, зритель, не отягощая их цензурой внешней, ждут от художника благородства и высочайшей внутренней цензуры. Напомню, что Пушкин, даже в свои самые беспечные юные времена, не помышлял о том, чтобы выпускать «Гаврилиаду» или свои «частные» стихи на широкую публику. А в зрелые годы он и подавно не любил о них вспоминать.
Вот отрывок из записок А. С. Норова: «Дело было года за два до женитьбы Пушкина на Наталье Николаевне. Встретившись с ним, Пушкин дружески… обнял [Норова]. Присутствовавший при этом В. И. Туманский сказал: «А знаешь ли, Александр Сергеевич, кого ты обнимаешь? Ведь это твой противник. В бытность свою в Одессе он при мне сжег твою рукописную поэму». «Нет, – возразил Пушкин, – я этого не знал, а узнав теперь, вижу, что Авраам Сергеевич не противник мне, а друг. А вот ты, восхищающийся такою гадостью, как моя неизданная поэма, настоящий мой враг»». Именно такой метаморфозы я искренно желаю молодому и, как говорят, талантливому режиссеру Кулябину.
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется, И нам сочувствие дается, как нам дается благодать» Сочувствия, понимания, желания не навредить, не ранить, не причинить несправедливую боль – вот чего вправе ждать зритель от по настоящему талантливых авторов. Особенно это касается двух тем: религиозной и национальной.
Режиссер Тимофей Кулябин в интервью о своем «Тангейзере» заявил: «Я искал тему, табуированную в современном обществе. Для нынешнего европейца таких тем, пожалуй, только две: холокост и религия… Все остальное уже сто раз пройдено, сегодня трудно кого-то чем-то удивить. Тема религии сегодня – одна из самых сложных, провокационных и спекулятивных».
Что ж, откровенно. В результате мы получили то, что получили. Возможно, Тимофей Кулябин для достижения успеха своего замысла легко и искренне действовал по своеобразно понимаемым им законам своего жанра. Но, снова: законы Церкви – совершенно другие. В одном из недавно принятых соборных документов – «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» – говорится как раз о необходимости ответственного и в высшей степени бережного отношения именно к этим двум человеческим чувствам – религиозному и национальному.
В соборном документе Церкви призывается всеми силами противостоять любым попыткам спровоцировать противостояние на религиозной и национальной почве, от кого бы подобные действия не исходили и какими бы резонами не прикрывались. Причина столь серьезного внимания – осознание той боли, которую причиняют унижения и надругательство над верой и национальным достоинством человека, а также понимание чрезвычайного и разрушительного для общества и страны потенциала этих проблем. Церковь не вмешивается в свободу творчества.
Тем более Церковь не хочет и не собирается брать на себя функции надзора. Но когда у нас пытаются отнять даже право протестовать против оскорбляющего нас кощунства, то есть права на простое чувство, заявляя, что происходящее в общественном пространстве не наше дело, – это явный перебор даже для либералов, господа.
От нас прямо требуют и носа не высовывать из-за своих церковных оград. «Нужно раз и навсегда этим мракобесам объяснить, чтоб они не лезли на чужие территории», – призывает режиссер Кирилл Серебренников. Как объяснить? Может быть вот так: «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий» (В. И. Ленин. Письмо в Политбюро от 19 марта 1922 г.). Не хочется заострять, но до грусти похоже.
Вторая огромная проблема, к которой хотелось бы привлечь внимание, состоит в том, что в сегодняшней России нет никакого механизма защиты классики от творческой вивисекции. Взять тот же случай с «Тангейзером». Произведение, главной мыслью которого является побеждающее все земные преграды прощение и милосердие Божие, превращено в полную свою противоположность.
Допускаю, что режиссер решил показать зрителям личное видение особого трагизма сегодняшнего мира. Но правомощны ли столь кардинальные переделки по отношению к зрителю? И порядочно ли все это по отношению к автору, у которого уже невозможно спросить разрешения на столь радикальную трансформацию его произведения?
Создается впечатление, что сегодня, чтобы достичь успеха достаточно освоить весьма нехитрую технологию. Она действительно проста: нужно бестрепетно перекроить классическое произведение, что называется, на современный лад, наполнить его эротикой, прибавить безопасной по сегодняшним дням фронды по отношению к «режиму» и, наконец, это все обрамить антихристианскими сценами и выпадами. Вот произведение и готово. Таких, однообразных и пошлых, их сегодня хоть пруд пруди.
Тем более поражает, что подобные недалекие, злые пародии, осуществляются за государственный счет и в государственных театрах. Можно ли себе представить, что плеяда неких художников год за годом пишет развязные карикатуры на лучшие полотна великих живописцев, а потом Эрмитаж и Третьяковка покупают их и вывешивают рядом с подлинниками. В страшном сне такое не привидится. Но впрочем, если подобное происходит в государственных театрах, почему бы за ними через какое-то время не последовали галереи?
Конечно же, речь не идет о попытке оспаривании права талантливой режиссерской интерпретации драматического или оперного произведения. Но когда в постановку вносятся концептуальные, морально-нравственные, фактологические изменения, кардинально искажающие авторский замысел любимого и драгоценного для поколений зрителей спектакля, в угоду настроений и амбиций режиссера, то большой вопрос, насколько правильно, что все мы, в лице государства, вынуждены соучаствовать в подобных опытах.
Все это – наболевшие темы, благодаря постановке новосибирского театра, приобретшие сегодня крайнюю актуальность, требующие непременного разрешения. И темы эти обращены в главную и первую очередь на суд сообщества деятелей культуры. Им их осмысливать, оценивать и принимать по ним решения.
Что же касается достойных сожаления конфликтных проблем, обсуждаемых сегодня, то самым верным путем к их разрешению может и должен стать открытый диалог, который в первую очередь необходимо предпринимать в подобных ситуациях, диалог, стремящийся к разъяснению позиций, взаимопониманию. Именно этим хотелось бы завершить мое заочное сообщение.
Текст выступления на общественном обсуждении в Министерстве культуры РФ 13 марта 2015 г.
Архимандрит Тихон, Наместник московского Сретенского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, член Президиума Совета при Президенте РФ по культуре и искусству
2015-03-11 19:43:38
... и в Королевской опере, существуют ... заход на Призрака оперы, можно существенно сэкономить ...
+ развернуть текстсохранённая копия
no_rss
id:5226817
Предлагаем ходить в Венскую оперу за 3 евро на стоячие места на балконе, 4 евро стоячие места в партере и 6 евро на сидячие места!У каждого места есть всё, что нужно для достаточно комфортного приобщения к прекрасному.
*стоячие билеты начинают продавать непосредственно в здании оперы за несколько часов до представления. **цены на билеты до Вены почти всегда в наличии и по адекватной цене, спросить можно ТУТ
Some rights reserved by CarlosJ.R
плейлист марта: 13.03 Вертер, Массне, опера от 13€ 14.03, 17.03 Леди Макбет Мценского уезда, Шостакович, опера от 12€ 12.03, 15.03, 18.03, 21.03 Травиата, Верди, опера от 13€ 14.03 Камерная музыка Венского филармонического оркестра от 35€ 19.03 Севильский цирюльник, Россини, опера от 12€ 22.03, 29.03 Электра (Matinee zu Elektra), Штраус, опера от6€ 22.03, 25.03, 28.03 Аида, Верди, опера от 13€ 23.03, 26.03 Балет-оммаж (Ballett-Hommage), одноактные балеты от 10€ 24.03, 27.03 Тоска, Пуччини, опера от 12€ 29.03 Das Ensemble stellt sich vor, камерный концерт от 12€ 20.03, 30.03, 31.03 Лебединое озеро, Чайковский, балет от 12€ всё расписание здесь
А если окажетесь в Лондоне, за 5 фунтовможно отправиться на Волшебную флейту или представление королевского балета в Королевскую Оперу (Royal Opera) в Ковент-Гарден (адрес: Covent Garden, London WC2E 9DD). Билеты, конечно, лучше приобретать заблаговременно здесь, так как, в оперу билеты в день представления снижаются минимум фунтов до 40-ка. Программа и билеты здесь.
Кстати, во многих красивейших церквях Лондона, так же как и в Королевской опере, существуют бесплатные обеденные концерты (lunchtime recitals, начало в 13-15). Например, по вторникам органные и классические концерты дают в Southwark Cathedral (London Bridge, Bankside, London SE1 9DA, сайт), по вторникам и пятницам – в St Paul’s Сathedral (адрес St Paul’s Churchyard, London, EC4M 8AD, подробности здесь) и в St. Martin-in-the-Fields (адрес: Trafalgar Square, подробности здесь)
Если в планах прогулка в районе Сохо и заход на Призрака оперы, можно существенно сэкономить в кассе Half Price Ticket – при покупке день в день билеты в ней продаются вполцены (-50%). Находится чудо-касса на площади Лестер сквер, перед знаменитым кинотеатром Odeon. Эта дисконтная театральная будка стоит там испокон веков, и если вы в Лондоне, то наверняка знаете её. А если еще нет, то посмотреть можно вот здесь.
Делитесь мнениями, впечатлениями, фотографиями и ценными советами.
Эти здания являются самыми настоящими храмами оперы и искусства. В нашем обзоре культурного туризма 10 величайших и самых больших оперных театров в мире, в которых должен непременно побывать всякий культурный человек.
Азбука Чиптрип®: что такое теги (метки записи) и как ими пользоваться Шпаргалка для любознательных. Самый животрепещущий и частый вопрос на линии Чиптрип®
10 лет: лучшие идеи путешествий, собранные в одном посте *огромное количество идей для путешествий-маршрутов-планов-расчетов и тд. Отчет вам на почту – последние спецпредложения /b.a.r./ на закрытии дневных торгов /last call/ *все актуальные возможности побегов и трипов final clearance & private sale! *рассылка бюллетеня с final clearance и private sale (для владельцев клубных карт!)
Специальная цена, только для Чиптрип®! *ловите туры со спец.прайсами только для Чиптрип® по тегам «Спецпроект Ч» и «предложение» (к примеру, Крит на 7 ночей 30€ с перелетом)
Сотрудничество с Чиптрип®/Открыты для ваших предложений *Если вы хотите продвинуть ваш отель/хостел/дом на дереве/квартиру/виллу/ферму/спа-оздоровление/экспедицию/экскурсии либо др.услугу, то вам сюда Корпоративная дружба с Чиптрип®: конкретные предложения!
Чиптрип®-postcards: Игра продолжается! *все ваши пламенные приветы будут опубликованы на страницах сообщества Чиптрип®
Чиптрип®-opera: Wiener Staatsoper в Вене и Royal Opera в Лондоне, плейлист февраля
Чиптрип®, безнал! *отличная возможность для регионов забронировать и оставить залоги по безналу Welcome to the CLUB *как стать членом Клуба, экспресс-инструктаж, или клубное бронирование за 5 секунд Свой человек в Чиптрипе®: вся правда о Клубных Картах *что такое клубная карта, как её получить, преимущества и возможности для владельцев Бронирование без предоплаты *ловите туры с пометкой «этот тур можно забронировать без предоплаты»
Чиптрип®-market: авоськи и наклейки на чемодан на Флаконе Чиптрип® во Флаконе: Play The Game *теперь, в офисе на Флаконе можно играть в Sony Playstation 3
Внимание! Все разнообразие туров и направлений смотрите по названиям в азбуке тегов.
2015-03-04 19:30:33
... и в Королевской опере, существуют ... заход на Призрака оперы, можно существенно сэкономить ...
+ развернуть текстсохранённая копия
no_rss
id:5158571
Предлагаем ходить в Венскую оперу за 3 евро на стоячие места на балконе, 4 евро стоячие места в партере и 6 евро на сидячие места!У каждого места есть всё, что нужно для достаточно комфортного приобщения к прекрасному.
*стоячие билеты начинают продавать непосредственно в здании оперы за несколько часов до представления. **цены на билеты до Вены почти всегда в наличии и по адекватной цене, спросить можно ТУТ
Some rights reserved by CarlosJ.R
плейлист марта: 29.03 Das Ensemble stellt sich vor, камерный концерт от 12€ 20.03, 30.03, 31.03 Лебединое озеро, Чайковский, балет от 12€ 7.03 Иудейка, Галеви, опера от 13€ 6.03, 10.03 Пуритане, Беллини, опера от 12€ 5.03, 9.03, 13.03 Вертер, Массне, опера от 13€ 8.03, 11.03, 14.03, 17.03 Леди Макбет Мценского уезда, Шостакович, опера от 12€ 12.03, 15.03, 18.03, 21.03 Травиата, Верди, опера от 13€ 14.03 Камерная музыка Венского филармонического оркестра от 35€ 19.03 Севильский цирюльник, Россини, опера от 12€ 22.03, 29.03 Электра (Matinee zu Elektra), Штраус, опера от6€ 22.03, 25.03, 28.03 Аида, Верди, опера от 13€ 23.03, 26.03 Балет-оммаж (Ballett-Hommage), одноактные балеты от 10€ 24.03, 27.03 Тоска, Пуччини, опера от 12€ всё расписание здесь
А если окажетесь в Лондоне, за 5 фунтовможно отправиться на Волшебную флейту или представление королевского балета в Королевскую Оперу (Royal Opera) в Ковент-Гарден (адрес: Covent Garden, London WC2E 9DD). Билеты, конечно, лучше приобретать заблаговременно здесь, так как, в оперу билеты в день представления снижаются минимум фунтов до 40-ка. Программа и билеты здесь.
Кстати, во многих красивейших церквях Лондона, так же как и в Королевской опере, существуют бесплатные обеденные концерты (lunchtime recitals, начало в 13-15). Например, по вторникам органные и классические концерты дают в Southwark Cathedral (London Bridge, Bankside, London SE1 9DA, сайт), по вторникам и пятницам – в St Paul’s Сathedral (адрес St Paul’s Churchyard, London, EC4M 8AD, подробности здесь) и в St. Martin-in-the-Fields (адрес: Trafalgar Square, подробности здесь)
Если в планах прогулка в районе Сохо и заход на Призрака оперы, можно существенно сэкономить в кассе Half Price Ticket – при покупке день в день билеты в ней продаются вполцены (-50%). Находится чудо-касса на площади Лестер сквер, перед знаменитым кинотеатром Odeon. Эта дисконтная театральная будка стоит там испокон веков, и если вы в Лондоне, то наверняка знаете её. А если еще нет, то посмотреть можно вот здесь.
Делитесь мнениями, впечатлениями, фотографиями и ценными советами.